План-конспект урока биологии в
9 классе по теме:
«Взаимодействие
организмов и среды обитания»
Подготовила учитель биологии МОУ-ООШ с. Александровка
Советского района
Саратовской области Янеева Елена Евгеньевна.
Тема урока: «Взаимодействие организмов
и среды обитания»
Тип урока: урок повторения и обобщения
знаний.
Цель урока: повторить, обобщить и
систематизировать знания учащихся
по темам «Экосистемный уровень»,
«Организм и среда обитания».
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся об
экологии, как фундаментальной науке, систематизировать знания о биоценозах как
целостных биологических системах, факторах среды, закономерностях
экологических взаимоотношений между живыми организмами, типами взаимоотношений
существующих в природе.
2. Развивать логическое мышление
школьников, уважительное отношение к окружающему миру.
3. Продолжить формирование у учащихся
экологического мировоззрения, экофильного поведения, активной жизненной позиции
по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Структура
урока.
I.
Организационный
момент.
II.
Повторение
и обобщение изученного материала.
Вступительное слово учителя.
Эпиграф к уроку «Первый признак
мудрости - неизменно уважительное отношение к природе» (восточная мудрость).
На сегодняшнем уроке мы должны повторить
и обобщить материал по темам «Экосистемный уровень», «Организм и среда».
Что изучает экология?
Что такое экологические факторы?
Какие различают экологические
факторы?
Задание №1.
На любой организм воздействуют
различные экологические факторы. Ниже перечислены факторы, оказывающие влияние
на популяцию окуней в реке. Выпишите в свою тетрадь буквы, обозначающие
абиотические, биотические и антропогенные факторы.
А.Увеличение скорости течения реки
весной.
Б.Увеличение численности мальков
других видов рыб.
В.Увеличение прозрачности воды во
время половодья.
Г. Понижение температуры воды зимой.
Д.Загрязнение воды в водоеме сточными
водами.
Е.Увеличение численности хищников,
поедающих отложенную окунями
икру.
Задание № 2. Определить тип
взаимоотношений между живыми организмами.
Заполните таблицу (работа в группах).
Тип взаимоотношений
|
Виды
|
1
|
2
|
Нейтрализм
|
|
|
Амменсализм
|
|
|
Комменсализм
|
|
|
Конкуренция
|
|
|
Паразитизм
|
|
|
Хищничество
|
|
|
Протокооперация
|
|
|
Мутуализм
|
|
|
Симбиоз
|
|
|
Задание № 3. Какие типы биотических
взаимоотношений вы встретили в
стихотворение.
Соседи, соседи: жуки и
медведи.
Орлы и козявки, деревья и
травки …
Прожить без соседей – увы! –
невозможно.
Иных, обойдешь далеко,
осторожно,
Иными, как раз, хорошо
закусить,
А с теми под крышей теплее
прожить.
Иные годятся для дальней
дороги,
Другие поднимут тебя по
тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и
везде.
Сосед-конкурент – это тоже
опасно.
Он рядом живет, все как будто
прекрасно,
Но где только может он вас
потеснит.
Участок отнимет и свет заслонит.
Умело обставит он вас на
охоте –
Вы даже не сразу все это
поймете.
Сумеет он дом и невесту
отнять,
Останется вам только горько
рыдать.
А все почему? Потому что
крупнее,
Чуть-чуть посильнее,
Чуть-чуть побыстрее,
А может быть, просто, он вас
поумней –
Бывает и так иногда у зверей.
М. Левитман.
Задание № 5. «Азбука народной мудрости».
Объясните экологический смысл
пословиц.
Мужик березу рубит, а щепа по грибам
да ягодам бьет.
Лиса с зайцем дружно не живут.
Ты посей рожь – васильки сами
взойдут.
Воробей под стреху, а сова на ловлю.
Коли тесно, так и курица курицу с
насеста сталкивает.
На то и щука в море, чтоб карась не
дремал.
Что называется биоценозом, биогеоценозом?
Задание № 6.Моделирование пищевых связей. На рисунках изображены
различные организмы под номерами. Изобразите с помощью стрелок, соединяющих
кружочки с номерами, отдельные пищевые цепи.
Задание № 7. Укажите правильную последовательность (составьте
экологическую сказку)
1) филин обиделся и улетел в
другой лес;
2) мыши стали поедать соты и
разорили улья;
3) пришлось мужику мириться с
филином;
4) не стало пчел - не опыляются
травы, и их урожайность понизилась;
5) худо стало мужику без меда и
без молока;
6) не стало филина –
расплодились мыши;
7) мало стало травы - корова не
дает молока;
8) мужик сказал филину «Нет от
тебя в лесу никакой пользы!»
Задание № 8. Решите экологические задачи.
1) В степных районах проводилось
истребление сусликов путем разбрасывания отравленной приманки. Помимо сусликов
гибли лисицы, не евшие эту приманку. В чем причина?
2) В нашей стране стали усиленно
уничтожать выдру как вредителя рыбоводства? Однако это повлекло за собой
вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
3) И.Шкляревский: « Когда
стерлядь входила на нерест, церкви не звонили в колокола. Об этом сообщают
старые русские журналы, рассказывая о жизни верхневолжских городов». Почему?
4) На основании правила 10 %
определите, сколько потребуется травы, чтобы вырос один орел весом 5
кг (пищевая цепь: трава-заяц - орел).
5) Как экологически грамотно должны работать
тракторист, инженер- атомщик, нефтяник, школьный учитель?
Просмотр фотоматериала «Времена года в Саратовской
области».
Заключительное слово учителя.
Окружающий нас мир сложно устроен, природа хрупка и
ранима последствия грубого, бездушного отношения к миру природы могут быть катастрофическими.
Человеку следует учитывать в своей деятельности законы функционирования живой
природы. Решение важнейших экологических проблем зависит не только от ученых,
но и от политиков, от разумного поведения всего общества. Роль экологии помочь
осознать, чем грозит пренебрежение этими проблемами и, изучая природные
сообщества, найти пути их сохранения.
«Наш мир так сложен и уязвим, как паутина. Коснись
одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, - мы
оставляем в ней зияющие дыры» (Джеральд Даррелл)
III.
Подведение
итогов урока.
IV.
Домашнее
задание. Параграфы 9.1-9.6.
Список
литературы.
1. Балабанова В.В. Максимцева
Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. –Волгоград:
Учитель, 2001.-155 с.
2. Жигарев И.А. Пономарева
О.Н. Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических
работ 10-11 класс. М. Просвещение- 2002с.-200с.
3.Занимательная
биология на уроках и внеклассных мероприятиях.6-9
классы/авт.-сост.Ю.В.Щербакова, И.С.Козлова. –М.: Глобус,2008.-208 с.
4. Ионцева А.Ю. Биология в
схемах и таблицах. – М.: Эксмо,2014.-352с.
5. Мамедов Н.М., Суравегина
И.Т. Основы общей экологии для старших классов общеобразовательной школы. -М.:
«МДС»,1998.-272 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.