Главная / Русский язык и литература / План-конспект урока по русской литературе в 7 классе

План-конспект урока по русской литературе в 7 классе

КГУ «Гимназия №9»

План-конспект урока

по русской литературе

в 7 классе

«Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова – акына и воина – в романе А. Алимжанова «Стрела Махамбета». Историческое и вымышленное в романе.»




Подготовила учитель русского языка

и литературы

Кузина Людмила Васильевна
















КАРАГАНДА

2014

Урок литературы в 7 классе

Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова – акына и воина – в романе

А. Алимжанова «Стрела Махамбета». Историческое и вымышленное в романе

Цели:

  • знакомство учащихся с личностью и творчеством Махамбета Утемисова;

  • продолжение работы над формированием умения работать с текстом, используя исследовательский метод, сравнительный анализ;

  • закрепление представления о художественном образе и средствах его создания на примере сцен из романа;

  • развитие навыков диалогической и монологической речи учащихся;

  • расширение кругозора;

  • продолжение работы над воспитанием обучающихся как вдумчивых, внимательных читателей.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы: беседа, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский.

Оборудование урока: репродукция картины Кисамединова М. «Махамбет», презентация

Ход урока.

Мой друг, его ты должен знать,
Он – воин и поэт.
Свои стихи он мог слагать
В седле – наш Махамбет.
Он перед ханом и муллой
Был горд и не робел.
Не подчинялся силе злой,
В словах, в делах был смел.
Разила острая строка
Всех трусов наповал.
Он сталью звонкого клинка
Народ к свободе звал.

Ж. Абдирашев

I. Организационная часть. Звучит музыка из кинофильма «Махамбет» в исполнении оркестра Н Тилендиева

II. Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжим разговор о взаимосвязи литературы и истории, познакомимся с новыми интересными произведениями. Но сначала вам нужно будет представить, каким был этот исторический персонаж.

 III. Работа творческих групп.

1) Составить словесный портрет по репродукции картины Кисамединова М. «Махамбет».

2) Каким вы видите автора этих строк? (стихотворения Махамбета в переводе

Б. Канапьянова)

Был я таким
Выше вольного дерева был,
Не достигнув вершин, не сломлюсь,
Для народа спасителем был,
Лишь с достойным врагом я сражусь,
И покоя мой дух не найдет,
Остроглазым я соколом был,
И для битвы я зренье хранил.
Налетел на врага я с копьем,
И сверкнуло оно острием.


***
Ястреб, касаясь крылами луны,
Прячет гнездо свое у крутизны.
Я также свободным был, молодым,
В жизнь свою верил с народом моим.
В поисках лучшей судьбы и земли
Нас предки веками в край этот вели...
Пусть не тревожит их вечный покой
Ястреб, летящий родной стороной.

Пусть по-бабьи враги за спиной
Скалят зубы – мне все нипочем!


3) Что удивило в биографии героя сегодняшнего урока? (анализ фактов биографии)

Его имя дорого каждому, кто знаком с историческим прошлым, литературой и культурой Казахстана, кому близок свободолюбивый дух казахского народа.
…… родился в Букеевской орде, на территории Западного Казахстана. Отец будущего поэта Утемис входил в число влиятельных людей, близких к окружению хана Букеевской орды Жангира.
….. получил всестороннее мусульманское образование, хорошо владел русским языком и грамотой.
Знание Корана и языка дипломатической переписки, о чем свидетельствуют воспоминания русского ученого-путешественника Е.П. Ковалевского, встречавшегося с….., побудило хана Жангира доверить ….. воспитание своего сына Зулькарнайна.
В 1824 году он отправляет двадцатилетнего ….. с сыном в Оренбург. Около шести лет в качестве воспитателя ханского наследника поэт прожил в Оренбурге. Позднее отношения между ханом Жангиром и ….. стали натянутыми, а затем произошел разрыв.
Старания хана Жангира привлечь …. на свою сторону не имели успеха. Хотя по происхождению … был одного круга с ханом Жангиром, несправедливость степного уклада жизни не удовлетворяла мятежного поэта. Хан Жангир удалил от своего двора …. , а осенью 1829 года поэт был заточен в Калмыковскую крепость и находился под следствием. В 1831 году, во время холерной эпидемии, ему удалось бежать, присоединиться к восставшим против ханского произвола и быть рядом с возглавившим это восстание Исатаем Таймановым.
После того как восстание терпит поражение, погибает его вождь Исатай Тайманов, … не прекращает борьбы. Но все его попытки снова поднять людей против ханов и султанов завершаются неудачами. Царские чиновники, управлявшие степным краем, их прихвостни из числа казахских богатеев вынашивают план подлого убийства поэта и бунтаря.
Султан Баймухамед, один из палачей и подавителей восстания, посылает в места, где скрывался …. , своих людей Ихляса Туляева и Юсупа Утевлиева, которые 20 октября 1846 года предательски отсекли поэту голову. Дом поэта был разорен, а его голова доставлена в ставку.
"Я был я, и я был сам собою" – так характеризовал сам поэт свое предназначение в этом мире.
Творческое наследие … – около ста стихотворений. Как известно, он свои стихи не записывал. Акыны Шернияз, Бекет, Мурат и Лукпан сохранили поэтическое наследие … для последующих поколений

IV. Выступления групп, определение темы урока. (Слайды 1,2,3)

V. Слово учителя. Махамбет своим талантом и справедливостью завоевал души и сердца простых людей. Его произведения, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей, были глубоко патриотичными. Его судьба, героическая и трагическая, привлекала и привлекает многих деятелей искусства. Сценарий к фильму «Махамбет», который снял в 2008 году режиссер Сламбек Таукел, написал известный поэт Олжас Сулейменов. Стихотворение, взятое в качестве эпиграфа, принадлежит Ж. Абдирашеву.

В 1968 году вышел в свет роман «Стрела Махамбета» Ануара Алимжанова, писателя, отличавшегося активной гражданской позицией.

VI. Знакомство с биографией писателя (слайд 4)

VII. Работа с текстом.

1) Чтение с остановками.

  - Поэт бершей прибыл, мой владыка, ждет приема. Слава его в Букеевской орде подобна славе Махмуда Пахлавана в Хорезме... Она может быть достойным даром ему,- чуть склонившись, прошептал визирь, указывая взглядом на афганку.- Весть о вашем даре поэту облетит степи за Жаиком. При помощи аллаха ваш дар оплатится многими табунами коней. Вы возьмете в одну упряжку поэта Махамбета, в другую -султана Каипгали, восставших против пса Жангира, и помчитесь по степи между Жаиком и Едилем. Все воины-казахи Внутренней орды будут в ваших руках. Все дороги от Едиля до Герата будут ваши... Казахи защитят Хиву от кафыров.
     Никто, кроме хана, его не услышал. Все сидевшие и стоявшие в зале со знанием дела, словно прицениваясь говорили об афганке.
     - Эй, примите дары! Дайте фирман купцу Афгана. Пусть его товары сверкают на рынках Хивы. Исполните просьбу гостя, дайте стражу. Пусть проедет по земле Хорезма без страха, а обратной дорогой привезет меха Московии.
     Аминь!- Хан приподнял палец правой руки.
     - Великий шахиншах, повелитель священной Хивы и Хорезма! Безмерно твое милосердие.- Купец упал на колени.- Я слуга твой и раб.
     Хан слегка кивнул головой, улыбнулся и резко поднял руку.
     Купец почтительно приложил свою руку ко лбу и сердцу, пятясь вышел из тронного зала.
     - Введите поэта из Бершева рода!- приказал повелитель.
     Расступилась немая стража, раскрылись двери. Мельком взглянув на сидящих вдоль стен богачей, имамов, купцов и полководцев Хивы, молодой воин, придерживая саблю, упругим, твердым шагом подошел к трону. Не склонив головы, не оказав почестей великому хану, встал он поодаль от девушки, не удостоив ее взглядом. Ропот возмущения прокатился по залу. Лицо владыки окаменело.

- Для чего введен образ купца? ( Сопоставляя поведение купца и поэта, автор стремится показать гордость, независимость Махамбета)

- Что задумал хан?

- Почему его лицо окаменело?

- Попробуйте представить ответ поэта.

     - Благодарю тебя, хан Аллакул. Но не обо мне будет речь. Чужая защита для джигита как сеть для рыбы в Джейхуне. Свобода и воля превыше всего. Спасибо за честь, но певцом твоим я не буду, досточтимый хан.

     - Ты с друзьями собираешь оружие на рынках Хивы. Но за это ты дашь мне голову Жангира,- грозно ответил хан.
     - Не послом своего народа я пришел к тебе, а воином. Народ мой сам судья над своими ханами...
     - Но он в долгу передо мной. Султан казахов Аргынгазы посмел коснуться моих владений. Ты забыл об этом?- Аллакул повысил голос.
     - Султан не народ. Кушбеги Коканда и Хивы грабят аулы казахов, казахские султаны разоряют кишлаки хивинцев. Но разве можно обвинять в этом наши народы. Да, Аргынгазы был твоим нукером и угнал твои табуны. Он побил и опозорил тебя. А ты, не сумев отомстить ему, обрушился на бедные аулы казахов на Сырдарье, ты продал в рабство сотни сестер моих... Так этот дар взамен их, что ли?..- Поэт указал на Нурбал.
     Хан в гневе приподнялся с места. Руки полководцев Хизы потянулись к мечам. Человек в длинной островерхой шляпе с белым орнаментом вскочил на ноги.
     - Молчи, Махамбет! Дерзость твоя безмерна. Язык твой - враг твоих дел и намерений. На нем яд. Проси прощения! Перед кем стоишь?! На колени!..- вскричал он.
     - Успокойся, Кайбала, не с тобою речь,- спокойно ответил поэт,- Если ты забыл, то я напомню пословицу казахов. Слушай. Если ты одинок, то...- Но хан не дал ему договорить, жестом приказал старшему миршабу убрать поэта из зала. Стража бросилась к Махамбету, скрутила руки, но он сумел одним рывком освободиться от них и без поклона покинул зал.
     Желтолицый хан Аллакул, скривив губы, смотрел ему вслед.

- В чем заключалась дерзость Махамбета?

- Какие приемы использует писатель для создания образа поэта-бунтаря? (Сопоставление, диалог, портрет)

2) Работа в группах.

Задание. Определить приемы, позволяющие более глубоко понять характер героя.

 Перед взором Махамбета все еще стояли лица юных казашек, их глаза. А в ушах не смолкал стон старухи матери. Подставляя лицо встречному ветру, забыв о неотступно следовавшем за ним Балабеке, Махамбет уносился все дальше и дальше, не в силах избавиться от тяжелых мыслей.
     Изгнанник, ищущий защиты на чужой земле! Что толку от того, что ты спас свою шкуру? Разве не ты совсем недавно оглашал казахскую степь своим призывом? Разве не твои стихи читают джигиты от Едиля до Жаика, на берегах Арала и Сырдарьи?..
     Гей, джигиты родных степей,

На коней, на коней, на коней!
     Пусть коням позавидует ветер -
     Вылетайте на битву. Быстрей!..
     Где же твоя былая удаль, Махамбет? Где выдержка? Или тюрьма в Калмыково тебя надорвала, или скитания ослабили твой дух? Быть может, ты стал просто трусом? Жизнь стала для тебя дороже чести?.. "Даже волк исполнит свой долг и умрет. Не погубит приятеля волк",- вспомнились ему строки из песни о батыре Кобланды. Мысль перескакивала с одного на другое, оживляя недавние события... А потом снова плакала старуха мать: Где же воины-джигиты, где?

Обобщение. Записать в тетради, какие приемы использует писатель для создания образа акына, воина (Слайд 5)

3)Индивидуальная работа. Что восхитило В.И.Даля? (Слайд 6)

   ...Как-то Махамбета познакомили там с офицером-лекарем.
     - Господин Даль-Луганский желает аудиенции с вами как с поэтом казахов,-- сказал пронырливый наймановец в сюртуке, ходивший в толмачах при министерстве внутренних дел империи. Имя гостя тогда ничего не значило для Махамбета. Его заинтересовал сам собеседник. Он был дотошен, этот офицер, чудаковат и все требовал новых и новых рассказов о степи. Каждое казахское слово заставлял говорить по слогам, объяснять значение. Он собирался в Оренбург, его интересовали жизнь и быт казахов, и он хотел знать, что говорят в аулах о Пугачеве и вообще помнят ли о нем.
     Махамбет пересказал ему все, что слышал от отца, от степных акынов и сказителей, от стариков бершцев и адаевцев, служивших в отрядах "рыжего Петруса". В степи рассказывали, что Пугачев знал казахский язык и наизусть помнил столь много сказаний, что даже удивлял аксакалов.
     Махамбет целый вечер рассказывал гостю о битвах казахов с джунгарами и китайцами.
     - О, тогда мысль о гибели объединила все племена Младшего, Среднего и Великого жузов, и стал народ казахский могучим, единым и сильным, отстоял свои земли, очистил их от захватчиков, добравшихся чуть ли не до Арала. Но в битвах погибли многие батыры...
     - А до этого когда-нибудь казахи собирались в единую силу?- спросил собеседник.
     - При Касым-хане, сыне справедливого бия Жанибека, бывшего султаном Дешти-Кипчака в Великом жузе,- ответил Махамбет.- А о сыне Касыма Хакназаре, о его решительности, дерзости и смелости созданы песни. С ним вел переговоры сам Иван Грозный. Славы Хакназар достиг потому, что объединил казахов с ногайлинцами и не раз бивал джунгаров. К 1570 году уже все народы считались с силой казахов. Возможно, что государственность наша окрепла бы еще больше, если бы не бездарный Сыгай-хан, занявший престол после Хакназара...
     - Где вы учились?
     - У аульных грамотеев и в ставке его высокостепенства хана Жангира,- ответил Махамбет.
     - Я непременно приеду в ваши края, в Оренбург. Буду рад встрече, беседам. И тогда я спрошу вас не о ханах, а о Срыме Датове, сударь. Вы поэт хана? Я вижу, вы хорошо знаете родословную правителей степи...
     - В степи у нас вечная борьба против самовластия ханов и султанов, любезнейший господин. Народ говорит о них лишь то, что заслужили. Казахи - слишком вольный народ. Каждый пастух гол, но горд. В этом, возможно, счастье и трагедия нашей жизни. Мы не любим почитать живых, тоскуем лишь по мертвым батырам. Плохо, что каждый хвалит свое племя, а вожди грызутся за власть. Лишь в тяжелые дни поднимаются батыры на защиту народа. Но настоящей свободы нет ни у тех, ни у других.
     Да и была ли она у кого-нибудь? Хан тоже дрожит за трон. А я не поэт хана. Я слагаю стихи о батырах, достойных славы, таких, как Срым Датов!..
     Если в начале беседы Махамбет был деликатен, видя перед собой лишь царского чиновника, то теперь, после столь дерзкого замечания собеседника, он стал самим собой. Он говорил резко, не скрывая своих чувств и мыслей.
     Худощавое лицо собеседника еще более вытянулось. Страстность Махамбета передалась и ему.

VIII. Устное сочинение. Образ Махамбета в романе.

IХ. Рефлексия. Чем обогатил урок?

Дома. Подготовить сообщение «Способы создания художественного образа»

План-конспект урока по русской литературе в 7 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

«Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова – акына и воина – в романе А. Алимжанова «Стрела Махамбета». Историческое и вымышленное в романе»

Цели:

·         знакомство  учащихся с личностью и творчеством Махамбета Утемисова;

·         продолжение работы над формированием умения работать с текстом, используя исследовательский метод, сравнительный анализ;

  • закрепление представления о художественном образе и средствах его создания на примере сцен из романа;

·         развитие навыков диалогической и монологической речи учащихся;

·         расширение кругозора;

·         продолжение работы над воспитанием обучающихся как вдумчивых, внимательных читателей.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы: беседа, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский.

Оборудование урока: репродукция картины Кисамединова М. «Махамбет»,презентация

Ход урока.

Мой друг, его ты должен знать,
Он – воин и поэт.
Свои стихи он мог слагать
В седле – наш Махамбет.
Он перед ханом и муллой
Был горд и не робел.
Не подчинялся силе злой,
В словах, в делах был смел.
Разила острая строка
Всех трусов наповал.
Он сталью звонкого клинка
Народ к свободе звал.

Ж. Абдирашев

I. Организационная часть. Звучит музыка из кинофильма «Махамбет» в исполнении оркестра Н Тилендиева

II. Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжим разговор о взаимосвязи литературы и истории, познакомимся с новыми интересными произведениями. Но сначала вам нужно будет представить, каким был этот исторический персонаж.

 III. Работа творческих групп.

1) Составить словесный портрет по репродукции картины Кисамединова М. «Махамбет».

2) Каким вы видите автора этих строк?  (стихотворения Махамбета в переводе

Б. Канапьянова)


Был я таким
Выше вольного дерева был,
Не достигнув вершин, не сломлюсь,
Для народа спасителем был,
Лишь с достойным врагом я сражусь,
И покоя мой дух не найдет,
Остроглазым я соколом был,
И для битвы я зренье хранил.
Налетел на врага я с копьем,
И сверкнуло оно острием.

 

***
Ястреб, касаясь крылами луны,
Прячет гнездо свое у крутизны.
Я также свободным был, молодым,
В жизнь свою верил с народом моим.
В поисках лучшей судьбы и земли
Нас предки веками в край этот вели...
Пусть не тревожит их вечный покой
Ястреб, летящий родной стороной.


Пусть по-бабьи враги за спиной
Скалят зубы – мне все нипочем!

 

3) Что удивило в биографии героя сегодняшнего урока? (анализ фактов биографии)

Его имя дорого каждому, кто знаком с историческим прошлым, литературой и культурой Казахстана, кому близок свободолюбивый дух казахского народа.
……  родился в Букеевской орде, на территории Западного Казахстана. Отец будущего поэта Утемис входил в число влиятельных людей, близких к окружению хана Букеевской орды Жангира.
….. получил всестороннее мусульманское образование, хорошо владел русским языком и грамотой.
Знание Корана и языка дипломатической переписки, о чем свидетельствуют воспоминания русского ученого-путешественника Е.П. Ковалевского, встречавшегося с….., побудило хана Жангира доверить …..  воспитание своего сына Зулькарнайна.
В 1824 году он отправляет двадцатилетнего ….. с сыном в Оренбург. Около шести лет в качестве воспитателя ханского наследника поэт прожил в Оренбурге. Позднее отношения между ханом Жангиром и ….. стали натянутыми, а затем произошел разрыв.
Старания хана Жангира привлечь ….  на свою сторону не имели успеха. Хотя по происхождению …  был одного круга с ханом Жангиром, несправедливость степного уклада жизни не удовлетворяла мятежного поэта. Хан Жангир удалил от своего двора …. , а осенью 1829 года поэт был заточен в Калмыковскую крепость и находился под следствием. В 1831 году, во время холерной эпидемии, ему удалось бежать, присоединиться к восставшим против ханского произвола и быть рядом с возглавившим это восстание Исатаем Таймановым.
После того как восстание терпит поражение, погибает его вождь Исатай Тайманов, …  не прекращает борьбы. Но все его попытки снова поднять людей против ханов и султанов завершаются неудачами. Царские чиновники, управлявшие степным краем, их прихвостни из числа казахских богатеев вынашивают план подлого убийства поэта и бунтаря.
Султан Баймухамед, один из палачей и подавителей восстания, посылает в места, где скрывался …. , своих людей Ихляса Туляева и Юсупа Утевлиева, которые 20 октября 1846 года предательски отсекли поэту голову. Дом поэта был разорен, а его голова доставлена в ставку.
"Я был я, и я был сам собою" – так характеризовал сам поэт свое предназначение в этом мире.
Творческое наследие …  – около ста стихотворений. Как известно, он свои стихи не записывал. Акыны Шернияз, Бекет, Мурат и Лукпан сохранили поэтическое наследие …  для последующих поколений

IV. Выступления групп, определение темы урока. (Слайды 1,2,3)

V. Слово учителя.Махамбет своим талантом и справедливостью завоевал души и сердца простых людей. Его произведения, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей, были глубоко патриотичными. Его судьба, героическая и трагическая, привлекала и привлекает многих деятелей искусства. Сценарий к фильму «Махамбет», который снял в 2008 году режиссер Сламбек Таукел, написал известный поэт Олжас Сулейменов. Стихотворение, взятое в качестве эпиграфа, принадлежит  Ж. Абдирашеву.

В 1968 году вышел в свет роман «Стрела Махамбета» Ануара Алимжанова,  писателя, отличавшегося активной гражданской позицией.

VI. Знакомство с биографией писателя (слайд 4)

VII. Работа с текстом.

1) Чтение с остановками.

  - Поэт бершей прибыл, мой владыка, ждет приема. Слава его в Букеевской орде подобна славе Махмуда Пахлавана в Хорезме... Она может быть достойным даром ему,- чуть склонившись, прошептал визирь, указывая взглядом на афганку.- Весть о вашем даре поэту облетит степи за Жаиком. При помощи аллаха ваш дар оплатится многими табунами коней. Вы возьмете в одну упряжку поэта Махамбета, в другую -султана Каипгали, восставших против пса Жангира, и помчитесь по степи между Жаиком и Едилем. Все воины-казахи Внутренней орды будут в ваших руках. Все дороги от Едиля до Герата будут ваши... Казахи защитят Хиву от кафыров.
     Никто, кроме хана, его не услышал. Все сидевшие и стоявшие в зале со знанием дела, словно прицениваясь говорили об афганке.
     - Эй, примите дары! Дайте фирман купцу Афгана. Пусть его товары сверкают на рынках Хивы. Исполните просьбу гостя, дайте стражу. Пусть проедет по земле Хорезма без страха, а обратной дорогой привезет меха Московии.
     Аминь!- Хан приподнял палец правой руки.
     - Великий шахиншах, повелитель священной Хивы и Хорезма! Безмерно твое милосердие.- Купец упал на колени.- Я слуга твой и раб.
     Хан слегка кивнул головой, улыбнулся и резко поднял руку.
     Купец почтительно приложил свою руку ко лбу и сердцу, пятясь вышел из тронного зала.
     - Введите поэта из Бершева рода!- приказал повелитель.
     Расступилась немая стража, раскрылись двери. Мельком взглянув на сидящих вдоль стен богачей, имамов, купцов и полководцев Хивы, молодой воин, придерживая саблю, упругим, твердым шагом подошел к трону. Не склонив головы, не оказав почестей великому хану, встал он поодаль от девушки, не удостоив ее взглядом. Ропот возмущения прокатился по залу. Лицо владыки окаменело.

- Для чего введен образ купца? ( Сопоставляя поведение купца и поэта, автор стремится показать гордость, независимость Махамбета)

- Что задумал хан?

- Почему его лицо окаменело?

- Попробуйте представить ответ поэта.

     - Благодарю тебя, хан Аллакул. Но не обо мне будет речь. Чужая защита для джигита как сеть для рыбы в Джейхуне. Свобода и воля превыше всего. Спасибо за честь, но певцом твоим я не буду, досточтимый хан.

     - Ты с друзьями собираешь оружие на рынках Хивы. Но за это ты дашь мне голову Жангира,- грозно ответил хан.
     - Не послом своего народа я пришел к тебе, а воином. Народ мой сам судья над своими ханами...
     - Но он в долгу передо мной. Султан казахов Аргынгазы посмел коснуться моих владений. Ты забыл об этом?- Аллакул повысил голос.
     - Султан не народ. Кушбеги Коканда и Хивы грабят аулы казахов, казахские султаны разоряют кишлаки хивинцев. Но разве можно обвинять в этом наши народы. Да, Аргынгазы был твоим нукером и угнал твои табуны. Он побил и опозорил тебя. А ты, не сумев отомстить ему, обрушился на бедные аулы казахов на Сырдарье, ты продал в рабство сотни сестер моих... Так этот дар взамен их, что ли?..- Поэт указал на Нурбал.
     Хан в гневе приподнялся с места. Руки полководцев Хизы потянулись к мечам. Человек в длинной островерхой шляпе с белым орнаментом вскочил на ноги.
     - Молчи, Махамбет! Дерзость твоя безмерна. Язык твой - враг твоих дел и намерений. На нем яд. Проси прощения! Перед кем стоишь?! На колени!..- вскричал он.
     - Успокойся, Кайбала, не с тобою речь,- спокойно ответил поэт,- Если ты забыл, то я напомню пословицу казахов. Слушай. Если ты одинок, то...- Но хан не дал ему договорить, жестом приказал старшему миршабу убрать поэта из зала. Стража бросилась к Махамбету, скрутила руки, но он сумел одним рывком освободиться от них и без поклона покинул зал.
     Желтолицый хан Аллакул, скривив губы, смотрел ему вслед.

- В чем заключалась дерзость Махамбета?

- Какие приемы использует писатель для создания образа поэта-бунтаря? (Сопоставление, диалог, портрет)

2) Работа в группах.

Задание. Определить приемы, позволяющие более глубоко понять характер героя.

 Перед взором Махамбета все еще стояли лица юных казашек, их глаза. А в ушах не смолкал стон старухи матери. Подставляя лицо встречному ветру, забыв о неотступно следовавшем за ним Балабеке, Махамбет уносился все дальше и дальше, не в силах избавиться от тяжелых мыслей.
     Изгнанник, ищущий защиты на чужой земле! Что толку от того, что ты спас свою шкуру? Разве не ты совсем недавно оглашал казахскую степь своим призывом? Разве не твои стихи читают джигиты от Едиля до Жаика, на берегах Арала и Сырдарьи?..
     Гей, джигиты родных степей,

     На коней, на коней, на коней!
     Пусть коням позавидует ветер -
     Вылетайте на битву. Быстрей!..
     Где же твоя былая удаль, Махамбет? Где выдержка? Или тюрьма в Калмыково тебя надорвала, или скитания ослабили твой дух? Быть может, ты стал просто трусом? Жизнь стала для тебя дороже чести?.. "Даже волк исполнит свой долг и умрет. Не погубит приятеля волк",- вспомнились ему строки из песни о батыре Кобланды. Мысль перескакивала с одного на другое, оживляя недавние события... А потом снова плакала старуха мать: Где же воины-джигиты, где?

Обобщение. Записать в тетради, какие приемы использует писатель для создания образа акына, воина (Слайд 5)

3)Индивидуальная работа. Что восхитило В.И.Даля? (Слайд 6)

   ...Как-то Махамбета познакомили там с офицером-лекарем.
     - Господин Даль-Луганский желает аудиенции с вами как с поэтом казахов,-- сказал пронырливый наймановец в сюртуке, ходивший в толмачах при министерстве внутренних дел империи. Имя гостя тогда ничего не значило для Махамбета. Его заинтересовал сам собеседник. Он был дотошен, этот офицер, чудаковат и все требовал новых и новых рассказов о степи. Каждое казахское слово заставлял говорить по слогам, объяснять значение. Он собирался в Оренбург, его интересовали жизнь и быт казахов, и он хотел знать, что говорят в аулах о Пугачеве и вообще помнят ли о нем.
     Махамбет пересказал ему все, что слышал от отца, от степных акынов и сказителей, от стариков бершцев и адаевцев, служивших в отрядах "рыжего Петруса". В степи рассказывали, что Пугачев знал казахский язык и наизусть помнил столь много сказаний, что даже удивлял аксакалов.
     Махамбет целый вечер рассказывал гостю о битвах казахов с джунгарами и китайцами.
     - О, тогда мысль о гибели объединила все племена Младшего, Среднего и Великого жузов, и стал народ казахский могучим, единым и сильным, отстоял свои земли, очистил их от захватчиков, добравшихся чуть ли не до Арала. Но в битвах погибли многие батыры...
     - А до этого когда-нибудь казахи собирались в единую силу?- спросил собеседник.
     - При Касым-хане, сыне справедливого бия Жанибека, бывшего султаном Дешти-Кипчака в Великом жузе,- ответил Махамбет.- А о сыне Касыма Хакназаре, о его решительности, дерзости и смелости созданы песни. С ним вел переговоры сам Иван Грозный. Славы Хакназар достиг потому, что объединил казахов с ногайлинцами и не раз бивал джунгаров. К 1570 году уже все народы считались с силой казахов. Возможно, что государственность наша окрепла бы еще больше, если бы не бездарный Сыгай-хан, занявший престол после Хакназара...
     - Где вы учились?
     - У аульных грамотеев и в ставке его высокостепенства хана Жангира,- ответил Махамбет.
     - Я непременно приеду в ваши края, в Оренбург. Буду рад встрече, беседам. И тогда я спрошу вас не о ханах, а о Срыме Датове, сударь. Вы поэт хана? Я вижу, вы хорошо знаете родословную правителей степи...
     - В степи у нас вечная борьба против самовластия ханов и султанов, любезнейший господин. Народ говорит о них лишь то, что заслужили. Казахи - слишком вольный народ. Каждый пастух гол, но горд. В этом, возможно, счастье и трагедия нашей жизни. Мы не любим почитать живых, тоскуем лишь по мертвым батырам. Плохо, что каждый хвалит свое племя, а вожди грызутся за власть. Лишь в тяжелые дни поднимаются батыры на защиту народа. Но настоящей свободы нет ни у тех, ни у других.
     Да и была ли она у кого-нибудь? Хан тоже дрожит за трон. А я не поэт хана. Я слагаю стихи о батырах, достойных славы, таких, как Срым Датов!..
     Если в начале беседы Махамбет был деликатен, видя перед собой лишь царского чиновника, то теперь, после столь дерзкого замечания собеседника, он стал самим собой. Он говорил резко, не скрывая своих чувств и мыслей.
     Худощавое лицо собеседника еще более вытянулось. Страстность Махамбета передалась и ему.

VIII. Устное сочинение. Образ Махамбета в романе.

IХ. Рефлексия. Чем обогатил урок?

 

Дома. Подготовить сообщение «Способы создания художественного образа»

Автор Кузина Людмила Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1875
Номер материала 23450
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓