Главная / Биология / План-конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Взаимодействие организмов и среды обитания»

План-конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Взаимодействие организмов и среды обитания»


План-конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Взаимодействие организмов и среды обитания»

Подготовила учитель биологии МОУ-ООШ с. Александровка

Советского района Саратовской области Янеева Елена Евгеньевна.

Тема урока: «Взаимодействие организмов и среды обитания»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся

по темам «Экосистемный уровень», «Организм и среда обитания».

Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся об экологии, как фундаментальной науке, систематизировать знания о биоценозах как целостных биологических системах, факторах среды, закономерностях экологических взаимоотношений между живыми организмами, типами взаимоотношений существующих в природе.

  2. Развивать логическое мышление школьников, уважительное отношение к окружающему миру.

  3. Продолжить формирование у учащихся экологического мировоззрения, экофильного поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение и обобщение изученного материала.

Вступительное слово учителя.

Эпиграф к уроку «Первый признак мудрости - неизменно уважительное отношение к природе» (восточная мудрость).

На сегодняшнем уроке мы должны повторить и обобщить материал по темам «Экосистемный уровень», «Организм и среда».

Что изучает экология?

Что такое экологические факторы?

Какие различают экологические факторы?

Задание №1.

На любой организм воздействуют различные экологические факторы. Ниже перечислены факторы, оказывающие влияние на популяцию окуней в реке. Выпишите в свою тетрадь буквы, обозначающие абиотические, биотические и антропогенные факторы.

А.Увеличение скорости течения реки весной.

Б.Увеличение численности мальков других видов рыб.

В.Увеличение прозрачности воды во время половодья.

Г. Понижение температуры воды зимой.

Д.Загрязнение воды в водоеме сточными водами.

Е.Увеличение численности хищников, поедающих отложенную окунями

икру.

Задание № 2. Определить тип взаимоотношений между живыми организмами.

Заполните таблицу (работа в группах).

Тип взаимоотношений

Виды

1

2

Нейтрализм



Амменсализм



Комменсализм



Конкуренция



Паразитизм



Хищничество



Протокооперация



Мутуализм



Симбиоз




Задание № 3. Какие типы биотических взаимоотношений вы встретили в

стихотворение.

Соседи, соседи: жуки и медведи.

Орлы и козявки, деревья и травки …

Прожить без соседей – увы! – невозможно.

Иных, обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде.

Сосед-конкурент – это тоже опасно.

Он рядом живет, все как будто прекрасно,

Но где только может он вас потеснит.

Участок отнимет и свет заслонит.

Умело обставит он вас на охоте –

Вы даже не сразу все это поймете.

Сумеет он дом и невесту отнять,

Останется вам только горько рыдать.

А все почему? Потому что крупнее,

Чуть-чуть посильнее,

Чуть-чуть побыстрее,

А может быть, просто, он вас поумней –

Бывает и так иногда у зверей.

М. Левитман.

Задание № 5. «Азбука народной мудрости».

Объясните экологический смысл пословиц.

Мужик березу рубит, а щепа по грибам да ягодам бьет.

Лиса с зайцем дружно не живут.

Ты посей рожь – васильки сами взойдут.

Воробей под стреху, а сова на ловлю.

Коли тесно, так и курица курицу с насеста сталкивает.

На то и щука в море, чтоб карась не дремал.


Что называется биоценозом, биогеоценозом?

Задание № 6.Моделирование пищевых связей. На рисунках изображены различные организмы под номерами. Изобразите с помощью стрелок, соединяющих кружочки с номерами, отдельные пищевые цепи.

Задание № 7. Укажите правильную последовательность (составьте экологическую сказку)


  1. филин обиделся и улетел в другой лес;

  2. мыши стали поедать соты и разорили улья;

  3. пришлось мужику мириться с филином;

  4. не стало пчел - не опыляются травы, и их урожайность понизилась;

  5. худо стало мужику без меда и без молока;

  6. не стало филина – расплодились мыши;

  7. мало стало травы - корова не дает молока;

  8. мужик сказал филину «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»


Задание № 8. Решите экологические задачи.

  1. В степных районах проводилось истребление сусликов путем разбрасывания отравленной приманки. Помимо сусликов гибли лисицы, не евшие эту приманку. В чем причина?

  2. В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства? Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?

  3. И.Шкляревский: « Когда стерлядь входила на нерест, церкви не звонили в колокола. Об этом сообщают старые русские журналы, рассказывая о жизни верхневолжских городов». Почему?

  4. На основании правила 10 % определите, сколько потребуется травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава-заяц - орел).

5) Как экологически грамотно должны работать тракторист, инженер- атомщик, нефтяник, школьный учитель?

Просмотр фотоматериала «Времена года в Саратовской области».

Заключительное слово учителя.

Окружающий нас мир сложно устроен, природа хрупка и ранима последствия грубого, бездушного отношения к миру природы могут быть катастрофическими. Человеку следует учитывать в своей деятельности законы функционирования живой природы. Решение важнейших экологических проблем зависит не только от ученых, но и от политиков, от разумного поведения всего общества. Роль экологии помочь осознать, чем грозит пренебрежение этими проблемами и, изучая природные сообщества, найти пути их сохранения.

«Наш мир так сложен и уязвим, как паутина. Коснись одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, - мы оставляем в ней зияющие дыры» (Джеральд Даррелл)

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание. Параграфы 9.1-9.6.


Список литературы.

1. Балабанова В.В. Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. –Волгоград: Учитель, 2001.-155 с.

2. Жигарев И.А. Пономарева О.Н. Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ 10-11 класс. М. Просвещение- 2002с.-200с.

3.Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях.6-9 классы/авт.-сост.Ю.В.Щербакова, И.С.Козлова. –М.: Глобус,2008.-208 с.

4. Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах. – М.: Эксмо,2014.-352с.

5. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Основы общей экологии для старших классов общеобразовательной школы. -М.: «МДС»,1998.-272 с.

План-конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Взаимодействие организмов и среды обитания»
  • Биология
Описание:

План-конспект урока биологии в 9 классе по теме:«Взаимодействие организмов и среды обитания»

           Подготовила учитель биологии МОУ-ООШ  с. Александровка

 Советского района Саратовской области  Янеева Елена Евгеньевна.

Тема урока: «Взаимодействие организмов и среды обитания»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся

по темам «Экосистемный уровень», «Организм и среда обитания».

Задачи:

1.    Обобщить знания учащихся об экологии, как фундаментальной науке, систематизировать знания о биоценозах как целостных биологических системах, факторах среды,  закономерностях экологических взаимоотношений между живыми организмами, типами взаимоотношений существующих в природе.

2.    Развивать логическое мышление школьников, уважительное  отношение к окружающему миру.

 

3.    Продолжить формирование у  учащихся экологического мировоззрения, экофильного поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Автор Янеева Елена Евгеньевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2457
Номер материала 21119
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы