Главная / Классному руководителю / по предмету "Духовное краеведение Подмосковья", проведенное с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по теме: «Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»

по предмету "Духовное краеведение Подмосковья", проведенное с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по теме: «Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»

Древнерусское зодчество:

внешний вид и духовный смысл православного храма

(На уроке духовного краеведения Подмосковья)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть отражение догматов христианства в памятниках древнерусского зодчества на основе изучения внешнего облика и внутреннего устройства православного храма.

Средства обучения:

  • учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие))». Под. редакцией JI.H. Антоновой. М., 2007.»

  • иллюстративный материал «Храмы древней и средневековой Руси»

  • атлас Московской области

  • раздаточный материал «Устройство православного храма»

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление

  5. Домашнее задание

Проверка знаний по материалу урока «Символы христианской культуры» организуется в форме фронтальной беседы по вопросам домашнего задания:

  1. Назовите с какими символами христианского искусства мы познакомились на прошлом уроке. Учащиеся должны назвать крест, голубь, нимб, рыба.

  2. Объясните значение слова «символ» в христианской культуре. Учащиеся воспроизводят определение, данное в учебном пособии и выписанное в тетрадь.

  3. Какой из символов христианской культуры самый главный? Почему? Учащиеся говорят, что главным символом христианской религии и культуры является крест — символ искупительной жертвы Иисуса Христа и воспроизводят материал в рамках учебного текста и дополнительного материала пособия.

Изучение нового материала: Подготовка к изучению нового материала учащимися включает в себя актуализацию тех отрывочных знаний о христианском храме, которые учащиеся уже получили из кура Духовное краеведение Подмосковья и привлечение их личного опыта.

Учитель в небольшом вводном слове определяет для учащихся тему урока «Православный храм» и говорит им о том, что в течение занятия они узнать как и почему именно так устроен христианский храм, увидят и научаться понимать не только внешнюю красоту древнерусского зодчества, но и внутренний глубинный смысл христианского храма как образа мира земного и мира Небесного.

Для активизации познавательного интереса учащихся учитель ставит перед учениками проблемное задание:

Ученики нашей школы по моей просьбе провели небольшое исследование. Они задали один и тот же вопрос ученикам, учителям и родителям: «Что такое древнерусский храм?» и получили следующие ответы:

  1. Храм - это памятник русской культуры, который надо бережно сохранить.

  2. Храм - это дом Бога.

  3. Храм - один из символов христианской веры.

  4. Храм - место, где священник совершает богослужение.

Как ты считаешь, какой из ответов правильно и точно отражает смысл и значение храма в русской православной культуре?

В ходе обсуждение учащиеся приходят к выводу, что все представленные ответы верны. Варианты должны быть записаны на доске под темой урока, чтобы в течение всего занятия быть перед глазами учащихся и мотивировать их к размышлению.

После выполнения проблемного задания учитель рассказывает учащимся историю возникновения христианских храмов.

История возникновения христианских храмов восходит к такому важнейшему событию, как Тайная вечеря Иисуса Христа со своими учениками. Так как история Нового Завета уже изучалась, учитель может предложить кому-нибудь учеников кратко описать это событие или повторяет рассказ о нем сам.

Так были заложены основы христианского храма как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, совершение таинств и христианского богослужения. Во времена распространение христианства в Римской империи местом молитвенных собраний христиан служили дома богатых верующих или особые постройки в их имениях - базилики. Это большие прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей, украшенное изнутри и снаружи рядами колонн. С одной из меньших сторон имелся вход, а с противоположной стороны здания полукруглая ниша - абсида.

Однако гонения на христиан заставили их искать более безопасные места Для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы - большие подземелья, в стенах которых хоронили умерших. По размерам они делились на кубикулы - небольшие квадратные помещения, похожие на часовни, крипты - помещения средних размеров, предназначенные не только для погребений, но и для собраний и богослужений и самые большие по размерам подземные храмы – капеллы.

Подземный христианский храм представлял собой прямоугольное помещение, с восточной стороны которого устраивалась обширная полукруглая ниша, отделенная от остального храма решеткой. Затем следовала средняя часть храма, где собирались верующие, и отдельная часть для тех, кто еще не прошел обряд крещения (их называли оглашенными) и кающихся. С тех давних пор все христианские храмы устраивают точно также.

Рассказ учителя может сопровождаться показом иллюстраций с изображениями подземных храмов и базилик.

По окончании рассказа учитель предлагает ученикам записать названия древних христианских храмов в тетрадях.

Строительство православных храмов на Руси началось с принятием христианства. Первые русские храмы строились по образцу храма Святой Софии в Константинополе. Рассмотрим подробнее их внутреннее устройство.

Учащимся предлагается самостоятельная практическая работа с раздаточным материалом: Начертить в тетрадях план православного храма и выписать основные элементы его внутреннего устройства (см. приложение 1).

По окончании самостоятельной практической работы учитель подробно рассказывает о самой важной части храма - алтаре. Для христиан это место особого присутствия Божиего и символ Царствия Небесного. В центре алтаря находиться Святой Престол, символизирующего собой гроб Самого Спасителя.

Здесь уместно спросить у учащихся кого и почему в христианской культуре именуют Спасителем.

После ответа учитель продолжает рассказ и говорит о том, что слово алтарь в переводе с латыни означает возвышенное место. И действительно во всех христианских храмах алтарь расположен выше основной части храма, где находятся верующие.

В середине абсиды, напротив престола находиться возвышение, которое называют «Горнее место», на котором во время богослужения незримо присутствует Господь. Справа от Горнего места располагается жертвенник. В той части храма совершается главное таинство христианства - Таинство Причащения.

Алтарь отделен от остальной части храма (ее называют еще четверик) специальной алтарной преградой - иконостасом. Почему? Мы уже говорили, что христианский храм символизирует вселенную: мир земной и мир Небесный. Учитель предлагает учащимся подумать над вопросом:

  • Как вы думаете, какая часть храма является символом мира Небесного? Почему она с древности отделялась от остальной части храма?

Далее учитель зачитывает учащимся слова Павла Флоренского:

«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не казался для нас как ничто. Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма...»

В центре алтарной преграды расположены широкие двери - Царские врата. Через них присутствующие на богослужении верующие могут видеть Святой престол и Горнее место.

Далее учитель предлагает ученикам совершить воображаемое путешествие в христианский храм с помощью текста учебника. Но прежде чем совершить

наше путешествие, говорит он, следует запомнить правила поведения в

  • Находясь в храме следует вести себя тихо. Шум, посторонние разговоры, смех, хождение оскорбляют святость этого места.

  • В храме мужчины снимают головные уборы, а женщины напротив должны входить в храм с покрытой головой.

А теперь давайте войдем в храм. Учитель предлагает кому-нибудь из учеников с хорошей дикцией и умеющему читать выразительно прочесть текст о внутреннем убранстве храма (с. 73-74). Если ученики плохо читают, лучше прочесть текст самому.

После прочтения текста учитель спрашивает учеников:

  • Какие чувства они испытали посетив храм? Почему?

  • Почему в храме красиво? Как он украшен?

Далее учащиеся по рисунку в раздаточном материале (приложение 2) знакомятся с правилами украшения храма - канонами. Работа с рисунком сопровождается комментариями учителя.

По окончании работы учитель предлагает записать в словарь новые слова и понятия, изученные на этом уроке:

Алтарь

Четверик

Иконостас

Клирос

Канон

Изучив внутренне устройство храма и узнав о его духовном смысле, обратимся к внешнему облику русских православных храмов. Не смотря на то, что внутренне устройство храма, следуя древней традиции и священному смыслу, подчинено строгому порядку, по внешнему своему облику православные храмы очень разнообразны и красивы.

Внимание учащихся обращается на иллюстративный материал «Храмы древней и средневековой Руси», представленный на доске.

На основании этого материала учитель кратко характеризует различные архитектурные стили храмов Руси (крестово-купольный, шатровый, нарышкинское барокко), так как этот материал уже знаком ученикам из курса истории и МХК.

Основное внимание уделяется символичности облика этих построек:

  • Однокупольный храм — символ единства Бога, совершенство творения

  • Два купола символизируют двойственную природу Иисуса Христа

  • Три — Святую Троицу

  • Четыре купола — символ четырех евангелистов

  • Пять с одним возвышающимся - Христос и 4 евангелиста

  • Семь — 7 таинств Церкви


Не только количество куполов, но сама форма построек имела символическое значение:

  • Храмы, имевшие в плане форму креста (крестово-купольные) символизировали Крест Христов

  • Храмы, имевшие в плане форму круга, символизировали Вечность Церкви (круг - символ вечности)

  • Храмы, в виде восьмиугольной звезды - Вифлеемскую звезду

  • Строились храмы в виде прямоугольника - символ корабля.

Учитель предлагает ученикам внимательно рассмотреть фотографии православных храмов, представленные в пособии и ответить на вопросы:

  • Каков облик православных храмов? Почему они красивые?

  • Несмотря на разнообразие архитектуры, по каким архитектурным особенностям мы сразу узнаем православный храм? (купола, кресты)

Учитель обращает внимание учащихся и на другие общие элементы в архитектуре православных храмов, предлагает им прочитать их правильные названия на стр. 73 учебника и внимательно рассмотреть рисунок схему на стр 72.

После выполнения этого задания учащимся предлагается записать эти термины в тетрадь, дополнив словарь урока.

Закрепление нового материала:

Учащиеся предлагается выбрать один из православных храмов, изображенных на иллюстрациях учебника или на иллюстративном материале «Храмы древней и средневековой Руси», представленном на доске и написать небольшое сочинение по теме: «Православный храм».

Предполагается, что при выполнении этой работы учащиеся используют все новые знания полученные на уроке, осмыслят и обобщат их.

Учитель при проверке этого задания получает возможность проверить уровень усвоения материала урока и эмоциональное восприятие учениками этой темы, определив таким образом успешность выполнения целей урока.

Домашнее задание:

Домашнее задание предлагается разного уровня сложности с учетом дифференцированного подхода к учащимся:

  • Выполни творческий проект (можно групповой) по вопросам 1-5 к теме 4.

  • Составить кроссворд по материалу темы

  • Используя атлас Московской области составить маршрут духовного краеведения по храмам, освященным в честь Спасителя или Богородицы. Подготовить небольшой устный рассказ по событиям Священной истории, отраженной в названиях найденных храмов.




по предмету "Духовное краеведение Подмосковья", проведенное с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по теме: «Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»
  • Классному руководителю
Описание:

План-конспект открытого урока по предмету "Духовное краеведение Подмосковья", проведенное с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в структурном подразделении ГБПОУ МО "СТТ" г. Дрезна по теме: «Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»

(На уроке духовного краеведения Подмосковья)

Тип урока:комбинированный

Цель урока:раскрыть отражение догматов христианства в памятниках древнерусского зодчества на основе изучения внешнего облика и внутреннего устройства православного храма.

Средства обучения:

   учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие))». Под. редакцией JI.H. Антоновой. М., 2007.»

   иллюстративный материал «Храмы древней и средневековой Руси»

   атлас Московской области

   раздаточный материал «Устройство православного храма»

План урока:

1.Организационный момент

2.Проверка знаний

3.Изучение нового материала

4.Закрепление

5.Домашнее задание

Проверка знанийпо материалу урока «Символы христианской культуры» организуется в форме фронтальной беседы по вопросам домашнего задания:

1.Назовите с какими символами христианского искусства мы познако­мились на прошлом уроке. Учащиеся должны назвать крест, голубь, нимб, рыба.

2.Объясните значение слова «символ» в христианской культуре. Уча­щиеся воспроизводят определение, данное в учебном пособии и выпи­санное в тетрадь.

3.Какой из символов христианской культуры самый главный? Почему? Учащиеся говорят, что главным символом христианской религии и культуры является крест — символ искупительной жертвы Иисуса Христа и воспроизводят материал в рамках учебного текста и до­полнительного материала пособия.

Изучение нового материала:Подготовка к изучению нового материала учащимися включает в себя актуализацию тех отрывочных знаний о христиан­ском храме, которые учащиеся уже получили из кура Духовное краеведение Подмосковья и привлечение их личного опыта.

 

Учитель в небольшом вводном слове определяет для учащихся тему урока «Православный храм» и говорит им о том, что в течение занятия они узнать как и почему именно так устроен христианский храм, увидят и научаться понимать не только внешнюю красоту древнерусского зодчества, но и внутренний глубинный смысл христианского храма как образа мира земного и мира Небесного.

Автор Пучкова Нина Яновна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 711
Номер материала 11513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓