Главная / Начальные классы / План-конспект урока по математике (1 класс) по теме: «Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

План-конспект урока по математике (1 класс) по теме: «Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Урок математики













«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"



















Составила и провела

учитель начальных классов

Толстоноженко Л.В.



Подольск 2012-2013 учебный год

Цели и задачи:

уточнить представления о цифрах и числах;

познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;

познакомить с первыми десятью римскими цифрами;

тренировать мыслительные операции, речь, навыки счета в пределах 9;

тренировать умение записывать соотношения между числами, представленными различной символикой.


I. Устные упражнения

Счет до 20 вперед и обратно. (Можно использовать линейку.)

Сосчитайте через один от 1 до 9; от 10 до 2.

Сегодня мы – гости Волшебной страны. Живут там цифры. А как вы думаете, какие это цифры, если страна Волшебная? (Волшебные цифры.)

А теперь откроем страницу 40 учебника и попадаем в Волшебную страну.

Посмотрите, там все необычно.

Какие цели и задачи мы поставим перед собой для этого урока.

Высказывание детей:

Познакомиться с новыми цифрами;

Научиться выполнять действия с ними;

Научиться сравнивать их и т.д.

Что интересного вы видите? (Числа обозначены по-другому, другими цифрами.)

Чем отличается число от цифры? (Число – это количество предметов; цифра – это знак для обозначения числа. Этот знак можно выбирать произвольно.)

Какими цифрами обозначены в Волшебной стране числа: 0, 2, 5, 8?

Какое число обозначено флажком? Листиком? Грушей?

Какое число следует за листиком? Какое число предшествует ему?

На сколько листочек больше грибка? На сколько грибок меньше, чем листочек?

На сколько цветочек больше, чем яблоко? На сколько яблоко меньше, чем цветок?

Что я должна знать:

Для сравнения чисел в Волшебной стране? (Из двух чисел на числовом отрезке меньше то, которое расположено левее, а больше то, которое расположено правее.)

Для сложения или вычитания из волшебного числа обычного числа? (При сложении числа надо от выбранной точки переместиться вправо по числовому лучу, а при вычитании переместиться от выбранной точки влево.)

II. Цифры Волшебной страны

Сейчас, мы с вами попробуем использовать наши знания в Волшебной стране.

Выполнение задания № 1, № 2.

(Работа у доски по цепочке, с комментированием.)

А сейчас, сами составьте выражения на сравнения, используя цифры Волшебной страны.

(Проверка вариантов решения у доски.)

Подведем итог нашей работы в Волшебной стране. Сможете ли вы сравнивать и выполнять действия с числами, записанные «волшебными» цифрами. (Да, если будет дан числовой отрезок.)

III. Римские цифры

А знаете ли вы, что цифры, которыми мы пользуемся, не были придуманы в одночасье. Это результат длительного исторического развития человеческого общества. В древности люди записывали числа словами. Постепенно слова заменились знаками. У разных народов числовые знаки были разными. Древнейшие известные нам цифры – иероглифы вавилонян и египтян. Они представляют собой клинописные знаки.

Прообразы современных цифр появились в Индии примерно в шестом веке. Удобство записи чисел при помощи этих цифр привело к их распространению в другие страны. В Европу индийские цифры попали благодаря арабам лишь в X – XIII вв., поэтому их часто называют «арабскими». Всеобщее распространение они получили лишь в XVII веке.

Наиболее долговечной из древних цифровых систем стала римская нумерация, возникшая более 25 веков назад. Они до сих пор используются для обозначения чисел.

В наши дни римские цифры используются в основном для обозначения порядковых числительных.

(Подробное ознакомление детей с римской нумерацией.)

Давайте, попробуем сами записать (по образцу) римские цифры.

Выполнение задания № 4 стр. 40.

(Учащиеся у доски записывают по образцу римские цифры.)

Давайте прочитаем числовые выражения, найдём их значения и результат запишем римскими цифрами.

Выполнение задания № 5 стр. 40.

(В тетради и у доски с объяснением столбики I и II, а III самостоятельно.)

Для тех, кто справился с заданием можно предложить выполнить задание № 6.

Задание № 7 стр. 41 учащиеся выполняют самостоятельно.

Как будете выполнять эту работу?

Объяснение учащимися своей работы.

Дети должны пересчитать предметы в рамках, соединить линией рамки, содержащие одинаковое количество предметов, и записать ответ для левого столбика арабскими цифрами, а для правого – римскими. Учитель может поработать с некоторыми учащимися индивидуально у доски по мере необходимости.

Как только ученик выполняет работу – он встает. Учитель проверяет его работу. За правильно выполненную работу ученик получает наклейку, после этого он становится помощником учителя и помогает проверить остальных учащихся. Все ребята, правильно выполнившие задание, получают поощрение.

Подведем итог нашей работы:

Как называются цифры, с которыми мы сейчас работали?

С какими цифрами мы чаще работаем на уроках?

IV. Алфавитная нумерация

Мы с вами узнали, что в Индии, в Вавилоне, в Египте – были разнообразные цифры. А были ли у нас – у славян, цифры? А если были, то как они могли выглядеть?

Варианты ответов детей. (На доске можно нарисовать отрезок с делениями, а учащиеся выходят к доске, и рисуют придуманную им цифру.)

Действительно, была славянская алфавитная нумерация. Она возникла в IX – X вв. и встречалась до конца XVII века. Её название – «кириллица» – происходит от имени славянского просветителя Кирилла Философа. В составе кириллицы 42 буквы, 17 из которых использовались для обозначения чисел. Над буквами-числами ставился особый знак ~ , названный «титло». Цифры 1-9 обозначались следующими буквами: a (аз) – 1 и т.д.

Учащиеся рассматривают таблицу на стр. 42 задание № 1.

Выполнение задания № 2 стр. 42. Выполняется по цепочке у доски.

Для тех, кто все выполнил можно предложить задание № 3 стр. 42 – самостоятельно, с последующей проверкой.

Подведем итоги нашей работы:

С какой нумерацией мы познакомились сегодня на уроке? (Волшебной, римской, алфавитной.)

Как называются числа, с которыми мы работаем на уроках математике? (Арабские)

V. Закрепление изученного материала

Мы сегодня очень многое узнали, давайте теперь вспомним изученное ранее. Посмотрите на задание № 4 стр. 42. Что надо сделать?

Объяснение учащихся: по рисунку составить выражения. Дети делают сами, с проверкой на доске.

Задание № 5 стр. 43. А что вы будете делать в этом задании?

Объяснение учащихся: составлять выражения, но в выражении будет несколько слагаемых – более 2.

Проверка на доске или устно.

VI. Рефлексия

Давайте вспомним, какие цели мы поставили сегодня перед собой.

Ответы учащихся:

Познакомиться с новыми цифрами;

Научиться выполнять действия с ними;

Научиться сравнивать их и т.д.

Скажите, пожалуйста, все ли цели мы сегодня достигли? (Да.)

Давайте, проанализируем работу каждого из вас. Для этого, возьмите карандаш любого цвета, который вам нравится. На полях тетради рисуем кружочки (можно заранее наклеить) в количестве 5 штук. Закрашивать их будем с нижнего. Я буду задавать вам вопросы. Если вы, готовы ответить на мой вопрос словами: «Да, я знаю или я могу…», то вы кружочек закрашиваете, не можете ответить – оставляете кружок белого цвета.

Можете ли вы составлять числовые выражения по рисунку.

Можете ли вы решать примеры, записанные «волшебными цифрами», ели у вас есть числовой отрезок.

Можете ли вы прочитать выражения, записанные римскими цифрами.

Можете ли вы решить выражения, записанные римскими цифрами.

Запомнили ли вы названия цифровых нумераций, с которыми встречались на уроке.

VII. Подведение итогов

Кто закрасил один кружок?

Кто закрасил два кружка?

Кто закрасил три кружка?

Кто закрасил четыре кружка?

Кто закрасил пять кружков?

Что было самым трудным на уроке?

Большое спасибо за работу на уроке.


План-конспект урока по математике (1 класс) по теме: «Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"
  • Начальные классы
Описание:

Цели и задачи:
  уточнить представления о цифрах и числах;
познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;
познакомить с первыми десятью римскими цифрами;
тренировать мыслительные операции, речь, навыки счета в пределах 9;  тренировать умение записывать соотношения между числами, представленными различной символикой.
I. Устные упражнения
– Счет до 20 вперед и обратно. (Можно использовать линейку.)
– Сосчитайте через один от 1 до 9; от 10 до 2.
– Сегодня мы – гости Волшебной страны. Живут там цифры. А как вы думаете, какие это цифры, если страна Волшебная? (Волшебные цифры.)

Автор Толстоноженко Людмила Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 791
Номер материала 32513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓