Главная / Начальные классы / План-конспект по ОРКСЭ на тему: "Каждый интересен" (4 класс)

План-конспект по ОРКСЭ на тему: "Каждый интересен" (4 класс)

hello_html_m21d92dca.gifПепеляева Светлана Николаевна

учитель начальных классов

Тенистовская общеобразовательная школа I-III ступеней

Бахчисарайского района

Республика Крым



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Каждый интересен

(Тема урока)



Аннотация к уроку: Урок в 4 классе по теме «Каждый интересен» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемное обучение, тестовая работа, групповая работа, индивидуальная работа.



ФИО (полностью)

Пепеляева Светлана Николаевна

Место работы

Тенистовская СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

Класс

4

Тема и номер урока

Каждый интересен. V урок.

Базовый учебник

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.












Образовательные:

- изучить основное этическое понятие «дружба»;

 - сформировать правила общения, умение применять их;

Воспитательные:

- воспитывать уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

-  развивать память;

-  развивать умения преодолевать трудности;

-  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи: 

- Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

- Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.

- Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

Оборудование:

эпиграфы, материалы для работы в группах, индивидуальной работы

Тип урока:

комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Слово учителя

Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

2. Метод «Ассоциативный куст»

- Придумайте ассоциаии к слову одноклассник

II.Актуализация знаний

Прочитайте слова друг, приятель, товарищ. Что их объединяет?

- Чем они отличаются друг от друга?

III. Сообщение темы урока

- Определите тему урока.

Молодцы! Тема нашего урока «Каждый интересен».

Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).

Сегодня мы с вами мы выясним:

  • Что такое дружба?

  • Настоящий друг – кто он?

  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?

  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?

  • Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

IV. Работа над темой урока.

  1. Работа над понятием «дружба».




1 ученик: Мы- это слово короткое очень,

Но нет слова на свете волшебней его.

В нем, между прочим, две буквы всего.

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино?

Может быть, хороший пас в футболе?

Может быть, подсказку у доски?

Может быть, защиту в драке школьной?

Или просто средство от тоски?

2 ученик: Ну, а может быть, молчанье в классе?

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стену разукрасил,

Михаил всё видел и молчит?

Разве это дружба, если кто – то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься дома не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

3 ученик: Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама «Вы не в школе?»

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба - если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

4 ученик: Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба – если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить.

Терпеливо объяснять задания,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему своё внимание

Две недели, месяц или год…

5 ученик: Если друг твой что – то, к сожалению,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомнения,

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

6 ученик: Дружба в радости и дружба в ссоре,

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей- белых, и цветных.

Дружба – это если пишут дети

Письма детям другой страны.

Дружба – это мир на всей планете.

7 ученик: С детства дружбой дорожи!

Нет друга -ищи, а нашел – береги!

Друзья познаются в беде!

Не дорог подарок – дорога дружба!


Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)

2.Работа в парах

Разбейте слова на два столбика

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность


ПОМОГАЕТ ДРУЖБЕ МЕШАЕТ ДРУЖБЕ


__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________


Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще

дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)

3.Работа с баснями.

Басня:

Спросила молния у солнца:

«Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, я ведь тоже очень яркая?»

Солнце ответило: «Они любят тепло и ласку».

Молния сказала: «От моих пожаров, бушующих на земле, много тепла, но это их не устраивает!»

Солнце сказало: «Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед».

Учитель: Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

Басня:

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.

Волк выскочил и хотел ее съесть

Белка стала просить: «Пусти меня!»

Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете»

Белка сказала:

«Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

«Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому, зла не делаем».

Учитель: Кто из героев вызывает ваши симпатии, а кто нет?

Вывод: Не делай зла, будь добрым.


Что нужно соблюдать, чтобы дарить радсть общения друг другу?


Прочитайте ответ в учебнике на стр.26.


4.Работа в группах

Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?

Каким не должен быть настоящий друг?

Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

1 группа:

Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли назвать героя настоящим другом и почему?http://www.happy-school.ru/kartinki/rain.jpg

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

2 группа:

В. Осеева «До первого дождя».

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Давайте с вами попробуем открыть секреты общения, дружбы.

V.Закрепление изученного.

1.Работа с метафорой «Все в твоих руках»

Учитель: Эта история произошла давным - давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе.

И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее»

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках».

Учитель: Я думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку относиться с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Давайте вспомним песню, в которой говорится о том, что улыбкой согревается сердце и становится весело на душе.


VI. Подведение итогов.

1.Составь пословицы.



ED0153

Будете друг за дружку держаться -

Вместе тесно,

можете ничего не бояться.



тому не на кого рассчитывать в беде.

друга потеряешь - уже не вернёшь.

Добро потеряешь - опять наживёшь,

Кто оторвался от друзей и товарищей,

а врозь скучно.















я дорожу нашей дружбой

2.Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего примирения: Рисунок11



Извини, пожалуйста

Больше не будем ссориться

я сожалею о сделанном

мне очень стыдно

давай мириться

прошу прощения















VII. Домашнее задание.

Вспомните и запишите хорошие, добрые слова на букву «Д».

VIII. Рефлексия.


Учитель: Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам, чтоб добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтоб добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!



Использованная литература:

  1. Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014



План-конспект по ОРКСЭ на тему: "Каждый интересен" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок в 4 классе по теме «Каждый интересен» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемное обучение, тестовая работа, групповая работа, индивидуальная  работа.

 

I. Организационный момент.

1. Слово учителя

 Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

2. Метод «Ассоциативный куст»

- Придумайте ассоциаии к слову одноклассник

II.Актуализация знаний

– Прочитайте слова друг, приятель, товарищ. Что их объединяет?

- Чем они отличаются друг от друга?

          III. Сообщение темы урока

        - Определите тему урока.

– Молодцы! Тема нашего урока «Каждый интересен».

– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).

– Сегодня мы с вами мы выясним:

·                     Что такое дружба?

·                     Настоящий друг – кто он?

·                     Какими качествами должен обладать настоящий друг?

·                     Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?

·                     Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

           IV. Работа над темой урока. 

Подробнее узнаете при скачивании.

Автор Пепеляева Светлана Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 4704
Номер материала 41593
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓