Инфоурок География Другие методич. материалыПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Возникновение искусства и религии

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Возникновение искусства и религии

Скачать материал

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

5 класс, §6

§ Возникновение искусства и религии

Урок № 6

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Ø Образовательная:

·         Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления

Ø Развивающая:

·        Способствовать развитию логического и критического мышления

·        Развивать умение координировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей

·        Внести вклад в развитие грамотной речи с использованием исторических терминов

·        Формировать умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы;

Ø Воспитательная:

·           Воспитывать интерес к событиям и явлениям исторического прошлого, чувства общности, справедливости  и толерантности; уважение к чужому мнению; умение оценивать предметы и явления культуры;. воспитывать чувство прекрасного.

 

Оборудование: учебник, §6, вопросы в конце параграфа, иллюстрация из учебника, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований».

 

 

Этап урока

Методы и приёмы

Время (мин.)

1.

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, концентрация внимания

2-3

2.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

10-15

3.

Изучение нового материала

Рассказ, беседа, диалог, повествование

20-25

4.

Закрепление изученного материала

Фронтальный опрос, вопросы в конце параграфа

5-7

5

 

Домашнее задание

§6, вопросы в конце параграфа;

* нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей.

 

2-3

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1.     Организационный момент – 2-3 мин.;

2.     Актуализация знаний – 10-15 мин.;

3.     Изучение нового материала – 20-25 мин.;

4.     Закрепление изученного материала – 5-7 мин.;

5.     Домашнее задание – 2-3 мин.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 

Учитель приветствует школьников. Настраивает на работу. Отмечает отсутствующих.

 

Учащиеся приветствуют учителя; настраиваются на работу.

2

 

Вступительное слово учителя.

 

В течении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали.

 

ü  Фронтальный опрос:

Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомните:

·           Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?

·           Как изменился животный мир?

·           Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

·           Что называется родовой общиной?

·           Чем занимались мужчины и женщины в родовой общине?

·           Какие имена носили родовые общины?

 

ü  Работа с карточками (2 чел.).

 

 

Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников, имеющих все общее.

Слушают вступительное слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально взаимодействуют, строят речевые высказывания на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Вступительное слово учителя.

 

А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом, сегодня на уроке мы попадём в интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.

 

СЛАЙД 1

Тема нашего сегодняшнего урока «Возникновение искусства и религии».

Запишите себе ее в тетради.

 

Мы с вами сегодня проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны.

 

СЛАЙД 2

Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось.

 

СЛАЙД 3

 План урока:

1.    Возникновение искусства

2.      Появление религии

 

Ребята, а вы любите рисовать?

 

Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны и похожи на детей.

Самые древние творения изобразительного искусства датируются сороковым тысячелетием до нашей эры.

Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки.

 

СЛАЙД 4

 Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство.

В 1878 г. в Испании археолог Саутола и его дочь отправились в пещеру Альтамира. Когда Саутола зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры.

Позднее были открыты и другие пещеры с рисунками древних художников.

 

СЛАЙД 5

Давайте посмотрим на фрагмент древней живописи.

 

Что представляют собой древние рисунки? Опишите изображения.

 

СЛАЙД 6

Древнейшим художникам удавалось передать не только облик но и характер тех зверей на которых они охотились – бизонов, медведей, носорогов. Оленей они изображали чуткими и настороженными. Коней  быстрыми и стремительными. Мамонтов массивными и тяжёлыми.

 

СЛАЙД 7

Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством - хотя не обошлось и без курьезов -встречались изображения животных с большим количеством ног - так художники пытались передать движение.

 

СЛАЙД 8

Многие рисунки содержат загадки - непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр.

Но самое главное - мы не можем понять почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах

 

СЛАЙД 9

Люди каменного века использовали три основных цвета краски: белый, черный и красный. Два последних применялись особенно часто. Так возникла живопись — создание художественных образов красками.

 

Давайте запишем это в тетради.

 

В это же время зарождалась и скульптура Древние мастера вырезали фигуры людей и животных из дерева, костей оленя или бивней мамонта. Широкое распространение получили маленькие скульптурные фигурки, или статуэтки, женщины. Это связано с поклонением — культом богини-матери.

СЛАЙД 10

 

Особым видом первобытного искусства являлся орнамент, которым покрывались изделия из кости, а также каменная и глиняная посуда.

СЛАЙД 11

 

***

Древние люди многое умели, но они не знали истинных причин природных явлений. Они боялись грома, молнии, ураганов, наводнений, пожаров, считали живыми солнце, луну, звезды, деревья, реки, камни. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Они верили в загробную жизнь. Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом.

Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя: душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

 

СЛАЙД 12

В те времена у людей зародилась вера в оборотней, в чудесные свойства отдельных предметов. Страх перед природными стихиями, невозможность объяснить явления окружающего мира привели к возникновению религиозных представлений.

Люди стали обожествлять явления природы.

Не умея объяснить природу появления снов, древний человек стал верить в существование души.

 

Таким образом, первобытные люди внимательно изучали природу и накапливали знания. Постепенно зарождались искусства — творческое отражение окружающего мира в художественных образах. Возникли религиозные представления — вера в сверхъестественные силы и в жизнь после смерти. Религию, основанную на поклонении многим богам и идолам, ученые назвали многобожием или язычеством.

 

 

 

 

 

 

 

Школьники открывают учебник, записывают название темы в тетради.

.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают изображения, отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради.

 

 

4

СЛАЙД 13

 

Ответьте на вопросы:

 

Каким словом можно заменить следующие выражения:

1.     Вера в богов и духов —_______________ (религия).

2.     Изображения почитаемых богов и духов —_____________ (живопись).

3.     Подарки богам и духам —__________________ (жертвоприношение).

4.     Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — ____________ (оборотни).

 

Фронтальный опрос:

 

·        Кто первым обнаружил и объявил миру о наскальных рисунках первобытного человека?

 

·        Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы? Какие сведения о жизни первобытного человека они могли там получить?

·        Какие формы религиозных верований были у людей каменного века?

·        Какие виды первобытного искусства вы знаете?

·        Какие краски использовали первобытные художники?

·        Что чаще всего изображали первобытные художники?

 

 

 

Школьники фронтально отвечают на вопросы.

5

СЛАЙД 14

 

Домашнее задание:

§6, вопросы в конце параграфа;

* нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей

Учащиеся записывают задание в дневник.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Возникновение искусства и религии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

5 класс, §6

§ Возникновение искусства и религии

Урок № 6

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

ØОбразовательная:

·         Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления

ØРазвивающая:

·        Способствовать развитию логического и критического мышления

·        Развивать умение координировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей

·        Внести вклад в развитие грамотной речи с использованием исторических терминов

·        Формировать умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы;

ØВоспитательная:

·           Воспитывать интерес к событиям и явлениям исторического прошлого, чувства общности, справедливости  и толерантности; уважение к чужому мнению; умение оценивать предметы и явления культуры;. воспитывать чувство прекрасного.

 

 

Оборудование: учебник, §6, вопросы в конце параграфа, иллюстрация из учебника, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 262 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1347
    • DOCX 103 кбайт
    • 22 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Примакова-Пинчук Кристина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 33274
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек