Главная / Классному руководителю / Конспект открытого урока по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Воспитание детей на примере жизни героя и святого земли русской — адмирала Ф.Ф.Ушакова

Конспект открытого урока по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Воспитание детей на примере жизни героя и святого земли русской — адмирала Ф.Ф.Ушакова

План-конспект открытого урока по предмету

Духовное краеведение Подмосковья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья «Дорогами подвига святых и героев мировой и отечественной истории. Подвиг Кирилла и Мефодия»


Цель: расширение кругозора учащихся в области отечественной истории, показать историю России через создание образов великих просветителей, их деятельность во благо Отечества.


Воспитательная задача: развитие нравственных чувств любви к Родине, патриотизма, самопожертвования, упорства, мужества на примере нравственных качеств святых братьев Кирилла и Мефодия. Развитие творческого потенциала учащихся, содействие воспитанию русского национального характера.


Развивающая задача: дать первоначальное представление о жизни Кирилла и Мефодия, развивать интерес к изучению исторического прошлого. Помочь школьникам осознать значимость подвига в жизни каждого человека.


Средства: наглядные пособия, стихи.


План занятия

  1. Общая информация о Кирилле и Мефодии.

  2. Житие святых.



Ход урока:

  1. Обращение к родителям.

Нынешний человек живет в мире соблазнов. Зло мира стремится полностью подчинить его, настойчиво диктует «современные» представления о жизненных ценностях - это богатство, нажива, роскошь, ублажение своих потребностей, прихотей нечистых желаний. На эти приманки легко попадается юная душа, у которой еще не выработались защитные силы против зла, она еще не может противостоять напору воинствующих искушений. Особенно если рядом нет руки, которая остановила бы от дурных дел. Причин беды, случившиеся с малолетними правонарушителями, много. Но человек сам, только он один, отвечает перед Богом за все содеянное. Жизнь показывает, что старые воспитательные меры уже не приносят желательных результатов, священники, свидетельствуют, что самое благотворное воздействие на человека имеет ВЕРА, а на душу ребенка - яркий пример из жизни героев Отечества и святых Земли Русской.

  1. Рассказ учителя: «Бог в жизни Ушакова».

Вся жизнь великого флотоводца прошла под благотворным покровительством Господним. Он стойко нес веру, проявлял терпение, великодушие, чистоту. Он был всегда готов положить свою жизнь «за други своя», «за веру, царя и Отечество».

Рожденный на Волге, он и крещен был в храме Богоявления-на-острову как бы получил благословение на «служение водное». 13 февраля, день рождения адмирала, приходится между празднованием двух святых воинов- великомучеников: Федора Стратилата и Федора Тирона (8 и 18 февраля), в этом тоже знак его воинского призвания.

Земля Ярославская находится на пересечении святых путей Руси, освящена деяниями многих святых подвижников церкви, ратных предводителей.

Именно здесь, на земле Сергия Радонежского, Александра Невского, Иринарха, хорошо знали и представляли, как служить Отечеству, которое для живущих тут и воплощало Святую Русь.

Предания, сказы, повествования о героях, подвижниках, святых передавались из поколения в поколение, возглашались с амвонов, приносились богомольцами. Федор Ушаков был усерден в молитве, внимателен к старшим, вслушивался в живое слово старого петровского солдата и неторопливую речь странника, в молитву священника и наставления отца. Храм, семья, странники Руси - таков был мир детства Федора.

Началась его морская служба под высоким небесным покровительством. Послужил на Черном море, «сходил» в Средиземное и здесь получил под начало свой первый большой корабль «Святой Павел». И не случайно эти названия святых будут сопровождать его всю жизнь. В победоносной русско- турецкой войне и средиземноморском походе эскадры Ушакова тоже носили названия святых. И это тоже возвышало дух моряков. И их флотоводца. Особенно важно это было в средиземном походе, ибо эскадра шла освобождать единоверных православных греков от ига безбожных и разнузданных революционных войск Франции. «Богоявление Господне», «Святая Троица», «Казанская Богородица», «Симеон и Анна», «Захарий и Елисавета», «Святой Петр» во главе с ушаковским флагманом «Святой Павел» - они шли выполнять свою духовно-освободительную задачу с молитвой и именем святых.

И ясно: только Божьим промыслом и покровительством, что во всех 43-х кампаниях, в которых участвовал, проводил их и не ведал поражений и неудач. Это ли не чудо? Такого не было в мировой практике. А рядом с ним тогда действовал победоносный Суворов, который тоже выигрывал все сражения и с восхищением восклицал: «Мы - русские, с нами Бог!» Поэтому свои победы, победы русского флота, Ушаков воспринимал как дар Господний, как волю Божию и всегда благодарил Бога за эти Дары.

Севастополь! Это город Ушакова. Он был освящен его усилиями, его трудами, его заботами, его именем. Над ним простирается его дух, и в стоянии против врагов закалена воля великого адмирала. Он не сдал бы его никакому врагу, он не уступил бы его никакой чужой воле. И это должно быть заветом для всех поколений моряков.

Христианские святыни, православные храмы, души родных ему моряков находились тогда на попечении заботника и ревнителя благочестия .Федора Ушакова. Особую любовь проявлял адмирал к близким, сослуживцам, морякам: конечно, была требовательная армейская, флотская дисциплина, воинская иерархия, но для служителей морских он был «слуга царю, отец солдатам», за которыми они шли в огонь и воду в прямом и переносном смысле. Он заложил основы требовательного, высокого, христианского отношения к моряку, которое и преобладало у замечательных адмиралов и офицеров нашего флота. Особым его попечением были церкви, совершение богослужений, как на кораблях, так и на суше, в городе, в церкви любимого всеми моряками Святителя Николая, «по морю плавающих управителя».

Особую заслугу в деле православного служения имеет Ф.Ф.Ушаков при освобождении от воинствующего безбожного воинства французской Директории семи островов Греческого архипелага в Ионическом море в 1798 - 1799 годах. Но дело не только в освобождении - именно здесь Ушаков осуществил великую христианскую миссию спасения греческого народа, его православной основы.

Освобождая остров за островом, он опирался на единоверных греков. Греки безгранично верили ему, создавая ополчения, помогая освободить острова, а он твердо держал свое слово, не давая развернуться ни мятежному разбою, ни реваншистскому насилию правящих нобилей, был добр и отзывчив к населению, объявил амнистию, внимательно относился ко всем жалобам.

Приветствия, которыми обменивались моряки эскадры и местные жители освобожденных островов, поистине знаменательны: «Здравствуйте, православные!» И это было знаком единодушия и доверия друг ко другу. Поистине как триумфатора, освободителя, защитника христианства встречали его жители островов.

Французы, пообещав свободу, равенство и братство, не предоставили этого жителям и проявили революционный вандализм и варварство в святых для греков местах, они насмехались над священниками, оскверняли храмы, располагая там казармы, хотели «вытряхнуть» из раки мощи святого Спиридона Тримифунтского, которому поклоняются во всем христианском мире. - Ф. Ушаков не только «вытряхнул» французских безбожников из церквей, но не дал и своим союзникам - туркам покушаться на собственность и драгоценности святынь. Адмирал сумел наладить жизнь в этом первом после оттоманского ига греческом государстве, утвердил там «мир, тишину и спокойствие», дал одну из самых демократических, по тому времени, конституций.

Особую - возвышенную и духовную - часть прожил Федор Федорович в конце своей жизни.

Он не случайно поселился вблизи Санаксарского монастыря, куда звала память и молитва его дяди, старца Федора. Нет сомнения, что преподобный Федор в своих молитвах просил Божьего заступничества за своего боголюбивого, Отечеству преданного племянника. А тот, в свою очередь, вдохновлялся духовным подвигом дяди и молился за него. И это их молитвенное общение никогда не прерывалось. Они и легли рядом в могилы, чтобы быть вместе навеки. Оба они были воинами Христовыми и служили Господу на своих поприщах. Моряк и монах - оба служили Господу, и оба исполнили свой долг перед Отечеством.

След замечательных побед, великих свершений, героических подвигов наших предков лежит на нас. Не посрамить его, осилить препятствия, осуществить предначертания великой судьбы - наш долг.

3. Понятия. Перед началом урока выписать слова на доске.

Путешествия по святым местам родной земли. Чудеса в Санаксарском монастыре.

Треугольник Саров — Дивеево — Санаксары — отмечен Божьим Благоговением. Арзамасские физики рассказывали о расчетах и наблюдениях, которые подтверждали, что тут происходит своеобразный разлом земных пластов, сюда особым образом сфокусированы инфракрасные и прочие лучи - поэтому тут и особое, благодатное место. Да, здесь святая земля, здесь воспаряет дух праведного Серафима Саровского, здесь особая благодать и особое молитвенное состояние. И, может быть, не случайно сюда из Санкт-Петербурга со своими духовными чадами приехал монах Федор, дядя будущего адмирала Федора Ушакова. И не случайно ему было заповедано расширить Саровское поле до Санаксарской обители.

Санаксары. 4 августа 2001 год. Монастырь светел, красив, отбелен, просто сказочный дворец. Прославление святого праведного Федора Ушакова проходило торжественно, светло, радостно. Все были в ожидании начала вечерней службы, сосредоточены, ждали сигнала митрополита Кирилла. А к нему со всех сторон подходили журналисты. С крыльца гостевого дома он давал интервью, отвечал на вопросы. «А какие чудеса были вокруг адмирала?» - настойчиво добивалась бойкая журналистка.

Отвечает отец Кирилл: «А разве это не чудо, что нашему флоту является в молитвенную помощь святой? А разве не чудо, что он провел сорок компаний и не потерпел ни одного поражения? А разве это не чудо, что упокоился он в одной могиле вместе с дядей своим родным, будущим святым Федором? А разве не чудо, что пришел он к нам, к народу нашему из небытия, в годину тяжелых испытаний Великой Отечественной войны? Да и сейчас после прославления чудеса будут наверняка».

Небо серое, сумрачное, порывы ветра несут темные тучи. Всенощное бдение началось, слаженно запел священнический и монашеский хор, а затем крестный ход двинулся к небольшой церкви с гробом, где находились честные мощи Федора Ушакова. Митрополит, священство совершают литию. Лития завершена, адмиралы берут на плечи гроб и делают шаг из храма. И тут совершается одно из чудес: небо расступается, и прямой плотный небесный столб света падает на выход из церкви. Процессия высвечивается, над Федором Ушаковым расходятся тучи. Тысяча людей ахают, молятся. Вот и чудо! Оркестр заиграл: «Гром победы, раздавайся!»

Но вот еще одна удивительная деталь. Мощевницу надо накрыть плащаницей. Монах, несущий ее, где-то замешкался, но не замешкался командующий Черноморским флотом: он проворно сорвал с древка флаг флота и накрыл мощевницу.

А в монастыре началось торжественное прославление, под звон колоколов зачитали текст деяний нового святого Русской Православной Церкви. Свершилось! Возносились молитвы, звучали псалмы и песнопения в честь нового святого Русской Православной Церкви. Владыка Кирилл первый подошел к мощам и приложился, за ним архиереи, монахи, адмиралы.

Святой праведный Федор, адмирал Флота Российского, отныне ты будешь в душе у православных русских людей, у наших воинов, от тебя ждут заступничества наши моряки!

А над головой творились чудеса: в разрезе туч над монастырским двором образовался крест. В нашей памяти он стал еще одним символом этого великого дня нашего флота.

(Оформляю материал в форме рубрик учебника «Духовное краеведение Подмосковья).

Знаете ли вы?

3 марта 1944 года учредили орден Ушакова 2 степеней и медаль Ушакова.

Первым кавалером ордена Ушакова 1-ой степени стал командующий Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф.Трибуц.

Дважды этой награды удостоены Кузнецов, Исаков, Головко, Галлер, Левченко и Холостяков.

Первым кавалером ордена Ушакова 2-ой степени стал командующий Кронштадтским оборонительным районом вице-адмирал Ю.Ф.Раль, чья прабабушка по материнской линии являлась племянницей Ф.Ф.Ушакова.

В Петербурге Военно-морская академия и Морской корпус Петра Великого награждены орденом Ушакова 1 -ой степени.

Всего за годы Великой Отечественной войны проведено 47 награждений орденом Ушакова 1-ой степени, в том числе 10 воинских частей и учреждений, а 2-ой - 194 награждения, в том числе 13 воинских частей и учреждений; медаль Ушакова получили 15 тыс. человек.

4. Обсуждаем - размышляем (подводим итоги на основе проблемной рубрики учебника).

Размышления о том, как может культурный человек совместить в своей жизни веру в Бога и военно-морское дело? В чем должна выражаться любовь к Родине, к ближнему? Что означает выражение «Благочестивый человек»?

Конспект открытого урока по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Воспитание детей на примере жизни героя и святого земли русской — адмирала Ф.Ф.Ушакова
  • Классному руководителю
Описание:

План-конспект открытого урока по предмету

Духовное краеведение Подмосковья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья «Воспитание детей на примере жизни героя и святого земли русской — адмирала Ф.Ф.Ушакова»

 

Открытый урок

 

Цель: способствовать решению задач нравственного воспитания школь­ников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответствен­ному, уважительному отношению к святыням родной земли, любви к отечест­венной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России.

 

Основные понятия: Любовь к Отечеству. Любовь к ближнему. Вера в Бо­га. Духовность. Этические нормы. Ценности жизни. Культурный человек. Ис­торическая память. Учебник «Духовное краеведение Подмосковья» (автор Шевченко Л.Л., под ред. Антоновой Л.Н.)

 

Средства: учебное пособие, иллюстрации.

 

 

План: 1. Обращение к родителям: что поможет в воспитании ребенка. 2. Рассказ учителя. Текст «Флотоводец Ф. Ф. Ушаков. Бог». 3. Работа с поня­тиями. 4. Закрепление материала: рубрика «Обсуждаем - размышляем».

Автор Пучкова Нина Яновна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 561
Номер материала 11028
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓