Главная / Начальные классы / план-конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России"

план-конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России"

hello_html_m6e0bed64.gifhello_html_m67b5589b.gifhello_html_1fb9374.gifhello_html_m53d795d2.gifhello_html_3603e733.gifhello_html_75618d3.gifhello_html_m43625d30.gifhello_html_m76400f79.gifhello_html_m1d5dedc5.gifhello_html_m490f72a7.gifКонспект урока окружающего мира

Тип урока: урок-викторина.

Тема урока: «Золотое кольцо России»

Класс: 3, программа «Окружающий мир» А.А Плешакова.

Цель: продолжать знакомить со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России.

Задачи:

Образовательная: расширить кругозор учащихся в области достопримечательностей городов.

Воспитательная: воспитывать любовь к России и своему региону, интерес к её духовному наследию.

Развивающая: развивать речь учащихся, кругозор, познавательный интерес.

Продолжительность: 45 мин.

Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point 24 слайда.

Средства обучения: презентация, физминутка для глаз, тетрадь на печатной основе А.А.Плешакова, учебник «Окружающий мир», кроссворд, пазлы (гербы), индивидуальные карточки.

Технологическая карта урока окружающего мира

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные действия

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих на уроке.

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул тёплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Подготовка класса к работе. Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.

Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика.

Регулятивные: развитие самостоятельности

2.

Актуализация знаний

Актуализирует знания учащихся по изучаемой теме. Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

- Вы дома готовили небольшие сообщения о тех городах Золотого кольца России, с которыми познакомились на прошлом уроке. Даю вам слово. Кто хочет первым поделиться найденным материалом с ребятами?

- Молодцы, у вас получились хорошие сообщения, остальных ребят мы заслушаем на следующем уроке.

Рассказывают о достопримечательностях городов Золотого Кольца (краткие сообщения, подготовленные дома).



К доске выходит первый ученик и в течение 1 мин рассказывает об одном из городов. Так выступает 10 человек.

Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие личной ответственности за свои поступки.

Познавательные: понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

3.

Самоопределение к деятельности

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Обеспечивает мотивацию учения.

Совместно формулируются цели урока.

- На прошлом уроке вы познакомились с несколькими городами Золотого кольца России. А что же мы будем делать сегодня?

- Правильно, мы продолжаем путешествие по Золотому кольцу.

Работают над постановкой цели урока формулируют (уточняют) тему урока.



Варианты ответов детей.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: активное использование речевых средств.

4.

Изучение нового материала






















































































































































Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися.

- Проложим ещё один маршрут путешествия. И первый город, куда мы с вами приедем, будет Александров (слайды 3-5). Как вы думаете, почему этот город так назвали? Город Александров впервые упоминается в XIV веке в грамоте Ивана Калиты как Александровская слобода. В 1513 году в Александровской Слободе была построена загородная резиденция Василия III. От этого времени до нас дошли валы древней Слободы и самое старое здание Александрова — Троицкий собор. Александровская Слобода естественным образом перешла к сыну Василия, Ивану Грозному, при котором достигла своего расцвета.

- Следующий город – Калязин (слайды 6-9). Основная достопримечательность города — затопленная колокольня, одиноко стоящая посреди реки. В своё время, из-за построенной здесь ГЭС, весь старый город Калязина затопили. Сейчас на его месте — широкая полноводная заводь, разделяющая современный Калязин на две части — восточную и западную. Пересечь гавань можно лишь по единственному мосту, расположенному чуть выше города. Радиотелескоп РТ-64. Второй по величине радиотелескоп в России находится именно в этом городе.

Калязинский краеведческий музей. Он занимает здание бывшей Богоявленской церкви (1781г.) с 1937 года. У истоков музейного дела стоял И.Ф. Никольский. Благодаря его труду собрана и представлена интересная музейная экспозиция. Коллекции церковной утвари, нумизматики, мебели и предметов быта представлены в Калязинском краеведческом музее. Введенская церковь была построена в 1882 году на средства купца Охлобыстина. Сейчас это действующая церковь, в которой находится частица мощей преподобного Макария Калязинского. Вознесенская церковь построена в 1783 году и относилась к приходу Николаевкого собора.

- Следующая наша остановка - небольшой город Мышкин (слайды 10-13). Сделайте предположение, в честь кого назвали этот город. Его население немного превышает пять тысяч человек. Город расположился на левом берегу Волги. Здесь с особым почтением относятся к сереньким любителям сыра. Есть легенда, которая и подарила городу название. Один из русских князей, (предположительно - Милославский), уснул на солнышке на берегу, и его разбудила мышка, пробежавшая по лицу. Князь сначала возмутился такой наглостью, а потом увидел неподалеку змею. В общем, мышка спасла князя. В Мышкине имеется музей мыши, музей валенок, музей уникальной старинной техники, музей деревянного зодчества, музей самого города, музей под открытым небом и др. А в гончарной школе можно попробовать самому сделать и расписать какую-никакую кружку-плошку.

- Продолжаем нашу экскурсию и приезжаем в Рыбинск, который возник на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Черёмухи (слайды 14-17). Исходя из названия города, выскажите свои мнения о его происхождении. Острый мыс между ними называется Стрелка. Город расположен в некогда очень богатом рыбой районе. До XVII века основное занятие жителей — это рыбный промысел. Слобода относилась к царским имениям и поставляла рыбу непосредственно для царского стола.

- Далее отправляемся в город Гаврилов Ям, основанный в 1545 году на землях Троице-Сергиевского монастыря (слайды 18-20). Судя по названию, в селе некогда был ям – «станция, где содержали разгонных ямских лошадей», к которому непосредственное отношение имел некий Гаврила. В 1872 местным предпринимателем А.А. Локаловым здесь была построена прядильно-ткацкая фабрика, вокруг которой возникли 5 рабочих посёлков.

- Завершает наше путешествие Город Гусь-Хрустальный – старейший центр стекольной промышленности! (слайды 21-23) Отсюда и такое запоминающееся название города. Здесь расположен очень известный стекольный завод.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Просмотр презентации. Беседа с учителем.

Варианты ответов детей.



































































Варианты ответов детей.





































Варианты ответов детей.













Дети тянут руки, желая высказать свои предположения.













Дети тянут руки, желая высказать свои предположения.




Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование установки бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Познавательные: понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни; готовность слушать.

Регулятивные: прогнозирование.

5.

Физминутка


Учитель читает:

Упражнение 1:

Руки на пояс поставьте вначале,

Влево и вправо качайте плечами.

Упражнение 2:

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Если достали – все в полном порядке.

А напоследок должны вы мяукнуть,

Крякнуть, проквакать, залаять и хрюкнуть!

Выполняют комплекс упражнений «Танцуйте сидя»:

Упражнение 1: выполнить по 5 наклонов в каждую сторону.


Упражнение 2: выполнить по 3 раза.





Мяукают, крякают, лают, хрюкают.

Личностные: формирование установки на безопасный здоровый образ жизни.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

6.

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия: организует работу с картой.

- Вернёмся к карте городов Золотого кольца России. Внимательно рассмотрите схему (слайд 2).

- Откройте ваши тетради на с.53. Отметьте на карте красными точками города, о которых вы сегодня узнали.

- Покажите маршрут, по которому мы сегодня путешествовали.





Рассматривают схему городов Золотого кольца России. Работают с картой в рабочей тетради.



Указкой по монитору показывают маршрут.

Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика.

Регулятивные: развитие самостоятельности.

7.

Закрепление знаний и способов действий.

Контроль знаний.

Обеспечивает закрепление знаний и способов действий,

глубины понимания учебного материала. Коррекция пробелов. Выявляет качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определяет недостатки в знаниях и умениях. Проведение викторины.

1. Командная игра «Гербы-пазлы».

Учитель делит на команды по 4 человека, раздаёт пазлы (по 4 в каждую команду) с изображением гербов городов Золотого кольца. Побеждает команда, собравшая все пазлы правильно и быстро.

2. Игра «Найди пару».

Город Достопримечательности

Владимир Красная площадь

Калязин Музей мыши, музей валенок

Углич Троице-Сергиева лавра

Ярославль Золотые ворота

Гусь-Хрустальный Завод по произ-ву часов «Чайка»

Александров Радиотелескоп

Кострома Памятник Ярославу Мудрому

Рыбинск Часовня Святой Варвары

Сергиев Посад Музей рукотворного камня

Мышкин Торговые ряды в виде веера

Выполняют самостоятельную работу, осуществляют самопроверку.

Участвуют в викторине.

1. Командная игра «Гербы-пазлы». Собирают пазлы.





2. Игра «Найди пару».

На индивидуальных карточках сопоставляют город с его достопримечательностью.

Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные: развитие самостоятельности; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, а что ещё предстоит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Познавательные: овладение логическими действиями, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные: освоение правил и норм взаимодействия со сверстниками в малой группе.

8.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

2. Отгадайте кроссворд (начерчен на доске):

1. Всемирно известный город-музей (Суздаль).

2. Этот город с давних времён называли Великим (Ростов).

3. Город художников (Плёс).

4. Текстильная столица России (Иваново).

5. Город, который по указанию императрицы Екатерины II, перестроили в форме веера (Кострома).

6. Этот город, как и Переславль Залесский, основал князь Юрий Долгорукий (Москва).

7. В этом городе расположен главный монастырь России (Сергиев Посад).

8. Основная достопримечательность этого города — затопленная колокольня (Калязин).

9. Город, который стоит на высоком берегу реки Клязьмы, и в котором есть Золотые ворота (Владимир).

10. Родина русского театра (Ярославль).

11. Золотое кольцо России богато этими постройками (Церкви).

12. В этом городе была построена загородная резиденция Василия III (Александров).

- Прочитайте, что у нас получилось в выделенных столбцах (Золотое кольцо).

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Участвуют в викторине.




3. Отгадывают кроссворд.


Личностные: осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране и краю, в котором проживает; адекватная самооценка своих ошибок и достижений.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

9.

Выставление оценок.

Объяснение домашнего задания.

Выставляет оценки.

Объясняет домашнее задание.

- Вы все сегодня славно поработали. Оцените работу ваших одноклассников, которые выступали с сообщениями. Я согласна (не согласна) с оценками, потому что…

- Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок: выбрать 4-5 достопримечательностей изученных городов Золотого кольца и подготовить вопросы для своей викторины.

Обсуждают выставление оценок.

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика.












Игра «Найди пару». Игра «Найди пару».


Город Достопримечательности Город Достопримечательности

Владимир Красная площадь Владимир Красная площадь

Калязин Музей мыши, музей валенок Калязин Музей мыши, музей валенок

Углич Троице-Сергиева лавра Углич Троице-Сергиева лавра

Ярославль Золотые ворота Ярославль Золотые ворота

Гусь-Хрустальный Завод по производству часов «Чайка» Гусь-Хрустальный Завод по производству часов «Чайка»

Александров Радиотелескоп Александров Радиотелескоп

Кострома Памятник Ярославу Мудрому Кострома Памятник Ярославу Мудрому

Рыбинск Часовня Святой Варвары Рыбинск Часовня Святой Варвары

Сергиев Посад Музей рукотворного камня Сергиев Посад Музей рукотворного камня

Мышкин Торговые ряды в виде веера Мышкин Торговые ряды в виде веера


Игра «Найди пару». Игра «Найди пару».


Город Достопримечательности Город Достопримечательности

Владимир Красная площадь Владимир Красная площадь

Калязин Музей мыши, музей валенок Калязин Музей мыши, музей валенок

Углич Троице-Сергиева лавра Углич Троице-Сергиева лавра

Ярославль Золотые ворота Ярославль Золотые ворота

Гусь-Хрустальный Завод по производству часов «Чайка» Гусь-Хрустальный Завод по производству часов «Чайка»

Александров Радиотелескоп Александров Радиотелескоп

Кострома Памятник Ярославу Мудрому Кострома Памятник Ярославу Мудрому

Рыбинск Часовня Святой Варвары Рыбинск Часовня Святой Варвары

Сергиев Посад Музей рукотворного камня Сергиев Посад Музей рукотворного камня

Мышкин Торговые ряды в виде веера Мышкин Торговые ряды в виде веера


hello_html_7312e997.png
Сергиев Посад Переславль-Залесский
hello_html_m138a1ba5.png


hello_html_60080081.png
hello_html_ad39433.png

Ростов Углич


hello_html_m46db6cdc.png
hello_html_37ea1d92.png

Ярославль Кострома




hello_html_1f91098d.png
Иваново Суздаль
hello_html_m1ae7a5db.png



hello_html_4e12fd7.png
Владимир Александров
hello_html_5d675eff.png



hello_html_28f551e3.png
Калязин Мышкин
hello_html_23d6a30.png



hello_html_mf88cfd6.png
Рыбинск Гаврилов Ям
hello_html_5b51c74d.png



hello_html_m4bc5d1cb.png
Гусь-Хрустальный Юрьев-Польский
hello_html_m116965c6.png



hello_html_m3e8ccc19.png
Плёс Гаврилов Посад
hello_html_m242c2e0e.png


16


план-конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России"
  • Начальные классы
Описание:

Данный конспект урока составлен с учётом ФГОС, то есть содержит технологическую карту урока с развиваемыми универсальными учебными действиями и этапами урока, а также описание темы, типа, цели и задач урока.

Урок разработан вместе с одноимённой презентацией ко 2-му уроку (по календарно-тематическому планированию отводится 2 часа на изучение темы по программе Плешакова А.А.). Урок содержит новый материал, подобранный учителем по своему усмотрению и не освещённый в учебнике и рабочей тетради. В конце урока дети принимают участие в викторине. Работая в командах, собирают гербы-пазлы, играют в игу "Найди пару", разгадывают кроссворд.

 

Автор Рыбалко Мария Владимировна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2157
Номер материала 17448
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓