Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение
«Аллакская
средняя общеобразовательная школа»
Повторительно
– обобщающий урок по теме
«Тайны
Древнего Египета»
Подготовила
Шабанова
Людмила Геннадьевна
учитель
истории и обществознания
первой
категории
23
октября 2014 г
Цель
урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний
Египет», проверить знания учащихся по теме; развивать словарный запас
детей; воспитывать интерес к учёбе, стремление знать больше по изучаемому
предмету.
Оборудование: карты по
истории Древнего мира, среди них – карта Древнего Египта; карточки с
заданиями, кроссворд « Египет», игровой материал.
Тип урока:
обобщение и систематизация изученного материала.
Форма
урока:
игра – соревнование «Тайны Древнего Египта»
Ход
урока.
I.Организационный
момент.
Мотивация.
Мы с вами
отправляемся в увлекательную экспедицию. Наш путь будет труден – нам предстоит
разгадать тайны Древнего Египта. Разгадывать египетские тайны вы будете командой,
на которые поделились заранее. Та команда, которая лучше и быстрее справиться с
заданиями и станет победителем, получит отличные оценки.
Правила
работы в команде:
1. Каждый ученик
имеет право на свободный обмен мнениями.
2. Каждый ученик
уважает мнение других участников группы.
3. Каждый ученик
проявляет терпение к критике.
4. Не мешать
отвечающим во время ответа.
5. В игре
принимают участие все члены группы.
II. Повторение
и обобщение изученного материала через игру « Тайны Древнего Египта».
Таблица
для жюри.
задания
|
1
команда
«Фараоны»
|
2
команда
«Вельможи»
|
3
команда
«Писцы»
|
Задание1.
«Тайна старинной рукописи» (5 баллов)
|
|
|
|
Задание2.
«Тайна египетских иероглифов» (1 балл за каждое слово)
|
|
|
|
Задание
3. «Тайны египетской культуры» (8 баллов)
|
|
|
|
Задание
4. «Заморочки из бочки» (5 баллов)
|
|
|
|
Задание
5. «Юные детективы» (5 баллов)
|
|
|
|
Задание
6. «Исторические термины» (5 баллов)
|
|
|
|
Задание
7. «Исторические задачи» (5 баллов
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
Задание 1.
«Тайна старинной рукописи».
-
Рукопись такая старая, что части текста уже не видно. Но именно она снабдит
нас необходимыми данными, если мы восстановим её текст.
-
Часть карты выпала. Выберите карту Древнего Египта (из нескольких
предложенных).
-
Как вы её опознали?
Учащиеся
заполняют текст рукописи. Правильно выполненное задание - 5 баллов.
Задание 2.
«Тайна египетских иероглифов».
-
Вспомните и запишите как можно больше слов, терминов, названий, которые
относятся к Древнему Египту. (Из команды выбирается один участник и пишет на
доске). По окончании работы подсчет слов и подведение итогов (Каждое слово 1
балл)
Задание
3. «Тайны египетской культуры».
- Соедините
исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют
(распределить карточки по отраслям)
G АРХИТЕКТУРА ¨ ЛИТЕРАТУРА ЖИВОПИСЬ %СКУЛЬПТУРА
Задание 4.
«Заморочки из бочки». (5 баллов)
Ученик
достает из ящика фишку с номером вопроса. Команде дается минута на обсуждение.
Один из участников команды дает ответ на вопрос. (5 баллов)
№1
Во 2 тысячелетии до н. э. рабы трудились в Египте
почти во всех отраслях хозяйства: в каменоломнях, рудниках, на строительстве
дворцов и гробниц, в хозяйствах фараонов и вельмож. Какие выводы можно сделать
из этих фактов? Каковы были источники рабства в Древнем Египте?
№2
Строится храм или дворец для фараона. Подумайте, какие
знания и какие расчёты потребовались строителям, чтобы выполнить эти задачи?
Какие науки могли возникнуть из этих знаний?
№3
Египтяне хорошо знали внутреннее строение
человеческого тела и значение сердца в жизни человека. В Египте говорили:
«Тайна врача – знание хода сердца». Подумайте, как египтяне могли узнать
внутреннее строение человека. Какой древний обычай этому способствовал? Как вы
понимаете египетскую поговорку о тайне врача? Имеет ли она значение в настоящее
время?
№4
Бог Солнца Ра был провозглашён древними египтянами
«царём богов». По их мнению, как фараон управляет людьми, так Ра управляет
богами…Он каждый день проезжает на золотой лодке по небу, а вечером уходит в
пустыню. Подумайте, почему бог солнца стал главным богом египтян. Как это было
связано с жизнью?
№5
Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он
солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил
поцеловать свою сандалию. О чём свидетельствуют эти факты? Какой была власть
фараона в Древнем Египте?
Задание
5. «Юные детективы»
Учеными
был найден протокол допроса грабителей. Внимательно прочитайте протокол и
ответьте на вопросы. (5 баллов)
Из
протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов. “Мы
проникли во все помещения… Мы нашли божественную мумию царя… На шее его было
великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была украшена
золотом. Покровы её были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи украшены
всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на
священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на
шее, а также покровы, в которых он покоился.
Мы
унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и
бронзы. Всё золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения
и покровы мы поделили на восемь равных частей”.
Вопросы:
1.
Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число?
2.
Когда произошло ограбление – в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем
вы можете доказать своё мнение?
Ответы:
1.
Грабителей было 8 человек, ведь всю добычу они поделили на 8 равных частей.
2.
Ограбление осуществлено ещё в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют такие
фразы из протокола допроса как “божественная мумия царя”, “золото, найденное на
мумиях этих двух богов”. Современные грабители сказали бы просто: “мумия
фараона”, “золото, найденное на мумиях фараона и его жены”.
Задание
6. «Исторические термины». (5 баллов)
Дайте определения
понятий расположенных на доске. От команды по 2 человека.
Дельта, фараон,
вельможа, шадуф, саркофаг, пирамида, папирус, оазис, пороги, храм, жрецы,
иероглифы
Задание
7. «Исторические задачи» (5 баллов)
А
сейчас мы займемся математикой. Вам предстоит решить две исторические задачи.
Вот они.
1.
Пирамида Хеопса была построена в 2600 году до н. э. Сколько лет назад это было.
(Начертить ленту времени. Нанести на нее даты условия. Решить задачу. Записать
ответ). ( 4614 лет назад)
2.
Единое государство в Древнем Египте образовалось 3000 году до н. э. Восстание
бедняков и рабов произошло в 1750 году до н. э. Какое событие произошло раньше
и на сколько? (Начертить ленту времени. Нанести условия задачи. Записать ответ)
(Раньше было образование государства Египет, раньше на 1250 лет)
Жюри
подводит итоги игры – соревнования.
Подведите
итоги работы команды во время игры и самого себя.
III.
Рефлексия.
Вопросы
анкеты
|
Оценка
деятельности (баллы)
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
1. Как я
работал?
|
|
|
|
|
|
2. Как
работа команда:
Дружно,
совместно разбирали задание
Активно
участвовали в обсуждении не все
Работа
вялая, неинтересная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
Задание
8. «Блиц – опрос» (каждый верный ответ 1 балл)
1. Река,
протекающая в Египте (Нил).
2. Бог Солнца у
египтян (Амон-Ра).
3. Самая большая
пирамида (Хеопса).
4.
Главный бог в царстве мертвых (Осирис).
5.
Самый воинственный правитель Египта (Тутмос III).
6.
Чью гробницу археологи нашли нетронутой? (фараона Тутанхамона)
7.
Куда впадает Нил? (в Средиземное море)
8.
Так древнегреческий ученый Геродот называл Египет (дар реки Нил)
9.
Гробница египетского фараона (пирамида)
10.
Вырезанная из камня фигура льва с головой человека (сфинкс)
IV.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Урок
окончен. Всем спасибо за работу.
Приложения
к уроку
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.