Главная / Русский язык и литература / План-конспект урока по литературе "Шинель" Н.В. Гоголь, Инновационный урок

План-конспект урока по литературе "Шинель" Н.В. Гоголь, Инновационный урок

План-конспект инновационного урока по русской литературе 11-ого класса общеобразовательной армянской школы

Николай Гоголь «Шинель», тема «маленького человека в русской литературе» ( 1 часть)

Цели урока:

1. образовательные:

  • углубить представление учащихся о средствах характеристики героя;

  • продолжить формировать понятие о «маленьком человеке» в литературе;

  • сформировать ключевые компетентности учащихся;

  • обучить выявлению авторской позиции;

  • обучить анализу эпизода;

  • развить интеллектуальные, коммуникативные, лингвистические и творческие способности учащихся;

  • выработать умение, влияющие на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.

2. развивающие:

  • развить речевую активность учащихся: владение монологическими диалогическими формами устной и письменной речи;

  • развить способности учащихся к творческой деятельности;

  • развить навыки сравнительного анализа, сопоставления, обобщения на основе литературного материала.

3.воспитательные:

  • по мере возможности воспитать гуманное отношение к человеку в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Ход урока

Организационный момент:

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся

Актуализация знаний.Определение темы и целей урока, вступительная беседа с учениками:

Как вы понимаете высказывание «маленький человек»?

Как по-вашему можно обьяснить это высказывание в прямом и переносном смысле слова?

А теперь постарайтесь вспомнить, где нам раньше встречался тип «маленького человека» в русской литературе? («Медный всадник» А.С. Пушкин) Какой мы с вами можем сделать вывод? Когда и кем был введен тип «маленького человека»? Определите, пожалуйста, цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели урока).

 Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” - “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

Чтение первой части произведения. Развить критическое мышление через чтение к письму.

Прошу вас заметить, что в течении сегодняшнего урока, каждый из вас будет набирать баллы за активностое участие в процессе урока, так что старайтесь высказывать свои мысли, отвечать на вопросы и участвовать в нашем сегодняшнем расследовании, касающего “Маленького человека”.

Дискуссия с учениками после прочтения текста.

Как вы думаете, почему главного героя зовут Акакий Акакиевич Башмачкин? Что хотел подчеркнуть Гоголь, дав своему герою такое имя? Как вы охарактеризуете героя?

А теперь давайте попробуем вместе с вами дать более подробную характеристику А.Башмачкину. (Метод “Кластер”)

В центре доски написать “Маленький человек: А.Башмачкин”. Каждый ученик должен добавить к этому типу определенный эпитет, который приходит ему на ум, нельзя повторяться. К примеру это может быть черта характера, внешний вид, черты лица.

При выполнении этого задания можно также воспользоватся учебником. В тексте дано подробное описание характера героя, его внешний вид и поведение.



Прекрасно, а сейчас я бы попросила вас разделиться пары и в течении пяти минут подготовить в устной форме ответы на вопросы на странице 118. Чьи ответы будут более обоснованы и правильно сформированы, та пара получит наибольшее количество баллов.

  1. Какой образ жизни вел Акакий Акакиевич?

  2. Как он относится к своей работе? Какие у него были интересы?

  3. Как к нему относились сослуживцы? Как он отвечал на все обиды и унижения?

  4. Что потрясло только что поступившего на работу молодого человека в поведении сослуживцев

  5. Что изменилось в жизни А. Акакиевича после того, как он решил приобрести новую шинель?


Подведение итогов:

К какому выводу вы пришли после изучения данного урока?

Что нового вы для себя узнали сегодня?

Как вы считаете, правильно ли относились люди к А. Башмачкину?

Есть ли в вашем обществе люди с похожими чертами характера? Как вы относитесь к ним, как окружающие относятся к ним?

Имеет ли право человек издеваться и унижать того, кто ведет себя так как А.Башмачкин?

Домашнее задание: написать в тетради положительные и отрицательные качества А. Башмачкина. Какие черты характера по-вашему у героя нужны ему в жизни, а какие следовало бы изменить?



План-конспект урока по литературе "Шинель" Н.В. Гоголь, Инновационный урок
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок на тему повести Н.В. Гоголя "Шинель".

В данной работе разработана первая часть произведения. 

План-конспект написан с использованием инновационных технологий, при помощи которых учитель сможет с легкостью вовлечь в ход урока всех учеников.Урок расчитан на изучение произведения в армянской школе, поэтому в данной разработке также актуальна методика РКИ.  Для более лучшего результата можно использовать заранее подготовленные схемы при помощи электронной доски или smart-board доски. Урок свободного характера. Основной акцент учитель должен ставить исключительно на методическую рефлексию, ученик должен сам прийти к выводу. 

Автор Осипян Изабелла Гарниковна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1470
Номер материала 50675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓