Главная / Физика / План-конспект урока по физике "Инерция"(7 класс)

План-конспект урока по физике "Инерция"(7 класс)

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ИНЕРЦИЯ



1. ФИО Пахомова Татьяна Михайловна

2. Место работы МОУ « Кузьмёнская СОШ муниципального образования Арсеньевский район»

3. Должность учитель физики

4. Предмет физика

5. Класс 7

6. Тема «Взаимодействие тел». Урок №5

7. Базовый учебник А.В. Перышкин

8. Цель урока Объяснить возникновение явление инерция, экспериментально исследовать это явление, развить навыки самостоятельной работы учащихся

9. Задачи:

- образовательные. Углубить и закрепить знания о механическом движении и скорости тела; изучить явление инерции; сформулировать представление о факторах (условиях), при которых она возникает; научить обнаруживать данное явление в окружающем мире; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в новой ситуации - в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.

- развивающие. Совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы). Выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.

- воспитательные. Содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью посредством применения здоровье - сберегающих технологий.



10. Тип урока урок изучения нового материала (теория и применение). Основные этапы: проверка домашнего задания, лекция, с последующим её обсуждением, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

11. Формы работы с учащимися беседа, лекция с конспектированием, объяснение новых терминов, самостоятельная работа по парам, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

12. Необходимое техническое оборудование ПК, мультимедиа- проектор, штатив с муфтой, желоб, игрушечная машинка, песок, лист бумаги, стакан с водой, мячик.

13. Структура и ход урока

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка усвоения изученного материала (в форме теста)

  3. Постановка проблемы (демонстрация опытов)

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление изученного материала. Решение теста

  6. Информация о домашнем задании.

  7. Рефлексия.

План урока

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Повторение раннее изученного материала – 11 мин.

  3. Объяснение нового материала – 16 мин.

  4. Физкультминутка – 2 мин.

  5. Закрепление знаний и умений учащихся (выполнение тестового задания) – 10 мин.

  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 3 мин.

  7. Рефлексия - 2 мин

Ход урока



  1. Создание эмоционального настроя.

Добрый день юноши и девушки!

Я каждый раз повторяю: «Физика и жизнь неразрывно связаны!» И сегодня на уроке мы е раз убедимся в этом. Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали, получали научные знания об окружающем нас мире с помощью Его Величества «Эксперимента». (слайд № 2)

Цель нашего урока – изучить необыкновенное явление под названием инерция, которая проявляется в окружающем нас мире на каждом шагу, но мы настолько привыкли к ней, что и не замечаем её.

Сегодня будем исследовать инерцию с помощью наблюдений, опытов, решением экспериментальных и качественных задач, выполнением тестовых заданий.

  1. Повторение раннее изученного материала.

Учитель. Повторим изученный материал. Выполним небольшую тестовую работу (ЭОР №1)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0449-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Ученики. Решают тест(делают расчеты скоростей, работают с графиками) Проверяют работу соседа по парте и подсчитывают баллы.

3. Создание проблемной ситуации

Учитель. Внимательно просмотрите и попытайтесь ответить на вопрос: что объединяет все опыты? Демонстрация опытов: Мячик ударяется о пол и отскакивает, детская машинка съезжает с наклонной плоскости и взаимодействует в начале с кучкой песка, а затем с ровной поверхностью песка, выдергивание листа из под стакана с водой. Стакан остается на месте.

Ученики. Во всех опытах тела действуют друг на друга.

Учитель. Рассмотрим каждый опыт в отдельности. Что происходит с мячом когда он ударяется о пол?

Ученики. Меняет направление своего движения.

Учитель. Следовательно какой вывод мы можем сделать?

Ученики. Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела!!!

Учитель. Запишем данный вывод в тетрадь. Рассмотрим опыт 2. Что происходит со скоростью машинки?

Ученики. При взаимодействии с песком изменяет свою скорость. Следовательно, Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела!!!

Учитель. Запишем и этот вывод в тетрадь. А что произойдет с телом, если на него не действуют другие тела или действие одного тела на другое происходит очень быстро?

Ученики. Тело остается в покое

4. Изучение нового материала

Учитель. Так при каком же условии движется тело?

Ученик - Тело движется, если на него действуют другие тела.
Учитель. Рада за Вас. Вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Жил он в I
V в. до н.э. (Слайд № 3 с портретом Аристотеля и его высказыванием: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения»). Аристотель считал, что естественным положением тела является покой, - конечно, по отношению к Земле. Всякое перемещение тела по отношению к Земле должно иметь причину. Если же причины двигаться нет, то тело должно остановиться, перейти в своё естественное состояние покоя. Но при этом теория Аристотеля никак не объясняла, почему тело, движущееся по шероховатой поверхности, останавливается гораздо быстрее, чем то же тело, движущееся по гладкой поверхности. Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Г.Галилею (1564 - 1642). Он в результате своих опытов по изучению движения тел, установил, что если на тело не действуют другие тела, то тело или находится в покое, или движется прямолинейно и равномерно относительно Земли. Это значит, что скорость не меняется, остается постоянной величиной. В этом заключается понятие инерции. (слайд № 4)

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется ИНЕРЦИЕЙ

(Инерция - от лат. неподвижность, бездеятельность)

Вернемся к опыту №2. Вы заметили, что в первом случае скорость машинки уменьшилась очень быстро, движение было неравномерным, но во втором случае уменьшили трение, выровняли песок, машинка катится дальше, т.к. ее скорость изменяется медленнее, т.е. дольше сохраняется, а движение машинки становится ближе к равномерному прямолинейному, но она снова останавливается. Почему?

Ученики. Потому что движению мешает трение машины о поверхность наклонного желоба.

Учитель. Подумайте и скажите, как бы двигалась машина, если бы трения не было совсем.

Ученики. Машинка совершала бы равномерное и прямолинейное движение

Учитель. Именно такое предположение высказал Галилей в ХVII в.

Учитель. Обобщим выводы Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос: Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?

Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью.
Учитель. Именно так формулируется явление -
инерция.

В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона будете изучать в 9 классе.

Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством.

Теперь посмотрим видеосюжет на понятие «движение по инерции». (ЭОР № 2)

http://www.youtube.com/watch?v=GPaneRyQp6A

Учитель. «Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение.

5. Физкультминутка. Теперь немного отдохнём. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в автобусе

Представьте, что я — водитель. Я:
• Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Из-за инерции движения пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад.
• Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по курсу вперёд.
• Поворачиваю налево. (Направо).
• Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при внезапной остановке ноги из-за трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает двигаться

Учитель. Пока мы ехали, всё время с нами была госпожа «Инерция». Подумайте и ответьте, когда же проявляется инерция? Ученики. Инерция проявляется, если изменяется значение скорости или её направление.

  1. Закрепление знаний и умений учащихся

Учитель. Но знайте, инерция приносит не только пользу, но и вред. Сейчас вы зарисуете таблицу, которая на доске, а дома ее заполните. Примеры с полезным проявлением инерции вставляете под словом «Польза», а примеры, вредного проявления инерции под словом «Вред». Некоторые примеры рассмотрим в классе (слайды № 6 и 7)

Польза

Вред









Учитель. Сейчас проверим насколько вы хорошо усвоили пройденный материал.

Решение тестовых заданий (интерактивный тест из 5 вопросов). (ЭОР № 3)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b044a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

  1. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Прочитайте § 17. Составить таблицу: вред и польза инерции.

Учитель. В завершение нашего урока просмотрим небольшой видеоролик, еще раз подтверждая, что инерция встречается довольно часто в нашей жизни (ЭОР № 4)

http://www.youtube.com/watch?v=UVXih3LlZ-g&feature=related





  1. Рефлексия (слайд № 8)

Итак, ребятки, сегодня мы рассмотрели понятие инерции в полном соответствии с научными принципами познания: наблюдения – гипотеза – опыты – выводы.

Из того, что мы с вами разобрали, мы можем сказать, что инерция бывает полезной и вредной. Самое главное, уметь правильно объяснять наличие инерции с тех или иных случаях. Я надеюсь, дорогие мои, вам было интересно, и многие из вас узнали много нового. Все молодцы и всем спасибо! Нашу встречу мне хочется закончить словами замечательного великого учёного Альберта Эйнштейна: «Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере, отчасти, нашему восприятию и нашему разуму». Эту загадку мы и разгадываем с вами из урока в урок при изучении физики.









План-конспект урока по физике "Инерция"(7 класс)
  • Физика
Описание:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ИНЕРЦИЯ

 

1. ФИО    Пахомова Татьяна Михайловна

2. Место работы   МОУ « Кузьмёнская СОШ муниципального образования Арсеньевский район»

3. Должность   учитель физики

4. Предмет   физика

5. Класс   7

6. Тема «Взаимодействие тел». Урок №5  

7. Базовый учебник   А.В. Перышкин

8. Цель урока  Объяснить возникновение явление инерция, экспериментально исследовать это явление, развить навыки самостоятельной работы учащихся

9. Задачи:

-   образовательные. Углубить и закрепить  знания о механическом движении и скорости тела; изучить  явление инерции; сформулировать представление о факторах (условиях), при которых она возникает;  научить обнаруживать данное явление в окружающем мире; способствовать формированию умений практического приложения  полученных знаний в новой ситуации - в  повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.

 -  развивающие. Совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы). Выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.

-  воспитательные. Содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению;  создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать  навыки культуры общения и умения работать в  группах и коллективе; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью посредством  применения здоровье - сберегающих технологий.

 

10. Тип урока  урок изучения нового материала (теория и применение). Основные этапы: проверка домашнего задания, лекция,  с последующим её обсуждением,  выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

11. Формы работы с учащимися беседа, лекция с конспектированием, объяснение новых терминов, самостоятельная работа по парам, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

12. Необходимое техническое оборудование  ПК, мультимедиа- проектор, штатив с муфтой, желоб, игрушечная машинка, песок, лист бумаги, стакан с водой, мячик.

13. Структура и ход урока

Ход урока.

I.                   Организационный момент.

II.                Проверка усвоения изученного материала  (в  форме теста)

III.             Постановка проблемы (демонстрация опытов)

IV.             Изучение нового материала.

V.                Закрепление изученного материала. Решение теста

VI.             Информация о домашнем задании.

VII.          Рефлексия.

План урока

1.      Организационный момент – 1 мин.

2.      Повторение раннее изученного материала – 11 мин.

3.      Объяснение нового материала – 16 мин.

4.      Физкультминутка – 2 мин.

5.      Закрепление знаний и умений учащихся (выполнение тестового задания) – 10 мин.

6.      Подведение итогов урока. Домашнее задание – 3 мин.

 

7.      Рефлексия  - 2 мин

Автор Пахомова Татьяна Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1392
Номер материала 38585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓