Урок математики
«Волшебные цифры. Римские цифры.
Алфавитная нумерация"
Составила и провела
учитель начальных классов
Толстоноженко Л.В.
Подольск 2012-2013 учебный год
Цели
и задачи:
уточнить представления о цифрах и числах;
познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;
познакомить с первыми десятью римскими цифрами;
тренировать мыслительные операции, речь, навыки счета в пределах 9;
тренировать умение записывать соотношения между числами, представленными
различной символикой.
I.
Устные упражнения
–
Счет до 20 вперед и обратно. (Можно использовать линейку.)
–
Сосчитайте через один от 1 до 9; от 10 до 2.
–
Сегодня мы – гости Волшебной страны. Живут там цифры. А как вы думаете, какие
это цифры, если страна Волшебная? (Волшебные цифры.)
–
А теперь откроем страницу 40 учебника и попадаем в Волшебную страну.
Посмотрите,
там все необычно.
–
Какие цели и задачи мы поставим перед собой для этого урока.
Высказывание
детей:
–
Познакомиться с новыми цифрами;
–
Научиться выполнять действия с ними;
–
Научиться сравнивать их и т.д.
–
Что интересного вы видите? (Числа обозначены по-другому, другими цифрами.)
–
Чем отличается число от цифры? (Число – это количество предметов; цифра – это
знак для обозначения числа. Этот знак можно выбирать произвольно.)
–
Какими цифрами обозначены в Волшебной стране числа: 0, 2, 5, 8?
–
Какое число обозначено флажком? Листиком? Грушей?
–
Какое число следует за листиком? Какое число предшествует ему?
–
На сколько листочек больше грибка? На сколько грибок меньше, чем листочек?
–
На сколько цветочек больше, чем яблоко? На сколько яблоко меньше, чем цветок?
–
Что я должна знать:
Для сравнения чисел в Волшебной стране? (Из двух чисел на числовом отрезке
меньше то, которое расположено левее, а больше то, которое расположено
правее.)
Для сложения или вычитания из волшебного числа обычного числа? (При сложении
числа надо от выбранной точки переместиться вправо по числовому лучу, а при
вычитании переместиться от выбранной точки влево.)
II.
Цифры Волшебной страны
–
Сейчас, мы с вами попробуем использовать наши знания в Волшебной стране.
–
Выполнение задания № 1, № 2.
(Работа
у доски по цепочке, с комментированием.)
–
А сейчас, сами составьте выражения на сравнения, используя цифры Волшебной
страны.
(Проверка
вариантов решения у доски.)
–
Подведем итог нашей работы в Волшебной стране. Сможете ли вы сравнивать и
выполнять действия с числами, записанные «волшебными» цифрами. (Да, если будет
дан числовой отрезок.)
III.
Римские цифры
–
А знаете ли вы, что цифры, которыми мы пользуемся, не были придуманы в
одночасье. Это результат длительного исторического развития человеческого
общества. В древности люди записывали числа словами. Постепенно слова
заменились знаками. У разных народов числовые знаки были разными. Древнейшие
известные нам цифры – иероглифы вавилонян и египтян. Они представляют собой
клинописные знаки.
Прообразы
современных цифр появились в Индии примерно в шестом веке. Удобство записи
чисел при помощи этих цифр привело к их распространению в другие страны. В
Европу индийские цифры попали благодаря арабам лишь в X – XIII вв., поэтому их
часто называют «арабскими». Всеобщее распространение они получили лишь в XVII
веке.
Наиболее
долговечной из древних цифровых систем стала римская нумерация, возникшая более
25 веков назад. Они до сих пор используются для обозначения чисел.
В
наши дни римские цифры используются в основном для обозначения порядковых
числительных.
(Подробное
ознакомление детей с римской нумерацией.)
Давайте,
попробуем сами записать (по образцу) римские цифры.
Выполнение
задания № 4 стр. 40.
(Учащиеся
у доски записывают по образцу римские цифры.)
–
Давайте прочитаем числовые выражения, найдём их значения и результат запишем
римскими цифрами.
Выполнение
задания № 5 стр. 40.
(В
тетради и у доски с объяснением столбики I и II, а III самостоятельно.)
–
Для тех, кто справился с заданием можно предложить выполнить задание № 6.
Задание
№ 7 стр. 41 учащиеся выполняют самостоятельно.
–
Как будете выполнять эту работу?
Объяснение
учащимися своей работы.
Дети
должны пересчитать предметы в рамках, соединить линией рамки, содержащие
одинаковое количество предметов, и записать ответ для левого столбика арабскими
цифрами, а для правого – римскими. Учитель может поработать с некоторыми
учащимися индивидуально у доски по мере необходимости.
Как
только ученик выполняет работу – он встает. Учитель проверяет его работу. За
правильно выполненную работу ученик получает наклейку, после этого он
становится помощником учителя и помогает проверить остальных учащихся. Все
ребята, правильно выполнившие задание, получают поощрение.
Подведем
итог нашей работы:
–
Как называются цифры, с которыми мы сейчас работали?
–
С какими цифрами мы чаще работаем на уроках?
IV.
Алфавитная нумерация
–
Мы с вами узнали, что в Индии, в Вавилоне, в Египте – были разнообразные цифры.
А были ли у нас – у славян, цифры? А если были, то как они могли выглядеть?
Варианты
ответов детей. (На доске можно нарисовать отрезок с делениями, а учащиеся
выходят к доске, и рисуют придуманную им цифру.)
–
Действительно, была славянская алфавитная нумерация. Она возникла в IX – X вв.
и встречалась до конца XVII века. Её название – «кириллица» – происходит от
имени славянского просветителя Кирилла Философа. В составе кириллицы 42 буквы,
17 из которых использовались для обозначения чисел. Над буквами-числами
ставился особый знак ~ , названный «титло». Цифры 1-9 обозначались следующими
буквами: a (аз) – 1 и т.д.
Учащиеся
рассматривают таблицу на стр. 42 задание № 1.
Выполнение
задания № 2 стр. 42. Выполняется по цепочке у доски.
Для
тех, кто все выполнил можно предложить задание № 3 стр. 42 – самостоятельно, с
последующей проверкой.
Подведем
итоги нашей работы:
–
С какой нумерацией мы познакомились сегодня на уроке? (Волшебной, римской,
алфавитной.)
–
Как называются числа, с которыми мы работаем на уроках математике? (Арабские)
V.
Закрепление изученного материала
–
Мы сегодня очень многое узнали, давайте теперь вспомним изученное ранее.
Посмотрите на задание № 4 стр. 42. Что надо сделать?
Объяснение
учащихся: по рисунку составить выражения. Дети делают сами, с проверкой на
доске.
–
Задание № 5 стр. 43. А что вы будете делать в этом задании?
Объяснение
учащихся: составлять выражения, но в выражении будет несколько слагаемых –
более 2.
Проверка
на доске или устно.
VI.
Рефлексия
–
Давайте вспомним, какие цели мы поставили сегодня перед собой.
Ответы
учащихся:
–
Познакомиться с новыми цифрами;
–
Научиться выполнять действия с ними;
–
Научиться сравнивать их и т.д.
–
Скажите, пожалуйста, все ли цели мы сегодня достигли? (Да.)
–
Давайте, проанализируем работу каждого из вас. Для этого, возьмите карандаш
любого цвета, который вам нравится. На полях тетради рисуем кружочки (можно
заранее наклеить) в количестве 5 штук. Закрашивать их будем с нижнего. Я буду
задавать вам вопросы. Если вы, готовы ответить на мой вопрос словами: «Да, я
знаю или я могу…», то вы кружочек закрашиваете, не можете ответить – оставляете
кружок белого цвета.
Можете ли вы составлять числовые выражения по рисунку.
Можете ли вы решать примеры, записанные «волшебными цифрами», ели у вас есть
числовой отрезок.
Можете ли вы прочитать выражения, записанные римскими цифрами.
Можете ли вы решить выражения, записанные римскими цифрами.
Запомнили ли вы названия цифровых нумераций, с которыми встречались на уроке.
VII.
Подведение итогов
–
Кто закрасил один кружок?
–
Кто закрасил два кружка?
–
Кто закрасил три кружка?
–
Кто закрасил четыре кружка?
–
Кто закрасил пять кружков?
–
Что было самым трудным на уроке?
–
Большое спасибо за работу на уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.