Главная / Начальные классы / План-конспект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» по теме «Особенности морали»

План-конспект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» по теме «Особенности морали»

Гергель Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1» г.Ноябрьск

Урок № 4. Тема: «Особенности морали»

Цель: Формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи:

личностные

- формирование учебно-познавательного интереса к вопросам об особенностях морали

метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах

предметные

- познакомить учащихся с основными понятиями особенностями морали

- уточнить смысл понятий «моральные правила» и «нормы»;

- создать целостное представление о том, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2011.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2011.

3. Основы светской этики. 4 – 5 классы : учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. – 63с.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (материал прошлого урока и проверка домашнего задания)

- Что вы понимаете под словом мораль?

- Каковы причины возникновения морали?

- Обсуждение выполненных заданий (с.9 учебника)

- Озвучьте перечень правил что вы составили с родителями.

3. Введение в тему урока

- Ребята, вы представили моральные нормы своей семьи. Вы видите, что у многих они разные. А как вы думаете, есть ли какой то единый список моральных норм? (варианты ответов детей)

Мы сегодня с вами выясним это. А так же узнаем, чем моральные нормы отличаются от других норм.

А сейчас прослушайте притчу.

Девочка и морская звезда

Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится девочка. Девочка просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.

Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и землю как будто перевернуло и взбучило разбушевавшимися волнами. Девочка спала и ничего не слышала. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану.

На его берегу, на всем протяжении берега лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много, тысячи, десятки тысяч!

Девочка добралась до своей лагуны, смотрела пристально в воду, шевелила руками. Но ее любимой звезды там не было. Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была здесь, на берегу, одна из тех умирающих звезд.

И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и выбрасывать их в море. Она бросала их в волны одну за одной, не останавливаясь и не отдыхая.

Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой: «Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?» Тогда девочка посмотрела на них из-под ладони, на минутку остановившись, и ответила: «Понимаете, здесь в лагуне жила моя звезда. Я играла с ней. Я с ней дружила. Но шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них окажется и та, моя».

Люди задумались. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звезды с песка и бросать их в море. И каждый думал: «Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал».

(Мораль притчи «Девочка и морская звезда»: Каждый может помочь попавшему в беду).

Какой вывод можно сделать?

Работа в парах.

После обсуждения учащиеся делают вывод, что моральные качества человека оцениваются по его поступкам.

- Что заставило девочку собирать морские звезды?

- Почему взрослые стали помогать ей?

(варианты высказываний детей фиксируются на доске)

- Ребята, а где-то записано, что люди должны помогать: друг другу, животным, птицам и т. д.? (варианты высказываний детей)

- На слайде тема нашего урока: «Особенности морали». На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

4. Изучение нового материала

Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Вспомните, что такое мораль? Как соотносятся понятия морали и культуры?

Перед учениками ставятся познавательные задачи:

Обсудите в парах:

- Что такое «моральные нормы»?

Выслушав высказывания учащихся, предлагаем их проверить, прочитав текст на с. 10 (работаем со 2 и 3 абзацами, записать особенность №1 – Моральные нормы (правила) нигде не записаны)

- Откуда человек узнает как себя вести, что хорошо и что плохо? (из фильмов, из книг, из жизни, от родителей)

- Как формируются моральные нормы?

- Кто влияет на поведение человека?

с. 11 (работаем с 1 абзацем, записать особенность №2 – Моральные нормы не имеют документального оформления)

- А если человек не выполняет моральные нормы, как быть?

- Как человек выбирает моральные нормы в жизни?

- Какие существуют организации в обществе, которые следят за выполнением правил и норм?

с. 11 (работаем со 2 - 3 абзацами, записать особенность №3 – Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание)

5. Работа в группах.

- Каков смысл этих пословиц?

-Чему учат эти пословицы? (быть добрыми, послушными)

I. Доброму человеку и чужая беда к сердцу.

За добрые дела всегда похвала.

II. Доброе братство — дороже богатства.

Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.

III. Добрые слова дороже богатства.

Добрые дети — дому венец, злые — дому конец.

6. Рефлексия

hello_html_29a7c634.jpg

- Ребята, почему мальчик помогает перейти улицу старушке? (ответы детей. Мальчик не ждёт поощрения, а поступает так из собственных побуждений. Ему просто стало жаль бабушку.)

Работа в группах: Составить рассказ по рисунку, придумав повод для драки. (Прослушать предполагаемые ответы и сделать вывод)

hello_html_599c191c.gif

7. Подведение итогов урока

Что вы сегодня узнали нового на уроке? О чем захотите рассказать дома?

Как можно коротко ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока «В чем заключаются особенности морали? Есть ли единый список моральных правил? Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе

Оцените свою работу на уроке, используя карточки:


hello_html_2d8806f8.png

Мне было грустно

hello_html_67cad2f4.png

Моё настроение улучшилось

hello_html_201ef3e8.png

Мое настроение было хорошим

8. Домашнее задание

Вопросы и задания с.11

Раб.тетрадь с.6 №6-8

Вспомните героев, которым приходилось делать моральный выбор и проявить неравнодушие?


План-конспект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» по теме «Особенности морали»
  • Начальные классы
Описание:

План-конспект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» по теме «Особенности морали». Данный урок  занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «мораль» и «нормы морали», раскрыть особенности морали. 

Способствует   совершенствованию  умений практической деятельности, развитию самостоятельного  мышления и познавательного интереса, умение работать в парах, группах, с источниками информации. Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность  каждого ребёнка  в   общую работу.

Автор Гергель Елена Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1566
Номер материала 53065
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓