Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Дубовки
План-конспект
урока литературы в 9 классе на тему:
«Сравнительный
анализ стихотворения А.С.Пушкина «Вновь я посетил…» и стихотворения С.А.Есенина
«Отговорила роща золотая».
Подготовила:
Болотникова Любовь
Викторовна,
учитель русского
языка
и литературы
г.Дубовка
2013г.
Цель урока:
а)сопоставив
два стихотворения, выяснить, что их объединяет и
в чём
отличие по восприятию жизни, по использованию изобра-
зительно-выразительных средств;
б)
развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать;
в)
воспитание интереса к творческому наследию Пушкина и
Есенина
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
1.Организационный
момент
2.Вступительное
слово учителя.
- Всеоживляющая связь творчества соединила двух великих поэтов, А.С.
Пушкина и С.А.Есенина, безжалостно разделённых временем в пространстве. К этой
связи, звеньями которой стали стихи, бережно и трепетно прикоснёмся мы сегодня.(На
экране портреты писателей)
3. Сообщения об
истории создания двух стихотворений: «Вновь я посетил…» А.С.Пушкина и
«Отговорила роща золотая» С.А.Есенина:
а) Чтение стихотворения «Вновь я посетил» подготовленным учеником.
(на слайдах фото Михайловского)
1835 год, год написания А.С.Пушкиным стихотворения «Вновь я посетил…»,
был периодом продолжающихся гонений.
Поэт горько сетовал на преследования, чувствовал себя оскорблённым,
оклеветанным. Вспоминая в Михайловском об этом периоде, поэт говорит о том, к
чему приводило недоверие: « Всяк передо мной казался мне изменник или враг».
Именно во время написания этого стихотворения раздумья о близости смерти не раз
посещали поэта.
б) Чтение стихотворения «Отговорила роща золотая» подготовленным
учеником ( слайд с осенними пейзажами)
Пушкин был самым
любимым поэтом Есенина. «Меня всё более тянет к
Пушкину»,-
признавался поэт.
Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано в 1924 году.
Эти годы и для Есенина были драматичными: неустроенность поэта, его
скитальческая жизнь особенно сказались на его судьбе. «Всё, на что я надеялся,
о чём мечтал, идёт прахом», - писал он своему другу.
4. Сравнительный анализ двух стихотворений.
а) Восприятие, истолкование.
- Что прежде всего объединяет эти стихи?
( Одна тема- вечные законы жизни, одинаково подчиняющие себе и человека,
и природу.)
-Теперь постараемся вникнуть в художественное содержание стихотворений,
ведь одну и ту же тему каждый может видеть по-своему. Обратите внимание на
первые строки, именно они в любом стихотворении настраивают на определённый лад.
О чём же говорится в первых строках стихотворения Пушкина?
(О селе Михайловском, его окрестностях.)
- Зачитайте эти строки. Что характерно для этого пейзажа?
( Удивительная точность и простота.)
- Но конкретность описания не мешает ему быть типическим, как у Есенина.
Какие слова, словосочетания указывают на обобщённость пейзажа русской осени в
стихотворении «Отговорила роща золотая»?
( Облетевшая роща, журавли, пруд.)
-Значит, что важнее показать поэтам, детали пейзажа или настроение лирического
героя?
( Оба поэта с первых строк своих стихов обращают внимание на настроение
лирического героя.)
- Какое оно?
( Спокойное, грустное.)
- Дом у Есенина, домик у Пушкина – это родина, воспоминание о детстве,
это то, что человек покидает, а потом грустит.
-Прошлое для Пушкина - это…Продолжите строчками стихов
(…три сосны
Стоят – одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин меня
приветствовал.)
Настоящее для Пушкина – это…
( По той дороге
Теперь поехал я и пре собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Всё тот же их знакомый уху шорох-
Но около корней их устарелых, где
Некогда всё было пусто, голо
Теперь младая роща разрослась.)
-Найдите то же самое у Есенина и сделайте вывод.
(Сокровенные мысли о жизни, о прошлом и настоящем срослись у поэтов с
природой.)
- Что является кульминацией в развитии лирического сюжета стихотворений?
( Кульминация стихотворения «Отговорила роща золотая» - это четвёртая
строфа. Чувство беспредельной тоски и одиночества разрешается образом
необычайной поэтической силы:
В саду горит огонь рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Кульминация стихотворения Пушкина – встреча поэта с «младой рощей».
Через десять лет те же сосны знакомым шумом ветвей приветствуют поэта. «Младая
роща» - это образ новой жизни, пришедшей на смену прежней.)
-Как меняется эмоциональная тональность в конце стихотворений?
(Пушкина радостно встречает молодое поколение и шлёт ему привет. И
только сожаление вызывает одинокое дерево, «угрюмый их товарищ». Оно не
подчинилось вечному закону обновления жизни и вокруг него «по-прежнему всё
пусто». Пушкин утешает нас тем, что если не «Я увижу твой могучий поздний
возраст», то хотя бы «мой внук услышит ваш приветный шум».)
-А у Есенина?
( Есенин просто примиряется с неизбежным уходом из жизни, ведь это закон
природы, общий и для природы. И для человека. «Как дерево роняет тихо листья,
так я роняю грустные слова». Листья дерева и слова поэта соединяются в один
метафоричный образ. Ветер-время может сгрести слова в ненужный ком, как осенние
листья. Поэт прощается с жизнью по-пушкински светло:
Скажите так, что роща золотая
Отговорила милым языком.)
-Сделайте вывод.
( Для Пушкина и Есенина природа и человек – это одно целое, поэтому они
и отождествляют себя с природой.)
б) Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.
- Глубину раздумий поэтов о природе, о жизни помогают понять выразительные
средства языка. Назовите изобразительно-выразительные средства языка в
стихотворении Пушкина.
(Эпитеты: «меж нив златых и пажитей зелёных», «убогий невод», «зелёная
семья», «угрюмый их товарищ», «племя, младое, незнакомое».)
- Какие изобразительно-выразительные средства есть у Есенина?
( Есть постоянные есенинские эпитеты «роща золотая», «берёзовым весёлым
языком», «сиреневую цветь», «голубым прудом», необычный эпитет «широкий месяц»;
олицетворение «отговорила роща»; метафора «в саду горит огонь рябины красной»).
- Какова роль этих средств?
( У Пушкина служат одной цели – показать, что и в природе, и жизни всё
изменяется. У Есенина помогают раскрыть состояние души поэта).
- Какова инструментовка стихов?
(У Пушкина преобладают звуки «п», «ш», гласный ударный «о». Покоем и
тишиной пронизано всё стихотворение. В стихотворении Есенина, в четвёртой строфе
сконцентрирован звук «р». Это усиливает ощущение тревоги, тоски и одиночества).
- Определите стихотворный размер лирических произведений.
( «Отговорила роща золотая» - пятистопный ямб, который придаёт стихотворению
музыкальность. Пушкинский белый стих придаёт стихотворению медленный, величавый
и спокойный характер).
-Что вы можете сказать о композиции стихотворений?
( У Есенина и в начале и в конце стихотворения присутствует образ рощи.
Это кольцевая композиция, которая придаёт завершённость. Пушкин своё
стихотворение делит как бы на три части. Первая часть – это его элегические
воспоминания о прошлом, вторая – описание того, что увидел поэт, вернувшись в
Михайловское через десять лет, т.е. настоящее. И в заключение обращение к
потомкам, которые будут жить уже после него. Композиция тоже отличается
завершённостью.)
5. Вывод.
- Все эти наблюдения помогают понять идею стихотворений. Какова она?
( Пушкин и Есенин в своих стихах говорят о гармонии мира, о его красоте.
Поэты любят жизнь, остро чувствуют красоту природы.)
- Все чувства, мысли, образы Пушкина и Есенина подняты здесь на огромную
лирическую высоту, которая создаётся здесь и большой философской мыслью, и
пейзажными зарисовками.
Дом. зад.: письменный сравнительный
анализ
стихотворений
Пушкина и Есенина.
Список литературы:
1.Р.И.Альбеткова . Активные формы преподавания литературы. М «Просвещение».
1991
2.К.Д.Вишневский. Мир глазами поэта. М. «Просвещение» 1979 г.
3.Н.А.Дёмин. Изучение творчества А.С.Пушкина в 9 классе. М. «Просвещение»
1998г.
4.И.С.Эвентов. Сергей Есенин. Ленинград. «Просвещение» 1987г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.