Главная / Русский язык и литература / План-конспект урока по литературе в 9 классе на тему:"Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Вновь я посетил..." и С.А.Есенина "Отговорила роща золотая"

План-конспект урока по литературе в 9 классе на тему:"Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Вновь я посетил..." и С.А.Есенина "Отговорила роща золотая"


Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.Дубовки









План-конспект

урока литературы в 9 классе на тему:


«Сравнительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Вновь я посетил…» и стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая».










Подготовила: Болотникова Любовь

Викторовна, учитель русского

языка и литературы














г.Дубовка

2013г.



Цель урока:

а)сопоставив два стихотворения, выяснить, что их объединяет и

в чём отличие по восприятию жизни, по использованию изобра-

зительно-выразительных средств;

б) развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать;

в) воспитание интереса к творческому наследию Пушкина и

Есенина

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор



Ход урока

1.Организационный момент


2.Вступительное слово учителя.


- Всеоживляющая связь творчества соединила двух великих поэтов, А.С. Пушкина и С.А.Есенина, безжалостно разделённых временем в пространстве. К этой связи, звеньями которой стали стихи, бережно и трепетно прикоснёмся мы сегодня.(На экране портреты писателей)


3. Сообщения об истории создания двух стихотворений: «Вновь я посетил…» А.С.Пушкина и «Отговорила роща золотая» С.А.Есенина:


а) Чтение стихотворения «Вновь я посетил» подготовленным учеником.

(на слайдах фото Михайловского)

1835 год, год написания А.С.Пушкиным стихотворения «Вновь я посетил…», был периодом продолжающихся гонений.

Поэт горько сетовал на преследования, чувствовал себя оскорблённым, оклеветанным. Вспоминая в Михайловском об этом периоде, поэт говорит о том, к чему приводило недоверие: « Всяк передо мной казался мне изменник или враг». Именно во время написания этого стихотворения раздумья о близости смерти не раз посещали поэта.


б) Чтение стихотворения «Отговорила роща золотая» подготовленным учеником ( слайд с осенними пейзажами)


Пушкин был самым любимым поэтом Есенина. «Меня всё более тянет к

Пушкину»,- признавался поэт.

Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано в 1924 году.

Эти годы и для Есенина были драматичными: неустроенность поэта, его скитальческая жизнь особенно сказались на его судьбе. «Всё, на что я надеялся, о чём мечтал, идёт прахом», - писал он своему другу.


4. Сравнительный анализ двух стихотворений.


а) Восприятие, истолкование.


- Что прежде всего объединяет эти стихи?

( Одна тема- вечные законы жизни, одинаково подчиняющие себе и человека, и природу.)

-Теперь постараемся вникнуть в художественное содержание стихотворений, ведь одну и ту же тему каждый может видеть по-своему. Обратите внимание на первые строки, именно они в любом стихотворении настраивают на определённый лад. О чём же говорится в первых строках стихотворения Пушкина?

(О селе Михайловском, его окрестностях.)

- Зачитайте эти строки. Что характерно для этого пейзажа?

( Удивительная точность и простота.)

- Но конкретность описания не мешает ему быть типическим, как у Есенина. Какие слова, словосочетания указывают на обобщённость пейзажа русской осени в стихотворении «Отговорила роща золотая»?

( Облетевшая роща, журавли, пруд.)

-Значит, что важнее показать поэтам, детали пейзажа или настроение лирического героя?

( Оба поэта с первых строк своих стихов обращают внимание на настроение лирического героя.)

- Какое оно?

( Спокойное, грустное.)

- Дом у Есенина, домик у Пушкина – это родина, воспоминание о детстве, это то, что человек покидает, а потом грустит.

-Прошлое для Пушкина - это…Продолжите строчками стихов

(…три сосны

Стоят – одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал.)

Настоящее для Пушкина – это…

( По той дороге

Теперь поехал я и пре собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Всё тот же их знакомый уху шорох-

Но около корней их устарелых, где

Некогда всё было пусто, голо

Теперь младая роща разрослась.)

-Найдите то же самое у Есенина и сделайте вывод.

(Сокровенные мысли о жизни, о прошлом и настоящем срослись у поэтов с природой.)

- Что является кульминацией в развитии лирического сюжета стихотворений?

( Кульминация стихотворения «Отговорила роща золотая» - это четвёртая строфа. Чувство беспредельной тоски и одиночества разрешается образом необычайной поэтической силы:

В саду горит огонь рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Кульминация стихотворения Пушкина – встреча поэта с «младой рощей». Через десять лет те же сосны знакомым шумом ветвей приветствуют поэта. «Младая роща» - это образ новой жизни, пришедшей на смену прежней.)

-Как меняется эмоциональная тональность в конце стихотворений?

(Пушкина радостно встречает молодое поколение и шлёт ему привет. И только сожаление вызывает одинокое дерево, «угрюмый их товарищ». Оно не подчинилось вечному закону обновления жизни и вокруг него «по-прежнему всё пусто». Пушкин утешает нас тем, что если не «Я увижу твой могучий поздний возраст», то хотя бы «мой внук услышит ваш приветный шум».)

-А у Есенина?

( Есенин просто примиряется с неизбежным уходом из жизни, ведь это закон природы, общий и для природы. И для человека. «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова». Листья дерева и слова поэта соединяются в один метафоричный образ. Ветер-время может сгрести слова в ненужный ком, как осенние листья. Поэт прощается с жизнью по-пушкински светло:

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.)

-Сделайте вывод.

( Для Пушкина и Есенина природа и человек – это одно целое, поэтому они и отождествляют себя с природой.)


б) Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.


- Глубину раздумий поэтов о природе, о жизни помогают понять выразительные средства языка. Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении Пушкина.

(Эпитеты: «меж нив златых и пажитей зелёных», «убогий невод», «зелёная семья», «угрюмый их товарищ», «племя, младое, незнакомое».)

- Какие изобразительно-выразительные средства есть у Есенина?

( Есть постоянные есенинские эпитеты «роща золотая», «берёзовым весёлым языком», «сиреневую цветь», «голубым прудом», необычный эпитет «широкий месяц»; олицетворение «отговорила роща»; метафора «в саду горит огонь рябины красной»).

- Какова роль этих средств?

( У Пушкина служат одной цели – показать, что и в природе, и жизни всё изменяется. У Есенина помогают раскрыть состояние души поэта).

- Какова инструментовка стихов?

(У Пушкина преобладают звуки «п», «ш», гласный ударный «о». Покоем и тишиной пронизано всё стихотворение. В стихотворении Есенина, в четвёртой строфе сконцентрирован звук «р». Это усиливает ощущение тревоги, тоски и одиночества).

- Определите стихотворный размер лирических произведений.

( «Отговорила роща золотая» - пятистопный ямб, который придаёт стихотворению музыкальность. Пушкинский белый стих придаёт стихотворению медленный, величавый и спокойный характер).

-Что вы можете сказать о композиции стихотворений?

( У Есенина и в начале и в конце стихотворения присутствует образ рощи. Это кольцевая композиция, которая придаёт завершённость. Пушкин своё стихотворение делит как бы на три части. Первая часть – это его элегические воспоминания о прошлом, вторая – описание того, что увидел поэт, вернувшись в Михайловское через десять лет, т.е. настоящее. И в заключение обращение к потомкам, которые будут жить уже после него. Композиция тоже отличается завершённостью.)


5. Вывод.


- Все эти наблюдения помогают понять идею стихотворений. Какова она?

( Пушкин и Есенин в своих стихах говорят о гармонии мира, о его красоте. Поэты любят жизнь, остро чувствуют красоту природы.)

- Все чувства, мысли, образы Пушкина и Есенина подняты здесь на огромную лирическую высоту, которая создаётся здесь и большой философской мыслью, и пейзажными зарисовками.



Дом. зад.: письменный сравнительный анализ

стихотворений Пушкина и Есенина.





Список литературы:


1.Р.И.Альбеткова . Активные формы преподавания литературы. М «Просвещение». 1991

2.К.Д.Вишневский. Мир глазами поэта. М. «Просвещение» 1979 г.

3.Н.А.Дёмин. Изучение творчества А.С.Пушкина в 9 классе. М. «Просвещение» 1998г.

4.И.С.Эвентов. Сергей Есенин. Ленинград. «Просвещение» 1987г.










План-конспект урока по литературе в 9 классе на тему:"Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Вновь я посетил..." и С.А.Есенина "Отговорила роща золотая"
  • Русский язык и литература
Описание:

 На данном уроке учащиеся учатся производить сравнительный анализ  на примере стихов замечательных русских поэтов, живших в разные эпохи. Целью данного урока является сопоставление двух стихотворений : А.С.Пушкина "Вновь я посетил..." и С.А.Есенина "Отговорила роща золотая". Необходимо выяснить, что объединяет данные стихотворения и в чём их отличие по восприятию жизни, по использованию изобразительно-выразительных средств. На уроке учащиеся учились сравниватиь, анализировать и обобщать.

Начинается урок с сообщения подготовленными учщамися об истории создания двух стихоторений. Во время сообщения на экране демонстрируются слайды с фотографиями с. Михайловского и с.Константиново. Учащиеся делают акцент на факты из жизни поэтов, чтобы понять драматизм того, о чём каждый пишет.

Сопоставление начинается с определения темы каждого стихотворения. Ответы подтвержаются обязательно стихотворными строчками. Затем анализируются изобразительно-выразительные средства языка стихотворений: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и др. Выясняется роль этих средств, какой цели они служат и как помогают раскрыть содержание стихотворений.

Учащиеся делают выводы об инструментовке стихов, определяют их стихотворный размер, особенности композиции.

Все эти наблюдения помогают в конечном итге понять, что идея данных стихотворений общая - показать гармонию мира, его красоту.

 

        

Автор Болотникова Любовь Викторовна
Дата добавления 20.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1612
Номер материала 54540
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы