Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПлан-конспект урока по ОРКСЭ на тему "Правила общения для всех" (4 класс)

План-конспект урока по ОРКСЭ на тему "Правила общения для всех" (4 класс)

Скачать материал

Пепеляева Светлана  Николаевна

учитель начальных классов

Тенистовская  общеобразовательная школа I-III ступеней

Бахчисарайского района

Республика Крым

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Правила общения для всех

(Тема урока)

 

Аннотация к уроку: Урок в 4 классе по теме «Правила общения для всех» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И.. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: проблемное обучение, тестовая работа, групповая работа, индивидуальная  работа, работа с учебником.

 

1.      

ФИО (полностью)

Пепеляева Светлана  Николаевна

2.      

Место работы

Тенистовская СОШ

3.      

Должность

Учитель начальных классов

4.      

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

5.      

Класс

4

6.      

Тема и номер урока

Правила общения для всех. I I I урок.

7.      

Базовый учебник

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

Образовательные:

-  изучить основные понятия  «общение», «тактичность», «чуткость», деликатность»;

 -  сформировать умение применять принципы общения;

-  научить руководствоваться в жизни золотыи правилом этики.

Воспитательные:

- воспитывать потребность в общении, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление быть тактичным и деликатным.

Развивающие:

-  развивать память;

-  развивать умения преодолевать трудности;

-  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи: 

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

-формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;   

-учить прогнозированию последствий своих поступков;

-развивать готовность к социальному взаимодействию.


Оборудование:

эпиграфы, материалы для работы в группах, индивидуальной работы

Тип урока:

комбинированный.

 

ХОД УРОКА:

I.        Мотивация на урок. Игра «Три задания».

К доске приглашаются  дети. Они встают в пары, лицом друг к другу. Предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал.  

Вопрос: какую тему урока Вы предполагаете после проведенной игры игра?

II.     Работа над темой урока

1.Проблемный вопрос: почему люди заинтересованы в общении друг с другом?

- работа с учебником – прочитайте первые два абзаца на стр.16 и ответ запишите в тетрадь.

2. Работа над понятиями «тактичность», «чуткость», «деликатность».

3.Работа со сказкой братьев Бондаренко «Солнечный зайчик»

 Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он: 

 - У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.

Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:

- Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.

Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:

- Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:

       - Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:

- У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.

Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…

Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома.

Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:

- Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.

И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:

- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику:

 - Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.

Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.

4.Работа над содержанием сказки.

- Какие чувства вы испытываете к Хомяку?

- Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?

- О чём забыл Хомяк? Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?

- Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика?

5. Работа с учебником.

- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и проанализируйте поведение героинь.

6. Слово учителя.

Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, можно руководствоваться правилом. Давайте попробуем его сформулировать, поработав в группах.

7.Работа с высказываниями древних и своя формулировка золотого правила этики.

 

1.      Ахикар «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам».

2.      Конфуций «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»

3.     Бхишма «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям»

4.     Гилель «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»

5.      Питтак «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»

6.      Фалес «Не делай сам того, что осуждаешь в других»

7.  Иисус Христос «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

          8. Проверка выполенного задания.

9. Работа с учебником (стр.18):

 – чтение золотого правила этики;

Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.

- Чему учат эти правила? Что их объединяет?

- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать   добро?

(ответы детей).

– знакомство с принципами общения (работа с учебником).

III. Закрепление изученного материала.

1.Работа с притчами.

       Мальчик, выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

       Сперва мальчик в зеркале ему понравился, потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, обидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.

       Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

         Приходит мать, утешает его, ласкает, утирает слезы и нежно говорит:

         - Не ты ли первым стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?

          - Я.

          - А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердешься – и он не дуется:вот так люди друг с другом и живут – и добро наше возвращается к нам же.

79090153_1482      Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл».

      Через несколько дней Афанди  встретил друга и сказал:

      -Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

      -Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой?- спросил приятель.

    -Ка же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя!- воскликнул Афанди.

 

 

 

2. Выбери правильный  ответ:

Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

- принять участие в осуждении чужих недостатков

- осудить осуждающих;

- сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.

3.Попробуй придумать примеры того, как действует золотое правило этики в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду  …., так как ….  .

IV. Домашнее задание.

- подобрать пословицы по теме урока;

-вспомни, кого ты нечаянно обидел и найди способ загладить вину.

 

 

 

Использованная литература:

1.     Основы религиозных культур и светской этики.  «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

2.     Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь  для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект урока по ОРКСЭ на тему "Правила общения для всех" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ХОД УРОКА:

I.                  Мотивация на урок. Игра «Три задания».

К доске приглашаются  дети. Они встают в пары, лицом друг к другу. Предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал.  

Вопрос: какую тему урока Вы предполагаете после проведенной игры игра?

II.               Работа над темой урока

1.Проблемный вопрос:почему люди заинтересованы в общении друг с другом?

- работа с учебником – прочитайте первые два абзаца на стр.16 и ответ запишите в тетрадь.

2. Работа над понятиями «тактичность», «чуткость», «деликатность».

3.Работа со сказкой братьев Бондаренко «Солнечный зайчик»

 Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он: 

 - У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.

Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:

- Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.

Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:

- Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:

       - Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:

- У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.

Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…

Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома.

Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:

- Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.

И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:

- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику:

 - Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.

Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.

4.Работа над содержанием сказки.

- Какие чувства вы испытываете к Хомяку?

- Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?

- О чём забыл Хомяк? Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?

- Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика?

5. Работа с учебником.

- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и проанализируйте поведение героинь.

6. Слово учителя.

Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, можно руководствоваться правилом. Давайте попробуем его сформулировать, поработав в группах.

Более подробно узнаете при скачивании.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 633 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1769
    • DOCX 218 кбайт
    • 81 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пепеляева Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пепеляева Светлана Николаевна
    Пепеляева Светлана Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 104653
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 569 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 472 человека

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе