Древнерусское зодчество:
внешний вид и духовный смысл православного
храма
(На уроке духовного краеведения
Подмосковья)
Тип урока: комбинированный
Цель урока: раскрыть отражение догматов христианства в
памятниках древнерусского зодчества на основе изучения внешнего облика и
внутреннего устройства православного храма.
Средства
обучения:
• учебное пособие «Духовное краеведение
Подмосковья (История и культура религии (Православие))». Под. редакцией JI.H. Антоновой. М., 2007.»
• иллюстративный материал «Храмы древней и
средневековой Руси»
• атлас Московской области
• раздаточный материал «Устройство
православного храма»
План
урока:
1.Организационный
момент
2.Проверка
знаний
3.Изучение
нового материала
4.Закрепление
5.Домашнее
задание
Проверка
знаний по
материалу урока «Символы христианской культуры» организуется в форме
фронтальной беседы по вопросам домашнего задания:
1.Назовите
с какими символами христианского искусства мы познакомились на прошлом уроке. Учащиеся должны назвать крест, голубь, нимб, рыба.
2.Объясните
значение слова «символ» в христианской культуре. Учащиеся
воспроизводят определение, данное в учебном пособии и выписанное в тетрадь.
3.Какой из
символов христианской культуры самый главный? Почему? Учащиеся
говорят, что главным символом христианской религии и культуры является крест —
символ искупительной жертвы Иисуса Христа и воспроизводят материал в рамках
учебного текста и дополнительного материала пособия.
Изучение нового материала: Подготовка к
изучению нового материала учащимися включает в себя актуализацию тех
отрывочных знаний о христианском храме, которые учащиеся уже
получили из кура Духовное краеведение Подмосковья и привлечение их
личного опыта.
Учитель в небольшом вводном слове определяет для учащихся тему
урока «Православный храм» и говорит им о том, что в течение занятия они узнать
как и почему именно так устроен христианский храм, увидят и научаться понимать
не только внешнюю красоту древнерусского зодчества, но и внутренний глубинный смысл
христианского храма как образа мира земного и мира Небесного.
Для
активизации познавательного интереса учащихся учитель ставит перед учениками
проблемное задание:
Ученики нашей школы по моей просьбе провели небольшое исследование.
Они задали один и тот же вопрос ученикам, учителям и родителям: «Что такое древнерусский
храм?» и получили следующие ответы:
1.Храм - это памятник русской культуры, который надо бережно сохранить.
2.Храм - это дом
Бога.
3.Храм - один из
символов христианской веры.
4.Храм - место, где
священник совершает богослужение.
Как ты считаешь,
какой из ответов правильно и точно отражает смысл и значение храма в русской
православной культуре?
В ходе обсуждение
учащиеся приходят к выводу, что все представленные ответы верны. Варианты
должны быть записаны на доске под темой урока, чтобы в течение всего занятия
быть перед глазами учащихся и мотивировать их к размышлению.
После выполнения проблемного задания учитель рассказывает учащимся
историю возникновения
христианских храмов.
История
возникновения христианских храмов восходит к такому важнейшему событию, как
Тайная вечеря Иисуса Христа со своими учениками. Так как история Нового Завета
уже изучалась, учитель может предложить кому-нибудь учеников кратко описать это
событие или повторяет рассказ о нем сам.
Так были заложены
основы христианского храма как особо устроенного помещения для молитвенных
собраний, совершение таинств и христианского богослужения. Во времена
распространение христианства в Римской империи местом молитвенных собраний
христиан служили дома богатых верующих или особые постройки в их имениях -
базилики. Это большие прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной
крышей, украшенное изнутри и снаружи рядами колонн. С одной из меньших сторон
имелся вход, а с противоположной стороны здания полукруглая ниша - абсида.
Однако гонения на
христиан заставили их искать более безопасные места Для собраний и
богослужений. Такими местами стали катакомбы - большие подземелья, в стенах
которых хоронили умерших. По размерам они делились на кубикулы - небольшие
квадратные помещения, похожие на часовни, крипты - помещения средних размеров,
предназначенные не только для погребений, но и для собраний и
богослужений и самые большие по размерам подземные храмы – капеллы.
Подземный христианский храм представлял собой
прямоугольное помещение, с восточной стороны которого устраивалась обширная
полукруглая ниша, отделенная от остального храма решеткой. Затем следовала
средняя часть храма, где собирались верующие, и отдельная часть для тех, кто
еще не прошел обряд крещения (их называли оглашенными) и кающихся. С тех давних
пор все христианские храмы устраивают точно также.
Рассказ учителя может сопровождаться показом иллюстраций с
изображениями подземных храмов и базилик.
По окончании рассказа учитель предлагает ученикам записать
названия древних христианских храмов в тетрадях.
Строительство
православных храмов на Руси началось с принятием христианства. Первые русские
храмы строились по образцу храма Святой Софии в Константинополе. Рассмотрим
подробнее их внутреннее устройство.
Учащимся
предлагается самостоятельная практическая работа с раздаточным материалом:
Начертить в тетрадях план православного храма и выписать основные элементы его
внутреннего устройства (см. приложение 1).
По окончании
самостоятельной практической работы учитель подробно рассказывает о самой
важной части храма - алтаре. Для христиан это место особого присутствия Божиего
и символ Царствия Небесного. В центре алтаря находиться Святой Престол,
символизирующего собой гроб Самого Спасителя.
Здесь уместно спросить у учащихся кого и почему в
христианской культуре именуют Спасителем.
После ответа
учитель продолжает рассказ и говорит о том, что слово алтарь в переводе с
латыни означает возвышенное место. И действительно во всех христианских храмах
алтарь расположен выше основной части храма, где находятся верующие.
В середине
абсиды, напротив престола находиться возвышение, которое называют «Горнее
место», на котором во время богослужения незримо присутствует Господь. Справа
от Горнего места располагается жертвенник. В той части храма совершается
главное таинство христианства - Таинство Причащения.
Алтарь отделен
от остальной части храма (ее называют еще четверик) специальной алтарной
преградой - иконостасом. Почему? Мы уже говорили, что христианский храм
символизирует вселенную: мир земной и мир Небесный. Учитель предлагает
учащимся подумать над вопросом:
•
Как вы
думаете, какая часть храма является символом мира Небесного? Почему она с
древности отделялась от остальной части храма?
Далее
учитель зачитывает учащимся слова Павла Флоренского:
«Ограничение
алтаря необходимо, чтобы он не казался для нас как ничто. Небо от земли, горнее
от дольнего, алтарь от храма...»
В центре
алтарной преграды расположены широкие двери - Царские врата. Через них
присутствующие на богослужении верующие могут видеть Святой престол и Горнее
место.
Далее учитель
предлагает ученикам совершить воображаемое путешествие в христианский храм с
помощью текста учебника. Но прежде чем совершить
наше
путешествие, говорит он, следует запомнить правила поведения в
•
Находясь в
храме следует вести себя тихо. Шум, посторонние разговоры,
смех, хождение оскорбляют святость этого места.
•
В храме
мужчины снимают головные уборы, а женщины напротив должны входить в храм с покрытой головой.
А
теперь давайте
войдем в храм. Учитель предлагает кому-нибудь из учеников
с хорошей дикцией и умеющему читать выразительно прочесть текст о внутреннем убранстве храма (с. 73-74). Если ученики плохо
читают, лучше прочесть текст самому.
После прочтения
текста учитель спрашивает учеников:
•
Какие чувства
они испытали посетив храм? Почему?
•
Почему в храме
красиво? Как он украшен?
Далее учащиеся
по рисунку в раздаточном материале (приложение 2) знакомятся с правилами украшения
храма - канонами. Работа с рисунком сопровождается комментариями учителя.
По окончании
работы учитель предлагает записать в словарь новые слова и понятия, изученные
на этом уроке:
Алтарь
Четверик
Иконостас
Клирос
Канон
Изучив
внутренне устройство храма и узнав о его духовном смысле, обратимся к внешнему
облику русских православных храмов. Не смотря на то, что внутренне устройство
храма, следуя древней традиции и священному смыслу, подчинено строгому порядку,
по внешнему своему облику православные храмы очень разнообразны и красивы.
Внимание
учащихся обращается на иллюстративный материал «Храмы древней и средневековой
Руси», представленный на доске.
На основании
этого материала учитель кратко характеризует различные архитектурные стили
храмов Руси (крестово-купольный, шатровый, нарышкинское барокко), так как этот
материал уже знаком ученикам из курса истории и МХК.
Основное
внимание
уделяется символичности облика этих построек:
•
Однокупольный
храм — символ единства Бога, совершенство творения
•
Два купола
символизируют двойственную природу Иисуса Христа
•
Три — Святую
Троицу
•
Четыре купола
— символ четырех евангелистов
•
Пять с одним
возвышающимся - Христос и 4 евангелиста
•
Семь — 7
таинств Церкви
Не только
количество куполов, но сама форма построек имела символическое значение:
•
Храмы, имевшие
в плане форму креста (крестово-купольные) символизировали Крест Христов
•
Храмы, имевшие
в плане форму круга, символизировали Вечность Церкви (круг - символ вечности)
•
Храмы, в виде восьмиугольной
звезды - Вифлеемскую звезду
•
Строились
храмы в виде прямоугольника - символ корабля.
Учитель
предлагает ученикам внимательно рассмотреть фотографии православных храмов,
представленные в пособии и ответить на вопросы:
•
Каков облик
православных храмов? Почему они красивые?
•
Несмотря на
разнообразие архитектуры, по каким архитектурным особенностям мы сразу узнаем
православный храм? (купола, кресты)
Учитель
обращает внимание учащихся и на другие общие элементы в архитектуре
православных храмов, предлагает им прочитать их правильные названия на стр. 73
учебника и внимательно рассмотреть рисунок схему на стр 72.
После
выполнения этого задания учащимся предлагается записать эти термины в тетрадь,
дополнив словарь урока.
Закрепление
нового материала:
Учащиеся
предлагается выбрать один из православных храмов, изображенных на иллюстрациях
учебника или на иллюстративном материале «Храмы древней и средневековой Руси»,
представленном на доске и написать небольшое сочинение по теме: «Православный
храм».
Предполагается,
что при выполнении этой работы учащиеся используют все новые знания полученные
на уроке, осмыслят и обобщат их.
Учитель при
проверке этого задания получает возможность проверить уровень усвоения
материала урока и эмоциональное восприятие учениками этой темы, определив таким
образом успешность выполнения целей урока.
Домашнее
задание:
Домашнее
задание предлагается разного уровня сложности с учетом дифференцированного
подхода к учащимся:
•
Выполни
творческий проект (можно групповой) по вопросам 1-5 к теме 4.
•
Составить
кроссворд по материалу темы
•
Используя
атлас Московской области составить маршрут духовного краеведения по храмам,
освященным в честь Спасителя или Богородицы. Подготовить небольшой
устный рассказ по событиям Священной истории, отраженной в названиях найденных
храмов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.