Главная / Музыка / План-конспект интегрированного урока по сольфеджио на тему : Образы гармонического языка музыки

План-конспект интегрированного урока по сольфеджио на тему : Образы гармонического языка музыки


Образы гармонического языки музыки

( план - конспект интегрированного урока по предмету «Сольфеджио».

Возраст участников – 5 класс, 10-12лет )

Дутова О.А.

преподаватель дополнительного образования

МОУ ДОД «ДШИ р.п. Тельма

р.п.Тельма, Усольский район, Иркутская область









2015г.







План-конспект урока

Преподаватель: Дутова Ольга Анатольевна

Предмет: сольфеджио

Тема урока: Эмоционально-образное восприятие гармонического языка на уроках сольфеджио.

Форма проведения: коллективная

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений

Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха на уроках сольфеджио через эмоционально – образное восприятие.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление знаний о теоретических правилах построения аккордов;

- знакомство с основными закономерностями гармонического языка;

- овладение навыком грамотной записи аккордов;

- овладение умением осуществлять гармонический анализ нотного текста;

- овладение навыками жанрового варьирования;

- овладение навыками трёхголосного пения;

- формирование начальных навыков вокальной импровизации;

- закрепление умение проводить слуховой анализ.

Развивающие:

- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения;

- развитие внутреннего, гармонического слуха.

Воспитательные:

- развитие коммуникативной культуры поведения и общения;

- воспитание эмоциональной отзывчивости.

Методы:

- наглядно-образный;

- словесный;

- аналитический;

- объяснительно- иллюстративный;

- проблемно – поисковый.

Реализуемые педагогические технологии:

- личностно- ориентированные (развивающего обучения);

- информационно-коммуникативные;

- предметно-ориентированные;

- групповой деятельности.

Оборудование: фортепиано; доска с магнитами.

Наглядные пособия: Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.

Раздаточный материал:

  • Карточки с обозначениями аккордов (Т53, Т6, Т64; S53, S6, S64; D53, D6, D64) количество комплектов по количеству учащихся;

  • Карточки - ноты;

  • Альбомные листы форматом А3 с изображением нотного стана и скрипичного ключа по количеству учащихся;

  • Листы со стихами каждому учащемуся.

  • Нотный материал:





План урока

1. Организационный момент. Приветствие, сообщение названия темы и цели урока.

2. Основная часть

- беседа о гармонии.

- интонационная настройка в Ре мажоре.

- повторение основных закономерностей гармонического языка, определение "краски" аккордов.

- гармонический анализ нотного текста.

- игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.

- слуховая работа и запись аккордовой цепочки на слух.

- пение трёхголосной последовательности.

- вокальная импровизация на аккордовую цепочку.

3. Заключительная часть

- подведение итогов: формулировка вывода, выставление оценок.

- формулировка домашнего задания - сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.

- рефлексия учеников.

Конспект урока

На доске заготовлены наглядности.

Преподаватель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

Ученики:

- Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.

Преподаватель:

- А что такое аккорд?

Ученики:

- Аккорд - это сочетание трёх и более звуков.

Преподаватель:

- Ребята, а какие вы знаете аккорды?

Ученики:

- Трезвучие, септаккорд, секундаккорд:

Преподаватель:

- Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

Ученики:

- Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.

Преподаватель:

- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: "Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора".

- Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.

Ребята поют, преподаватель прикрепляет на доске карточки с названием аккордов Т53, S53 D53

Преподаватель:

- Итак, Тоническое трезвучие - это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие - Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем "краску" трезвучий.

Ученики поют и определяют "краску": II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 - уменьшенное.

Учитель на доске прикрепляете карточки с названиями аккордов под изображениями придворных. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.



Преподаватель:

- Итак, всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов (прикрепляет надписи на доску). Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход

D - S. Ребята, повторим, что такое плавное голосоведение?

Ученики:

- Общие звуки аккордов остаются на месте.

Преподаватель:

- А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Давайте проведем Гармонический анализ - определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.

Один Ученик выходит играть к инструменту.

Преподаватель:

- Ребята, по нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот (определение вешает на доску)

Ученики выполняют задание.

Преподатель:

- Где используется кадансовый оборот и из каких аккордов он состоит?

Ученики:

- Кадансовый оборот используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода.

- Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.

Преподаватель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.

Преподаватель:

- Хорошо ребята, а сейчас переходим к следующему заданию. Теперь нужно сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.

Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.

Преподаватель:

- А сейчас слуховая работа. Надо Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.

Учитель играет аккордовую последовательность

Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53

Преподаватель:

- Ребята я играю, а вы показываете а затем записываете ноту которая в басу и обозначения аккордов. Затем расшифровываем, расписываем нотами все аккорды и поём по голосам, затем трёхголосие.

Ученики по слуху определяют ноту которая в бас, показывают ее на карточках, затем записывают бас и обозначение аккордов, далее строят аккорды. Один ученик выходит к доске и выполняют задание.

Далее все поют по голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют "змейкой": первый аккорд - снизу вверх, второй - сверху вниз и т.д. Затем распределяются по голосам и поют трёхголосно.

Преподаватель:

- ребята молодцы. Вы успешно справились с заданием. Следующее задание будет такое: Нужно сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.

Один ученик играет, остальные неслышно поют - про себя.

Стихи

То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист.

Преподаватель:

- Кто хотел бы показать, что получилось?

Один ученик играет, другой поёт.

Преподаватель:

- На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание сегодня будет следующим: на данную аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш и записать ее в тетрадь.

- На этом наш урок подошел к концу. Ребята давайте сделаем вывод о том, что мы сегодня делали на уроке (идет беседа о приемах развития гармонического слуха. которые использовали на уроке). Таким образом, можно сказать. Что цель сегодняшнего урока была достигнута, задачи выполнены.

Всем спасибо. До свидания.





































Список источников информации и иллюстраций:


Литература:

1. Белая Н.В. Нотная грамота: элементарная теория музыки – игры на уроках, часть 1 – СП.б.: Композитор, 1999 – 42 С.

2. Осколова Е.Л. Сольфеджио, часть1 – М.: Владос, 2002.- 208С.

3. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте – М.: Музыка. 1981.- 271С.

4.Фролова Ю. Сольфеджио 5 класс – Ростов - на – Дону: феникс, 2033.- 111С.


Сайты в Интернете:

1. http://www.all-2music.com/solfedgio_forms_ryzhkov.html

2. http://festival.1september.ru/articles/602269

3. http://www.shatkovsky.ru/urok_solfedjio.htm


Иллюстрации:

1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text

2. http://vasenka-garasenka.forum2x2.ru/t93-topic

6


План-конспект интегрированного урока по сольфеджио на тему : Образы гармонического языка музыки
  • Музыка
Описание:

      Данный конспект урока можно использовать в качестве методической разработки в работе преподавателей ДШИ и ДМШ. В содержании урока показаны разные игровые приемы, а также способы изучения и анализа функции аккордов, музыкального  языка на уроках сольфеджио.

      Урок построен как путешествие в королевство гармонии. где каждому аккорду дается свое имя, например - Король - это Тоническое трезвучие, а Доминанта - это Королева и.т.д.

     Таким образом, через игру ребята лучше понимают смысл построения аккордовых цепочек, функциональное движение.

      Данная разработка в ее практическом применении ведет к развитию у учащихся креативных способностей, лучше развивает их музыкальный слух.

     

Автор Дутова Ольга Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 2167
Номер материала 41455
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓