Главная / Русский язык и литература / План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему " Комплексный анализ текста"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему " Комплексный анализ текста"

Тема: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Цель: обучение лингвистическому анализу текста; формирование орфографических и пунктуационных навыков; развитие устной и письменной речи учащихся; воспитание любви к родной природе.

Оборудование: записи на доске, раздаточный материал.

                                                       

                                                          Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.

  2. Слово учителя.

Ребята, вспомните, что обозначает слово «лингвистика»? (Лингвистика это наука о языке)

- А как вы понимаете сочетание «лингвистический анализ текста»? (Это комплексный анализ текста, охватывающий все разделы лингвистики)

- Сегодня мы с вами будем работать с текстом , который называется «Букет из цветов картофеля».

       

 - Прочитайте текст и выполните задания к нему.



БУКЕТ ИЗ ЦВЕТОВ КАРТОФЕЛЯ

С историей картофеля связано много забавных рассказов.

Еще в XVI веке один адмирал пр..вез якобы из Америки в Англию первый к..ртофель. Х..зяин решил уг..стить з..морским ов..щем своих друзей, но пов..р по незнанию пр..г..товил (не) клубни, а листья и стебли к..ртофеля(,) которые он поджарил в масле. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Ра(с, сс )ерже( н,нн)ый адмирал пр..казал уничтожить _посаже(н,нн )ое в его имении_ р..стение. Кусты к..ртофеля даже с..жгли(,) но в золе были найдены испекш…ся клубни. Пече( н, нн, )ый картофель всем очень п..нравился. С тех пор и стал распространяться к..ртофель в Англии.

Много занятного п..сали про аптекаря Пармантье(,) который пропагандировал к..ртофель в XVIII веке во Франции. Цв..ты к..ртофеля _ пр..несе(нн,н)ые им в королевский дворец _ вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди(,) а королева украсила ими прическу. Король расп..рядился под..вать ему к..ртофель ежедневно к обеду. Придворные п..следовали его примеру. Но французских крестьян приучали к новой культуре хитростью. Когда к..ртофель на посадках _ сдела(н,нн)ых Пармантье _ с..зр..вал(,) то около к..ртофеля ставили охрану. Однако на ночь стражу уб..рали. Крестьяне(,) думая(,) что охраняют что-то очень це(н, нн)ое, ночью тайком выкапывали клубни _ варили и ели их _ а позже сажали на своих огородах.




3.Коллективная работа по вопросам к тексту

  1. Определите стиль и тип речи. Докажите свою мысль.

  2. Какова тема этого текста? Основная мысль?

  3. Назовите способ и средства связи предложений в тексте.

  4.  Слова какой части речи в данном тексте несут основную смысловую нагрузку?  Почему?

  5. Найдите слова в переносном значении, дайте их квалификацию. Какое ещё средство выразительности использовано автором? Какую роль они играют в тексте?

  6. Найдите в тексте эмоционально окрашенные слова. Какие чувства автора они передают?

  7. Какие слова использует автор: общеупотребительные? диалектные? профессиональные?

  8. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Обозначьте орфограммы в словах с пропусками и со скобками.


4.Итог урока.


- Ребята, так в чём же особенность лингвистического анализа текста? Что помогает нам понять основную мысль текста и особенности авторского стиля? (Лингвистический анализ текста)

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру о каком-либо явлении природы, например, «Снегопад», «Какой бывает дождь», «Радуга», «После дождя» с использованием лексических и фонетических средств изобразительности.



План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему " Комплексный анализ текста"
  • Русский язык и литература
Описание:

План-конспект урока русского языка в 6 классе.

Подготовила: Захарова Татьяна Григорьевна, учитель русского языка и литературы.

 

Тема: КОМПЛЕКСНЫЙ  АНАЛИЗ ТЕКСТА

Цель: обучение лингвистическому анализу текста; формирование орфографических и пунктуационных навыков; развитие устной и письменной речи учащихся; воспитание любви к родной природе.

Оборудование: записи на доске, раздаточный материал.

                                                       

                                                          Ход урока.

1.     Сообщение темы и целей урока.

2.     Слово учителя.

Ребята, вспомните, что обозначает слово «лингвистика»? (Лингвистика это наука о языке)

- А как вы понимаете сочетание «лингвистический анализ текста»? (Это комплексный анализ текста, охватывающий все разделы лингвистики)

- Сегодня мы с вами будем работать с текстом , который называется «Букет из цветов картофеля».

       

 - Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 

БУКЕТ ИЗ ЦВЕТОВ КАРТОФЕЛЯ

С историей картофеля связано много забавных рассказов.

      Еще в XVI веке один адмирал пр..вез якобы из Америки в Англию первый к..ртофель. Х..зяин решил уг..стить  з..морским ов..щем своих друзей, но пов..р по незнанию пр..г..товил (не) клубни, а листья и стебли к..ртофеля(,) которые он поджарил в масле. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Ра(с, сс  )ерже( н,нн)ый адмирал пр..казал уничтожить _посаже(н,нн )ое в его имении_ р..стение. Кусты к..ртофеля даже с..жгли(,) но в золе были найдены испекш…ся клубни. Пече( н, нн, )ый картофель всем очень п..нравился. С тех пор и стал распространяться к..ртофель в Англии.

      Много занятного п..сали про аптекаря Пармантье(,) который пропагандировал к..ртофель в XVIII веке во Франции. Цв..ты к..ртофеля _ пр..несе(нн,н)ые им в королевский дворец  _ вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди(,) а королева украсила ими прическу. Король расп..рядился под..вать ему к..ртофель ежедневно к обеду. Придворные п..следовали его примеру. Но французских крестьян приучали к новой культуре хитростью. Когда к..ртофель на посадках  _ сдела(н,нн)ых Пармантье  _ с..зр..вал(,) то около к..ртофеля ставили охрану. Однако на ночь стражу уб..рали. Крестьяне(,) думая(,) что охраняют что-то очень це(н, нн)ое, ночью тайком выкапывали клубни  _ варили и ели их  _ а позже сажали на своих огородах.

 

 

 

3.Коллективная работа по вопросам к тексту

1.     Определите стиль и тип речи. Докажите свою мысль.

2.     Какова тема этого текста? Основная мысль?

3.     Назовите способ и средства связи предложений в тексте.

4.      Слова какой части речи в данном тексте несут основную смысловую нагрузку?  Почему?

5.     Найдите слова в переносном значении, дайте их квалификацию. Какое ещё средство выразительности использовано автором? Какую роль они играют в тексте?

6.     Найдите в тексте эмоционально окрашенные слова. Какие чувства автора они передают?

7.     Какие слова использует автор: общеупотребительные? диалектные? профессиональные?

8.     Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Обозначьте орфограммы в словах с пропусками и со скобками.

 

4.Итог урока.

 

- Ребята, так в чём же особенность лингвистического анализа текста? Что помогает нам понять основную мысль текста и особенности авторского стиля? (Лингвистический анализ текста)

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру о каком-либо явлении природы, например, «Снегопад», «Какой бывает дождь», «Радуга», «После дождя» с использованием лексических и фонетических средств изобразительности.

 

 

Автор Захарова Татьяна Григорьевна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 5861
Номер материала 1646
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓