Тема: «Политические
партии и движения»
Класс:
9
Продолжительность:
40
минут
Цель
урока
Формирование
у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в
жизни общества, государства и отдельного человека.
Задачи
урока
образовательные:
·
рассмотреть понятие, признаки,
типологию и функции политических партий;
·
изучить сущность и типологию
партийных систем;
·
продолжить систематизацию
правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в
практику общественной жизни;
развивающие:
·
закрепить умение ставить и
формулировать проблему;
·
продолжить формирование
навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку
зрения;
·
способствовать развитию
специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;
воспитательные:
· стимулировать мотив к поиску новых знаний;
· способствовать формированию толерантного мышления;
· воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности
к жизни своей страны.
Тип
урока: урок изучения и первичного закрепления
новых знаний.
Форма
урока: традиционная с использованием
ИКТ и других СОТ.
Формы
работы учащихся: коллективная,
индивидуальная, работа в группах.
Оборудование:
·
компьютер
·
мультимедийная установка
·
презентация по теме
Ход урока
I.
Организационный момент (2 мин.)
Подготовка учащихся к работе
на уроке, определение цели и задач урока.
Подведение итогов социологического исследования «Определения стиля
обучения и мышления» (Слайд 1-6). Класс делится на 2 группы по результатам исследования.
Каждая группа получает соответствующие задания во время урока.
Учитель:
Британский премьер министр Уильям Гладстон говорил:
«Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем туда войти». Но
ведь каждому из нас придётся войти в этот «лабиринт». Как же не заблудиться в
нём? В греческом мифе Тезей смог пройти по запутанным переходам лабиринта с
помощью нити Ариадны. Что же для нас сможет стать той нитью? Что даст нам
возможность разобраться в калейдоскопе политических событий, партий, движений.
Вот на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем уроке. Тема нашего урока «Политические
партии и движения» (Слайд 7).
II. Проверка домашнего
задания (7 мин.)
Тестовое задание по группам (тест № 1)
III.
Изучение нового материала (16 мин.)
1. Работа
с таблицами (Приложения № 1-4)
Появлению партий
предшествуют общественно-политические движения и организации. (Слайд 8-10).
Общественно-политическое
объединение представляет собой негосударственные и непартийные организации,
формирующиеся с целью воздействия (давления) на власть для отстаивания своих
интересов.
Отличительными признаками
общественно-политических движений являются:
- стремление не к
достижению власти, а к воздействию на власть;
- имеют добровольное
членство, либо вообще не имеют формальных процедур, связанных с членством;
- не имеют строгой
иерархии, то есть четкого распределения между центром и периферией;
- ориентируются на
выражение частных интересов той или иной группы людей;
- по достижению цели
могут прекратить своё существование.
Подобные
общественно-политические движения организуют обращения граждан в различные
органы власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической
жизни, проводят митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы
политической активности.
Характерной чертой всех
демократических режимов является плюрализм общественно-политической жизни
общества – наличие в обществе нескольких или множества политических партий,
движений и объединений, разделяющих различные политические взгляды, программы и
установки.
Одному человеку в
политике делать нечего. Политика – дело групповое, коллективное, массовое. В
ней требуется взаимопомощь, взаимная поддержка. Когда идет борьба за власть, ее
успех решает нередко количество (и качество) сторонников, соратников,
единомышленников.
Что же такое политическая
партия? (Слайд 11-19).
Политическая партия –
особая общественная организация, непосредственно ставящая перед собой задачи
овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через
своих представителей в органах государственной власти и местного
самоуправления.
Можно привести другое
определение: политическая партия – организованная группа людей, разделяющих
общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти,
поставив своего президента и сформировав свое правительство.
Признаки политической
партии:
1. Определённая
идеология, система общих ценностей и норм,
2. Наличие программы и
устава партии,
3. Длительность по
времени существования,
4. Наличие руководящих
органов и аппарата управления,
5. Нацеленность партии на
реализацию интересов тех социальных групп, которые она выражает,
6.Стремление обеспечит
себе поддержку избирателей.
Можно выделить следующую
классификацию партий.
По идеологическому
признаку: либеральные, консервативные, социал-демократические,
коммунистические, фашистские, клерикальные (ориентирующиеся на религиозные учения),
националистические и др.
В зависимости от
программных установок: крайне левые, левые, центристские, правые, крайне
правые.
По отношению к
проводимой политике: правящие и оппозиционные. Оппозиция – это партии, которые
не поддерживают существующее государственное руководство и стремятся стать
правящими, сформировать правительство.
По организационной
структуре: кадровые (в них только те члены, которые голосуют на выборах за
данную партию, осуществляют деятельность только в период выборов) и массовые
(включающие большое количество сторонников).
Для чего же создаются
партии? Каковы их основные функции?
- политическая – борьба
за государственную власть и участие в политическом управлении;
- представительская –
выражение интересов определенных групп и слоев населения: партия выступает в
качестве посредника между обществом и государством;
- электоральная –
организация и участие в избирательных кампаниях;
-социализаторская –
воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан;
- идеологическая –
формирование и принятие политической программы, в которой излагаются цели и
задачи, средства и методы политической деятельности. Эти функции являются внешними,
различают еще и внутренние функции партии, такие как: обеспечение
финансирования партии, координация взаимодействия членов партии и т.п.»
В начале апреля 2012 года
в России вступил в силу закон, упростивший процедуру регистрации политических
партий. Он, в частности, предусматривает снижение в 80 раз - с 40 тысяч до 500
человек - минимального количества членов партии, необходимого для ее
регистрации – увеличение количества партий. До принятия этого закона в России существовало всего семь
политических партий.
2.
Представление наиболее
значимых политических партий РФ
(Слайд
20-23).
Объединение всех
действующих в стране партий называется партийной системой, которая представляет
собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее
осуществление. Партийные системы могут быть:
- Однопартийными
(характерны для авторитарных и тоталитарных обществ) (СССР, Куба, Индия,
Япония).
- Двухпартийными: когда
две крупные партии чередуются кто у власти, а кто в оппозиции США (демократы-республиканцы),
Великобритания (лейбористы-консерваторы).
- Многопартийными:
действуют три и более партий (Россия, Франция, Италия, Испания).
Многопартийность – это
легальная деятельность в государстве множества политических партий, внедряющих
в сознание и практику людей альтернативность мышления и действий. (Слайд 24).
Каждый из нас избиратель.
А что значит - "быть избирателем"? Прежде всего, это
принимать участие в общественной и политической жизни страны, ведь
политика встречает нас на каждом шагу. Порой мы жалуемся на плохое
управление страной, городом, районом, критикуя действия и политику тех
или иных структур. Это можно сделать, прежде всего, участвуя в выборах.
Все Вы, ребята, будущие избиратели. Участвуя в выборах, Вы отдаете
свой голос за партию или кандидата, которых считаете более
достойными представлять и защищать ваши интересы на государственном
уровне.
Анализ социального опроса
на тему "Отношение молодежи к выборам"
(Слайд 25- 35).
IV.
Закрепление изученного
материала
Тестовое
задание по группам (тест № 2)
V. Домашнее задание (Слайд № 36).
Для всех учащихся: знать основные понятия и термины
§8.
Репродуктивный уровень: вопросы 3,5.
Конструктивный уровень: представить, что Вы – лидер
новой партии;
назовите ее, дайте ей характеристику по плану, напишите
программу партии
Творческий уровень: указать достоинства и
недостатки многопартийной и однопартийной
VI.
Рефлексия
1. Понравился ли вам урок?
2. Как вы себя чувствовали на уроке?
3. Какие трудности у вас возникли в ходе урока?
Вывод: Если урок Вам понравился или не понравился, то возьмите
свои смартфоны и сделайте соответствующее настроению селфи!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.