Главная / Классному руководителю / План-конспект родительского собрания на тему: «Особенности развития младшего школьника» ( 1 класс)

План-конспект родительского собрания на тему: «Особенности развития младшего школьника» ( 1 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Тема: «Особенности развития младшего школьника».

Дата проведения собрания: 12 ноября 2014 г.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями физического и психологического развития младших школьников и его влиянием на учебный процесс.

  2. Довести до сознания родителей, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей; её формирование – главная педагогическая задача как для учителя, так и для родителей;

  3. Совместно с родителями обсудить некоторые приемы воспитания и обучения младших школьников с учётом их возрастных и психологических особенностей.

Подготовительная работа к собранию:

Подготовка Памяток для родителей по сохранению здоровья детей.

Памятка для родителей

Уважаемые родители! Помните!

  1. Самая главная задача любого родителя – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка. Поэтому:

  2. Разговаривайте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.

  3. Приучайте его к режиму дня. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю!

  4. Посещайте вместе с ребёнком спортивные мероприятия, гуляйте вместе с ним, участвуйте в его играх и забавах.

  5. Дарите ребёнку такие подарки, которые будут способствовать спортивным увлечениям и сохранению здоровья.

  6. Помогайте вашему ребенку, поддерживайте его. Не смейтесь над ним, если он делает что-то не так.

  7. Не ждите, что здоровье и успех придут сами. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!

Ход собрания.

1.Вступительное слово.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами рассмотрим очень значимую для нас тему: "Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста". Знание и учет особенностей детей младшего школьного возраста позволят нам сделать обучение наиболее эффективным. Мы с вами живём в 21 веке. Уровень развития современного общества, технический и научный прогресс требуют от человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим справиться? Только при помощи постоянной работы над собой, в основе которой должны быть элементарные знания о развитии и функционировании психофизических составляющих организма.

С такими интеллектуальными нагрузками, которые имеют сегодня в школе ученики, может помочь справиться физическая работа тела. Необходимо знать и помнить о том, что возраст 7-10 лет нуждается в постоянной поддержке функциональной активности. Младший школьный возраст благоприятен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности – как умственной, так и физической. По мнению физиологов, в эти годы полезно развивать выносливость детей, особенно к нагрузкам, требующих длительного выполнения.

Необходимо помнить, что физические нагрузки нужны детям ещё и потому, что в этом возрасте регулирующие системы детского организма весьма незрелые. В первую очередь, это эндокринная и нервная системы. Любое серьёзное напряжение детского организма может вызвать активную перестройку работы всех органов и систем.(Урок физ-ры.НЕ умеют прыгать,кувыркаться,не знают право-лево,т.е физически мало активны.На переменах эта активность очень возрастает,но это желание беситься,а не двигаться)Между уровнем защитных свойств организма и успеваемостью ученика существует прямая зависимость. Чем лучше здоровье, тем выше уровень усвоения знаний.

1.Вопрос.Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития, понятие «кризис семи лет».Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 4 классах начальной школы. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального "Я". Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. Один из главных симптомов кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как кризис трех , так и семи лет, он выражается в отрицании всего и может быть проиллюстрирован простым и знакомым всем родителям диалогом:
- Сережа, надень шапку. На улице холодно.

- Не холодно.
-Надень шапку.
- Не надену.
- Сережа!
- Не Сережа!(Случай с Шаповаловой. Иди к доске. Протест Шохтиной. Овсиенко –А мне всё равно)

Однако, не смотря на внешнюю схожесть, подоплека у каждого возрастного кризиса своя. Если раньше ребенок «боролся» в основном за самостоятельность, возможность действовать автономно (я сам сяду на горшок!), то в семь лет проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с «вклиниваем» интеллектуального момента между переживанием и поступком. Обычные бытовые правила, установленные родителями, становятся для ребенка воплощением «детского» мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть «взрослым», вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос. Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать «взрослым». Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того, появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позицию школьника. Надо заметить, что согласно теории Выгодского, возрастные кризисы – это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие. Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно.

Среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

Физическое, психологическое и психофизиологическое развитие ребенка.

Речь. Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребенка. В письменной речи различают правильность орфографическую ( правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).(Уроки чтения.Есть дети,которые,по приходу в школу не знали ни одной буквы.Это в корне неправильно.Сейчас много прийдётся трудиться,чтобы запомнить большое количество букв.Каждый день необходимо читать как в классе,так и дома.Ребёнок никогда не научится читать не закрепляя это умение дома.Протяните руку помощи своим детям.К концу 1 класса по нормам ребёнок должен читать 30 слов в мин.Если этого не происходит,есть повод показать медико-пед.комиссии и оставить его на повторный год обучения.

Мышление. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление становится центром сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы,завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

(В нашем классе-это очень большая проблема!!!Случай с четырёхугольником,на уроках чтения неправильные ответы и т.д)

Память. «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание. (Чтение-чтение слогов и слов)

Внимание.Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.(Для развития внимания у нас существует программа «Рост» на которой мы будем писать графические диктанты,танграм.Подготовить на этот предмет тетрадь в клетку,подписать её)

Восприятие.Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на эталоны формы, цвета, времени. (Поэтому часто слышу от родителей,что ребёнок ничего не запомнил,не усвоил.В свою очередь некоторые обвиняют в этом учителя.Уровень восприятия у каждого разный.Я делаю всё возможное,чтобы материал был воспринят,но это не всегда происходит по разным причинам.Плохое поведение,невнимательность и т.дА вы спрашивайте,почему ты не поня?Почему ты отвлекался?)

Воображение.В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.(У нас с этим большие проблемы.Так например игра «Море волнуется раз..»Только два героя: балерина и солдат.На чтении также в ситуациях,когда нужна фантазия дети молчат.

Самосознание. 7-8 лет – период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов должен быть к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению). Наши дети не готовы.На мои требования слышу в ответ:а я не хочу,а что тут такого, я хотел пойти по классу,я хотел воды,я хотел в туалет через 3 мин после звонка.Поведение отвратительное.Очень тяжело сдерживать детей,которые вообще не понимают,куда попали и для чего.Вы на записи не всегда реагируете,а я обязательно интересуюсь была ли беседа дома?какие выводы сделал?А в ответ-нет,ничего мама не говорила.Почему?

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.(Очень много эгоистов.Это видно в играх.Когда говорят,что «ЯЯЯ»Но есть и дети,которые думают и заботятся одругих Каплюк(бутерброд) 

Возраст 6—12 лет -это период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе - чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. (Лепка-простое занятие вместо компьютера.Также вырезание,раскрашивание и т.д) Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.
Вопрос:. Младший школьник в семье.
Начать разговор о том, что дает семья младшему школьнику и как он ее воспринимает, мне хочется с описания реального случая. Девочка восьмого года жизни, придя домой после школы, важно сказала: "Перед едой надо мыть руки". На удивленный вопрос матери: разве она не знала и не делала этого раньше? – девочка ответила: "Об этом сказала учительница".Многие родители заметили, что с началом школьной жизни их авторитет у детей несколько снизился. Если учительница сказала – так решать задачу или так читать стишок, то никакие дополнения и исправления не допускаются, даже если ребенок и понял учителя не совсем (а иногда и совсем) неправильно.

Вопрос о семье в жизни младшего школьника можно условно подразделить на два направления. Во-первых, семья играет, можно без преувеличения сказать, самую главную роль в становлении психологической готовности ребенка к школьному обучению. Другими словами, ребенок преимущественно в семье учится трансформировать чужие правила и инструкции в свои собственные, переходит к новым формам общения со взрослыми и сверстниками. Но если в семье постоянно нерганизованность,то это играет против интересов ребёнка.(НЕ приносят дети тетради,книги,пластилин и т.дЭто вина родителей!Конкретно по расписанию)

Сейчас ведущая деятельность у наших детей остаётся игра. Если посмотреть на эти игры младших школьников, то в них достаточно редко можно увидеть взрослых. Однако эта картина обманчива. Если младший школьник не имеет опыта игры со взрослым, то у него, как правило, ничего не получается. Он не может договориться о сюжетах ролевых игр ("Так взаправду не бывает") и бесконечно выясняет отношения в играх с правилами, обвиняя партнера в нарушении логики игры. Поэтому, несмотря на то что игра уже перестала быть ведущей деятельностью и ребенок должен был ею овладеть, ее дальнейшее развитие непосредственно связано с семьей младшего школьника. Наконец, само общение со сверстником тоже прямо и непосредственно зависит от общения со взрослым.

Таким образом, общение ребенка со взрослым – первоосновно и является необходимым условием возникновения и общения со сверстниками, условием самого психического развития. Дети, особенно в дошкольном возрасте, действуют рядом, часто не замечая друг друга. Они отличаются непосредственностью, неумением принять чужую точку зрения, неспособностью понять другого, договориться с ним. Эти черты личности ребенка и определяют характер его общения со взрослым. Оно также непосредственно и импульсивно, обусловлено лишь наличной ситуацией. Если ребенок и договаривается со взрослым, если он начинает строить отношения исходя из смысла, контекста ситуации, то это заслуга целиком и полностью взрослого. Живя в мире взрослых, общаясь с ними, малыш все время сталкивается с противоречиями. С одной стороны, ему во всем хочется походить на взрослых. Он изо всех сил старается, в чем только может, быть похожим на маму или папу. Пример, одна девочка, боготворившая отца, пришла к нему и сказала, что будет курить, поскольку курит он. Наше любимое изречение "Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку" не понятно детям не из-за того, что они не знают, кто такой Юпитер, и плохо представляют себе быка. Оно не может быть им понятно, потому что они не видят разницы между собой и взрослым (а если и видят, то всячески стремятся ее устранить). С другой стороны, малыш все время отстаивает свое право на самостоятельность. Между высказыванием годовалого малыша "Я сам", его нежеланием сидеть на руках у взрослого и фразой 16-летнего подростка "Когда хочу, тогда и приду" и его нежеланием подчиниться воле взрослых психологически нет никакой разницы. И там и тут – отстаивание своего права на самостоятельность, желание освободиться от зависимости.

Это на первый взгляд неразрешимое противоречие является ядром психического развития ребенка, а внешне противоположные линии (желание жить самостоятельной жизнью и походить на взрослого) тесно связаны между собой.Так, например, в общении со взрослым малыш удовлетворяет свое желание походить на него. Он пытается, правда, не всегда удачно, подражать взрослому, говорить такими же, как взрослый, словами, обсуждать темы, которые интересуют взрослого, – другими словами, он лучше или хуже играет роль взрослого.

В общении ребенка со сверстниками реализуется – стремление к самостоятельности. Не зря ведь дети не любят, когда в их коллективные дела вмешивается взрослый. Они любят создавать тайны, таинственно шептаться друг с другом, сочинять свой язык, чтобы было понятно только им, и т.п. Они даже часто объединяются против взрослых, образуя единый фронт.

Таким образом, существующие в психическом развитии ребенка две линии воплощаются в двух сферах общения. Но дело в том, что тенденция к самостоятельности возникает у ребенка в явном виде уже в первый год жизни, а вот общение со сверстниками начинается значительно позже. Как же быть? Что мы можем и должны делать в этом случае? Оказывается, что и общение ребенка со взрослым, и его общение со сверстниками не однородны, а предполагают внутри себя разного рода отношения, они подготавливают ребенка к общению со сверстниками.

Эти две разные позиции взрослого могут быть представлены вместе, если, например, мама и папа выступают одновременно в двух амплуа. Для ребенка вызывает интерес, когда в семье он с мамой что-нибудь делает для папы по секрету от него, а потом он объединяется с папой и готовит сюрприз для мамы или бабушки. Это объединение очень важно, так как ставит всех участников в одинаковое, равное положение. А тот, для кого этот секрет делается, может быть как раз "взрослым взрослым".

Таким образом, источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот процесс влияет на развитие как интеллектуальной, так и личностной сфер ребёнка. Это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь - дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.
Советы родителям:
(можно раздать в виде памятки)
- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
- Первое условие школьного успеха – самоценность ребёнка для его родителей.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учиться ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.
- Обязательное знакомство его с одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
- Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие сарказм и жестокость.
- Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организации обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребёнка не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка











































Уважаемые родители! Помните!

  1. Самая главная задача любого родителя – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка. Поэтому:

  2. Разговаривайте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.

  3. Приучайте его к режиму дня. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю!

  4. Посещайте вместе с ребёнком спортивные мероприятия, гуляйте вместе с ним, участвуйте в его играх и забавах.

  5. Дарите ребёнку такие подарки, которые будут способствовать спортивным увлечениям и сохранению здоровья.

  6. Помогайте вашему ребенку, поддерживайте его. Не смейтесь над ним, если он делает что-то не так.

  7. Не ждите, что здоровье и успех придут сами. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!

Уважаемые родители! Помните!

  1. Самая главная задача любого родителя – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка. Поэтому:

  2. Разговаривайте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.

  3. Приучайте его к режиму дня. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю!

  4. Посещайте вместе с ребёнком спортивные мероприятия, гуляйте вместе с ним, участвуйте в его играх и забавах.

  5. Дарите ребёнку такие подарки, которые будут способствовать спортивным увлечениям и сохранению здоровья.

  6. Помогайте вашему ребенку, поддерживайте его. Не смейтесь над ним, если он делает что-то не так.

  7. Не ждите, что здоровье и успех придут сами. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!

Уважаемые родители! Помните!

  1. Самая главная задача любого родителя – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка. Поэтому:

  2. Разговаривайте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.

  3. Приучайте его к режиму дня. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю!

  4. Посещайте вместе с ребёнком спортивные мероприятия, гуляйте вместе с ним, участвуйте в его играх и забавах.

  5. Дарите ребёнку такие подарки, которые будут способствовать спортивным увлечениям и сохранению здоровья.

  6. Помогайте вашему ребенку, поддерживайте его. Не смейтесь над ним, если он делает что-то не так.

  7. Не ждите, что здоровье и успех придут сами. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!




План-конспект родительского собрания на тему: «Особенности развития младшего школьника» ( 1 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

РОДИТЕЛЬСКОГО  СОБРАНИЯ

Тема:  «Особенности развития младшего школьника».

Дата проведения собрания: 12 ноября 2014 г.

Задачи:

1.                  Познакомить родителей с особенностями физического и психологического развития младших школьников и его влиянием на учебный процесс.

2.                  Довести до сознания родителей, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей; её формирование – главная педагогическая задача как для учителя, так и для родителей;

3.                  Совместно с родителями обсудить некоторые приемы воспитания и обучения младших школьников с учётом их возрастных и психологических особенностей.
  

Подготовительная работа к собранию:

Подготовка Памяток для родителей по сохранению здоровья детей.

Памятка для родителей

Уважаемые родители! Помните!

1.                  Самая главная задача любого родителя – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка. Поэтому:

2.                  Разговаривайте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.

3.                  Приучайте его к режиму дня. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю!

4.                  Посещайте вместе с ребёнком спортивные мероприятия, гуляйте вместе с ним, участвуйте в его играх и забавах.

5.                  Дарите ребёнку такие подарки, которые будут способствовать спортивным увлечениям и сохранению здоровья.

6.                  Помогайте вашему ребенку, поддерживайте его. Не смейтесь над ним, если он делает что-то не так.

7.                  Не ждите, что здоровье и успех придут сами. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!

Ход собрания.

1.Вступительное слово.

Уважаемые родители!  Сегодня мы с вами рассмотрим очень  значимую для нас  тему: "Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста". Знание и учет особенностей детей младшего школьного возраста позволят нам  сделать обучение наиболее эффективным.  Мы  с вами живём в 21 веке. Уровень развития современного общества, технический и научный прогресс требуют от человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим справиться? Только при помощи постоянной работы над собой, в основе которой должны быть элементарные знания о развитии и функционировании психофизических составляющих организма.

С такими интеллектуальными нагрузками, которые имеют сегодня в школе ученики, может помочь справиться физическая работа тела. Необходимо знать и помнить о том, что возраст 7-10 лет нуждается в постоянной поддержке функциональной активности. Младший школьный возраст благоприятен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности – как умственной, так и физической. По мнению физиологов, в эти годы полезно развивать выносливость детей, особенно к нагрузкам, требующих длительного выполнения.

Необходимо помнить, что физические нагрузки нужны детям ещё и потому, что в этом возрасте регулирующие системы детского организма весьма незрелые. В первую очередь, это эндокринная и нервная системы. Любое серьёзное напряжение детского организма может вызвать активную перестройку работы всех органов и систем.(Урок физ-ры.НЕ умеют прыгать,кувыркаться,не знают право-лево,т.е физически мало активны.На переменах эта активность очень возрастает,но это желание беситься,а не двигаться)Между уровнем защитных свойств организма и успеваемостью ученика существует прямая зависимость. Чем лучше здоровье, тем выше уровень усвоения знаний.

1.Вопрос.Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития, понятие «кризис семи лет».Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 4  классах начальной школы.   Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального "Я". Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.  Один из главных симптомов кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как  кризис трех , так и семи лет,  он  выражается в отрицании всего и может  быть проиллюстрирован простым и знакомым всем родителям диалогом:
- Сережа, надень шапку. На улице холодно.

- Не холодно.
-Надень шапку.
- Не надену.
- Сережа!
- Не Сережа!(Случай с Шаповаловой. Иди к доске. Протест Шохтиной. Овсиенко –А мне всё равно)

 Однако,  не смотря на внешнюю схожесть, подоплека у каждого возрастного кризиса своя. Если раньше ребенок «боролся» в основном за самостоятельность, возможность действовать автономно (я сам сяду на горшок!), то в семь лет проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с «вклиниваем» интеллектуального момента между переживанием и поступком. Обычные бытовые правила, установленные родителями,  становятся для ребенка воплощением «детского» мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть «взрослым», вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос. Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать «взрослым». Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того,  появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами.

   Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позицию школьника. Надо заметить, что согласно теории Выгодского, возрастные кризисы – это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие. Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно.

   Среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

Физическое, психологическое и психофизиологическое развитие ребенка.

Речь.   Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребенка.   В письменной речи различают правильность орфографическую ( правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).(Уроки чтения.Есть дети,которые,по приходу в школу не знали ни одной буквы.Это в корне неправильно.Сейчас много прийдётся трудиться,чтобы запомнить большое количество букв.Каждый день необходимо читать как в классе,так и дома.Ребёнок никогда не научится читать не закрепляя это умение дома.Протяните руку помощи своим детям.К концу 1 класса по нормам ребёнок должен читать 30 слов в мин.Если этого не происходит,есть повод показать медико-пед.комиссии и оставить его на повторный год обучения.

Мышление.  Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление становится центром сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы,завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

(В нашем классе-это очень большая проблема!!!Случай с четырёхугольником,на уроках чтения неправильные ответы и т.д)

Память.«Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим»  Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание. (Чтение-чтение слогов и слов)

Внимание.Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.(Для развития внимания у нас существует программа «Рост» на которой мы будем писать графические диктанты,танграм.Подготовить на этот предмет тетрадь в клетку,подписать её)

Восприятие.Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на  эталоны формы, цвета, времени. (Поэтому часто слышу от родителей,что ребёнок ничего не запомнил,не усвоил.В свою очередь некоторые обвиняют в этом учителя.Уровень восприятия у каждого разный.Я делаю всё возможное,чтобы материал был воспринят,но это не всегда происходит по разным причинам.Плохое поведение,невнимательность и т.дА вы спрашивайте,почему ты не поня?Почему ты отвлекался?)

Воображение.В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.(У нас с этим большие проблемы.Так например игра «Море волнуется раз..»Только два героя: балерина и солдат.На чтении также в ситуациях,когда нужна фантазия дети молчат.

Самосознание. 7-8 лет –  период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов должен быть к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению). Наши дети не готовы.На мои требования слышу в ответ:а я не хочу,а что тут такого, я хотел пойти по классу,я хотел воды,я хотел в туалет через 3 мин после звонка.Поведение отвратительное.Очень тяжело сдерживать детей,которые вообще не понимают,куда попали и для чего.Вы на записи не всегда реагируете,а я обязательно интересуюсь была ли беседа дома?какие выводы сделал?А в ответ-нет,ничего мама не говорила.Почему?

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Потребность в самоутверждении.Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.(Очень много эгоистов.Это видно в играх.Когда говорят,что «ЯЯЯ»Но есть и дети,которые думают и заботятся одругих Каплюк(бутерброд)     

        Возраст 6—12 лет -это период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе - чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. (Лепка-простое занятие вместо компьютера.Также вырезание,раскрашивание и т.д) Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.
     Вопрос:. Младший школьник в семье.
   Начать разговор о том, что дает семья младшему школьнику и как он ее воспринимает, мне хочется с описания реального случая. Девочка восьмого года жизни, придя домой после школы, важно сказала: "Перед едой надо мыть руки". На удивленный вопрос матери: разве она не знала и не делала этого раньше? – девочка ответила: "Об этом сказала учительница".Многие родители заметили, что с началом школьной жизни их авторитет у детей несколько снизился. Если учительница сказала – так решать задачу или так читать стишок, то никакие дополнения и исправления не допускаются, даже если ребенок и понял учителя не совсем (а иногда и совсем) неправильно.

Вопрос о семье в жизни младшего школьника можно условно подразделить на два направления. Во-первых, семья играет, можно без преувеличения сказать, самую главную роль в становлении психологической готовности ребенка к школьному обучению. Другими словами, ребенок преимущественно в семье учится трансформировать чужие правила и инструкции в свои собственные, переходит к новым формам общения со взрослыми и сверстниками. Но если в семье постоянно нерганизованность,то это играет против интересов ребёнка.(НЕ приносят дети тетради,книги,пластилин и т.дЭто вина родителей!Конкретно по расписанию)

Сейчас ведущая деятельность у наших детей остаётся игра.    Если посмотреть на эти игры младших школьников, то в них достаточно редко можно увидеть взрослых. Однако эта картина обманчива. Если младший школьник не имеет опыта игры со взрослым, то у него, как правило, ничего не получается. Он не может договориться о сюжетах ролевых игр  ("Так взаправду не бывает") и бесконечно выясняет отношения в играх с правилами, обвиняя партнера в нарушении логики игры. Поэтому, несмотря на то что игра уже перестала быть ведущей деятельностью и ребенок должен был ею овладеть, ее дальнейшее развитие непосредственно связано с семьей младшего школьника.      Наконец, само общение со сверстником тоже прямо и непосредственно зависит от общения со взрослым.

     Таким образом, общение ребенка со взрослым – первоосновно и является необходимым условием возникновения и общения со сверстниками, условием самого  психического развития. Дети, особенно в дошкольном возрасте, действуют рядом, часто не замечая друг друга. Они отличаются непосредственностью, неумением принять чужую точку зрения, неспособностью понять другого, договориться с ним. Эти черты личности ребенка и определяют характер его общения со взрослым. Оно также непосредственно и импульсивно, обусловлено лишь наличной ситуацией. Если ребенок и договаривается со взрослым, если он начинает строить отношения исходя из смысла, контекста ситуации, то это заслуга целиком и полностью взрослого.  Живя в мире взрослых, общаясь с ними, малыш все время сталкивается с противоречиями. С одной стороны, ему во всем хочется походить на взрослых. Он изо всех сил старается, в чем только может, быть похожим на маму или папу. Пример, одна девочка, боготворившая отца, пришла к нему и сказала, что будет курить, поскольку курит он. Наше любимое изречение "Что дозволено Юпитеру,  то не дозволено быку" не понятно детям не из-за того, что они не знают, кто такой Юпитер, и плохо представляют себе быка. Оно не может быть им понятно, потому что они не видят разницы между собой и взрослым (а если и видят, то всячески стремятся ее устранить). С другой стороны, малыш все время отстаивает свое право на самостоятельность. Между высказыванием годовалого малыша "Я сам", его нежеланием сидеть на руках у взрослого и фразой 16-летнего подростка "Когда хочу, тогда и приду" и его нежеланием подчиниться воле взрослых психологически нет никакой разницы. И там и тут – отстаивание своего права на самостоятельность, желание освободиться от зависимости.

    Это на первый взгляд неразрешимое противоречие является ядром психического развития ребенка, а внешне противоположные линии (желание жить самостоятельной жизнью и походить на взрослого) тесно связаны между собой.Так, например, в общении со взрослым малыш удовлетворяет свое желание походить на него. Он пытается, правда, не всегда удачно, подражать взрослому, говорить такими же, как взрослый, словами, обсуждать темы, которые интересуют взрослого, – другими словами, он лучше или хуже играет роль взрослого.

    В общении ребенка со сверстниками реализуется – стремление к самостоятельности. Не зря ведь дети не любят, когда в их коллективные дела вмешивается взрослый. Они любят создавать тайны, таинственно шептаться друг с другом, сочинять свой язык, чтобы было понятно только им, и т.п. Они даже часто объединяются против взрослых, образуя единый фронт.

   Таким образом, существующие в психическом развитии ребенка две линии воплощаются в двух сферах общения. Но дело в том, что тенденция к самостоятельности возникает у ребенка в явном виде уже в первый год жизни, а вот общение со сверстниками начинается значительно позже. Как же быть? Что мы можем и должны делать в этом случае? Оказывается, что и общение ребенка со взрослым, и его общение со сверстниками не однородны, а предполагают внутри себя разного рода отношения, они подготавливают ребенка к общению со сверстниками.

    Эти две разные позиции взрослого могут быть представлены вместе, если, например, мама и папа выступают одновременно в двух амплуа. Для ребенка вызывает интерес, когда в семье он  с мамой  что-нибудь делает  для папы по секрету от него, а потом  он  объединяется с папой и готовит сюрприз для мамы или бабушки. Это объединение очень важно, так как ставит всех участников в одинаковое, равное положение. А тот, для кого этот секрет делается, может быть как раз "взрослым взрослым".

 Таким образом, источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот процесс влияет на развитие как интеллектуальной, так и личностной сфер ребёнка. Это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь - дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.
Советы родителям:
(можно раздать в виде памятки)
- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
- Первое условие школьного успеха – самоценность  ребёнка для его родителей.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учиться ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.
- Обязательное знакомство его с одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
- Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие сарказм и жестокость.
- Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организации обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребёнка не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка

 

 

 

 

Автор Карасева Наталия Вячеславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 2815
Номер материала 29933
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓