Главная / Русский язык и литература / План-конспект урока литературы на тему "Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Роман в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении. Подготовка к сочинению"(9 класс)

План-конспект урока литературы на тему "Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Роман в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении. Подготовка к сочинению"(9 класс)

МОУ «ТСШ № 11»









План-конспект урока литературы

в 9 «А» классе

Тема: Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Роман в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении. Подготовка к сочинению.













Подготовила

Захарова Т.Г.,

учитель русского языка и литературы.





Тирасполь, 2014 г.

Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Роман в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении. Подготовка к сочинению.

«Герой нашего времени» для многих оставался доныне тайною и останется для них тайною навсегда!»

В.Г.Белинский.

Цель работы:

  • Определить, к какому художественному методу тяготеет роман «Герой нашего времени» и как в нем взаимодействуют романтизм и реализм.

Задачи:

  • Изучить литературу по данному вопросу.

  • Отобрать материал для анализа и доказательства мысли.

  • Сравнить романтизм и реализм как различные художественные методы.

  • Проанализировать отобранные эпизоды и образы из произведения.

  • Сделать вывод.

  1. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

Слово учителя Споры о художественном методе Лермонтова до сих пор не разрешены. Одни исследователи считают, что Лермонтов на протяжении всего своего короткого творческого пути был и оставался последовательным романтиком; другие утверждают, что творческий путь Лермонтова был традиционным — от романтизма к реализму наконец, третьи, считая Лермонтова самым ярким из русских романтиков, обнаруживают в его эре лом творчестве слияние романтизма и реализма. Естественно, что главной ареной научных сражений оказывается «Герой нашего времени», уникальное по жанру и композиции произведение, которое с трудом укладывается в привычные схемы. Каковы же основные художественные «приметы» романтизма и реализма в главном произведении Лермонтова? Можно ли на основании «Героя нашего времени» категорически говорить о традиционности художественного развития великого художника или здесь найдена некая самобытная форма, сопротивляющаяся каким бы то ни было формальным подходам?

Проблемные вопросы

Черты какого художественного метода — романтизма или реализма — присущи роману «Герой нашего времени»?
— Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?
Для ответов на эти вопросы нужно повторить характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.
Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.
Учитель может записать на доске в два столбика основные аргументы, затем пронумеровать их по степени важности и в окончательном виде составить обобщающую таблицу. -Индивидуальное задание. (Две ученицы рассказывают о романтизме и реализме как о литературных направлениях).
Романтизм-это стремление «пересоздать» жизнь (как бы вновь ее сотворить). Автор-романтик пересоздает жизнь в соответствии со своими идеалами, чувствами, дает жизнь не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какая она ему кажется, какой ему хотелось бы ее видеть. Реализм-это реальное осмысление и описание жизненной правды. Реалисты отстаивали свои идеалы, показывая те отрицательные явления в жизни, которые мешали этим идеалам осуществиться, чтобы вызвать у читателей стремление бороться со всем отрицательным в жизни. В этих произведениях основное значение имело критическое изображение жизни. Белинский указывал на разницу между реализмом и романтизмом, называя их соответственно идеальной и реальной поэзией. Поэт или пересоздает жизнь по своему идеалу, зависящему от его отношения к миру, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям его действительности.

Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени». Черты романтизма. 
1. Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью — главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)
Черты реализма
1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей
Черты романтизма. 
2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов.
Черты реализма
2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу своих переживаний,
мотивам поведения, что характерно для психологического романа
Черты романтизма. 
3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина,
бесполезность его исканий
Черты реализма
3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц
Черты романтизма. 
4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина.
Черты реализма
4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется
Вывод
В современном лермонтоведении доказано, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе черты и романтического, и реалистического произведения.

II. Роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении Обсуждение критических оценок образа Печорина и романа в целом можно организовать в форме мини конференции, включив в нее краткие сообщения учащихся о прочитанных фрагментах из монографий и статей.
На предыдущем уроке хорошо подготовленным девятиклассникам предлагалось изучить, прокомментировать и дать оценку фрагментам (2—3 страницы) высказываний
критиков об образе Печорина из следующих работ:
• В. Г. Белинский. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова.
• В. С. Соловьев. Лермонтов.
• Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей.
• Н. Г. Долинина. Печорин и наше время.
• Э. Гернштейн. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
• В. И. Коровин. Творческий путь М. Ю. Лермонтова.
Учащиеся выступят перед одноклассниками с краткими сообщениями о результатах своего знакомства с литера турной критикой по плану:
1. Краткие сведения об авторе работы.
2. Время написания статьи (монографии).
3. Позиция критика в оценке образа Печорина (на примере одной- двух цитат).
4. Мнение ученого о романе в целом, способах раскрытия образа главного героя.
5. Оценка материалов, выводы и обобщения.

III. Подготовка к сочинению

В процессе подготовки к сочинению учащимся должны быть даны консультации по проблемным вопросам .
Итог урока
«Герой нашего времени» — это социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30 х годов XIX века. Пониманию образа Печорина, выявлению и оценке основных черт его личности способствуют сюжетно- композиционные особенности романа.
Роман сходен с романтической поэмой и романтической повестью. Его главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических произведений (отсутствие сведений о прошлом, изображение в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер сложился и не меняется, не развивается. Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм.
Печорин анализирует события своей жизни и подвергает самоанализу мотивы поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает восприятие личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя.
Проблемы человеческой личности решает Лермонтов и в романе «Герой нашего времени». -Ребята, скажите, какая же повесть романа более всего насыщена рассуждениями Печорина о душе и судьбе? («Княжна Мери» именно здесь ярче раскрываются противоречия главного героя, которые мы отметили уже при чтении первых глав романа).
Итогом изучения творчества Лермонтова может стать и ответ на проблемный вопрос, формулировка которого должна соответствовать требованиям ЕГЭ (часть С).
Примерная тематика проблемных вопросов • Почему любовь для лирического героя поэзии Лермонтова окрашена драматическим пафосом?
• Какой мы видим современную Лермонтову Россию в его произведениях?
• Какие черты русского мира порождают у лирического героя поэзии Лермонтова чувства глубокой грусти и одиночества?
• Как изменяется в лирике Лермонтова пушкинский образ поэта- пророка?
• В чем противоречивость х
арактера Печорина? Домашнее задание: написать сочинение-эссе, используя о

План-конспект урока литературы на тему "Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Роман в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении. Подготовка к сочинению"(9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

МОУ «ТСШ № 11»

 

 

 

 

                       План-конспект урока литературы

                                       в 9 «А» классе

    

Тема: Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».  Роман в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении. Подготовка к сочинению.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Подготовила

                                                                             Захарова Т.Г.,

                                                                              учитель русского                                языка и литературы.

 

 

                                     Тирасполь, 2014 г.

Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова                                        «Герой нашего времени».  Роман в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении. Подготовка к сочинению.

 «Герой нашего времени» для многих оставался доныне тайною и останется для них тайною навсегда!»

В.Г.Белинский.

Цель работы:

·         Определить, к какому художественному методу тяготеет роман «Герой нашего времени» и как в нем взаимодействуют романтизм и реализм.

Задачи:

·         Изучить литературу по данному вопросу.

·         Отобрать материал для анализа и доказательства мысли.

·         Сравнить романтизм и реализм как различные художественные методы.

·         Проанализировать отобранные эпизоды и образы из произведения.

·         Сделать вывод.

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

Слово учителя                                                                                                                                    Споры о художественном методе Лермонтова до сих пор не разрешены. Одни исследователи считают, что Лермонтов на протяжении всего своего короткого творческого пути был и оставался последовательным романтиком; другие утверждают, что творческий путь Лермонтова был традиционным — от романтизма к реализму наконец, третьи, считая Лермонтова самым ярким из русских романтиков, обнаруживают в его эре лом творчестве слияние романтизма и реализма. Естественно, что главной ареной научных сражений оказывается «Герой нашего времени», уникальное по жанру и композиции произведение, которое с трудом укладывается в привычные схемы. Каковы же основные художественные «приметы» романтизма и реализма в главном произведении Лермонтова? Можно ли на основании «Героя нашего времени» категорически говорить о традиционности художественного развития великого художника или здесь найдена некая самобытная форма, сопротивляющаяся каким бы то ни было формальным подходам?

Проблемные вопросы

— Черты какого художественного метода — романтизма или реализма — присущи роману «Герой нашего времени»?
— Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?
Для ответов на эти вопросы нужно повторить характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.
Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.
Учитель может записать на доске в два столбика основные аргументы, затем пронумеровать их по степени важности и в окончательном виде составить обобщающую таблицу.                                                                                                                                                                      -Индивидуальное задание. (Две ученицы рассказывают о романтизме и реализме как о литературных направлениях).                                                                                                                                                                                                               
Романтизм-это стремление «пересоздать» жизнь (как бы вновь ее сотворить). Автор-романтик пересоздает жизнь в соответствии со своими идеалами, чувствами, дает жизнь не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какая она ему кажется, какой ему хотелось бы ее видеть.                                                                                                                                                          Реализм-это реальное осмысление и описание жизненной правды.                                        Реалисты отстаивали свои идеалы, показывая те отрицательные явления в жизни, которые мешали этим идеалам осуществиться, чтобы вызвать у читателей стремление бороться со всем отрицательным в жизни. В этих произведениях основное значение имело критическое изображение жизни.                                                                                                                                              Белинский указывал на разницу между реализмом и романтизмом, называя их соответственно идеальной и реальной поэзией. Поэт или пересоздает жизнь по своему идеалу, зависящему от его отношения к миру, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям его действительности.

Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени».                                                                           Черты романтизма. 
1. Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью — главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)
Черты реализма
1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей
Черты романтизма. 
2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов.
Черты реализма
2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу своих переживаний,
мотивам поведения, что характерно для психологического романа
Черты романтизма. 
3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина,
бесполезность его исканий
Черты реализма
3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц
Черты романтизма. 
4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина.
Черты реализма
4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется
Вывод
В современном лермонтоведении доказано, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе черты и романтического, и реалистического произведения.

II. Роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении                                                                                                               Обсуждение критических оценок образа Печорина и романа в целом можно организовать в форме мини конференции, включив в нее краткие сообщения учащихся о прочитанных фрагментах из монографий и статей.
На предыдущем уроке хорошо подготовленным девятиклассникам предлагалось изучить, прокомментировать и дать оценку фрагментам (2—3 страницы) высказываний
критиков об образе Печорина из следующих работ:
• В. Г. Белинский. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова.
• В. С. Соловьев. Лермонтов.
• Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей.
• Н. Г. Долинина. Печорин и наше время.
• Э. Гернштейн. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
• В. И. Коровин. Творческий путь М. Ю. Лермонтова.
Учащиеся выступят перед одноклассниками с краткими сообщениями о результатах своего знакомства с литера турной критикой по плану:
1. Краткие сведения об авторе работы.
2. Время написания статьи (монографии).
3. Позиция критика в оценке образа Печорина (на примере одной- двух цитат).
4. Мнение ученого о романе в целом, способах раскрытия образа главного героя.
5. Оценка материалов, выводы и обобщения.

III. Подготовка к сочинению

 

В процессе подготовки к сочинению учащимся должны быть даны консультации по проблемным вопросам .
Итог урока
«Герой нашего времени» — это социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30 х годов XIX века. Пониманию образа Печорина, выявлению и оценке основных черт его личности способствуют сюжетно- композиционные особенности романа.
Роман сходен с романтической поэмой и романтической повестью. Его главный
герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических произведений (отсутствие сведений о прошлом, изображение в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер сложился и не меняется, не развивается. Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм.
Печорин анализирует события своей жизни и подвергает самоанализу мотивы поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает восприятие личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя.                                                                                                                                   Проблемы человеческой личности решает Лермонтов и в романе «Герой нашего времени».                                                                                                                                                       -Ребята, скажите, какая же повесть романа  более всего насыщена рассуждениями Печорина о душе и судьбе? («Княжна Мери»  именно здесь ярче раскрываются противоречия главного героя, которые мы отметили уже при чтении первых глав романа).
Итогом изучения творчества Лермонтова может стать и ответ на проблемный вопрос, формулировка которого должна соответствовать требованиям ЕГЭ (часть С).                        Примерная тематика проблемных вопросов                                                                                                                • Почему любовь для лирического героя поэзии Лермонтова окрашена драматическим пафосом?
• Какой мы видим современную Лермонтову Россию в его произведениях?
• Какие черты русского мира порождают у лирического героя поэзии Лермонтова чувства глубокой грусти и одиночества?
• Как изменяется в лирике Лермонтова пушкинский образ поэта- пророка?
• В чем противоречивость характера Печорина?                                                                                                     Домашнее задание: написать сочинение-эссе по роману.

Автор Захарова Татьяна Григорьевна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 10949
Номер материала 1659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓