Инфоурок Обществознание КонспектыПлан-конспект урока обществознания в 9 классе по теме "Политические партии и движения"

План-конспект урока обществознания в 9 классе по теме "Политические партии и движения"

Скачать материал

МБОУ СОШ № 26

п. Лазарево

 

 

 

 

 

Конспект урока обществознания

в 9 классе

 

 

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Головин Владимир Всеволодович,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 26  

Щекинского района

 

 

 

 

п. Лазарево

 2014


 

 

Тема:  «Политические партии и движения»

Класс: 9

Продолжительность: 40 минут

Цель урока

Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока

образовательные:

·       рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических  партий;

·       изучить сущность и типологию партийных систем;

·       продолжить систематизацию правовых и политологических знаний  учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие:

·       закрепить умение ставить и формулировать проблему;

·       продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; 

·       способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные:

·       стимулировать мотив к поиску новых знаний; 

·       способствовать формированию толерантного мышления;

·       воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная с использованием ИКТ и других СОТ.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование:

·       компьютер

·       мультимедийная установка

·       презентация по теме

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.      Организационный  момент (2 мин.)

Подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока.

Подведение итогов социологического исследования «Определения стиля обучения и мышления» (Слайд 1-6). Класс делится на 2 группы по результатам исследования. Каждая группа получает соответствующие задания во время урока.

Учитель: Британский премьер министр Уильям Гладстон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем туда войти». Но ведь каждому из нас придётся войти в этот «лабиринт». Как же не заблудиться в нём? В греческом мифе Тезей смог пройти по запутанным переходам лабиринта с помощью нити Ариадны. Что же для нас сможет стать той нитью? Что даст нам возможность разобраться в калейдоскопе политических событий, партий, движений. Вот на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем уроке. Тема нашего урока «Политические партии и движения» (Слайд 7).

II.   Проверка домашнего задания (7 мин.)

Тестовое задание по группам  (тест № 1)

III.           Изучение нового материала (16 мин.)

1.     Работа с таблицами (Приложения № 1-4)

Появлению партий предшествуют общественно-политические движения и организации. (Слайд 8-10).

Общественно-политическое объединение представляет собой негосударственные и непартийные организации, формирующиеся с целью воздействия (давления) на власть для отстаивания своих интересов.

Отличительными признаками общественно-политических движений являются:

- стремление не к достижению власти, а к воздействию на власть;

- имеют добровольное членство, либо вообще не имеют формальных процедур, связанных с членством;

- не имеют строгой иерархии, то есть четкого распределения между центром и периферией;

- ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей;

- по достижению цели могут прекратить своё существование.

Подобные общественно-политические движения организуют обращения граждан в различные органы власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни, проводят митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы политической активности.

Характерной чертой всех демократических режимов является плюрализм общественно-политической жизни общества – наличие в обществе нескольких или множества политических партий, движений и объединений, разделяющих различные политические взгляды, программы и установки.

Одному человеку в политике делать нечего. Политика – дело групповое, коллективное, массовое. В ней требуется взаимопомощь, взаимная поддержка. Когда идет борьба за власть, ее успех решает нередко количество (и качество) сторонников, соратников, единомышленников.

Что же такое политическая партия? (Слайд 11-19).

Политическая партия – особая общественная организация, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.

Можно привести другое определение: политическая партия – организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство.

Признаки политической партии:

1. Определённая идеология, система общих ценностей и норм,

2. Наличие программы и устава партии,

3. Длительность по времени существования,

4. Наличие руководящих органов и аппарата управления,

5. Нацеленность партии на реализацию интересов тех социальных групп, которые она выражает,

6.Стремление обеспечит себе поддержку избирателей.

Можно выделить следующую классификацию партий.

 По идеологическому признаку: либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, фашистские, клерикальные (ориентирующиеся на религиозные учения), националистические и др.

В зависимости от программных установок: крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые.

 По отношению к проводимой политике: правящие и оппозиционные. Оппозиция – это партии, которые не поддерживают существующее государственное руководство и стремятся стать правящими, сформировать правительство.

По организационной структуре: кадровые (в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию, осуществляют деятельность только в период выборов) и массовые (включающие большое количество сторонников).

 Для чего же создаются партии? Каковы их основные функции?

- политическая – борьба за государственную власть и участие в политическом управлении;

- представительская – выражение интересов определенных групп и слоев населения: партия выступает в качестве посредника между обществом и государством;

- электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях;

-социализаторская – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан;

- идеологическая – формирование и принятие политической программы, в которой излагаются цели и задачи, средства и методы политической деятельности. Эти функции являются внешними, различают еще и внутренние функции партии, такие как: обеспечение финансирования партии, координация взаимодействия членов партии и т.п.»

В начале апреля 2012 года в России вступил в силу закон, упростивший процедуру регистрации политических партий. Он, в частности, предусматривает снижение в 80 раз - с 40 тысяч до 500 человек - минимального количества членов партии, необходимого для ее регистрации – увеличение количества партий.  До принятия этого закона в России существовало всего семь политических партий.

2.     Представление наиболее значимых политических партий РФ  

           (Слайд 20-23).

Объединение всех действующих в стране партий называется партийной системой, которая представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Партийные системы могут быть:

 - Однопартийными (характерны для авторитарных и тоталитарных обществ) (СССР, Куба, Индия, Япония).

- Двухпартийными: когда две крупные партии чередуются кто у власти, а кто в оппозиции США (демократы-республиканцы), Великобритания (лейбористы-консерваторы).

- Многопартийными: действуют три и более партий (Россия, Франция, Италия, Испания).

Многопартийность – это легальная деятельность в государстве множества политических партий, внедряющих в сознание и практику людей альтернативность мышления и действий. (Слайд 24).

Каждый из нас избиратель. А  что   значит - "быть  избирателем"?  Прежде   всего, это принимать  участие  в   общественной  и  политической  жизни   страны, ведь  политика  встречает  нас   на  каждом  шагу. Порой  мы   жалуемся  на  плохое  управление   страной, городом, районом, критикуя   действия  и  политику  тех  или   иных  структур. Это  можно  сделать, прежде  всего, участвуя  в  выборах. Все   Вы,  ребята, будущие  избиратели. Участвуя  в  выборах, Вы  отдаете  свой   голос  за  партию  или  кандидата, которых  считаете  более  достойными   представлять  и  защищать  ваши   интересы  на  государственном   уровне.

Анализ социального опроса на тему "Отношение молодежи к выборам"

(Слайд 25- 35).

IV.            Закрепление изученного материала

Тестовое задание по группам  (тест № 2)

V.   Домашнее задание (Слайд № 36).

      Для всех учащихся: знать основные понятия и термины §8.            

      Репродуктивный уровень:   вопросы 3,5.

      Конструктивный уровень:   представить, что Вы – лидер новой партии;

      назовите ее, дайте ей характеристику по плану, напишите программу партии

     Творческий уровень:    указать достоинства и недостатки многопартийной и     однопартийной

VI.            Рефлексия 

       1. Понравился ли вам урок?

       2. Как вы себя чувствовали  на уроке?

       3. Какие трудности у вас возникли в ходе урока?

 

Вывод: Если урок Вам понравился или не понравился, то возьмите свои смартфоны и сделайте соответствующее настроению селфи!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект урока обществознания в 9 классе по теме "Политические партии и движения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Одному человеку в политике делать нечего. Политика – дело групповое, коллективное, массовое. В ней требуется взаимопомощь, взаимная поддержка. Когда идет борьба за власть, ее успех решает нередко количество (и качество) сторонников, соратников, единомышленников. Цель урока: формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека. Задачи урока образовательные: • рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий; • изучить сущность и типологию партийных систем; • продолжить систематизацию правовых и политологических знаний уча-щихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни; развивающие: • закрепить умение ставить и формулировать проблему; • продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулиро-вать и отстаивать свою точку зрения; • способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопере-живания и прогнозирования; воспитательные: • стимулировать мотив к поиску новых знаний; • способствовать формированию толерантного мышления; • воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричаст-ности к жизни своей страны.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 143 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.08.2020 1055
    • DOCX 72.5 кбайт
    • 60 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Филипович Александра Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Филипович Александра Юрьевна
    Филипович Александра Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 62184
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1357 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 919 человек

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 74 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Обществознание")

Учитель обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 17 регионов

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе