Государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное
учреждение Свердловской области для обучающихся,
воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Верхнепышминская специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат имени С.А. Мартиросяна»
Семинар-практикум «Мир на кончиках пальцев» для
воспитателей Государственного бюджетного специального
(коррекционного) образовательного
учреждения Свердловской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верхнепышминской
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната имени
С.А. Мартиросяна»
Автор-составитель:
Замятина А. В., учитель
г. Верхняя Пышма
2011 - 2012 гг.
Семинар-практикум
с воспитателями
Государственного
бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения
Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Верхнепышминской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна»
«Мир
на кончиках пальцев»
Форма проведения: семинар-практикум.
Место проведения: здания школы.
Даты проведения: 25 ноября 2011
г., 13 и 27 января 2012 г.
Участники: воспитатели Верхнепышминской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна.
Тема семинара-практикума: «Мир на кончиках пальцев».
Формы работы: беседа с участниками семинара-практикума;
сервировка стола, прием пищи и уборка со стола без зрительного контроля; ориентировка
в учебном корпусе школы на основе осязания и сопровождение коллеги,
находящегося в роли слепого; заправление
кровати без контроля со стороны зрения; анкетирование участников
семинара-практикума.
Оборудование: очки для голбола; стаканы, ложки, чайник с чаем, тарелки
с хлебом, сыром, маслом; кровать с матрасом, простынь, одеяло в пододеяльнике,
подушка в наволочке, покрывало.
Цель семинара-практикума: сформировать представление
воспитателей Верхнепышминской специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната имени С.А. Мартиросяна об особенностях психофизического
развития детей с тяжелыми нарушениями зрения и методики работы с ними.
Задачи, которые будут
реализовываться в процессе семинара-практикума:
-
Поставить воспитателей в
условия зрительной депривации по средствам исключения опоры на зрительный
анализатор для осознания ситуации, в которой вынуждены находиться их незрячие
воспитанники.
-
Предложить воспитателям
выполнить ряд социально-бытовых операций в условиях зрительной депривации для
того, чтобы понять особенности осуществления этих операций детьми с тяжелыми
нарушениями зрения.
-
Способствовать анализу
опыта, полученного воспитателями на практикуме, с целью его применения в
дальнейшей работе со слепыми воспитанниками.
План – конспект
семинара-практикума с воспитателями
Государственного бюджетного специального
(коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верхнепышминской
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната имени С.А.
Мартиросяна» «Мир на кончиках пальцев»
Ведущая: Замятина Анастасия Владимировна - учитель.
Участники: воспитатели Верхнепышминской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна.
Цель: сформировать
представление воспитателей Верхнепышминской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна об особенностях
психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения и методики работы
с ними.
Задача:
-
Поставить воспитателей в
условия зрительной депривации по средствам исключения опоры на зрительный
анализатор для осознания ситуации, в которой вынуждены находиться их незрячие
воспитанники.
-
Предложить воспитателям
выполнить ряд социально-бытовых операций в условиях зрительной депривации для
того, чтобы понять особенности осуществления этих операций детьми с тяжелыми
нарушениями зрения.
-
Способствовать анализу
опыта, полученного воспитателями на практикуме, с целью его применения в
дальнейшей работе со слепыми воспитанниками.
Ход семинара-практикума
Вводная часть:
Обоснование актуальности времени проведения
мероприятия: Наш семинар-практикум
- практическая часть - продолжение проведенного 3 ноября 2011 года школьного
теоретического семинара «Особенности эмоциональной сферы детей с глубокими
нарушениями зрения». На этом семинаре мы с Вами пришли к выводу о необходимости
адекватного восприятия зрячими и незрячими друг друга. Нет лучшего способа
понять другого человека, чем попытаться поставить себя на его место. К
сожалению незрячих на место зрячих поставить не получится, а вот возможность у
зрячих побывать на месте незрячих есть. Сегодня мы с Вами попробуем это
сделать.
Полностью смоделировать условия
зрительной депривации мы с Вами не сможем, т.к.:
·
С одной стороны, у зрячих
людей уже имеются визуальные (зрительные) образы окружающей действительности,
которые частично или полностью отсутствуют у слепых людей или людей с
незначительным остаточным зрением.
·
С другой стороны, у слепых
людей иначе, чем у зрячих, сформированы межанализаторные связи, которые уже
можно считать неким компенсаторным механизмом, отсутствующим у зрячих людей.
Принятие педагогическим коллективом правил практического занятия:
·
Обязательно должен
высказаться каждый, заполнив анкету.
·
Попытаться искренне
отвечать на вопросы анкеты, описывать свои ощущения и эмоции, возникшие во
время выполнения заданий.
·
Выключить сотовые
телефоны.
·
Разрешение на фото- или
видеосъемку практикума.
Основная часть:
Задание № 1 «Полдник» (проводится в
школьной столовой)
Цель – дать возможность участникам
накрыть на стол, приготовить себе полдник и убрать за собой со стола в условиях
зрительной депривации.
Оборудование: очки для голбола, стаканы,
ложки, чайник с чаем, тарелки с хлебом, сыром, маслом.
Описание задания: участникам предлагается
накрыть стол к полднику – принести на стол стаканы, ложки, чайник с чаем;
налить в стаканы чай, сделать бутерброды; пополдничать, убрать за собой со
стола.
После выполнения задания
воспитатели возвращаются в конференц-зал и заполняют раздел анкеты «После
выполнения задания «Полдник».
Задание № 2 «Тропа
доверия»
(проводится в здании школы)
Цель – дать возможность участникам:
попробовать передвигаться в знакомом замкнутом пространстве без опоры на
зрительный анализатор, но с сопровождающим; побыть сопровождающими для своих
коллег, находящихся в роли незрячих.
Оборудование: очки для голбола.
Описание задания: участники практикума
делятся на пары по собственному желанию. В каждой создавшейся паре один человек
надевает очки для голбола, чтобы исключить возможность использования зрения –
временно становится незрячим, а другой – будет его сопровождающим. В процессе
выполнения задания участникам будет запрещено описывать окружающие предметы и
пространство за исключением оречевления таких инструкций как – влево / вправо,
вверх / вниз, препятствие, ступенька и т.д. Это условия необходимо для
исключения возможности опоры на зрительные образы, которые могут возникать у
участников в роли незрячих под воздействием вербального (речевого) описания
окружающей действительности. Также сопровождающим не следует вести под руку
своего коллегу, а лишь идти рядом и предупреждать об опасности.
Пары начинают перемещение по
маршруту в пределах школы, следуя за организатором и пользуясь только
разрешенными вербальными инструкциями. Сначала участники преодолевают маршрут
«Конференц-зал – переход в здание мастерских (по боковой лестнице через третий
этаж учебного корпуса, по центральной лестнице). После прохождения маршрута
участники, находящиеся в роли незрячего описывают маршрут своего передвижения и
место назначения.
Далее участники в роли незрячего
и сопровождающего в каждой паре меняются местами. Теперь пары преодолевают
маршрут «Переход в здание мастерских – детский гардероб (по второму этажу через
боковую лестницу, по третьему этажу, через центральную лестницу). После прохождения
маршрута участники, находящиеся в роли незрячих, описывают маршрут своего
передвижения и место назначения.
Все пары, не надевая очков для
голбола, проходят в конференц-зал, анализируют пройденное задание и заполняют
раздел анкеты «После выполнения задания «Тропа доверия».
Задание № 3 «Заправление
кровати»
(проводится в спальной комнате)
Цель – дать возможность участникам
расправить и заправить кровать в условиях зрительной депривации.
Оборудование: кровать с матрасом,
простынь, одеяло в пододеяльнике, подушка в
наволочке, покрывало.
Описание задания: участникам предлагается
заправить кровать без контроля со стороны зрения. Задание выполняется
индивидуально.
После выполнения задания
участники возвращаются в конференц-зал и заполняют оставшиеся разделы анкеты –
«После выполнения задания «Заправление кровати» и «В качестве выводов».
Подведение итогов:
·
Участники
делятся впечатлениями от работы на практикуме, сдают анкеты.
·
Ведущая
благодарит участников семинара-практикума за работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.