Главная / ИЗО, МХК / План-конспект открытого урока по теме "Цветомузыка"

План-конспект открытого урока по теме "Цветомузыка"

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока (2-ух уроков по 45 мин.)

во 2 классе по предмету «Изобразительное искусство».

(Учитель Микшеева Ада Юльевна,

педагог-психолог Быкова Наталья Сергеевна)

Тема урока: «Цветомузыка и настроение».

Задачи урока:

  • Познакомить детей с теорией цветомузыки;

  • дать представление о творчестве художников и композиторов, обладавших «цветным слухом» (А Скрябина, А. Римского-Корсакова, М. Чюрлёниса);

  • совершенствовать навыки при работе красками (по-мокрому и мазками);

  • развивать креативность, цветное образное мышление и фантазию;

  • воспитывать чувство цвета (колорита) и художественный вкус.

Зрительный ряд:

Фотографии моря в различных состояниях; репродукции картин на данную тему; портреты А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова, М. Чюрлёниса; видео-презентация живописных работ М.Чюрлёниса под музыкальное сопровождение его поэмы «В лесу»; видеофрагмент из шоу Поющих фонтанов; изображение радуги; «ромашка настроения» с семью основными цветами + белый и серый; карточки с фамилиями композиторов и словами: «цветомузыка, настроение, фантазия, колорит, пейзаж, композитор, палитра».

Звуковой ряд:

  • аудиозапись шума моря;

  • А. Вивальди – «шторм» (исп. В. Мэй);

  • М. Чюрлёнис – симфоническая поэма «Море».

Материалы и оборудование:

Плотная бумага для акварели формата А3, гуашь – 12 цветов, кисти разного размера (синтетика), палитра, баночки для воды.

Ход урока.

Активная беседа: (10 мин.)

Учитель: «Здравствуйте, ребята. Вы пришли сегодня на необычный урок. Мы будем говорить о том, как цвет и музыка помогают творчеству и влияют на ваше настроение. Ведь наше настроение тоже имеет цвет: когда нам радостно – мир вокруг окрашен в яркие радужные хроматические цвета, а когда грустно – в ахроматические: серые и чёрные. Прислушайтесь сейчас к себе и подумайте, а какого цвета сейчас ваше настроение? Выберите один из лепестков нашей «ромашки настроения». Видите – ваше настроение теперь имеет цвет.

А теперь отгадайте загадку:

Из-за облачных высот,

Глядя на долину,

Вышел семицветный кот,

Круто выгнув спину.

Что же это такое, ребята?»

Ответ учеников: «Радуга».

Учитель: «Правильно. На прошлом уроке мы с вами рисовали радугу. Вы уже знаете, что есть основные и дополнительные цвета. А сколько всего цветов в радуге?»

Ответ учеников: «Семь».

Учитель: «Верно. Подумайте, а где ещё встречается число 7?»

Ответ учеников: «7 дней недели, 7 чудес света, 7 музыкальных нот».

Учитель: «Вы правильно догадались, что в музыке тоже семь основных нот, как есть семь основных красок в живописи. На это совпадение, обращали внимание многие композиторы, которые придумывали музыку. Русские композиторы А. Скрябин и А. Римский-Корсаков смогли даже написать такие произведения, где каждая нота соответствовала какому-либо цвету. Они сами обладали цветным слухом и хотели поделиться своей уникальной способностью со всеми людьми. Каждый из них даже придумал свою таблицу соответствия цвета и звука. Сейчас вы это увидите и услышите».

Учитель на фортепьяно нажимает поочерёдно на клавиши и показывает лепесток с цветом, соответствующим ноте.

(Соответствие нот цветам по теории Скрябина: до – белый, ре – жёлтый, ре-бемоль – фиолетовый, ми – синий, фа – красный, соль – оранжевый, ля – зелёный, си – серый).

Учитель: «Композитор Скрябин создал целое музыкальное произведение «Прометей», исполнение которого должно было сопровождаться цветным светом, где цвета соответствовали нотам. Таким образом, он хотел, чтобы люди, пришедшие слушать его музыку, могли видеть её цветной, так же, как он сам. Сейчас эту идею широко используют, и я предлагаю вам посмотреть фрагмент шоу Поющих фонтанов, где соединились не только музыка и цвет, но и красота струй падающей воды.

Идёт демонстрация видеофрагмента. (2 мин).

Однако композиторы Скрябин и Римский-Корсаков не умели рисовать, поэтому им было сложно в своё время объяснить своим слушателям, как можно видеть цветную музыку. А вот литовскому композитору Микалоюсу Чюрлёнису эта задача оказалась под силу, потому что он был ещё и художником. И свои картины он называл так же, как музыкальные произведения: фуги, сонаты, этюды и т.д. Он мечтал превратить музыку в живопись. Его вдохновляли образы природы: лес, море, горы – величественные и прекрасные. Сейчас мы с вами посмотрим видео-презентацию его картин, которая будет сопровождаться музыкой, им написанной. Мы увидим, как обладание цветным слухом помогало художнику быть композитором, а композитору - художником».

Идёт демонстрация презентации. (5 мин.)

Постановка учебной цели: (10 мин.)

«Как вы думаете, ребята, что помогало Микалоюсу Чюрлёнису создавать такие великолепные и необычные картины, которые вы только что видели?»

Ответ учеников: «Музыка».

Учитель: «Конечно, музыка! С помощью цвета он создавал музыку, а с помощью нот – писал картины. И мы сегодня, как и этот замечательный художник, попробуем нарисовать картины с помощью музыки. Давай вместе с вами научимся это делать. Сейчас будут звучать разные музыкальные фрагменты на одну общую тему. Эта тема – море. А вы попробуете расслабиться закрыть глаза (я выключаю в классе свет) и представить себе море…»

Звучит аудиозапись шума моря. (1 мин.)

«Какое море вы представляли?»

Ответ учеников: «Спокойное море голубого, бирюзового, светло-синего цветов».

Учитель: «Хорошо. А какое море вы теперь увидите?»

Звучит произведение А. Вивальди «Шторм» в исполнении В. Мэй (2 мин.)

Ответ учеников: «А теперь море бурное, тёмное, чёрно-синее, фиолетовое. На нём большие волны, молния, корабль попал в бурю».

Учитель: «Да, совершенно верно. Вот вы и научились видеть музыку в цвете! А чтобы ещё лучше разбудить вашу фантазию и «цветной слух» мы будем слушать музыкальное произведение М. Чюрлёниса «Море», и вы нарисуете свои картины на эту тему. Перед вами лежит краски. У Чюрлёниса тоже были такие краски, но как вы думаете, чем ещё он пользовался, чтобы создавать такие великолепные картины, которые вы только что видели?»

Ответ учеников: «Палитрой, чтобы смешивать цвета».

Учитель: «Правильно, у вас на столах есть и краски, и палитра, давайте попробуем смешать те цвета, которые вам подскажет музыка».

Гимназисты смешивают краски, создавая новые цвета. (3 мин.)

Учитель: «Я вижу, что у вас получаются красивые оттенки цветов, а чтобы правильно нарисовать морскую воду, нам поможет техника горизонтальных мазков и работа по мокрому фону».





Учитель на доске демонстрирует названные технические приёмы.

Учитель: «Теперь вы можете приступать к работе, вслушиваясь в музыку».

Перед практической частью урока проводится тематическая

Физ-минутка «Море». (2 мин.)

Учитель: «Раскинулось море – берегов не видно. Текут волны с севера на юг и юга на север. На волнах играют разноцветные рыбки: плавают и ныряют. На морском песке отдыхают крабы и даже зубастые крокодилы. А над морем – в высоком-высоком синем небе летают прекрасные белые чайки».

Практическая часть: (45 мин.)

Гимназисты приступают к работе.

Во время практической работы звучит симфоническая поэма М. Чюрлёниса «Море». Учитель наблюдает за работой гимназистов, подсказывает и помогает им по мере необходимости.

По истечении первого урока гимназисты уходят на перемену, затем возвращаются и продолжают работу. Спустя 20 мин. с начала второго урока проводится зрительная гимнастика. (3 мин.)

Итог-завершение урока: (12 мин.)

На доске учитель закрепляет работы гимназистов.

Учитель: «Молодцы, ребята! А как же называются ваши работы?»

Ответ учеников: «Морские пейзажи».

Учитель: «Вы правы, у вас получились красивые и разные морские пейзажи. У каждого возникли свои образы, которые вы постарались воплотить в ваших работах. Мы будем и дальше работать над развитием цветного слуха, чтобы вы могли не только слышать, но и рисовать музыку.

В начале сегодняшнего урока мы с вами определили цвет своего настроения. Сейчас, когда урок подходит к концу, что вы можете сказать: как изменилось ваше настроение? Если оно поменяло свой цвет – выберите другой лепесток нашей радужной ромашки. Расскажите о своих ощущениях. Что вам больше всего понравилось?

Ответы учеников.

Учитель: «Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, и результат получился достойным вашего труда. Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами».

Уборка рабочего места: (3 мин.)









План-конспект открытого урока по теме "Цветомузыка"
  • ИЗО, МХК
Описание:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого  урока (2-ух уроков по 45 мин.)

 во 2 классе по предмету   «Изобразительное  искусство».

(Учитель Микшеева Ада Юльевна,

педагог-психолог Быкова Наталья Сергеевна)

Тема урока: «Цветомузыка и настроение».

Задачи урока:

·   Познакомить детей с теорией цветомузыки;

·   дать представление о творчестве художников и композиторов, обладавших «цветным слухом» (А Скрябина, А. Римского-Корсакова, М. Чюрлёниса);

·   совершенствовать навыки при работе красками (по-мокрому и мазками);

·   развивать креативность, цветное образное мышление и фантазию;

 

·   воспитывать чувство цвета (колорита) и художественный вкус. 

Автор Микшеева Ада Юльевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 683
Номер материала 32204
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓