Главная / Информатика / План-конспект урока «Циклические алгоритмы и программы» (8 класс)

План-конспект урока «Циклические алгоритмы и программы» (8 класс)

Название документа Циклические алгоритмы и программы.doc


Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Московский кадетский корпус

«Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»


hello_html_m22529654.jpg












План-конспект

открытого урока информатики

«Циклические алгоритмы и программы»

8 класс









Преподаватель информатики и ИКТ

Изъюрова И. А.











Москва, 2013

Описание программы: программа по информатике и информационным технологиям для VIII класса, создана на основании методического пособия Макаровой Н. В., базовый уровень, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год.

Раздел: «Алгоритмизация и программирование», на который календарно-тематическим планом выделено 8 часов.

Характеристика класс: общеобразовательный 8 Д класс.


Цель:

Отработка навыков разработки циклических алгоритмов и программ.


Задачи:

1) Образовательная

- повторить основные понятия по теме «алгоритм»;

- углубление знаний о циклических алгоритмах;

- формировать умения разрабатывать циклические алгоритмы и программы.


2) Воспитательная

- повышение интереса к предмету;

- воспитание культуры взаимодействия;

- воспитание самостоятельности, четкости и организованности.


3) Развивающая

- развивать информационную культуру и познавательные интересы воспитанниц;

- способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;

- развивать навыки сотрудничества;

- развивать навыки индивидуальной практической деятельности.


Тип урока:

Комбинированный (урок изучения нового материала, обобщения и систематизации)

Требования к знаниям и умения учащихся:

  • знать понятие циклического алгоритма, виды циклов, правила записи циклических алгоритмов и программ;

  • уметь разрабатывать циклические алгоритмы, записывать их в виде блок-схемы и программы.

Основные понятия: алгоритм, циклический алгоритм, виды циклических алгоритмов, блок-схема, операторы цикла.


Формы работы:

фронтальная, работа в парах, индивидуальная


Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.


Используемые технологии:


п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока / занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Информационно-коммуникационные

На всех этапах урока

2.

Технология проблемного обучения, поисковая.

Основной этап урока.

3.

Здоровьесберегающие технологии

Физминутка – гимнастика для глаз

4.

Технология обучения в сотрудничестве

Основной этап, подведение итогов урока



Структура урока:


1.

Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач урока.

1 мин

2.

Основной этап урока


2.1.

Повторение основных понятий по теме «Алгоритм» - решение кроссворда

5 мин

2.2.

Понятие циклического алгоритма. Виды циклов.

11мин


  • Понятие циклического алгоритма. Виды циклов.

  • Цикл с предусловием «Пока»

  • Задача 1: составить блок-схему решения задачи. Взаимопроверка.

  • Цикл с постусловием «До»

  • Задача 2: составьте блок-схему решения задачи. Работа в парах.

  • Цикл с параметром «Для» (ознакомительно)


2.3.

Физминутка – упражнения для глаз

3 мин

2.4.

Практическая работа на закрепление:

  • Формулировка и разбор задач;

  • Краткий инструктаж по ТБ, пересаживание за ПК;

  • Индивидуальная практическая деятельность, проверка программ.


2 мин


15мин

3.

Подведение итогов. Выставление оценок.

1 мин

4.

Задание на самоподготовку.

1 мин

5.

Рефлексия.

1 мин

Ход и содержание урока


1. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач урока.

Слайд 1: Тема сегодняшнего урока «Циклические алгоритмы и программы» и мы будем учиться их разрабатывать.


2.

Основной этап урока

2.1. Повторение основных понятий по теме «Алгоритм» - решение кроссворда

Слайд 2

2) Для того чтобы запомнить или изменить значение величины, в алгоритме используется команда… присваивания

3) Объект (человек, животное, робот), умеющий выполнять определенный набор действий – это исполнитель

4) Отдельное действие алгоритма - шаг

5) Каждый алгоритм должен быть разбит на отдельные команды - шаги. Укажите, какое свойство подходит данному определению – дискретность

6) Выполнение алгоритма должно завершаться получением результат(а)

7) Отдельный информационный объект, который имеет имя, значение, тип …величина

8) Алгоритм, в котором предусмотрена проверка условия, называется разветвленный

9) Свойство, означающее возможность применения алгоритма для решения класса однотипных задач – массовость

Вопрос: Что такое алгоритм?

1) Алгоритм – точное и понятное предписание исполнителю выполнить определенную последовательность действий, приводящую к результату за конечное число шагов.

hello_html_me97276c.jpg

2.2. Понятие циклического алгоритма. Виды циклов.

Слайд 3

  • Какой алгоритм называется циклическим?

  • Как называется данная последовательность команд? (тело цикла)

  • Где в жизни мы можем наблюдать цикличность (повторение)? (Дни недели, времена года, смена дня и ночи, смена месяцев в году и т.д.)

  • Назовите виды циклов (цикл с предусловием «Пока», цикл с постусловием «До», цикл с параметром «Для»)

Слайд 4

  • Дайте характеристику цикла «Пока»

  • Какой оператор языка Бейсик удобно использовать для организации таких циклов?

Слайд 5

Задача 1. Вычислить произведение P чисел от 1 до 10. Составьте блок-схему решения задачи.

  • Как будет изменяться величина а?

  • Что для этого необходимо предусмотреть?

  • Начальное значение а=1, конечное значение а=10

  • Цикл «Пока»

Взаимопроверка. За правильное решение 1б в оценочный лист.


Задача 1 (переменные могут быть другими) Задача 2

hello_html_1d241892.jpghello_html_6f4163d0.jpg

Слайд 6

  • Цикл «До»

  • Назовите основные особенности цикла с постусловием «ДО»

Слайд 7

Задача 2. Составьте алгоритм планирования покупки товара. Запишите в виде блок-схемы.

  • Список переменных: S - данная сумма, P -стоимость покупки, c- цена товара, k – количество товара.

  • Из чего складывается стоимость покупки? (P=p + c*k)

  • Начальное значение (р=0)

Работа в парах. Проверка. За правильное решение 1б в оценочный лист.


Слайд 8

  • Цикл с параметром «Для»

  • Назовите основные элементы цикла с параметром «Для»

  • Каковы его особенности?

  • Для разработки программ с циклом «Для» существуют специальные операторы. С ними мы познакомимся на следующем уроке.


2.3. Физминутка – упражнения для глаз (Слайд 9-15)


2.4. Практическая работа на закрепление (лист практической работы):

Слайд 16

1) Организация работы

  • На каждом рабочем месте находится лист практической работы с задачами, которые вам необходимо решить.

  • Для работы необходимо взять тетрадь и ручку.

2) Формулировка и разбор задач

Задача 3. Напишите программу, запрашивающую ваш возраст и печатающую текст «Ты молодец!» по числу прожитых лет.

  • Данные, необходимые для решения задачи? (input n)

  • Какие действия необходимо повторить? (print «Ты молодец!»)

  • Необходимо ввести переменную цикла, н-р 1≤ tn

  • Коков будет тип цикла? (цикл «Пока»)

  • Каким оператором можем воспользоваться для решения задачи в среде программирования Бейсик-256?


Задача 4. Дан числовой ряд от 2 до 10. Вычислить квадраты данных чисел и вывести на экран.

  • Какие действия необходимо повторить в данной программе?

  • Как будет изменяться величина цикла?

  • Какое условие можем задать для выполнения цикла? (пока a<=10)


Задача 5* (дополнительно) 1 кг. конфет стоит 125 руб. составить алгоритм, вычисляющий стоимость от 2 до 5 килограммов конфет. Каждое значение вывести на экран. Составьте алгоритм в программе КуМир.

  • Для решения задачи в КуМире какой цикл можем организовать? (цикл «Для»)

  • Что будет являться параметром цикла?


3) Краткий инструктаж по ТБ, пересаживание за ПК:

  • При работе за компьютером не забываем о правилах ТБ.

  • Следим за своей осанкой.

  • Соблюдаем расстояние от глаз до экрана монитора.

  • При возникновении вопросов поднимаем руку.


4) Индивидуальная практическая деятельность – решение задач на ПК, проверка программ. Запись выполненной задачи.

5) Пересаживание.

Слайд 17-19

6) Проверка решения.

За каждую верно выполненную задачу 2б. в оценочный лист.


3. Выставление оценок. Подведение итогов.

  • Если вы набрали 5 и более баллов поставьте отметку «5»;

  • Если вы набрали от 3 до 4 баллов поставьте отметку «4».

  • Сдайте оценочный лист.


Слайд 20

4. Задание на самоподготовку.

  • Знать основные понятия циклического алгоритма.

  • К задачам, решенным на уроке, составьте алгоритм в КуМире, запишите в тетрадь.


5. Рефлексия - Слайд 21

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Информатика и ИКТ/ Учебник. 8-9 класс / Н. В. Макарова

  2. Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс/ Н. В. Макарова

  3. Информатика и ИКТ тесты для подготовки к ГИА / Ф.Ф. Лысенко, Л.Н.Евич /Легион-М, 2011.

  4. Информатика контрольные и самостоятельные работы по программированию / А.А.Чернов, А.Ф. Чернов / «Учитель» -Волгоград, 2009.

  5. Задачник-практикум по информатике / И.К. Сафронов / «БХВ-Петербург», С-П, 2008

  6. Методическая копилка http://www.metod-kopilka.ru (шаблон презентации)

  7. Среда программирования BASIC 256.

  8. Программа для разработки блок-схем 9_030.

Название документа Циклические алгоритмы и программы.pptx

Циклические алгоритмы и программы Цель: Отработка навыков разработки цикличес...
Повторение П Р И С В А И В А Н И Я И С П О Л Н И Т Е Л Ь Ш А Г Д И С К Р Е Т ...
Циклический алгоритм Алгоритм, в котором получение результата достигается мно...
Цикл «Пока» while условие 	тело цикла end while Выполнение тела цикла повторя...
Задача 1 	Вычислите 	произведение P чисел 1 ≤ a ≤ 10. 	Составьте 	блок-схему.
Выполнение тела цикла повторяется до тех пор, пока условие ложно. 	Тело цикл...
Задача 2 	Составьте алгоритм планирования покупки товара. 	Переменные: 	S - д...
Цикл с параметром 	i — параметр цикла 	N – начальное значение параметра 	K – ...
Физминутка упражнения для глаз
Решаем задачи Задача 4 Дан числовой ряд от 2 до 10. Вычислить квадраты данных...
Задача 3
Задача 4
Задача 5*
Задание на самоподготовку Знать основные понятия циклического алгоритма. К за...
Сегодня на уроке… Мы повторили основные понятия алгоритма Научились составлят...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Циклические алгоритмы и программы Цель: Отработка навыков разработки циклических
Описание слайда:

Циклические алгоритмы и программы Цель: Отработка навыков разработки циклических алгоритмов и программ.

№ слайда 2 Повторение П Р И С В А И В А Н И Я И С П О Л Н И Т Е Л Ь Ш А Г Д И С К Р Е Т Н О
Описание слайда:

Повторение П Р И С В А И В А Н И Я И С П О Л Н И Т Е Л Ь Ш А Г Д И С К Р Е Т Н О С Т Ь Р Е З У Л Ь Т А Т В Е Л И Ч И Н А Р А З В Е Т В Л Ё Н Н Ы Й М А С С О В О С Т Ь

№ слайда 3 Циклический алгоритм Алгоритм, в котором получение результата достигается многок
Описание слайда:

Циклический алгоритм Алгоритм, в котором получение результата достигается многократным выполнением одной и той же последовательности действий (команд). Цикл «Пока» (с предусловием) Цикл «До» (с постусловием) Цикл «Для» (с параметром)

№ слайда 4 Цикл «Пока» while условие 	тело цикла end while Выполнение тела цикла повторяетс
Описание слайда:

Цикл «Пока» while условие тело цикла end while Выполнение тела цикла повторяется до тех пор, пока выполняется условие.

№ слайда 5 Задача 1 	Вычислите 	произведение P чисел 1 ≤ a ≤ 10. 	Составьте 	блок-схему.
Описание слайда:

Задача 1 Вычислите произведение P чисел 1 ≤ a ≤ 10. Составьте блок-схему.

№ слайда 6 Выполнение тела цикла повторяется до тех пор, пока условие ложно. 	Тело цикла в
Описание слайда:

Выполнение тела цикла повторяется до тех пор, пока условие ложно. Тело цикла выполнится хотя бы один раз. Цикл «До»

№ слайда 7 Задача 2 	Составьте алгоритм планирования покупки товара. 	Переменные: 	S - данн
Описание слайда:

Задача 2 Составьте алгоритм планирования покупки товара. Переменные: S - данная сумма, p -стоимость покупки, c- цена товара, k – количество товара.

№ слайда 8 Цикл с параметром 	i — параметр цикла 	N – начальное значение параметра 	K – кон
Описание слайда:

Цикл с параметром i — параметр цикла N – начальное значение параметра K – конечное значение параметра S –шаг изменения параметра

№ слайда 9 Физминутка упражнения для глаз
Описание слайда:

Физминутка упражнения для глаз

№ слайда 10 Решаем задачи Задача 4 Дан числовой ряд от 2 до 10. Вычислить квадраты данных чи
Описание слайда:

Решаем задачи Задача 4 Дан числовой ряд от 2 до 10. Вычислить квадраты данных чисел и вывести на экран. Задача 5* Задача 3 Напишите программу, запрашивающую ваш возраст и печатающую текст «Ты молодец!» по числу прожитых лет.

№ слайда 11 Задача 3
Описание слайда:

Задача 3

№ слайда 12 Задача 4
Описание слайда:

Задача 4

№ слайда 13 Задача 5*
Описание слайда:

Задача 5*

№ слайда 14 Задание на самоподготовку Знать основные понятия циклического алгоритма. К задач
Описание слайда:

Задание на самоподготовку Знать основные понятия циклического алгоритма. К задачам, решенным на уроке составьте алгоритм в КуМире, запишите в тетрадь.

№ слайда 15 Сегодня на уроке… Мы повторили основные понятия алгоритма Научились составлять ц
Описание слайда:

Сегодня на уроке… Мы повторили основные понятия алгоритма Научились составлять циклические алгоритмы Разрабатывали программы в среде BASIC256

План-конспект урока «Циклические алгоритмы и программы» (8 класс)
  • Информатика
Описание:

Цель:

Отработка навыков разработки циклических алгоритмов и программ.

Задачи:

1) Образовательная

- повторить основные понятия по теме «алгоритм»;

- углубление знаний о циклических алгоритмах;

- формировать умения разрабатывать циклические алгоритмы и программы.

 

2) Воспитательная

- повышение интереса к предмету;

- воспитание культуры взаимодействия;

- воспитание самостоятельности, четкости и организованности.

 

3) Развивающая

- развивать информационную культуру и познавательные интересы воспитанниц;

- способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;

- развивать навыки сотрудничества;

- развивать навыки индивидуальной практической деятельности.

Тип урока:

Комбинированный (урок изучения нового материала, обобщения и систематизации)

Формы работы:

фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная

Автор Изъюрова Ирина Алексеевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2939
Номер материала 12117
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓