Инфоурок Русский язык КонспектыПлан-конспект урока по русскому языку на тему " Лексика и фразеология. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса"

План-конспект урока по русскому языку на тему " Лексика и фразеология. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса"

Скачать материал

МОУ «Тираспольская средняя школа № 11»

 

 

План-конспект

урока русского языка в 6 классе

в рамках ДОК и НУ

Тема: «Лексика и фразеология.       Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса»

 

 

 

 

Подготовила:                                                                                                                                           Захарова Т.Г.,                                                                                                                     учитель русского языка                                                                                                                                                  и литературы                                                                                                         

 

 

Цели урока:

-повторить и обобщить материал по теме: «Лексика и фразеология»;

- способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам;

- закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме на основе дидактического материала;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- повышать творческую активность учащихся через технологию сотрудничества;

- развивать интерес к изучению родного языка;

- воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову, любовь к родному языку.

 

Тип урока: изучение нового  материала

Вид урока: урок- беседа

Используемые технологии: ИКТ, диалоговая, игровая основа

Методы: частично-поисковый, игровой, иллюстративный, рефлексивный

Формы работы: индивидуальная , коллективная.

Оборудование: карточки с фразеологизмами, иллюстрации , словари, учебник.

 

 

 

 

 

 

 

I.Организационный момент

Ребята, с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок? Что вы ждете от урока?

Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы оно сохранилось на весь день.

II. Сообщение темы и целей урока; мотивация.                                                                            Учитель: Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах нам знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие-исследование . Целью нашего путешествия является обобщение и углубление знаний по теме “Лексика и фразеология. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса”, развитие умений узнавать новое в уже известном. Компасом будут служить ваши знания, смекалка, умение  сотрудничать, применять свои знания на уроке.

Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться.

III Работа по теме урока

1.Учитель: А что такое лексика?  ( Учитель предлагает записать число, тему урока и эпиграфы к ней в тетрадь, оформив эпиграф как прямую речь.)

Как удивительно точно сказал М.Горький о слове!                                                                          М. Горький говорил: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон…”

Учитель: а что такое лексикон?                                                                                                    Сколько нужно слов человеку, чтобы его понимали другие люди, чтобы было интересно с ним общаться?                                                                                              Сообщение учащегося. Словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4 – 5 тысяч слов, современного образованного человека 10 – 30 тысяч слов. Пушкин в своих произведениях и письмах использовал более 21 тысячи слов. В словаре Ожегова 73 тысячи слов, а в “Словаре современного русского языка” (он состоит из 17 томов) – более 120 тысяч. “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов. Но и это не все слова, ведь словарь не может включать все слова языка.

 

2.Слово учителя.  

“Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошо подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него”. (Анатоль Франц). Какие бывают словари? (выставка словарей).

3.Учитель: У каждого слова есть свое лексическое значение.                                                        А что же  такое лексическое значение слова?                                                                                    Кроме лексического значения у слова есть и грамматическое значение. Что это?                                                                                                                                                  Предлагаю определить слово по лексическому значению (устно)

·       Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)

·       Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)

·       Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

·       Очень большой. (Огромный, гигантский.)

·       Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)

·       Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)

·       Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

А теперь такое же задание только слова записываем в тетрадь . Определите и запишите слова по лексическому значению:                                                        Терминологический диктант:

 Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.( лексикология)

Словарный запас одного человека - лексикон

Слова, употребляемые жителями той или иной местности - диалектизмы

Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности - профессионализмы

Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой - жаргонизмы

Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению – фразеологизмы

Слова, вошедшие в русский язык из других языков - заимствованные

(Проверка написания на доске)

 

4.Учитель:                                                                                                                                                            Ребята, к нам сегодня на урок пришел на урок  его величество Глагол повелительного наклонения. Из какого мультфильма он к нам пожаловал? Его любимый вопрос : «А знаете ли вы?». И первое, что он хочет вас спросить : Знаете ли вы, как правильно произносить слова. Он очень не любит, когда нарушают акцентологические нормы.                                                    На доске записаны слова, давайте расставим ударение.                                                  АгЕнт, алфавИт,  аэропОрты, балОванный, включИт, жалюзИ, завИдно, зАгнутый, началА, сорИт, срЕдства, слИвовый, снялА,

А еще он очень не любит, когда нарушают лексическую сочетаемость слов. И предлагает вам сделать следующее задание.                                                                                                                                     В каком пред­ло­же­нии вме­сто слова ГУ­МАН­НЫЙ нужно упо­тре­бить ГУ­МА­НИ­ТАР­НЫЙ?

1) Са­мы­ми ГУ­МАН­НЫ­МИ про­фес­си­я­ми на земле яв­ля­ют­ся те, от ко­то­рых за­ви­сит ду­хов­ная жизнь и фи­зи­че­ское здо­ро­вье че­ло­ве­ка.
2) Во время пе­ре­го­во­ров участ­ни­ка­ми встре­чи об­суж­де­ны ГУ­МАН­НЫЕ во­про­сы.
3) ГУ­МАН­НЫЕ за­ко­ны воз­мож­ны толь­ко в зре­лом об­ще­стве.
4) ГУ­МАН­НОЕ от­но­ше­ние к детям озна­ча­ет пре­жде всего по­ни­ма­ние ду­хов­ных уси­лий ребёнка, ува­жи­тель­ное от­но­ше­ние к этим ис­ка­ни­ям и не­на­вяз­чи­вую по­мощь.

По­яс­не­ние.

Дадим опре­де­ле­ние этим сло­вам.

 

Гу­ман­ный — на­прав­лен­ный на благо дру­гих; че­ло­ве­ко­лю­би­вый и от­зыв­чи­вый.

Гу­ма­ни­тар­ный — от­но­ся­щий­ся к изу­че­нию об­ще­ства, куль­ту­ры и ис­то­рии на­ро­да в от­ли­чие от есте­ствен­ных и тех­ни­че­ских наук.

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

-Скажите, ребята! Что может нам помочь выполнить это задание без ошибок.

Конечно же, толковый словарь. Давайте к нему обратимся.

-Как нужно пользоваться словарем?

5. Объяснение нового материала.

─ Как вы думаете: могут ли слова рождаться и умирать?                                                                                     ─ С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов.                                           ─ Устаревшие слова бывают двух видов: историзмы и архаизмы.                                                          Рассмотрим в учебнике на стр. 74 вещи, изображенные на картинках.                                                              -Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся?  (Изображенные предметы вы­шли из употребления).                                                                                  -Где мы с ними можем встретиться?                                                                                                         -Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?                                                          -Почему же мы не употребляем эти слова?(Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не упо­требляются).                                                                                                                                  -Каковы же причины устаревания слов?                                                                 Сообщение ученика: Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них за­бываются, как только исчезает из жизни какое-то явление. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трам­вая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.                                                                                                      Другие слова забываются, если для называния того же предме­та, признака, действия появляются новые слова. Например, в древ­нерусском языке было слово выя. Со временем в этом значении стало употребляться слово шея, а слово выя перестало употребляться. По­добные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами.                                                                                        У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз, а в древне­русском языке в этом значении употреблялось слово око.                                                                                                          В художественных произ­ведениях устаревшие слова используются, если повествование идет о прошлом. Историзмы и архаизмы по­могают писателю создать колорит той эпохи, о которой он рас­сказывает.

 Сообщение ученика.  В поэме И.С.Никитина «Кулак» есть описание того, как был одет один из персонажей:

На гостье был наряд простой:
Покрытый синею китайкой
Шушун, кокошник золотой
И сарафан.

Китайка-сорт гладкой хлопчатобумажной ткани.
Шушун-вид женской одежды вроде кофты или телогрейки.

Кокошник -  старинный русский женский головной убор в виде разукрашенного щитка над головой. В «Словаре…» Даля значение слова кокошник предположительно связано со словом кокошь – наседка, курица. Кокошники были разных форм – высокие и низкие. Кокошники носили вплоть до 20 века. И сегодня кокошник можно увидеть не только в музеях, но и на женщинах, выступающих с народными песнями, бережно хранящих наследие матерей и бабушек.

Сарафан – одно из самых древних слов. Оно было заимствовано из тюркских языков, где сарапа – «почетная одежда». В старину этим словом называли мужской длинный кафтан. Но постепенно с этим словом стали связывать женскую крестьянскую одежду, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами. Это стало приметой русской жизни, русского стиля.

-Спасибо, Саша, за интересное сообщение!

Замените устаревшие слова синонимами:                                                                            брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.                                                               

Выпишите слова в два столбика

«историзмы»,      «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело,

 глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,

ветрило, царица, крепостной.

Слово учителя.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а  на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения.  

Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).

Неологизмы возникают в языке тремя путями.

Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных способов словопроизводства (например, сложением: сахарозаменитель) 

Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков (например,

палантин — «шарф увеличенных размеров»,

дизайнер — «худож­ник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью» и т. п.).

В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превра­щаются в самостоятельные слова-омонимы (например, ключ1 (у замка) и ключ2 (родник) и т. п.)

Теперь посмотрите, пожалуйста в учебнике на страницу 72 и скажите , знакомы ли вы с  понятиями, которые представлены в упр.131?

Можем мы сделать вывод, что неологизмы - это новые слова, появившиеся с развитием науки, техники, искусства, общества, а также новые значения многозначных слов.

Но не все новые слова закрепляются в языке, так например в 20-е годы вместо слова учитель стали употреблять шкраб (школьный работник), но, конечно, такое неблагозвучное слово не могло закрепиться в языке.

-Давайте устно выполним упр.132

Вывод:

Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка.

Итог урока.

-Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?

-Для чего нужны неологизмы?

Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам по лексическому значению определить название слов, связанных с нашей темой:

Вопросы по неологизмам.                                                                                                                                                       1. Как называется универсальное устройство ввода информации? (клавиатура)
2. Как называется устройство, предназначенное для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации? (принтер)                                                                                  3. Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде чего? (файлов)                                                                                                                                                     4. Обязательные платежи, которые взимаются со всех граждан (от их доходов) и предприятий (от их прибыли) в пользу государства. (Налоги)                                                                  5. Это человек, который выполняет обязанности по управлению, но не является наемным работником? (менеджер)                                                                                                   6.Как называют человека, который поступает в высшее или специальное учебное заведение? (абитуриент).

Вопросы по устаревшим словам.

  1. Почему мы так говорим? - Грош цена. (Грош – это полкопейки, т.е. самая маленькая цена)
  2.  Почему мы так говорим? – Беречь как зеницу ока? (т.е. беречь как глаза) 
  3. Загадка. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем)
  4. Почему мы так говорим – ни кола, ни двора? (кол - это небольшой участок земли)
  5. Почему мы так говорим? – Гроша медного не стоит. (полкопейки, самого малого)
  6. Знаете ли вы, что обозначает гривенник? (10 копеек)

Домашнее задание:                                                                                                                                                      – Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект урока по русскому языку на тему " Лексика и фразеология. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

МОУ «Тираспольская средняя школа № 11»

 

 

План-конспект

урока русского языка в 6 классе

в рамках ДОК и НУ

Тема: «Лексика и фразеология.       Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса»

 

 

 

 

Подготовила:                                                                                                                                           Захарова Т.Г.,                                                                                                                     учитель русского языка                                                                                                                                                  и литературы                                                                                                         

 

 

Цели урока:

-повторить и обобщить материал по теме: «Лексика и фразеология»;

- способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам;

- закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме на основе дидактического материала;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- повышать творческую активность учащихся через технологию сотрудничества;

- развивать интерес к изучению родного языка;

- воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову, любовь к родному языку.

 

Тип урока: изучение нового  материала

Вид урока: урок- беседа

Используемые технологии: ИКТ, диалоговая, игровая основа

Методы: частично-поисковый, игровой, иллюстративный, рефлексивный

Формы работы: индивидуальная , коллективная.

Оборудование: карточки с фразеологизмами, иллюстрации , словари, учебник.

 

 

 

 

 

 

 

I.Организационный момент

Ребята, с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок? Что вы ждете от урока?

Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы оно сохранилось на весь день.

II. Сообщение темы и целей урока; мотивация.                                                                          

  Учитель: Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах нам знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие-исследование . Целью нашего путешествия является обобщение и углубление знаний по теме “Лексика и фразеология. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса”, развитие умений узнавать новое в уже известном. Компасом будут служить ваши знания, смекалка, умение  сотрудничать, применять свои знания на уроке.

Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться.

III Работа по теме урока

1.Учитель: А что такое лексика?  ( Учитель предлагает записать число, тему урока и эпиграфы к ней в тетрадь, оформив эпиграф как прямую речь.)

Как удивительно точно сказал М.Горький о слове!                                                                         

М. Горький говорил: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон…”

Учитель: а что такое лексикон?                                                                                                    Сколько нужно слов человеку, чтобы его понимали другие люди, чтобы было интересно с ним общаться?                                                                                              

Сообщение учащегося. Словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4 – 5 тысяч слов, современного образованного человека 10 – 30 тысяч слов. Пушкин в своих произведениях и письмах использовал более 21 тысячи слов. В словаре Ожегова 73 тысячи слов, а в “Словаре современного русского языка” (он состоит из 17 томов) – более 120 тысяч. “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов. Но и это не все слова, ведь словарь не может включать все слова языка.

 

2.Слово учителя.  

“Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошо подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него”. (Анатоль Франц). Какие бывают словари? (выставка словарей).

3.Учитель: У каждого слова есть свое лексическое значение.                                                       

А что же  такое лексическое значение слова?                                                                                  

  Кроме лексического значения у слова есть и грамматическое значение. Что это?                                                                                                                                                  Предлагаю определить слово по лексическому значению (устно)

·       Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)

·       Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)

·       Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

·       Очень большой. (Огромный, гигантский.)

·       Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)

·       Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)

·       Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

А теперь такое же задание только слова записываем в тетрадь . Определите и запишите слова по лексическому значению:                                                        Терминологический диктант:

 Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.( лексикология)

Словарный запас одного человека - лексикон

Слова, употребляемые жителями той или иной местности - диалектизмы

Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности - профессионализмы

Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой - жаргонизмы

Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению – фразеологизмы

Слова, вошедшие в русский язык из других языков - заимствованные

(Проверка написания на доске)

 

4.Учитель:                                                                                                                                                            Ребята, к нам сегодня на урок пришел на урок  его величество Глагол повелительного наклонения. Из какого мультфильма он к нам пожаловал? Его любимый вопрос : «А знаете ли вы?». И первое, что он хочет вас спросить : Знаете ли вы, как правильно произносить слова. Он очень не любит, когда нарушают акцентологические нормы.                                                   

 На доске записаны слова, давайте расставим ударение.  АгЕнт, алфавИт,  аэропОрты, балОванный, включИт, жалюзИ, завИдно, зАгнутый, началА, сорИт, срЕдства, слИвовый, снялА,

А еще он очень не любит, когда нарушают лексическую сочетаемость слов. И предлагает вам сделать следующее задание.                                                                                                                                    

В каком пред­ло­же­нии вме­сто слова ГУ­МАН­НЫЙ нужно упо­тре­бить ГУ­МА­НИ­ТАР­НЫЙ?

1) Са­мы­ми ГУ­МАН­НЫ­МИ про­фес­си­я­ми на земле яв­ля­ют­ся те, от ко­то­рых за­ви­сит ду­хов­ная жизнь и фи­зи­че­ское здо­ро­вье че­ло­ве­ка.
2) Во время пе­ре­го­во­ров участ­ни­ка­ми встре­чи об­суж­де­ны ГУ­МАН­НЫЕ во­про­сы.
3) ГУ­МАН­НЫЕ за­ко­ны воз­мож­ны толь­ко в зре­лом об­ще­стве.
4) ГУ­МАН­НОЕ от­но­ше­ние к детям озна­ча­ет пре­жде всего по­ни­ма­ние ду­хов­ных уси­лий ребёнка, ува­жи­тель­ное от­но­ше­ние к этим ис­ка­ни­ям и не­на­вяз­чи­вую по­мощь.

По­яс­не­ние.

Дадим опре­де­ле­ние этим сло­вам.

 

Гу­ман­ный — на­прав­лен­ный на благо дру­гих; че­ло­ве­ко­лю­би­вый и от­зыв­чи­вый.

Гу­ма­ни­тар­ный — от­но­ся­щий­ся к изу­че­нию об­ще­ства, куль­ту­ры и ис­то­рии на­ро­да в от­ли­чие от есте­ствен­ных и тех­ни­че­ских наук.

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

-Скажите, ребята! Что может нам помочь выполнить это задание без ошибок.

Конечно же, толковый словарь. Давайте к нему обратимся.

-Как нужно пользоваться словарем?

5. Объяснение нового материала.

─ Как вы думаете: могут ли слова рождаться и умирать?                                                                                    

─ С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов.                                          

 ─ Устаревшие слова бывают двух видов: историзмы и архаизмы.                                                         

Рассмотрим в учебнике на стр. 74 вещи, изображенные на картинках.                                                             

-Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся?  (Изображенные предметы вы­шли из употребления).                                                                                  

-Где мы с ними можем встретиться?                                                                                                         -Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?                                                          

-Почему же мы не употребляем эти слова?(Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не упо­требляются).                                                                                 -Каковы же причины устаревания слов?                                                                 Сообщение ученика: Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них за­бываются, как только исчезает из жизни какое-то явление. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трам­вая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.                                                                                                      Другие слова забываются, если для называния того же предме­та, признака, действия появляются новые слова. Например, в древ­нерусском языке было слово выя. Со временем в этом значении стало употребляться слово шея, а слово выя перестало употребляться. По­добные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами.       У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз, а в древне­русском языке в этом значении употреблялось слово око.В художественных произ­ведениях устаревшие слова используются, если повествование идет о прошлом. Историзмы и архаизмы по­могают писателю создать колорит той эпохи, о которой он рас­сказывает.

 Сообщение ученика.  В поэме И.С.Никитина «Кулак» есть описание того, как был одет один из персонажей:

На гостье был наряд простой:
Покрытый синею китайкой
Шушун, кокошник золотой
И сарафан.

Китайка-сорт гладкой хлопчатобумажной ткани.
Шушун-вид женской одежды вроде кофты или телогрейки.

Кокошник -  старинный русский женский головной убор в виде разукрашенного щитка над головой. В «Словаре…» Даля значение слова кокошник предположительно связано со словом кокошь – наседка, курица. Кокошники были разных форм – высокие и низкие. Кокошники носили вплоть до 20 века. И сегодня кокошник можно увидеть не только в музеях, но и на женщинах, выступающих с народными песнями, бережно хранящих наследие матерей и бабушек.

Сарафан – одно из самых древних слов. Оно было заимствовано из тюркских языков, где сарапа – «почетная одежда». В старину этим словом называли мужской длинный кафтан. Но постепенно с этим словом стали связывать женскую крестьянскую одежду, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами. Это стало приметой русской жизни, русского стиля.

-Спасибо, Саша, за интересное сообщение!

Замените устаревшие слова синонимами:                                                                          

  брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.                                                               

Выпишите слова в два столбика

«историзмы»,      «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело,

 глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,

ветрило, царица, крепостной.

Слово учителя.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а  на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения.  

Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).

Неологизмы возникают в языке тремя путями.

Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных способов словопроизводства (например, сложением: сахарозаменитель) 

Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков (например,

палантин — «шарф увеличенных размеров»,

дизайнер — «худож­ник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью» и т. п.).

В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превра­щаются в самостоятельные слова-омонимы (например, ключ1 (у замка) и ключ2 (родник) и т. п.)

Теперь посмотрите, пожалуйста в учебнике на страницу 72 и скажите , знакомы ли вы с  понятиями, которые представлены в упр.131?

Можем мы сделать вывод, что неологизмы - это новые слова, появившиеся с развитием науки, техники, искусства, общества, а также новые значения многозначных слов.

Но не все новые слова закрепляются в языке, так например в 20-е годы вместо слова учитель стали употреблять шкраб (школьный работник), но, конечно, такое неблагозвучное слово не могло закрепиться в языке.

-Давайте устно выполним упр.132

Вывод:

Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка.

Итог урока.

-Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?

-Для чего нужны неологизмы?

Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам по лексическому значению определить название слов, связанных с нашей темой:

Вопросы по неологизмам.                                                                                                                                                       1. Как называется универсальное устройство ввода информации? (клавиатура)
2. Как называется устройство, предназначенное для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации? (принтер)                                                                               

   3. Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде чего? (файлов)                                                                                                             4. Обязательные платежи, которые взимаются со всех граждан (от их доходов) и предприятий (от их прибыли) в пользу государства. (Налоги)                  5. Это человек, который выполняет обязанности по управлению, но не является наемным работником? (менеджер)                                                                                                   6.Как называют человека, который поступает в высшее или специальное учебное заведение? (абитуриент).

Вопросы по устаревшим словам.

  1. Почему мы так говорим? - Грош цена. (Грош – это полкопейки, т.е. самая маленькая цена)
  2.  Почему мы так говорим? – Беречь как зеницу ока? (т.е. беречь как глаза) 
  3. Загадка. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем)
  4. Почему мы так говорим – ни кола, ни двора? (кол - это небольшой участок земли)
  5. Почему мы так говорим? – Гроша медного не стоит. (полкопейки, самого малого)
  6. Знаете ли вы, что обозначает гривенник? (10 копеек)

 

Домашнее задание:                                                                                                                                                      – Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология" и презентация с материалами к уроку
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Лексикология
  • 30.09.2020
  • 431
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
ЕГЭ по русскому языку. Как запомнить разряды местоимений для решения заданий 2 и 25?
  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Тема: § 45. Местоимение как часть речи
  • 29.09.2020
  • 4770
  • 133
«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 2074
    • DOCX 34.1 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Захарова Татьяна Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Захарова Татьяна Григорьевна
    Захарова Татьяна Григорьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21746
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 203 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»