Главная / Обществознание / План-конспект урока обществознания в 9 классе по теме "Политические партии и движения"

План-конспект урока обществознания в 9 классе по теме "Политические партии и движения"

МБОУ СОШ № 26

п. Лазарево









Конспект урока обществознания

в 9 классе




ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ








Выполнил

Головин Владимир Всеволодович,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 26

Щекинского района









п. Лазарево

2014



Тема: «Политические партии и движения»

Класс: 9

Продолжительность: 40 минут

Цель урока

Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока

образовательные:

  • рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических  партий;

  • изучить сущность и типологию партийных систем;

  • продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие:

  • закрепить умение ставить и формулировать проблему;

  • продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; 

  • способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные:

  • стимулировать мотив к поиску новых знаний; 

  • способствовать формированию толерантного мышления;

  • воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная с использованием ИКТ и других СОТ.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование:

  • компьютер

  • мультимедийная установка

  • презентация по теме








Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин.)

Подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока.

Подведение итогов социологического исследования «Определения стиля обучения и мышления» (Слайд 1-6). Класс делится на 2 группы по результатам исследования. Каждая группа получает соответствующие задания во время урока.

Учитель: Британский премьер министр Уильям Гладстон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем туда войти». Но ведь каждому из нас придётся войти в этот «лабиринт». Как же не заблудиться в нём? В греческом мифе Тезей смог пройти по запутанным переходам лабиринта с помощью нити Ариадны. Что же для нас сможет стать той нитью? Что даст нам возможность разобраться в калейдоскопе политических событий, партий, движений. Вот на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем уроке. Тема нашего урока «Политические партии и движения» (Слайд 7).

  1. Проверка домашнего задания (7 мин.)

Тестовое задание по группам (тест № 1)

  1. Изучение нового материала (16 мин.)

  1. Работа с таблицами (Приложения № 1-4)

Появлению партий предшествуют общественно-политические движения и организации. (Слайд 8-10).

Общественно-политическое объединение представляет собой негосударственные и непартийные организации, формирующиеся с целью воздействия (давления) на власть для отстаивания своих интересов.

Отличительными признаками общественно-политических движений являются:

- стремление не к достижению власти, а к воздействию на власть;

- имеют добровольное членство, либо вообще не имеют формальных процедур, связанных с членством;

- не имеют строгой иерархии, то есть четкого распределения между центром и периферией;

- ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей;

- по достижению цели могут прекратить своё существование.

Подобные общественно-политические движения организуют обращения граждан в различные органы власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни, проводят митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы политической активности.

Характерной чертой всех демократических режимов является плюрализм общественно-политической жизни общества – наличие в обществе нескольких или множества политических партий, движений и объединений, разделяющих различные политические взгляды, программы и установки.

Одному человеку в политике делать нечего. Политика – дело групповое, коллективное, массовое. В ней требуется взаимопомощь, взаимная поддержка. Когда идет борьба за власть, ее успех решает нередко количество (и качество) сторонников, соратников, единомышленников.

Что же такое политическая партия? (Слайд 11-19).

Политическая партия – особая общественная организация, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.

Можно привести другое определение: политическая партия – организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство.

Признаки политической партии:

1. Определённая идеология, система общих ценностей и норм,

2. Наличие программы и устава партии,

3. Длительность по времени существования,

4. Наличие руководящих органов и аппарата управления,

5. Нацеленность партии на реализацию интересов тех социальных групп, которые она выражает,

6.Стремление обеспечит себе поддержку избирателей.

Можно выделить следующую классификацию партий.

По идеологическому признаку: либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, фашистские, клерикальные (ориентирующиеся на религиозные учения), националистические и др.

В зависимости от программных установок: крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые.

По отношению к проводимой политике: правящие и оппозиционные. Оппозиция – это партии, которые не поддерживают существующее государственное руководство и стремятся стать правящими, сформировать правительство.

По организационной структуре: кадровые (в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию, осуществляют деятельность только в период выборов) и массовые (включающие большое количество сторонников).

Для чего же создаются партии? Каковы их основные функции?

- политическая – борьба за государственную власть и участие в политическом управлении;

- представительская – выражение интересов определенных групп и слоев населения: партия выступает в качестве посредника между обществом и государством;

- электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях;

-социализаторская – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан;

- идеологическая – формирование и принятие политической программы, в которой излагаются цели и задачи, средства и методы политической деятельности. Эти функции являются внешними, различают еще и внутренние функции партии, такие как: обеспечение финансирования партии, координация взаимодействия членов партии и т.п.»

В начале апреля 2012 года в России вступил в силу закон, упростивший процедуру регистрации политических партий. Он, в частности, предусматривает снижение в 80 раз - с 40 тысяч до 500 человек - минимального количества членов партии, необходимого для ее регистрации – увеличение количества партий. До принятия этого закона в России существовало всего семь политических партий.

  1. Представление наиболее значимых политических партий РФ

(Слайд 20-23).

Объединение всех действующих в стране партий называется партийной системой, которая представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Партийные системы могут быть:

- Однопартийными (характерны для авторитарных и тоталитарных обществ) (СССР, Куба, Индия, Япония).

- Двухпартийными: когда две крупные партии чередуются кто у власти, а кто в оппозиции США (демократы-республиканцы), Великобритания (лейбористы-консерваторы).

- Многопартийными: действуют три и более партий (Россия, Франция, Италия, Испания).

Многопартийность – это легальная деятельность в государстве множества политических партий, внедряющих в сознание и практику людей альтернативность мышления и действий. (Слайд 24).

Каждый из нас избиратель. А что значит - "быть избирателем"? Прежде всего, это принимать участие в общественной и политической жизни страны, ведь политика встречает нас на каждом шагу. Порой мы жалуемся на плохое управление страной, городом, районом, критикуя действия и политику тех или иных структур. Это можно сделать, прежде всего, участвуя в выборах. Все Вы, ребята, будущие избиратели. Участвуя в выборах, Вы отдаете свой голос за партию или кандидата, которых считаете более достойными представлять и защищать ваши интересы на государственном уровне.

Анализ социального опроса на тему "Отношение молодежи к выборам"

(Слайд 25- 35).

  1. Закрепление изученного материала

Тестовое задание по группам (тест № 2)

  1. Домашнее задание (Слайд № 36).

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины §8.

Репродуктивный уровень: вопросы 3,5.

Конструктивный уровень: представить, что Вы – лидер новой партии;

назовите ее, дайте ей характеристику по плану, напишите программу партии

Творческий уровень: указать достоинства и недостатки многопартийной и однопартийной

  1. Рефлексия

1. Понравился ли вам урок?

2. Как вы себя чувствовали на уроке?

3. Какие трудности у вас возникли в ходе урока?


Вывод: Если урок Вам понравился или не понравился, то возьмите свои смартфоны и сделайте соответствующее настроению селфи!



1



План-конспект урока обществознания в 9 классе по теме "Политические партии и движения"
  • Обществознание
Описание:

Одному человеку в политике делать нечего. Политика – дело групповое, коллективное, массовое. В ней требуется взаимопомощь, взаимная поддержка. Когда идет борьба за власть, ее успех решает нередко количество (и качество) сторонников, соратников, единомышленников.

Цель урока: формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока

образовательные:

• рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических  партий;

• изучить сущность и типологию партийных систем;

• продолжить систематизацию правовых и политологических знаний  уча-щихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие:

• закрепить умение ставить и формулировать проблему;

• продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулиро-вать и отстаивать свою точку зрения; 

• способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопере-живания и прогнозирования;

воспитательные:

• стимулировать мотив к поиску новых знаний; 

• способствовать формированию толерантного мышления;

• воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричаст-ности к жизни своей страны.

 

Автор Головин Владимир Всеволодович
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 6734
Номер материала 4502
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓