Главная / Другое / План-конспект открытого урока по дисциплине НХК

План-конспект открытого урока по дисциплине НХК

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

РАЗДЕЛ 4

«ФОЛЬКЛОР – ДРЕВНЕЙШАЯ ФОРМА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»


ТЕМА: «ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОТРАЖЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРЯДАХ КАЛЕНДАРНОГО КРУГА»

Цель занятия:

  • Ознакомление студентов с традиционными русскими народными христианскими праздниками, их происхождением, назначением и обычаями;

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить студентов с праздниками Троицко – Купальской обрядности;

  • изучить исторические аспекты (языческие и христианские) возникновения праздника Ивана Купалы;

  • исследовать обряды праздника;

  • современный способ проведения праздника

Развивающие:

  • Совершенствовать профессиональное мастерство и исполнительскую культуру в области народного песенно-танцевального искусства;

Воспитательные:

  • Способствовать возрождению русской народно-художественной культуры;

В результате усвоения темы студент должен иметь представление:

- о традиционных формах и художественных традициях календарных обрядов и праздников.

уметь:

- анализировать обряды и праздники в произведениях устного народного творчества;

- применять традиционные обрядовые и праздничные формы при разработке сценарных планов;

- пользоваться литературой различного направления.

знать:

- истоки русской народной обрядово-праздничной культуры;

- традиционные формы, художественные традиции народных обрядов и праздников.

Формируемые компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

  • ПК1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.

  • ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.




Тип урока: комбинированный урок. Урок изучения нового материала.

Оборудование: Хрестоматия В.Аникина «Русское устное народное творчество»; слайдовая презентация по теме; сборник «100 русских песен» в обр. Н.А.Римского-Корсакова; шаблоны сценариев; научно – популярный журнал «Народное творчество»; музыкальный инструмент (фортепиано); компьютер.

План урока:

Этап урока

Цель

Время

Методы и приемы

Организационный момент

Положительный настрой на изучение темы

2 мин.

Рассказ

Мотивация и целеполагание

Сформулировать цели и задачи урока

4 мин

Рассказ. Записи в тетради.

Актуализация знаний

Проверить исходный уровень знаний по пройденному разделу

14 мин

Фронтальная беседа.

Изучение нового материала

Ознакомить студентов с традициями и обычаями праздника ИванаКупалы

30 мин

Объяснение. Демонстрация слайдов. Самостоятельная работа с литературой.

Закрепление изученного материала

Научиться выполнять практические задачи по изученной теме

16 мин

Абстрагирование, моделирование. Запись в тетради

Первичная проверка усвоения материала

Проверить знания по теме

10 мин

Аналогия, сравнение, моделирование

Рефлексия

 

2 мин

Беседа

Домашняя работа

 

2 мин

Сообщение


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на занятии по дисциплине «Народная художественная культура».

2. Мотивация и целеполагание.

Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. И сегодня эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны. В настоящее время у молодых людей происходит утрата духовно-нравственных ориентиров, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в обществе. Современная массовая культура все дальше уводит людей от фольклора, традиций, формируя у подрастающего поколения низкопробный художественный вкус. Естественным следствием этого являются искаженные представления о таких ценностях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, патриотизм. Для формирования духовно-нравственных качеств необходимо приобщение молодежи к народной культуре и традициям, то есть народная культура может быть средством самовыражения и самопознания.

Цель нашего сегодняшнего занятия – ознакомиться с традиционным христианским праздником Ивана Купалы, его традициями и обычаями.

3. Актуализация знаний.

Для достижения цели занятия нам необходимо вспомнить материал прошлых лекций.

Фронтальная беседа.

- Что такое традиция, ритуал, обычай, обряд?

- Назовите основные астрономические даты народного земледельческого календаря.

- Перечислите христианские и народные праздники зимнего цикла.

- Как называются дни масленичной недели.

- Назовите основные даты христианских праздников ранневесеннего цикла.

- Какие приметы и поверья связаны с христианским праздником Благовещенье?

- Обозначьте основной ход праздника Красная горка.

4. Изучение нового материала.

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, так как, начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества.

Основные праздники Троицко-купальской обрядности

Троицко-купальский обрядовый комплекс является важнейшим в календарно-земледельческом цикле восточных славян. Обряды этого периода по своему содержанию призваны в ритуальной форме продемонстрировать смену весеннего сезона на летний, провести четкую границу между ними.

Календарные сроки троицко-купальского цикла варьируются в различных традициях по-своему, и в достаточно широких пределах: например, от Вознесения до Троицы, от Вознесения до Петровских заговин, от Троицы до Ивана Купалы, от Троицы до Петрова дня.

В целом, обряды весенне-летнего пограничья основаны на смешении двух культов – культа растений и культа заложных покойников.

(Выступления студентов).

Культ растений

Среди растительной символики первостепенное место восточнославянской мифологии отведено березе. Она олицетворяет женское начало (символ девушки) и связана с душами умерших (является вместилищем их душ). Женщины отправлялись в лес или рощу, определить место для предстоящего праздника. Выбирали березку, которую украшали или завивали. Из леса несли обрядовую зелень – березовые деревца и ветки, ветки клена, рябины. Так же под березой проходит ритуальная троицкая трапеза с пением обрядовых песен и вождением хороводов.

Культ заложных покойников (Региональные разновидности) Смоленско-брянское пограничье

Персонифицированный символ – кукушка. Материал и форма могут быть различными в локальных традициях. Проводят похороны кукушки – ее либо закапывают, либо разрывают на части и разбрасывают. Песни, сопровождающие данный обряд, стилистически близки духовским песням. Заметную роль играют хороводы.

Самарская область

Персонифицированный символ - Костромушка (мифическое существо, символизируемое соломенной куклой, которое кладут в корыто и топят в реке). Костромушкой мог именоваться и персонаж ряжения – конь. Его сопровождала процессия. Такое шествие называлось "водить Костромушку" и сопровождалось песнями с соответствующей жанровой «поправкой».

Русско-украинское пограничье

Мифологический персонаж – русалка. Образ русалки: чучело из тряпок, соломы, веток и мифический персонаж, представитель нечистой силы. С русалкой водили хороводы. Проводы русалки: если русалка чучело, то его уничтожали (могли сжечь, разбросать, утопить, закопать), если русалка представитель нечистой силы, то его изгоняли в символической форме. Русальные песни по своему музыкальному складу родственны духовским, менялось только содержание песен: в них поется об изгнании русалок из деревни в лес, чтобы они не причинили зла человеку, посевам, скоту.

Спасибо, ребята.

А сейчас я расскажу вам о празднике, который имеет очень древнее происхождение. Праздник этот очень любили и почитали славяне. Исторически он связан с языческим божеством Купалой, а после принятия христианства на Руси его стали отождествлять с Иоанном Крестителем, чей день отмечается 7 июля. Это был день летнего солнцеворота, когда у нас самый длинный день и самая короткая ночь в году. По народным поверьям в эту ночь активизировалась вся нечисть: ведьмы, русалки, змеи, поэтому нельзя было ложиться спать.

Давайте теперь с вами рассмотрим обряды этого праздника.

Культ воды

Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. Так же, в Иванов день топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы и используя ивановские веники. И вода и травы наделяли человека силой и здоровьем.

Солярный культ

Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активным всякая нечисть. Костер обладал магической силой, способной отгонять эту нечисть, особенно ведьм. Помимо костров, в некоторых местах в купальскую ночь поджигали колеса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Культ растительности

Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в этот день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник. С этим цветком, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь Иванова дня, можно видеть все клады. Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-Марья, который символизировал магический союз огня и воды.

А теперь вы должны сделать практическое задание.

Для этого мы организуем малые группы и выполняем задание.


Практическое задание

-из хрестоматии по устному народному творчеству выписать приметы, загадки, гадания, связанные с этим днем.

-в журнале «Народное творчество» найти методический материал по хореографии для составления сценария.

- из сборника русских песен подобрать нотный материал для разучивания хороводной песни.

h4JwP-_uYe4

IMG_0820.jpg


IMG_0826.jpg

5. Закрепление изученного материала

Для того чтобы поставить хоровод, давайте разучим песню «Уж ты хмели, ты мой хмели».

Сначала послушайте мелодию, которую я вам наиграю на инструменте. Затем попробуем спеть ее со словами.

Теперь сделаем игровой хоровод на основе тех рисунков, которые предложила вторая группа. Это будет вашим творческим заданием. (5 минут)

D:\красная горка\P10-04-14_11.59.jpg

D:\красная горка\P10-04-14_11.56[02].jpg


Получившуюся композицию снимают на видеокамеру.

6. Первичная проверка усвоения материала.

По предложенному шаблону сценария разработайте сценарные блоки праздника Ивана Купалы (групповая работа).

7 . Рефлексия.

- Что заинтересовало вас сегодня на занятии более всего?

- Как вы усвоили пройденный материал?

- Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?

- Помогло ли сегодняшнее занятие лучше разобраться в вопросах раздела?

- Пригодятся ли вам знания, и практический опыт, полученные сегодня на занятии?

8. Итоги урока. Оценки за урок.


9. Задание для внеаудиторной самостоятельной работы:

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятия: зимний, весенний, летний цикл обрядов и праздников.

  2. Дайте характеристику русскому народному земледельческому календарю.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить обзор периодических изданий проведения календарных праздников и обрядов в регионе.

  2. Составить народный календарь праздников и обрядов.

Рекомендуемая литература:

  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов / В.П. Аникин – 2-е изд., испр. идоп. – М.: Высшая школа, 2004.

  2. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура: Учебник. – М.: МГУКИ, 2000.

  3. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник. – М, 2002.

  4. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники, ритуалы: Справочник / Ф.С. Капица. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 216 с.

  5. Русский народный календарь / О.В. Третьякова, Н.В. Тверитинова. – М.: Метафора, 2006. – 608 с.

  6. Русский народный календарь: пословицы, приметы, обычаи, обряды, имена / Авт.-сост. Н.И. Решетников. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2005. – 608 с.

  7. Русские обычаи и обряды. / Автор-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2005. – 320 с.

Интернет-ресурс


1.Российский этнографический музей

http://www.ethnomuseum.ru/

2.Новосибирский государственный областной Дом народного творчества

http://www.sibculture.ru/…

3.Государственный республиканский центр русского фольклора

http://folkcentr.ru/sample-page/

4. Сайт журнала «Русская традиционная культура»

http://www.ru.narod.ru/crf




Вывод:

Важность возрождения, сохранения и развития народной художественной культуры обусловлена, в первую очередь, ее воздействием на духовный мир человека. Заботясь о ее сохранении, возможно сформировать в людях чувство принадлежности к своему народу, не потерять те нравственные ценности и идеалы, которые были выработаны предыдущими поколениями.


Спасибо за внимание!



D:\для широковой\18-19.04.2012 г. 083.jpg

План-конспект открытого урока по дисциплине НХК
  • Другое
Описание:

План-конспект открытого урока  по дисциплине  "Народная художественная культура", раздел 4 "Фольклор- древнейшая форма народной культуры", тема "Христианские праздники, отражение мировоззрения в обрядах календарного круга".Цель занятия - ознакомить студентов с традиционными русскими народными христианскими праздниками,их происхождением, назначением  и обычаями.

В результате освоения темы студенты должны уметь анализировать обряды и праздники в произведениях устного народного творчества;применять традиционные обрядовые и праздничные формы при разработке сценарных планов и уметь пользоваться литературой различного направления.

Автор Широкова Наталья Александровна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 843
Номер материала 8281
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓