Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПлан-конспект урока по русскому языку на тему "Дополнение - второстепенный член предложения", 3 класс

План-конспект урока по русскому языку на тему "Дополнение - второстепенный член предложения", 3 класс

Скачать материал

План – конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Тема: Второстепенный член предложения – дополнение.

Цель: Научить детей находить второстепенный член предложения – дополнение.

Задачи урока:

1. Познакомить с понятием дополнение.

2. Дать характеристику этого второстепенного члена предложения.

3. Отработать коммуникативные навыки при работе в группе.

4. Начать формировать навыки проведения практического исследования.

Ход урока

I. Орг. момент.

-Сегодня у нас необычный урок. Урок –исследование.

-Что такое исследование?

- Для чего нужно исследование?

- Как называют людей, которые проводят исследования?

- Сегодня каждого из вас можно назвать исследователями.

-Подберём существительные, которые нужны в работе любого исследователя.( Доброта, внимание, усердие, трудолюбие,  аккуратность.)

 

     II.  Актуализация пройденного материала.

-Настоящим исследователям еще нужен хороший багаж знаний. Проверим с каким багажом знаний вы пришли на урок.

Каждой группе пришли письма. В них много слов. Ваша задача, каждой группе отобрать только слова по своей теме.

Учащиеся открывают конверты и проводят отбор слов по своей теме.

1 группа : Отбирают слова по теме: « Имя существительное».

2группа: Отбирает слова на тему: «Главные члены предложения»

3группа: Отбирает слова на тему: «Падежи»

  III. Постановка цели и планирование учебных действий.

-Исследователю нужен объект исследования, за чем он будет наблюдать. Объектом    нашего исследования будет: Дополнение ( на доске)

- Что можем сказать про это слово? Оно новое для нас?

Это не только объект, но и тема нашего урока. Запишите её  на маршрутных листах.

- Поставим цель на урок. (В русском языке такой темы не было. Слово дополнение мы используем в речи, когда что-то дополняем.

- Мы должны узнать, что такое дополнение в русском языке.)

Учитель организует работу по выдвижению гипотезы .

 - Слово не зря называется дополнение.  Подумаем над его значением.

 -Что значит дополнять? Делать каким? (Раз тема нашего урока дополнение, то оно будет что-то дополнять. Делать понятным, большим, целым…)

- Подумаем, когда работает исследователь?

Что он делает, изучая предмет.

 - Зачем, с какой целью? -  Но перед тем, как сделать выводы ему нужно проанализировать.

После составления детьми алгоритма работы, на доске появляется план.( Исследователь, наблюдает за предметом или объектом, чтобы потом сделать выводы.

Учащиеся самостоятельно выделяют алгоритм исследования.

Наблюдаю. Анализирую. Делаю выводы. )

IV. Работа над новым материалом. Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательства)

4.1 Совместная поисковая деятельность.

 - У меня на доске, у вас на маршрутных листах записаны два предложения.

             Мальчик рад.

Мальчик рад весне.

-Прочитаем их.  Прочитайте задания.

-Понятно задание? Приступайте к работе. (по окончании работы 1 ученик работает  у доски, остальные проверяют)

- Что общего в предложениях?

-Чем отличаются?

- Какова роль второстепенного члена?

-Какое слово он поясняет?

-Зададим вопрос. Соединим их стрелочкой. Над главным словом поставим крестик. Что можем у этого слова определить?  (определим падеж)

4.2. Исследовательская работа в парах.

-Продолжим наблюдения. Посмотрите на маршрутный лист.

Прочитайте задания, что вас просят сделать? Что значить дополнить?

-Прочитайте предложения, которые получились, назовите основу.

-Что вы делали с предложениями? Зачем вы дополняли предложения? Может было не нужно? Прочитаем без добавленных слов.

Вот так и будем называть этот второстепенный член – дополнением.

Можем ли на этом остановиться, прекратить исследование? (Весь маршрут исследования мы прошли?)

4.3 Групповая поисковая деятельность.

-Переходим ко 2 шагу работы – анализирую.

Анализировать будем в группах. Посмотрите на алгоритм работы. (слайд)

1. Какими членами предложения являются дописанные слова?

2. Какова их роль?

3. Определите у дописанных слов часть речи.

4. Свяжите их с главными членами стрелочками с вопросами.

5. Определите у этих слов падежи.

-- Что обнаружили о дополнении во время анализа? Пользуйтесь опорой.

(Дополнение  - это, второстепенный член предложения, который дополняет главные члены. Это существительное, в косвенном падеже)

- Что не умеем делать с дополнением?

Дополнение подчеркивается отрывистой линией.

- Проанализировали?

-Что осталось сделать?

- В качестве вывода составим памятку «Как найти дополнение». Вы уже это делали. расскажите с чего вы начинали? Что делали потом?

В результате ответов детей, появляется памятка

Примерные ответы:

Выделяли в предложении главные члены.

Смотрели на второстепенные члены, искали существительные.

Связывали с главными.

Определяли падеж.

Если падеж косвенный, подчеркивали.

 

Командиры, раздают индивидуальные памятки – помощницы : «Как найти дополнение». 

-Зачем мы составляли памятку?

 

V. Самостоятельная работа.  Построение обобщения.

- Посмотрим, как вы сможете найти в  предложениях дополнения, пользуясь памяткой.

Спишите стихотворение, вставляя пропущенные слова, подчеркните дополнения (слайд)

 

VI. Итог урока Проверка гипотезы.

  - Вспомним, что мы предполагали про дополнение?

- Что выяснили? (слайд)

VII. Рефлексия.

У каждого на столе рисунок с солнышком. Подумайте и нарисуйте, какую погоду сделало ваше участие на уроке: ясную, облачную или пасмурную  (слайд 14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист исследователя_______________________________

 

Тема:____________________________________

 

1 шаг. Наблюдение.

Выдели  в предложениях главные члены главные члены.

 

1.    Мальчик пишет.

2.    Мальчик пишет письмо.

Работай в паре. Дополни предложения. Выдели основу в каждом предложении.

         Началась   перемена.

    Люда   и   Ирина   играют  (с чем?)       ______________________.

Саша управляет (чем?)  ______________.

Миша запускает (что?) _______________.

                     Мальчик читает (что?)_____________.

 

2 шаг Анализ. 

Работай в группе.

 Проанализируйте дописанные слова, ответив на вопросы и выполнив задания.

    

3 шаг Вывод.  

Составь памятку «Как найти дополнение?».

 


        Запиши предложение под диктовку учителя. Найди дополнение, действуй по памятке.

______________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Памятка: «Как найти дополнение?»

1.     Выдели в предложении главные члены.

2.    Найди  среди второстепенных членов существительное.

3.    Укажи его связь с главным членом стрелочкой с вопросом.

4.    Определи у него падеж.

5.    Если падеж косвенный, то это дополнение.

6.    Подчеркни  .

 

Памятка: «Как найти дополнение?»

1.     Выдели в предложении главные члены.

2.    Найди  среди второстепенных членов существительное.

3.    Укажи его связь с главным членом стрелочкой с вопросом.

4.    Определи у него падеж.

5.    Если падеж косвенный, то это дополнение.

6.    Подчеркни  .

 

Памятка: «Как найти дополнение?»

1.     Выдели в предложении главные члены.

2.    Найди  среди второстепенных членов существительное.

3.    Укажи его связь с главным членом стрелочкой с вопросом.

4.    Определи у него падеж.

5.    Если падеж косвенный, то это дополнение.

6.    Подчеркни  .

 

Памятка: «Как найти дополнение?»

1.     Выдели в предложении главные члены.

2.    Найди  среди второстепенных членов существительное.

3.    Укажи его связь с главным членом стрелочкой с вопросом.

4.    Определи у него падеж.

5.    Если падеж косвенный, то это дополнение.

6.    Подчеркни  .

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект урока по русскому языку на тему "Дополнение - второстепенный член предложения", 3 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок введения в новую тему в форме исследования. Учащиеся играют роль следопытов, работают как в групповой, так и в индивидуальной, коллективной форме. Для урока имеется презентация. 

Тема: Второстепенный член предложения – дополнение.

Цель: Научить детей находить второстепенный член предложения – дополнение.

Задачи урока:

1. Познакомить с понятием дополнение.

2. Дать характеристику этого второстепенного члена предложения.

3. Отработать коммуникативные навыки при работе в группе.

 

4. Начать формировать навыки проведения практического исследования.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 642 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 320
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 603
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 1254
    • DOCX 57.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Посельская Туйара Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Посельская Туйара Николаевна
    Посельская Туйара Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1353
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 64 регионов

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 34 регионов

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе