Главная / Технология / план-конспект урока по технологии «Культура поведения за столом» (5 класс)

план-конспект урока по технологии «Культура поведения за столом» (5 класс)

План-конспект урока

«Культура поведения за столом»

Класс 5

Раздел Технология ведения домашнего хозяйства

Тема и номер урока Культура поведения за столом (второй урок)

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению, систематизации и расширению знаний правил культурного поведения за столом.

Задачи

  1. Содействовать сознательному пониманию актуальности вопросов столового этикета в современной жизни.

  2. Создать условия для усвоения основных правил столового этикета.

  3. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

  4. Создать условия для развития у учащихся умений формулировать цель, проблемы, предлагать пути их решения.

  5. Содействовать развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

  6. Способствовать развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности на уроке.

  7. Создать условия для воспитания мотивации обучения.

  8. Способствовать воспитания уважения к традициям и культуре.

Тип урока комбинированный

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная

Методы обучения: проблемно-поисковый, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности обучающихся, практический, наглядно-иллюстративный, эвристическая беседа.

Межпредметные связи: история, литература, культура общения

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом рабочей тетради;

-работают с инструкционной картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, электронная презентация, выполненная в программе SMART Notebook 11, учебники по технологии, раздаточный материал (инструкционные карты, карточки).

УУД

Личностные: активное слушание учителя; формулирование собственных ожиданий; выдвижение предложений о цели и теме урока; развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; развитие умения получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме; умения структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения проблем;построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:  формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; контроль процесса и результатов своей деятельности, внесение необходимой коррективы.

Познавательные: формирование общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

Коммуникативные: формирование умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; взаимодействие обучающегося с учителем во время опроса.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Звучит песня «Учиться надо весело» (сл.К.Ибряева, муз. С.Соснина)

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Скажите здравствуйте руками

Тому, кто сел за парту с вами!

Скажите здравствуйте глазами

И улыбнитесь вместе с нами!

Пожелать друзьям спеши

Здравствовать от всей души!

  1. Изучение новых понятий способов деятельности.

Учитель: Урок наш начался с весёлой песенки, в которой поётся «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» Что ж, учиться мы будем весело. Я приглашаю вас нанести визит … в Зазеркалье. Как попасть в Зазеркалье, знает Алиса, она ведь там уже бывала. Кстати, из какой она сказки?

Ответы обучающихся.

Учитель: Совершенно верно, Алиса пришла к нам из замечательных сказок Льюиса Кэрролла «Путешествие Алисы в Страну Чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Вы готовы отправиться в путь? Ответы учащихся.

Слайд 2. Видеофрагмент «Алиса попадает в Зазеркалье».

Учитель:Итак, мы перенеслись в Зазеркалье. А зачем мы сюда отправились, вы узнаете из видеофрагмента.

Слайд2. «Видеофрагмент «Приглашение на обед».

Учитель:Судя по растерянному лицу Алисы, вопрос поставил ее в тупик. А вы, ребята, брали уроки хороших манер? Для чего нужны такие уроки? Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Дети формулируют цель урока…

Учитель: Сегодня речь пойдет не обо всех хороших манерах, брать уроки хороших манер вам предстоит регулярно, и не только в школе. А каким именно манерам посвящена тема этого урока, вы узнаете, расшифровав эту надпись.

Слайд 3. Зеркальное отражение названия урока.

Вhello_html_m79b9f0b.gif
нимание на экран. Не забывайте, что мы в Зазеркалье, как же прочитать надпись?

Сформулируем тему. Что у нас получилось? Ответы обучающихся

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

Запишите тему урока в Рабочую тетрадь.

Учитель: Название не случайное. Кто из вас уже догадался, почему мы проведём его в «Зазеркалье»?

Но не будем спешить, всякой догадке нужно подтверждение, доказательство, ведь мы с вами на уроке. А доказательства вы соберете, если, конечно, будете внимательными. Самые внимательные и активные получат звёздочки. По количеству звёздочек мы в конце урока определим, кто станет специалистом хороших манер. Договорились?

Безусловно, я не сомневаюсь, что все вы воспитанные и культурные люди и вам знакомы правила поведения. Но мы ведь находимся в Зазеркалье… «А здесь, знаешь ли, – предупреждала Алису Черная Королева, – чтобы удержаться на одном и том же месте, приходится бежать изо всех сил, а если хочешь попасть куда-нибудь в другое место, надо бежать вдвое быстрей». И правила здесь свои, особенные. Обратите внимание на карточки, стоящие на партах.

Карточки с вредными советами.

Возможно, такие карточки с перечислением некоторых правил поведения были вручены гостям на одном из пышных и изысканных приемов при дворе у «Короля-Солнце» Людовика XIV.

Слайд 4. «Король-Солнце» Людовик XIV.

От французского названия карточки – «этикетка» – и пошло слово, вошедшее впоследствии в языки многих стран. Это слово обозначает установленный в обществе свод правил поведения. Вы, конечно же, догадались, что это за слово?

ЭТИКЕТ - установленный, принятый в обществе порядок поведения, форм обхождения.(запись в тетради)

Нас интересует столовый этикет, который предусматривает грамотное пользование столовыми приборами и правильный прием пищи.

Существование этих правил уходит в глубь тысячелетней истории человечества, оно зафиксировано в древнейших письменных документах, а возникли правила задолго до появления письменности.

Столовые приборы были в почете еще у древних египтян. Умение есть красиво и бесшумно всегда считалось большим достоинством. За нарушение этикета назначались штрафы. А на Руси за несоблюдение правил поведения за столом можно было получить ложкой по лбу!

Слайд 5. «Юности честное зерцало». Петр I.

В России по личному указанию Петра I в 1717 году издана первая книга для юношества «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», что значит «Правильное зеркало для юных». Вы заметили: правильное зеркало? В этой книге, вслед за азбукой и арифметикой, излагались правила, как вести себя в обществе, как сидеть за столом.

Слайд 6. Работа на интерактивной доске «Характеристика воспитанного человека»

Перед вами человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека. (от человечка в разные стороны прочерчены стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

hello_html_44fc155e.pnghello_html_m6b9bf2c8.png










Обсудить качества личности воспитанного человека. Выработать правила поведения.

Сообщение обучающегося: Этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер петровских времен и времен французского «Короля-Солнце». В наши дни правила поведения за столом стали значительно свободнее. Многое из того, что раньше считалось невозможным, сегодня разрешается. Некоторые старые правила нам кажутся смешными и нелепыми.

Оригинальный способ сервировки был в ходу при королевских дворах в средние века. Во время торжественных обедов пажи въезжали верхом на лошадях в зал и подавали гостям блюда прямо с седла, а остатки пищи бросали собакам. Жирные руки было принято вытирать о шкуры собак. Как удачно, что понятия вежливости изменились и теперь предпочитают салфетки.

Учитель: В начале урока мы вспомнили, что наше обычное приветствие – изначально еще и доброе пожелание. На это указывает внутренняя форма русского слова здравствуй – повеление быть здоровым. Но мало кто знает, что по происхождению «салфет» – тоже пожелание здоровья, ведь у нашей салфетки древний латинский предок.

Слайд 7. «Салфет Вашей милости».

В небытие уходит часто

Извечный смысл давно знакомых слов…

Звучит Аудиофрагмент передачи «Русский устный» радиостанции «Голос России».

Кстати, а вы умеете пользоваться салфеткой? Как правильно это делать? Кто может выйти и показать? (деятельность обучающегося)

Слайд 7. «Салфетка – королева стола».

Салфеткой человек начал пользоваться более двух тысяч лет назад. И все же практика показывает, что правильно обращаться с салфетками умеют не все. Демонстрация с комментарием. В наше время распространены салфетки бумажные и текстильные (тканевые). Текстильную салфетку положите себе на колени. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку положите на стол, рядом с тарелкой. Бумажные салфетки кладем в тарелку.

Слайд 8. Высказывание Д.С. Лихачева о хороших манерах.

Большинство правил возникло из уважительного отношения к тем, с кем ты сидишь за столом. «В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо», – считал академик Д.С. Лихачев. И в этом нам предстоит убедиться.

Вы еще не забыли, что мы в сказке?

ФИЗМИНУТКА

  1. Учебно-тренировочная часть.

А сейчас давайте последуем за Алисой. Обратите, пожалуйста, внимание на ее манеры и определите, какие ошибки допустила она и другие участники чаепития.

Слайд 8. Видеофрагмент «Чаепитие у Болванщика и Мартовского Зайца».
(Обсуждение увиденного. Анализ допущенных героями фильма ошибок в поведении за столом). Ответы обучающихся

Давайте поможем Алисе разобраться, что чем нужно есть. Ведь в Зазеркалье все делают наоборот, а как правильно?

Слайд 9. Задание 1. Работа на интерактивной доске и в рабочих тетрадях. «Использование столовых приборов».

  • Едят вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты,

омлеты, рис, макароны, пельмени, картофель, овощные гарниры.

  • Едят ножом и вилкой: жаркое, антрекоты, отбивные котлеты, птицу.

  • Едят ложкой: каши, творог, суп.

hello_html_7bee91df.pnghello_html_5aef3f65.png











Слайд 10.

«Невежд застольных много есть –

Избавь нас, Боже, рядом сесть!»

написал о застольном невежестве немецкий ученый, юрист и писатель Себастьян Брант. А вы, ребята, с кем не хотели бы оказаться рядом за столом?

Ответы обучающихся стихами, подобранными самостоятельно к уроку

1.И тот ведет себя прескверно,

Кто дует столь немилосердно

На кашу, будто он губами

Решил тушить пожара пламя…

2.Неряхи оставляют пятна

На скатерти; кой-кто обратно

На блюдо общее положит

То, чего сам уплесть не может…

3.Все, что держал зевака в ложке,

Опять в тарелке, в миске, в плошке.

4.И привередливые есть:

Что ни подай, не станут есть,

Сначала не обнюхав снеди,

Коробя этим всех соседей…

5.Бывает, что обжора рот

Едой набьет невпроворот…

6.Кой-кто еще и не проглотит

Куска, а с полным ртом хлебнет –

И щеки полоскать начнет…

7.Пьют, громко чмокая, с особым,

Преотвратительным прихлебом…

Стихи, написаны Себастьяном Брантом еще в XVI веке, актуальны до сих пор. Само время не властно над застольным невежеством. Возможно, мы с вами сможем сегодня разработать оптимальный, то есть наиболее благоприятный, вариант воздействия на нарушителей столового этикета.

Слайд 11. Задание 2. Работа на интерактивной доске.

«Выбор оптимального воздействия на нарушителя столового этикета».

  1. Найти оптимальный способ.

  2. Определить в каждой строке по одному наиболее предпочтительному действию.

  3. Коллективным обсуждением выбирать самое интересное сочетание параметров…

Способы воздействия

Варианты воздействия

Наказание

Высечь

Поругать

Поставить двойку

Вызвать родителей

Поощрение

Дать конфету

Поставить хорошую оценку

Повести в кино

Пожалеть

Взывание к совести нарушителя

Спросить: «Совесть есть?»

Прочитать лекцию

Попытаться объяснить

Очень расстроиться


hello_html_m64ed68d0.pnghello_html_m117c853c.png











hello_html_m6185881a.png








  1. Формирование умений (практическая работа)

Зазеркальное сообщество Котов Ученых в растерянности: оказывается, здесь живут непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» – они не умываются. Им рекомендуют: «Здоровайтесь друг с другом» – они тут же перестают здороваться. Сам Чеширский Кот придумал давать таким детям не полезные, а вредные советы. Дети всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Это, конечно, к вам отношения не имеет, но наша творческая лаборатория должна рассмотреть и учесть все варианты правил. Предлагаю вам исследовать несколько вредных советов непослушным детям и выяснить, о каких правилах столового этикета идет речь.

Вредные советы, зеркальные подсказки, правила. Каждый ребенок (группа) работает с одним советом.

Инструкционная карта

Вредные советы

1.Только утром вы проснетесь,

Не спешите умываться:

Ни к чему водой холодной

Свое тело истязать.

Сразу плюхайтесь в пижаме

Вы за стол, чтоб подкрепиться,

Потому что очень важно

Свои силы поддержать.

2.Не забудьте стул погромче

Вы к столу с собой подвинуть:

Если мама не проснется,

Кто же будет вас кормить?!

Как Атлант, держащий небо,

Изогнитесь над тарелкой

И упритесь в стол локтями,

Чтобы голову держать!


3.Рот конфетами набейте,

Пока мама стол накроет.

Из бутылки газировку

Лейте смело прямо в рот.

Говорите очень громко,

Чтоб к столу все подтянулись –

В одиночестве питаться

Вам, конечно, не резон.

4.А когда за стол уселась

Вся семья, икните громко.

(После литра газировки

Сделать это так легко!)

Почешите спину вилкой,

А потом сестренку Свету

Под столом ногой толкните

Или двиньте локтем в бок.


5.Дотянитесь до тарелки

Той, которая подальше.

В ней обеими руками

Покопайтесь… а потом

Оторвите кус побольше,

Бросьте снова на тарелку

И скажите маме строго:

«Это невозможно есть!»


6.Рукавом пижамы губы

Вытирайте грациозно.

Ну, а руки – о сестренку

Или папины штаны.

И с победным громким кличем

Уноситесь прочь скорее,

Потому что папа может

Эту шутку не понять…


Зеркальные подсказки

  1. Перед тем, как сесть за стол, необходимо привести в порядок себя и свою одежду. Одежда должна быть чистой и опрятной, руки чисто вымытыми.

  2. Садясь за стол, стул не передвигают, а переставляют, держа за спинку. Сидите прямо, ненапряженно, слегка опираясь на спинку стула, но не развалясь на нем. Не облокачивайтесь на стол. Не склоняйтесь низко над тарелкой. Не кладите локти на стол, не расставляйте их. Руки должны «забыть» о существовании вашего лица.

  3. Даже если у вас разыгрался аппетит, не набрасывайтесь на еду. Не следует наполнять рот большим количеством пищи или откусывать большие куски. Старайтесь есть беззвучно, не торопясь. Пить из бутылки нельзя. Разговаривать и пить с полным ртом недопустимо.

  4. Не чавкайте. Не причмокивайте. Не прихлебывайте. Нельзя шалить, мешать соседям, использовать столовые приборы не по назначению.

  5. Не тянитесь через весь стол. Попросите, чтобы вам передали. Невежливо выбирать лучшие куски из общего блюда. Берите тот кусок, который лежит ближе к вам. Как бы вы ни были разочарованы каким-либо блюдом, тот кусок, который находится у вас во рту, должен быть съеден. Изо рта можно вынимать лишь рыбьи кости и фруктовые косточки. Не отказывайтесь от какого-либо блюда, ссылаясь на то, что оно вам не нравится. Откажитесь вежливо и без объяснений.

  6. Полотняная салфетка во время еды должна лежать на коленях. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку положите на стол, а бумажную – в тарелку.

Обучающийся по очереди зачитывают вредные советы и его зеркальное отражение

Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо потрудились. Я хочу обратить ваше внимание, что именно поведение в домашней обстановке является основным показателем степени воспитанности. Хорошо воспитанный человек соблюдает правила хорошего тона, даже если обедает в полном одиночестве. Помимо всего прочего, в этом есть и элемент тренировки: правила хорошего тона должны стать привычкой. Нельзя держать хорошие манеры «про запас», для торжественных дней или для походов в гости. Вы согласны со мной?

Ответы обучающихся.

Подсчитайте, пожалуйста, звёздочки, которые вы заработали на уроке. Тем из вас, у кого их не менее трех, присваивается специалист Хороших Манер.

  1. Заключительная часть

Учитель: Наш визит в Зазеркалье подошел к концу, но разговор об этикете далеко не окончен, вам еще многое предстоит узнать и многому научиться. Запомните золотое правило этикета:

Слайд12. «Золотое правило этикета».

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». (Джонатан Свифт.)

- Уборка рабочего места

- Пришла пора подвести итоги.

Как назывался наш урок?

Ответы обучающихся.

А почему он так назывался?

Ответы обучающихся.

Почему манеры человека часто сравнивают с зеркалом?

Ответы обучающихся.

Слайд 13. «Высказывание Гете».

«Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет», – утверждал великий немецкий поэт Гете. Как зеркало отражает наше изображение, так наши манеры рассказывают о нас, «выдают» наши плохие и хорошие качества.

Слайд14. «Алиса – А сила».

Льюис Кэрролл любил играть словами. В имени девочки, которая сопровождала нас во время визита в Зазеркалье, тоже притаилась загадка. Давайте попробуем прочитать его наоборот. Что у вас получилось? А сила… Вы, конечно, слышали, что знание – это сила. В чем сила, приобретенных вами сегодня знаний, умений и навыков?

Ответы обучающихся.

Мы нашли ответы на стоявшие перед нами сегодня вопросы, решили все задачи и достигли поставленной цели.

Домашнее задание:

Семейная еда в наше стремительное время бывает, чуть ли не единственным поводом для семьи собраться вместе. Встретившись за столом, можно спокойно обсудить общие дела, сказать друг другу важные добрые слова. Совместный прием пищи объединяет членов семьи, вырабатывает здоровые привычки, прививает полезные навыки. В ваших силах оказать очень большую помощь родителям: накрыть стол, удивить домочадцев прекрасными манерами. Сделайте это сегодня. Я хочу пожелать вам наслаждаться едой не только на высоте вкуса, но и на высоте хороших манер!




8


план-конспект урока по технологии «Культура поведения за столом» (5 класс)
  • Технология
Описание:

План-конспект урока

«Культура поведения за столом»

Класс                              5

Раздел                            Технология ведения домашнего хозяйства

Тема и номер урока       Культура поведения за столом (второй урок)

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению, систематизации и расширению знаний правил культурного поведения за столом.

Задачи

1.      Содействовать сознательному пониманию актуальности вопросов столового этикета в современной жизни.

2.      Создать условия для усвоения основных правил столового этикета.

3.      Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

4.      Создать условия для развития у учащихся умений формулировать цель, проблемы, предлагать пути их решения.

5.      Содействовать развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

6.      Способствовать развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности на уроке.

7.      Создать условия для воспитания мотивации обучения.

8.      Способствовать воспитания уважения к традициям и культуре.

Тип урока  комбинированный

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная

Методы обучения: проблемно-поисковый, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности обучающихся, практический, наглядно-иллюстративный, эвристическая беседа.

Межпредметные связи: история, литература, культура общения

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом рабочей тетради;

-работают с инструкционной картой  при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, электронная презентация, выполненная в программе SMARTNotebook 11, учебники по технологии, раздаточный материал (инструкционные карты, карточки).

УУД

Личностные: активное слушание учителя; формулирование  собственных ожиданий; выдвижение предложений о цели и теме урока; развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; развитие умения получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме; умения структурировать знания; выбор наиболее эффективных  способов решения проблем;построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:   формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; контроль процесса и результатов своей деятельности, внесение необходимой коррективы. Познавательные: формирование общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

Коммуникативные: формирование умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; взаимодействие обучающегося с учителем во время опроса.

 

 

Автор Прошакова Галина Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 2631
Номер материала 27867
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓