Главная / Другое / Семинар-практикум «Мир на кончиках пальцев»

Семинар-практикум «Мир на кончиках пальцев»

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Верхнепышминская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат имени С.А. Мартиросяна»










Семинар-практикум «Мир на кончиках пальцев» для

воспитателей Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного

учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верхнепышминской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната имени

С.А. Мартиросяна»








Автор-составитель:

Замятина А. В., учитель












г. Верхняя Пышма

2011 - 2012 гг.






Семинар-практикум с воспитателями

Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верхнепышминской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна»

«Мир на кончиках пальцев»

Форма проведения: семинар-практикум.

Место проведения: здания школы.

Даты проведения: 25 ноября 2011 г., 13 и 27 января 2012 г.

Участники: воспитатели Верхнепышминской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна.

Тема семинара-практикума: «Мир на кончиках пальцев».

Формы работы: беседа с участниками семинара-практикума; сервировка стола, прием пищи и уборка со стола без зрительного контроля; ориентировка в учебном корпусе школы на основе осязания и сопровождение коллеги, находящегося в роли слепого; заправление кровати без контроля со стороны зрения; анкетирование участников семинара-практикума.

Оборудование: очки для голбола; стаканы, ложки, чайник с чаем, тарелки с хлебом, сыром, маслом; кровать с матрасом, простынь, одеяло в пододеяльнике, подушка в наволочке, покрывало.

Цель семинара-практикума: сформировать представление воспитателей Верхнепышминской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна об особенностях психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения и методики работы с ними.

Задачи, которые будут реализовываться в процессе семинара-практикума:

  • Поставить воспитателей в условия зрительной депривации по средствам исключения опоры на зрительный анализатор для осознания ситуации, в которой вынуждены находиться их незрячие воспитанники.

  • Предложить воспитателям выполнить ряд социально-бытовых операций в условиях зрительной депривации для того, чтобы понять особенности осуществления этих операций детьми с тяжелыми нарушениями зрения.

  • Способствовать анализу опыта, полученного воспитателями на практикуме, с целью его применения в дальнейшей работе со слепыми воспитанниками.












План – конспект

семинара-практикума с воспитателями

Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верхнепышминской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна» «Мир на кончиках пальцев»

Ведущая: Замятина Анастасия Владимировна - учитель.

Участники: воспитатели Верхнепышминской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна.

Цель: сформировать представление воспитателей Верхнепышминской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна об особенностях психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения и методики работы с ними.

Задача:

  • Поставить воспитателей в условия зрительной депривации по средствам исключения опоры на зрительный анализатор для осознания ситуации, в которой вынуждены находиться их незрячие воспитанники.

  • Предложить воспитателям выполнить ряд социально-бытовых операций в условиях зрительной депривации для того, чтобы понять особенности осуществления этих операций детьми с тяжелыми нарушениями зрения.

  • Способствовать анализу опыта, полученного воспитателями на практикуме, с целью его применения в дальнейшей работе со слепыми воспитанниками.

Ход семинара-практикума

Вводная часть:

Обоснование актуальности времени проведения мероприятия: Наш семинар-практикум - практическая часть - продолжение проведенного 3 ноября 2011 года школьного теоретического семинара «Особенности эмоциональной сферы детей с глубокими нарушениями зрения». На этом семинаре мы с Вами пришли к выводу о необходимости адекватного восприятия зрячими и незрячими друг друга. Нет лучшего способа понять другого человека, чем попытаться поставить себя на его место. К сожалению незрячих на место зрячих поставить не получится, а вот возможность у зрячих побывать на месте незрячих есть. Сегодня мы с Вами попробуем это сделать.

Полностью смоделировать условия зрительной депривации мы с Вами не сможем, т.к.:

  • С одной стороны, у зрячих людей уже имеются визуальные (зрительные) образы окружающей действительности, которые частично или полностью отсутствуют у слепых людей или людей с незначительным остаточным зрением.

  • С другой стороны, у слепых людей иначе, чем у зрячих, сформированы межанализаторные связи, которые уже можно считать неким компенсаторным механизмом, отсутствующим у зрячих людей.

Принятие педагогическим коллективом правил практического занятия:

  • Обязательно должен высказаться каждый, заполнив анкету.

  • Попытаться искренне отвечать на вопросы анкеты, описывать свои ощущения и эмоции, возникшие во время выполнения заданий.

  • Выключить сотовые телефоны.

  • Разрешение на фото- или видеосъемку практикума.



Основная часть:

Задание № 1 «Полдник» (проводится в школьной столовой)

Цель – дать возможность участникам накрыть на стол, приготовить себе полдник и убрать за собой со стола в условиях зрительной депривации.

Оборудование: очки для голбола, стаканы, ложки, чайник с чаем, тарелки с хлебом, сыром, маслом.

Описание задания: участникам предлагается накрыть стол к полднику – принести на стол стаканы, ложки, чайник с чаем; налить в стаканы чай, сделать бутерброды; пополдничать, убрать за собой со стола.

После выполнения задания воспитатели возвращаются в конференц-зал и заполняют раздел анкеты «После выполнения задания «Полдник».

Задание № 2 «Тропа доверия» (проводится в здании школы)

Цель – дать возможность участникам: попробовать передвигаться в знакомом замкнутом пространстве без опоры на зрительный анализатор, но с сопровождающим; побыть сопровождающими для своих коллег, находящихся в роли незрячих.

Оборудование: очки для голбола.

Описание задания: участники практикума делятся на пары по собственному желанию. В каждой создавшейся паре один человек надевает очки для голбола, чтобы исключить возможность использования зрения – временно становится незрячим, а другой – будет его сопровождающим. В процессе выполнения задания участникам будет запрещено описывать окружающие предметы и пространство за исключением оречевления таких инструкций как – влево / вправо, вверх / вниз, препятствие, ступенька и т.д. Это условия необходимо для исключения возможности опоры на зрительные образы, которые могут возникать у участников в роли незрячих под воздействием вербального (речевого) описания окружающей действительности. Также сопровождающим не следует вести под руку своего коллегу, а лишь идти рядом и предупреждать об опасности.

Пары начинают перемещение по маршруту в пределах школы, следуя за организатором и пользуясь только разрешенными вербальными инструкциями. Сначала участники преодолевают маршрут «Конференц-зал – переход в здание мастерских (по боковой лестнице через третий этаж учебного корпуса, по центральной лестнице). После прохождения маршрута участники, находящиеся в роли незрячего описывают маршрут своего передвижения и место назначения.

Далее участники в роли незрячего и сопровождающего в каждой паре меняются местами. Теперь пары преодолевают маршрут «Переход в здание мастерских – детский гардероб (по второму этажу через боковую лестницу, по третьему этажу, через центральную лестницу). После прохождения маршрута участники, находящиеся в роли незрячих, описывают маршрут своего передвижения и место назначения.

Все пары, не надевая очков для голбола, проходят в конференц-зал, анализируют пройденное задание и заполняют раздел анкеты «После выполнения задания «Тропа доверия».

Задание № 3 «Заправление кровати» (проводится в спальной комнате)

Цель – дать возможность участникам расправить и заправить кровать в условиях зрительной депривации.

Оборудование: кровать с матрасом, простынь, одеяло в пододеяльнике, подушка в

наволочке, покрывало.

Описание задания: участникам предлагается заправить кровать без контроля со стороны зрения. Задание выполняется индивидуально.

После выполнения задания участники возвращаются в конференц-зал и заполняют оставшиеся разделы анкеты – «После выполнения задания «Заправление кровати» и «В качестве выводов».

Подведение итогов:

  • Участники делятся впечатлениями от работы на практикуме, сдают анкеты.

  • Ведущая благодарит участников семинара-практикума за работу.

Семинар-практикум «Мир на кончиках пальцев»
  • Другое
Описание:

Место проведения: здания школы.

Участники: воспитатели Верхнепышминской специальной (к0оррекционной) общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна.

Цель семинара-практикума: сформировать представление воспитателей Верхнепышминской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната имени С.А. Мартиросяна об особенностях психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения и методики работы с ними.

Задачи: 

- Поставить воспитателей в условия зрительной депривации по средствам исключения опоры на зрительный анализатор для осознания ситуации, в которой вынуждены находиться их незрячие воспитанники.

- Предложить воспитателям выполнить ряд социально-бытовых операций в условиях зрительной депривации для того, чтобы понять особенности осуществления этих операций детьми с тяжелыми нарушениями зрения.

- Способствовать анализу опыта, полученного воспитателями на практикуме, с целью его применения в дальнейшей работе со слепыми воспитанниками.

Автор Замятина Анастасия Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 587
Номер материала 24384
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓