Открытый урок в 8 классе, проведенный в рамках декады
физики , 16 апреля 2014года
Тема урока: Источники
света. Прямолинейное распространения света.
Цели урока: обеспечить в ходе урока изучение основных понятий источников света;
разъяснить закон прямолинейного распространения света; объяснить природу лунных
и солнечных затмений.
- обобщить полученные
ранее знания об источниках света;
- развить
познавательный интерес у учащихся, творческую активность;
- развить у
учащихся умение излагать мысли, моделировать ситуацию;
- воспитать
уважение к собеседнику, находчивость; умение работать в команде.
Задачи урока:
1.
Воспитательная
– воспитание самооценки учащихся, творческой инициативы,
аккуратности, дисциплинированности.
2.Образовательная –
познакомить учащихся с понятиями: источники света, их типы; с принципом работы
различных источников света; с законом прямолинейного распространения света;
научить применять закон для объяснения оптических явлений: образование тени и
полутени, затмения.
3.
Развивающая – развития алгоритмического мышления
учащихся, памяти, внимания, наблюдательности,
интереса к предмету .
Развитие монологической речи с использованием физических терминов.
Тип урока: Урок
изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: фонарик,
учебник «Физика. 8 класс», компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Источники
света.», видеофрагменты файлы компьютерной поддержки.
Программное обеспечение: Power Point.
План урока:
1. Орг.
момент, мотивация – 3 мин.
2. Изучение
нового материала – 27 мин.
3. Закрепление
-10 мин.
4.
Домашнее задание. (2 мин.)
5.
Рефлексия. (3 мин.)
Ход урока.
1. Орг. момент.
Здравствуйте,
ребята. Садитесь.
Сегодняшнее занятие будет
посвящено началу новой темы, которой мы завершаем курс физики 8 класса, и тема
эта называется «Световые явления».
И начало нашего
изучения этого вопроса мы посвятим теме, связанной с источниками света,
распространением света, скорость распространения света и источники света.
То есть тема нашего
сегодняшнего урока так и звучит: «Источники света. Распространение света».
2. Изучение нового
материала Запишем
тему урока.
(слайд1) Источники
света. Прямолинейное распространение света.
Что
же такое свет?
(2 слайд) Вопрос очень сложный. Недаром считается,
что свет - самое тёмное пятно в физике.
Философы
Древней Греции ответа не знали. Даже Архимед не дал объяснения, хотя и знал о
законе отражения и успешно его применял.
(3 слайд)До 16 века многие философы считали, что
свет есть нечто исходящее из глаза и как бы ощупывающее предметы. Опровергнуть
это утверждение оказалось очень сложно. Мы и сейчас говорим, что у человека
глаза светятся.
Как
же доказать, что свет в комнате не пропадает, когда мы из неё выходим? – (ответы
учащихся-… фиксация с помощью видеокамеры.)
(4слайд)Но были и другие теории, согласно которым свет
представляет собой поток вещества, исходящий от видимого предмета.
Среди
этих гипотез ближе всего к современным представлениям точка зрения Демокрита.
Он
считал, что свет – это поток частиц, обладающих определёнными физическими
свойствами. Он писал: «Сладость существует как условность, горечь – как
условность, цвет – как условность, в реальности существуют лишь атомы и
пустота».
( 5слайд)Наконец, оказалось, что сразу две теории
объясняют природу света. Причём, обе теории физически обоснованы и
подтверждаются экспериментами.
Сейчас
ясно, что свет – это сочетание двух форм материи: вещество и поле. Эту
двойственность света называют дуализмом.
Запишем
определение.
( 6 слайд) Свет – видимая часть излучения,
одновременно поток частиц (фотонов) и электромагнитная волна.
На
шкале электромагнитных волн видно, что видимое излучение – это очень узкий
интервал. Можно ли сделать вывод, что зрение человека очень ограниченно?
(ответы учащихся – … и да, и нет, информация, получаемая глазами разумно
ограничена, мозгу было бы затруднительно перерабатывать большую информацию.)
Сколько
источников света вы можете назвать? (ответы учащихся - …солнце, лампа, огонь
и др.).
(7 слайд) Источники света могут быть естественными
Приведите
свои примеры. (ответы учащихся- …солнце, звёзды, молния и др.)
(8 слайд) Источники света могут быть искусственными.
Приведите
свои примеры. (ответы учащихся-…лампа, огонь, и др.)
(9 слайд) Искусственные источники света могут быть тепловыми
и холодными, в зависимости от того, какой процесс лежит в основе
получения.
Приведите
свои примеры.
Является
ли Луна источником света? (ответы учащихся - ... нет.)
(10 слайд)Часто мы имеем дело с предметами, которые
отражают свет, но сами источниками света не являются.
Рассмотрим
опорный конспект. (11 слайд)
Какую
новую информацию вы получили со слайда? - (ответы учащихся -…что
представляет собой свет, источники света делятся на естественные и
искусственные, то, что Луна светится и освещает окрестность ночью, однако
источником света она не является)
Тема,
которую мы начали изучать, настолько обширна, что её выделяют в раздел.
(12 слайд) Оптика – раздел физики, изучающий световые
явления.
В
каждом разделе физики есть свои законы и термины. Назовите законы и термины
электродинамики, которые мы изучили.( Ответы учащихся- Закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля- Ленца, ток, сила тока, напряжение и…)
Рассмотрим
несколько новых терминов. (13 слайд)
Запишем. Что такое точечный источник света?
Мы уже знаем, что
источником света называют тело, которое излучает свет. А точечным источником
света мы будем называть такой источник света, такое тело, размерами
которого можно пренебречь, по сравнению с расстоянием, на которое
распространяется свет от этого источника. Другими словами, если мы
рассматриваем источник света и сравниваем размеры этого источника с
расстояниями, до которого свет доходит от этого источника, вот здесь мы можем
говорить о точечном источнике света.
Например, звезда
очень далекая, но, как правило, такие объекты ведь по своим размерам на самом
деле очень и очень большие. Но как бы велика эта звезда ни была, расстояние до
нее столь огромно, что источник света, звезда, становится точечным источником
света – мы будем с вами называть и будем считать его таким источником света.
И еще одно очень
важное понятие, которое мы тоже будем использовать. Это понятие называют лучом,
или еще говорят световым лучом.
Что такое световой
луч?
Если мы посмотрим,
как свет распространяется от источника, то можно говорить о том, что как бы
равномерно во все стороны свет распространяется от данного источника или от
лампы, которую мы зажигаем. Если мы закроем эту лампу и, допустим, создадим очень
маленькое отверстие, то из этого отверстия будет выходить небольшой поток
света. Его называют световой пучок. Так вот, лучом, световым лучом, как
правило, называют линию, вдоль которой распространяется световая энергия.
То есть не весь пучок, а берут только очень тонкую линию, вдоль которой
распространяется этот световой пучок
Итак,
геометрическая оптика – это одна из самых древних наук, которая нам известна.
Можно сказать о том, что египтяне уже знали законы геометрической оптики. А за
300 лет до н.э. Эвклид некоторые законы достаточно точно описал.
Так вот, что такое
геометрическая оптика?
Геометрической
оптикой мы будем называть раздел оптики, основанной на понятии луча. А что
такое луч, мы уже обсудили. Геометрическая оптика, конечно, как я и говорил,
основывается на различных законах
Закон прямолинейного распространения света.(слайд 14)
В однородной среде свет распространяется прямолинейно.( видеоролик о прямолинейности света)
Прямолинейностью
распространения света объясняются тени и полутени.
Эксперимент ( 15
слайд) .Запишите выводы в тетрадь. Связь между размером тени и
расстоянием до источника) 16 слайд
А
если предмет освещается двумя источниками света, что тогда наблюдается на
экране? ( предположения учащихся).Посмотрим видео
ролик. Тень и полутень.
Где
подобное встречалось вам.( в цирке, уличное освещение)
С
образованием теней и полутеней связаны такие природные явления : лунные и
солнечные затмения
Рассмотрим
как происходит лунное затмение. ( 17,18
слайды) видеоролик лунное затмение
Полное
солнечное затмение относится к редким явлениям и собирает множество
учёных и туристов. (19 слайд) видеоролик солнечное затмение.
3. Закрепление.
1. (20 слайд) перечислите
естественные источники света, изображённые на экране.
2.тест
из 10 вопросов
4.
Домашнее задание: (21 слайд)
5.
Выставление оценок учащимся за работу на уроке, анализ их деятельности.
6.Рефлексия
1) Как Вы чувствовали себя во время урока?
а) Затрудняющимся,
б) волнующимся,
в) понимающим,
г) равнодушным.
2) Что вызвало наибольшую
трудность?
а) самостоятельная работа,
б) работа в парах,
в) быстрый темп работы,
г) систематизация полученных знаний,
д) трудности не было.
3)Какая цель стояла перед тобой на уроке ?
______________________________________________________________________
4) Как работали твои одноклассники?
а) отлично
б) хорошо
в) могли бы и лучше
5) Как работал ты ?
_________________________________
6) Справишься с домашним заданием?
________________________________
Заключительное слово учителя. Значение света в
познании окружающего мира велико. Благодаря органу зрения человек видит
окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и
отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без
достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Значение
закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические
приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности
человека. Сегодня мы познакомились со световыми явлениями и различными
источниками света, на следующих уроках мы рассмотрим особенности и
закономерности распространения света. На этом наш урок закончен. До
свидания.
Литература:
1.
Детская развлекательно-познавательная программа: «Хотим все знать», Millimages UK LTD, 2005.
2.
CD-диск:
Kino.De.Luxe.Collection, 2002.
Интернет –ресурсы:
Сократ
http://mtdata.ru/u18/photo1C3A/20001630827-0/huge.jpeg
Солнечное
затмение http://www.vokrugsveta.ru/photo/thumbnails/1024/1391.jpg
девушка
в очках http://hq-wallpapers.ru/wallpapers/5/hq-wallpapers_ru_girls_23275_1920x1080.jpg
мужчина
в очках http://i.flamber.ru/files/st1/1251047403/1277884563_g.jpg
ребёнок
в очках http://photo.7ya.ru/7ya-photo/2007/9/13/1189687353078.jpg
свет-поток
частиц http://ljplus.ru/img3/p/a/pajasu/light01.jpg
лучи
света http://school-843.narod.ru/official/1/optika/volnovaq/theme1.files/lazer1.jpg
Христиа́н
Гю́йгенс http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a4/Christiaan_Huygens-painting.jpeg?uselang=ru
Исаак
Ньютон http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/GodfreyKneller-IsaacNewton-1689.jpg?uselang=ru
Молния
http://wordsland.ru/magiclanguage/hs/molnia1.jpg
луч
солнца http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/27/486/27486801_luch.jpg
Монитор
http://scienceblog.ru/wp-content/uploads/2009/06/114.jpg
свет
лампы http://th03.deviantart.net/fs24/PRE/f/2007/311/f/c/BnW_Lamp_Wallpaper_by_Vyrn.jpg
орёл
из фосфора http://21.img.avito.st/1280x960/624371421.jpg
Пламя
http://fotki.ykt.ru/albums/userpics/17696/42_flame_in_stove1.gif
отражение
света в зеркале http://mirvam.org/wp-content/uploads/2011/05/7-15-08-casement-mirror-2.jpg
морозный
солн день http://www.kulturologia.ru/files/u9253/Rising_Sun_Wallpaper_by_emats.jpg
лунное
затмение http://www.arcanes.ru/image/Moon/lunar-eclipse_.jpg
http://novostey.com/i4/2010/12/20/8cc7a3ba51c33209f7d77550b3db28b7.n8cc7a3ba51c33209f7d77550b3db28b7.jpg
Лунное
затмение http://novostey.com/i4/2010/12/20/8cc7a3ba51c33209f7d77550b3db28b7.n8cc7a3ba51c33209f7d77550b3db28b7.jpg
солн затмение http://www.home-edu.ru/user/f/00000895/7_9/sun_eclipse.jpg
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.