ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
________________________________НАЧАЛО
ФОРМЫ___________________________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕРДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
Арифметическая и геометрическая прогрессии
1.
|
ФИО (полностью):
|
Толстопятов Валерий Викторович
|
2.
|
Место работы:
|
МБОУ «Жердевская СОШ»
|
3.
|
Должность:
|
учитель математики и информатики
|
4.
|
Предмет:
|
алгебра
|
5.
|
Класс:
|
9
|
6.
|
Тема и номер урока в теме:
|
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Урок № 11.
|
7.
|
Базовый учебник:
|
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., С.Б. Суворов. Алгебра.
Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2010 г.
|
8.
Цель
урока:
-
обобщить
информацию по прогрессиям;
-
совершенствовать
навыки нахождения n-ого члена геометрической прогрессии;
-
побуждение
учеников к самоконтролю, взаимоконтролю;
-
развитие
познавательного интереса обучающихся, учить их видеть связь между математикой и
окружающей жизнью;
-
проверить
уровень усвоения материала.
9. Задачи:
-
Организация
на уроке практической деятельности.
-
Развивать
память и мышление учащихся.
-
Развивать
умение учащихся излагать полученную информацию.
10. Тип урока: обобщение и систематизация
знаний.
11. Формы работы учащихся: фронтальная работа.
12. Необходимое техническое
оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры (для групповой работы – 4, для
учителя – 1), экран, карточки с заданиями № 1 - 4, оценочные листы. ЭОР №2
установлен на всех компьютерах.
13. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Оргмомент. Фронтальный опрос.
|
1. Презентация
«Геометрическая прогрессия»
|
Демонстрация.
Чтение вопросов. Комментарии к слайдам.
|
Отвечают на
вопросы. Работа в парах.
|
5 мин
|
2
|
Практическая часть.
|
1. Презентация
«Геометрическая прогрессия»
|
Демонстрация.
Чтение вопросов. Комментарии к слайдам.
|
Логические
рассуждения.
Вычисления.
Взаимопроверка.
|
10 мин
|
3
|
Проверка знаний
|
2. ЦОР «Закрепление знаний по теме "Формула суммы n первых
членов геометрической прогрессии" (N 191946)»
|
Демонстрация.
Комментарии.
|
Выполнение заданий
в тетради и у доски.
|
20 мин
|
4
|
Подведение итогов
урока.
|
5 мин
|
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА
ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Вся
работа на этом занятии сопровождается индивидуальным оценочным листом.
Оценочный
лист
Фамилия ____________________________
Имя _________________________________
№
|
Задание
|
Количество
баллов
|
|
Устный контроль
|
|
|
Работа в тетради (взаимопроверка)
|
|
|
Тестирование (проверка учителя –
внешний контроль)
|
|
|
Самостоятельная работа (самоконтроль)
|
|
|
Итоговое количество баллов
|
|
|
Оценка
|
|
Критерии оценок:
«5» - 20-16 баллов, «4» - 15-10 б.,
«3» - 9-5 б., «2» - менее 5 б.
В процессе урока учитель тоже
заполняет свой опросный лист, затем сравнивает результаты оценивания.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Вводное слово учителя.
Добрый день, ребята! Сегодня на
уроке мы с вами повторим, обобщим и проверим наши знания по теме
«Геометрическая прогрессия».
II. Контрольные вопросы.
Итак, давайте ответим на несколько
вопросов, проверим знания, касающиеся геометрической прогрессии.
ЭОР №1. Слайд №1.
1 вопрос.
Выберите определение
геометрической прогрессии:
I.
Последовательность, каждый
член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и
тем же числом.
II.
Последовательность, каждый
член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно
и тоже число.
III.
Последовательность
отличных от единицы чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен
предыдущему члену, умноженному на одно и тоже число.
IV.
Последовательность
отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен
предыдущему члену, умноженному на одно и тоже число.
V.
Последовательность
положительных чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему
члену, умноженному на одно и тоже число.
ЭОР №1. Слайд №2.
2 вопрос.
Выберите геометрическую прогрессию:
a)
1; 2; 3; 4;…
b)
3; 6; 9; 12;…
c)
0; 2; 4; 8;…
d)
2; 4; 8; 16;…
3 вопрос.
По каким признакам была определена последовательность?
4 вопрос.
Продолжите ряд.
Без слайдов.
5 вопрос
Что такое знаменатель ГП?
6 вопрос.
Формула n-ого члена ГП и
суммы n членов ГП?
«Устный счёт» закончен, поставьте себе оценку за 1 этап урока.
III. Решение задачи. ЭОР №2.
Решим задачу на нахождение
знаменателя, первого члена прогрессии и суммы членов ГП.
Условие представлено на экране.
На
доске задание выполняют два ученика: один решает задание, второй (являющийся
лидером рейтинга предыдущего урока) заполняет блоки ЭОР.
Решение
закончено, поставьте друг другу оценку за 2
этап урока.
IV. Работа в разноуровневых
группах (группы определены по результатам рейтинга предыдущего урока).
Теперь поработаем в группах. Выполним задания карточек, которые лежат у
вас на столах. Оформим решение в тетради, кроме этого заполним блоки на экране
ПК.
Карточка № 1.
Карточка № 2.
Карточка № 3.
Карточка № 4.
Запишите балл, выставленный компьютером, в
оценочный лист.
Оцените, как вашу самостоятельную работу
сегодня на уроке и посчитайте итоговый балл.
V. Заключительный этап. Подведение итогов и домашнее
задание.
Мы с вами повторили некоторые вопросы по теме
«Геометрическая прогрессия» и проверили наши знания.
Ученики сдают оценочные листы.
На следующем уроке у нас будет контрольная
работа по теме, как обычно конкретных номеров домашнего задания не будет. Все
работают над вопросами, которые вызвали наибольшее затруднение. И недельное
задание (выполняется по
желанию, сдаётся в течение недели после контрольного занятия, выкладывается в
электронном дневнике):
1.
Какую связь имеет
музыкальное произведение (см. вложенный файл) и тема «Последовательности». Примечание: во вложенном файле любая сюита,
например, Эдард Григ, «Пер Гюнт. Сюита №1. В пещере горного короля».
2.
Решите задачу
изобретателя шахмат Сета (условие во вложенном файле в виде презентации), ЭОР №1, последние слайды которой (решение)
появляются в электронном дневнике после сдачи домашнего задания.
3.
Выгодная сделка
(см. вложенный файл).
Когда и где происходила эта история — неизвестно. Возможно, что и
вовсе не происходила; даже, скорее всего,
что так. Но быль это или небылица, история достаточно занятна, чтобы ее
послушать.
Богач-миллионер возвратился из отлучки необычайно радостный: у
него была в дороге счастливая встреча, сулившая большие выгоды.
«Бывают же такие удачи, — рассказывал он домашним. — Неспроста,
видно, говорят, что деньга на деньгу набегает. Вот и на мою деньгу денежка
бежит. И как неожиданно! Повстречался мне в пути незнакомец, из себя невидный.
Мне бы и разговаривать с ним не пристало, да он сам начал, как проведал,
что у меня достаток есть. И такое к концу разговора предложил выгодное дельце,
что у меня дух захватило.
—
Сделаем, — говорит, — такой уговор. Я буду целый месяц приносить
тебе ежедневно по сотне тысяч рублей. Недаром, разумеется, но плата пустячная.
В первый день я должен по уговору заплатить — смешно вымолвить — всего только
одну копейку. Я ушам не верил.
—
Одну копейку? — переспрашиваю.
—
Одну копейку, — говорит. — За вторую сотню тысяч заплатишь 2
копейки.
—
Ну, — не терпится мне. — А дальше?
—
А дальше — за третью сотню тысяч — 4 копейки, за четвертую — 8,
за пятую — 16. И так целый месяц, каждый день вдвое больше против предыдущего.
—
И потом что? — спрашиваю.
—
Все, — говорит, — больше ничего не потребую. Только крепко держать
уговор: каждое утро буду носить по сотые тысяч рублей, а ты плати, что сговорено.
Раньше месяца кончать не смей.
Сотни тысяч рублей за копейки отдает! Если деньги не фальшивые,
то не в полном уме человек. Однако же дело выгодное, упускать не надо.
—
Ладно, — говорю. — Неси деньги. Я-то свои уплачу аккуратно. Сам,
смотри, не обмани: правильные деньги приноси.
—
Будь покоен, — говорит, — завтра с утра жди.
Одного только боюсь: придет ли? Как бы не спохватился, что
слишком невыгодное дело затеял! Ну, до завтра недолго ждать».
Прошел день. Рано утром постучал богачу в окошко тот самый
незнакомец, которого он встретил в дороге.
— Деньги готовь, — говорит. — Я свои принес.
И действительно, войдя в комнату, странный человек стал
выкладывать деньги — настоящие, не фальшивые.
Отсчитал ровно сто тысяч и говорит:
— Вот мое по уговору. Твой черед платить.
Богач положил на стол медную копейку и с опаской дожидался,
возьмет гость монету или раздумает, деньги свои назад потребует.
Посетитель осмотрел копейку, взвесил в руке и
спрятал.
— Завтра в такое же время жди. Да не забудь, две копейки припаси,
— сказал он и ушел.
Богач не верил удаче: сто тысяч с неба свалилось! Снова пересчитал
деньги, удостоверился хорошенько, что не фальшивые: все правильно. Запрятал
деньги подальше и стал ждать завтрашней уплаты.
Ночью взяло его сомнение: не разбойник ли простаком прикинулся,
хочет поглядеть, куда деньги прячут, да потом и нагрянуть с шайкой лихих людей?
Запер богач двери покрепче, с вечера в окно поглядывал,-
прислушивался, долго заснуть не мог.
Наутро снова стук в окно:
незнакомец деньги принес. Отсчитал сто тысяч, получил свои две копейки,
спрятал монету и ушел, бросив на прощание:
— К завтрашнему четыре копейки, смотри, приготовь.
Снова радуется богач: вторая сотня тысяч даром досталась. А гость
на грабителя не похож: по сторонам не глядит, не высматривает, свои только
копейки требует. Чудак! Побольше бы таких на свете, умным людям хорошо бы
жилось...
Явился незнакомец и на третий день — третья сотня тысяч перешла к
богачу за 4 копейки.
Еще день, и таким же манером явилась четвертая сотня тысяч — за 8
копеек.
Пришла и пятая сотня тысяч — за 16 копеек,
Потом шестая — за 32 копейки.
Спустя семь дней от начала сделки получил наш богач ужо семьсот
тысяч рублей, а уплатил пустяки;
1 коп.+2 коп.+4 коп,+8 коп.-16 коп.+32 коп. 4-+64 коп. = 1 руб.
27 коп.
Понравилось это алчному миллионеру, и он уже стал сожалеть, что
договорился всего на один только месяц. Больше трех миллионов получить не
удастся. Склонить разве чудака продлить срок еще хоть на полмесяца? Боязно: как
бы не сообразил, что зря деньги отдает...
А чем закончилась эта история, давайте подсчитаем:
Получил Богач 100 000 ∙ 30 = 3 000 000 - три миллиона
Уплатил Богач b1 = 0,01 q = 2 S30 = =
10 734
418,23 - больше десяти.
- Ну и последняя
история. История наших дней.
Лавина дешевых
велосипедов
И теперь еще находятся — предприниматели,
которые прибегают к довольно оригинальному способу сбывать свой товар, обычно
посредственного качества. Начинали с того, что в распространенных газетах и
журналах печатали рекламу такого содержания:
ВЕЛОСИПЕД ЗА ДЕСЯТЬ
РУБЛЕЙ!
Каждый может
приобрести в собственность
велосипед, затратив
только 10 рублей.
Пользуйтесь редким
случаем!
BMSCTO 50 РУБЛЕЙ
— 10 РУБЛЕЙ
!!!
Условия покупки
высылаются бесплатно.
|
|
Немало людей, конечно, соблазнялись заманчивым
объявлением и просили прислать условия необычной покупки. В ответ на запрос
они получали подробный проспект, из которого узнавали следующее:
За 10 руб. высылался пока не сам велосипед, а
только 4 билета, которые надо было сбыть по 10 руб. своим четверым знакомым.
Собранные таким образом 40 руб. следовало отправить фирме, и тогда лишь
прибывал велосипед; значит, он обходился покупателю действительно всего в 10
руб., остальные 40 руб. уплачивались ведь не из его кармана. Правда, кроме
уплаты 10 руб. наличными деньгами, приобретатель велосипеда имел некоторые
хлопоты по продаже билетов среди знакомых, по этот маленький труд в счет не
шел.
Что же это были за билеты? Какие блага приобретал
за 10 руб. их покупатель? Он получал право обменять их у фирмы на 5 таких же
билетов; другими словами, он приобретал возможность собрать 50 руб. для
покупки велосипеда, который ему обходился, следовательно, только в 10 руб., т.
е. в стоимость билета. Новые обладатели билетов, в свою очередь, получали от
фирмы по 5 билетов для дальнейшего распространения и т. д.
Па первый взгляд во всем этом не было обмана.
Обещание рекламного объявления исполнялось; велосипед в самом деле обходился
покупателям всего лишь в 10 руб. Да и фирма не оказывалась в убытке — она
получала за свой товар полную его стоимость.
А между тем вся затея — несомненное мошенничество. «Лавина», как
называли эту аферу у нас, или «снежный ком», как величали ее французы, а в
современном мире «пирамида» вовлекала в убыток тех многочисленных ее участников,
которым не удавалось дальше сбыть купленные ими билеты. Они-то и уплачивали
фирме разницу между 50-рублевой стоимостью велосипедов и 10-рублевой платой за
них. Рано ли, поздно ли, но неизбежно наступал момент, когда держатели билетов
не могли найти охотников их приобрести.
Попробуйте подсчитать сколько людей будет вовлечено в этот
«снежный ком» на 12 круге.
Напоминаю, что следующая встреча у нас состоится в
четверг на третьем уроке, на котором многие не пожалеют, что родились
человеком.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.