Главная / Обществознание / План-конспект урока "Гражданское общество и правовое государство"

План-конспект урока "Гражданское общество и правовое государство"

МКОУ СОШ с.Верхазовка Яхина Л.Б.


План – конспект

урока обществознания в 11 классе

по теме «Правовое государство и гражданское общество»


Цель урока: Продолжить работу по формированию правовой культуры, углубить знания о правовом государстве и гражданском обществе.


Задачи:

  • Сформировать целостное понятие о правовом государстве, как основном институте современной политической системы;

  • Подвести учащихся к пониманию того, что для формирования гражданского общества важны причины как объективные (рыночная экономика, демократия), так и субъективные (правовая культура, гражданская позиция, политическая активность граждан);

  • Развитие коммуникативных навыков, информационной культуры;

  • Создание атмосферы диалога и сотрудничества.


Тип урока: урок-анализ, с применением IT-технологий и ресурсов Единой коллекции ЦОР.


Вид урока: комбинированный с элементами практической деятельности


Оборудование: персональные компьютеры с высокоскоростным доступом в Интернет, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.


План занятия:

1 Организационный момент: приветствие, доклад дежурного

2. Мотивационное начало урока, определение цели.

3. Вспомнить основы теоретического материала: мозговой штурм, актуализация знаний.

4. Изучение нового материала: работа в группах

5. Защита мини-проектов

6.Закрепление. Анализ и решение проблемных ситуаций

7. Рефлексия


Ход занятия:

  1. Организация класса.

2. Постановка цели урока.

Урок начинается с повторения роли и функций государства, направлений внешней и внутренней политики государства. Опрос можно заменить тестовой проверкой знаний:

1. Определите, чем не является государство?

  • политическим институтом;

  • особой организацией публичной власти;

  • элементом гражданского общества;

  • управляющим центром политической системы.

2. Одно из направлений внешней политики:

  • оборонное;

  • демографическое;

  • молодежное;

  • аграрное.

3. Председатель Правительства РФ:

  • назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

  • назначается Государственной Думой РФ по представлению президента;

  • назначается Президентом РФ с согласия Совета Федераций;

  • назначается Советом федерации по представлению Государственной Думы.

4. «Коррупция» в переводе с латинского означает:

  • власть;

  • соглашение;

  • подкуп;

  • богатство.

5. Задачей современной госслужбы является:

  • принятие важных внешнеполитических решений;

  • осуществление полномочий государственных органов;

  • обеспечение стабильности цен на товары и услуги;

  • организация партийных съездов.

6.Основу политики составляют:

  • материальные ценности;

  • духовные потребности;

  • властные отношения;

  • социальные связи.

7. Для современного демократического государства не характерно:

  • выборность основных государственных органов;

  • равноправие граждан;

  • приоритет прав государства;

  • политический и идеологический плюрализм.

8. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?

  • абсолютную монархию;

  • сословно- представительную монархию;

  • дуалистическую монархию;

  • парламентскую ( конституционную) монархию.

9. К признакам любого государства относится:

  • разделение властей;

  • федеративное устройство;

  • верховенство закона;

  • отделение публичной власти от общества.

10. Соглашение, достигнутое путем взаимных уступок:

  • консенсус;

  • компромисс;

  • конформизм;

  • адаптация.

  1. Актуализация знаний. Вопрос к классу: Какие ассоциации вызывает у Вас понятие «правовое государство»? В результате «мозгового штурма» на доске появляются записи признаков и элементов правового государства.


Ядром правового государства является человек,

его права и свободы.

Основные признаки:

  • Верховенство права и закона;

  • Широкий спектр прав и свобод, хорошо налаженный механизм их защиты;

  • Четкое деление власти на три ветви;

  • Политический и экономический плюрализм;

  • Незыблемость прав и свобод человека

  • Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и гражданина.

Задачами мозгового штурма являются:

  • вовлечение в работу всех учащихся;

  • определение уровня знаний учащихся;

  • активизация творческого потенциала.

Правовое государство – это государство, во всей своей деятельности подчиняющееся праву, функционирующее в определенных законом границах, обеспечивающее правовую защищенность своих граждан.


4. Для систематизации и углубления знаний о правовом государстве и гражданском обществе организуется работа трех проблемных групп.

Название группы

Цель

Источники информации, раздаточный материал

«Историки»

Охарактеризовать, какой вклад внесли в развитие теории правового государства Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Кант.

Текст §18 учебника, стр. 190-191; раздаточный дидактический материал;

Таблица «Ученые о правовом государстве»

(Приложение 1)

ЦОР (N117653) (иллюстрация)


«Юристы»

Раскрыть значение международных и государственных правовых документов в формировании правового государства

ЦОР (N 117660) Схема «Международные документы о правах человека. Классификация прав человека»

ЦОР (N 117682) текст Всеобщей декларации прав человека

ЦОР (N 170315) Конституция РФ



«Граждане»

Рассмотрев пути формирования правового государства и факторы, влияющие на образование гражданского общества, определить, насколько сформировано правовое государство и гражданское общество в РФ.

Приложение 2. Основные черты гражданского общества

Приложение 3. таблица: Пути формирования правового государства;

Приложение 4 схема «Государство и гражданское общество»

текст§18 учебника, стр. 196-198




5.Группы работают в течение 10-15 минут. Их задача: подготовить мини – проект, убедительно презентовать его. При защите проекта члены других групп могут задавать вопросы, выступать с дополнениями. Презентация предполагает использование не только вербальных, но и визуальных средств, демонстрацию ресурсов Единой коллекции ЦОР, слайдов, схем.

При обсуждении фактов учителю следует подчеркнуть, что гражданское общество в нашей стране начало развиваться сравнительно недавно и находится в процессе становления. Институты гражданского общества все активнее начинают включаться в процессы обновления и развития государства. Муниципалитеты, органы местного самоуправления осознают свои права и свою ответственность. Однако их опыт в решении проблем и защите прав граждан недостаточен. Целесообразно привести примеры и из деятельности Общественной палаты, его рабочих групп, использовать на уроке материалы официального сайта Общественной палаты.

6. Работа с ресурсами Единой коллекции ЦОР. Демонстрируется ресурс N 117643 «Как поставить государство на службу обществу? (текст с иллюстрацией) Вопрос классу: Какую точку зрения выбираете вы? Аргументируйте свой ответ.

Демонстрируется схема «Политическая культура личности» (ресурс N117673). Вопрос: Как вы считаете, существует ли взаимосвязь между уровнем развития политической культуры и уровнем сформированности гражданского общества?

7. В целях закрепления изученного материала и формирования гражданской ответственности, правовой культуры организуется обсуждение проблемных ситуаций. Группы получают карточки с описанием ситуации и должны, обсудив ее в течение 3 минут, дать аргументированный ответ на вопрос, предложить правильное решение проблемы - в зависимости от задания. Другие группы могут не соглашаться и предлагать свои варианты ответов.


Карточка №1

Флоренс Найтингейл отвергла предложения богатых аристократов и стала медсестрой. О ней заговорили во время Крымской войны, а в 1860 году она открыла школу медсестер. Так началось современное обучение медсестер.

Жан Анри Дюнан в 1862 году предложил организовать во всех странах общественную добровольную помощь раненым, невзирая на национальность, религию, чтобы облегчить страдания людей. Так возник Красный Крест.

Вопрос: О чем свидетельствуют эти факты? Можно ли сказать, что они способствуют гуманизации общества и становлению гражданского общества?


Карточка №2

В маленьком отдаленном горном селении в зимнее время, когда селение отрезано от административного центра (а в селении отсутствуют представители власти и сотрудники правоохранительных органов), было совершено тяжкое преступление, за которое в Уголовном Кодексе предусмотрено наказание в виде смертной казни. Преступник был пойман на месте преступления и признался в его совершении. Сход жителей приговорил его к смерти. Приговор был приведен в исполнение.

Вопрос: Соответствуют ли действия жителей селения нормам правового государства?


Карточка №3

На месте преступления с похищенным имуществом был задержан гражданин К. Ему было предъявлено обвинение в хищении и он был заключен под стражу.

В совершении хищения К. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что К. совершил хищение и что находится под стражей в ожидании суда.

Вопрос: Что в этой публикации нарушает права К.?


В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

    • Я критикую идеи, а не людей;

    • Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;

    • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов;

    • Я уважаю мнение каждого, даже если я с ним не согласен.

Хочу отметить, что элемент дискуссии приемлем во всех этапах урока. Ведь искусство спорить, иметь убеждения и отстаивать их, не унижая человеческое достоинство оппонента, формируется именно в ходе дискуссий.

8. Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117638)»

Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117675)»


9. Задание на дом. §18 , написать эссе на одну из выбранных тем:

« Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для страны»

Дж. Кеннеди

« Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свое пластическое гибкое целое» С.Л. Франк

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

Вольтер

« Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан»

Н.А.Некрасов

« Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона»

Цицерон


10.Рефлексия

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке с трех позиций

по 10- бальной системе:

« Я» - мой труд на уроке

« Мы» - результативность деятельности группы

«Дело» - результат работы целого класса (Приложение 7)

11. Итоги урока.







План-конспект урока "Гражданское общество и правовое государство"
  • Обществознание
Описание:

План – конспект

урока обществознания в 11 классе

по теме «Правовое государство и гражданское общество»

 

 Цель урока: Продолжить работу по формированию правовой культуры, углубить знания о правовом государстве и гражданском обществе.

 

Задачи:

  • Сформировать целостное понятие о правовом государстве, как основном институте современной политической системы;
  • Подвести учащихся к пониманию того, что для формирования гражданского общества важны причины как объективные (рыночная экономика, демократия), так и субъективные (правовая культура, гражданская позиция, политическая активность граждан);
  • Развитие коммуникативных навыков, информационной культуры;
  • Создание атмосферы диалога и сотрудничества.     

 

Тип урока: урок-анализ, с применением  IT-технологий и  ресурсов Единой коллекции ЦОР.

 

Вид урока: комбинированный с элементами практической деятельности

 

Оборудование: персональные компьютеры с высокоскоростным доступом в Интернет, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

 

План занятия:

1 Организационный момент: приветствие, доклад дежурного

2. Мотивационное начало урока, определение цели.

3. Вспомнить основы теоретического материала: мозговой штурм, актуализация знаний.

4. Изучение нового материала: работа в группах

5. Защита мини-проектов

6.Закрепление. Анализ и решение проблемных ситуаций

7. Рефлексия

 

Ход занятия:

  1. Организация класса.

2.  Постановка цели урока.

  Урок начинается с повторения роли и функций государства, направлений внешней и внутренней политики государства. Опрос можно заменить тестовой проверкой знаний:

1. Определите, чем не является государство?

ü   политическим институтом;

ü   особой организацией публичной власти;

ü   элементом гражданского общества;

ü   управляющим центром политической системы.

2. Одно из направлений  внешней политики:

ü   оборонное;

ü   демографическое;

ü   молодежное;

ü   аграрное.

3. Председатель Правительства РФ:

ü  назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

ü  назначается Государственной Думой РФ по представлению президента;

ü  назначается Президентом РФ с согласия Совета Федераций;

ü  назначается Советом федерации по представлению Государственной Думы.

4. «Коррупция» в переводе с латинского означает:

ü   власть;

ü   соглашение;

ü   подкуп;

ü   богатство.

5. Задачей современной госслужбы  является:

ü   принятие важных внешнеполитических решений;

ü   осуществление полномочий государственных органов;

ü   обеспечение стабильности цен на товары и услуги;

ü   организация партийных съездов.

6.Основу политики составляют:

ü  материальные ценности;

ü  духовные потребности;

ü  властные отношения;

ü  социальные связи.

    7. Для современного демократического государства не характерно:

ü  выборность основных государственных органов;

ü  равноправие граждан;

ü  приоритет прав государства;

ü  политический и идеологический плюрализм.

8. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?

ü  абсолютную монархию;

ü  сословно- представительную монархию;

ü  дуалистическую монархию;

ü  парламентскую ( конституционную) монархию.

     9. К признакам любого государства относится:

ü  разделение властей;

ü  федеративное устройство;

ü  верховенство закона;

ü  отделение публичной власти от общества.

    10. Соглашение, достигнутое путем взаимных уступок:

ü  консенсус;

ü  компромисс;

ü  конформизм;

ü  адаптация.

  1. Актуализация знаний. Вопрос к классу: Какие ассоциации вызывает у Вас понятие «правовое государство»? В результате «мозгового штурма» на доске появляются записи признаков и элементов правового государства.

 

Автор Яхина Лия Булатовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 4251
Номер материала 40980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓