Инфоурок Математика Другие методич. материалыПлан-конспект и презентация по математике на тему "Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах" 10 класс

План-конспект и презентация по математике на тему "Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах" 10 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ план-конспект урока.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЛИПОВКА»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

Урок математики по теме
«Расстояние от точки до плоскости.
Теорема о трех перпендикулярах»
10 класс
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                       Хижего Сергея Ивановича,

                                                                       учителя математики,

                                                                       первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

         Тема урока: Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех                        перпендикулярах.

 

         Цели урока:

         Дидактическая: ввести понятие расстояния от точки до плоскости; доказать теорему о трех перпендикулярах;  показать применение теоремы при решении задач.

         Развивающая: развивать пространственное воображение, память, познавательный интерес вырабатывать умение анализировать и сравнивать, формировать математическую речь и графическую культуру.

         Воспитательная: воспитывать самостоятельность в работе, приучать к эстетическому оформлению записи в тетради, умению выслушивать других, прививать аккуратность и трудолюбие.

 

         Оборудование: мел, доска, компьютер, медиапроектор, экран.

 

Ход урока

 

I.                  Психолого-педагогический момент

         Приветствие обучающихся.

         Сегодня на уроке мы введем понятия расстояния от точки до плоскости, рассмотрим и докажем важнейшую теорему о трех перпендикулярах.
         Вначале введем понятие перпендикуляра, наклонной и проекции и покажем построение отрезка, являющегося расстоянием между точкой и плоскостью, дадим строгое определение этого расстояния. Далее дадим определение расстояния между двумя параллельными плоскостями и покажем построение этого отрезка. Также дадим определение расстояния между прямой и параллельной ей плоскостью.

         Далее сформулируем теорему о трех перпендикулярах и докажем ее. Также сформулируем и докажем обратную теорему.

         В конце урока решим несколько задач с использованием теоремы о трех перпендикулярах.

 

II.              Повторение ранее изученного материала

Фронтальный опрос.

1.     Угол между прямыми равен 900. Как называются такие прямые?

Ответ: Перпендикулярными

2.     Верно ли утверждение: «Прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна некоторой прямой, лежащей в этой плоскости.

Ответ: Нет.

3.     Продолжите предложение: «Прямая перпендикулярна плоскости, если она …»

Ответ: … перпендикулярна двум пересекающимся прямым плоскости

4.     Что можно сказать о  двух прямых, перпендикулярных к одной плоскости?

Ответ: эти прямые параллельны

5.     Две прямые, перпендикулярные третьей прямой, …

Ответ: параллельны друг другу

6.     Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости?

         Ответ: как длина перпендикуляра, опущенного из данной точки на данную прямую.

7.     Слайд № 2. Вспомним, как называются отрезки АН, АМ, НМ, точки Н и М.

 

 

 

 

 

 

III.           Изучение нового материала

Перед обучающимися ставится проблема: как определить расстояние от точки до плоскости?

Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Ввести понятия перпендикуляра, проведенного из точки к плоскости.

2.                 Ввести понятие наклонной к плоскости.

3.                 Ввести понятие проекции наклонной на плоскость.

4.                 Доказать, что длина перпендикуляра меньше длины наклонной

 

Слайд 4. (Демонстрируется по ходу объяснения))

 

 

 

 

 

 

5.      Сравнить длины отрезков проведенных из точки А к плоскости α. Как Вы думаете, длину какого отрезка можно принять за расстояние от точки А до плоскости α?

Ответ: Длину перпендикуляра АВ.

6.       Обучающиеся дают определение расстояния от точки до плоскости.

«Расстоянием от точки до плоскости называется длина перпендикуляра, опущенного из данной токи на данную плоскость»

7.                 Ввести понятие расстояния между параллельными плоскостями.

 

Слайд 5. (демонстрируется в ходе обсуждения)

 

 

 

 

 

8.                 Ввести понятие расстояния между прямой и плоскотью.

Слайд 6.

 

 

 

 

 

 

 

9.                 Вводится понятие расстояния между скрещивающимися прямыми.

Наводящие вопросы:

а) Какие прямые называются скрещивающимися?

         Ответ: Прямые, которые не лежат в одной плоскости.

б) Что нужно сделать, чтобы найти расстояние между прямыми?

         Ответ: Построить плоскость, проходящую через одну из прямых, параллельную другой прямой.

в) Как построить эту плоскость?

         Ответ: Провести прямую, которая пересекает прямую b.

г) Как Вы думаете, что теперь нам нужно найти?

         Ответ: Расстояние от прямой а до плоскости α.

д) Почему длина отрезка АА1 является расстоянием между прямыми а и b.

         Ответ: Данный отрезок является перпендикуляром к обеим прямым.

е) Что же является расстоянием между двумя скрещивающимися прямыми?

         Обучающиеся формулируют понятия расстояния между скрещивающимися прямыми.

«Расстоянием между скрещивающимися прямыми называется расстояние между одной из них и плоскостью, проходящей через другую прямую, параллельно первой прямой»

Слайд 7 (демонстрация по ходу обсуждения)

 

 

 

 

 

 

10.      Решить самостоятельно с последующей проверкой: (условие задачи на слайде 8).

Определить: чем является длина отрезка АВ?

 

 

 

 

 

11.            Физкультминутка

         Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

         Упражнение 1.Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

         Упражнение 2.15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

         Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

         Упражнение 4.То же самое, но справа-налево.

         Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

 

12.            Решить задачу (данная задача подводит к изучению теоремы о трех перпендикулярах).

Задачу обучающиеся решают самостоятельно по готовому чертежу. Затем проверка комментированием каждого шага с теоретическим обоснованием (слайд 9)

Дано:

Доказать, что .

Решение:

1)     

2)   

3)      

 

 

 

 

 

 

 

13.              Формулировка и доказательство теоремы о трех перпендикулярах (слайд 11) (оформляется в тетради и одновременно на экране демонстрируется каждый этап доказательства)

         Теорема: Прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и самой наклонной.

Выполняется чертеж, записывается краткое условие теоремы. (слайд 12)

Доказательство проводится обучающимися под руководством учителя.  Учитель при необходимости задает наводящие вопросы.

После окончания доказательства обучающиеся отвечают на вопрос: «О каких же трех перпендикулярах идет речь?»

 

 

 

14.            Сформулировать теорему, обратную ТТП.

Обучающиеся формулируют обратную теорему.

         Теорема: Прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней, перпендикулярна и проекции наклонной.

         Доказать дома самостоятельно (задача № 153)

 

IV.            Применение знаний в стандартной ситуации.

1.                 Решение задачи № 139

         Из некоторой точки проведены две наклонные.

         Докажите, что: а) если наклонные равны, то равны и их проекции; б) если проекции наклонных равны , то равны и наклонные; в) если наклонные не равны, то большая наклонная имеет большую проекцию.

         Выполняется чертеж, задача решается устно.

 А
 


                                                                       Доказательство:

   НВ1 С В                                               а) Рассмотрим и

                                               АН = АН – общий катет

                                               АВ = АС – гипотенузы (по условию)

                                                =  (по катету и гипотенузе)

                                               Следовательно, ВН = НС

                                               б) Рассмотрим и

                                               АН = АН – общий катет

                                               ВН = СН – катеты (по условию)

                                                =  (по двум катетам)

                                               Следовательно, АВ = АС.

в) :        

    :  (неравенство треугольника)

     (вычитаем из первого неравенства второе)

     т.к. (по условию)

    Следовательно, , а, значит

2.                 Задача 145

Через вершину А прямоугольного треугольника АВС с прямым углом С проведена прямая AD, перпендикулярная к плоскости треугольника.

а) Докажите, что  прямоугольный.

б) Найдите BD, если ВС = а, DC = b.

         Задачу обучающиеся решают самостоятельно.  Учитель контролирует ход решения и при необходимости дает консультации.

 

 

V.               Домашнее задание

1.     Доказать теорему, обратную теореме о ТТП

2.     Решить задачу: Из точки А, не принадлежащей плоскости α, проведены две равные наклонные АВ и АС и перпендикуляр АО. Известно, что , АО = 1,5 см. Найдите расстояние между основаниями наклонных.

 

VI.           Подведение итогов.

1)    Сегодня на уроке я узнал…

2)    Сегодня на уроке я понял …

3)    Теперь я могу …

4)    Было интересно …

5)    Было трудно …

 

VII.       Домашнее задание

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект и презентация по математике на тему "Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах" 10 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ТТП.ppt

Скачать материал "План-конспект и презентация по математике на тему "Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах" 10 класс"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Теорема о трех перпендикулярахРасстояние от точки до плоскости

    1 слайд

    Теорема о трех перпендикулярах
    Расстояние от точки до плоскости

  • Вспомним как называются отрезки АМ - ? АН - ?  Точка М? Точка Н?АНМАМ – накло...

    2 слайд

    Вспомним как называются отрезки АМ - ? АН - ? Точка М? Точка Н?
    А
    Н
    М
    АМ – наклонная
    АН – перпендикуляр
    М – основание наклонной
    Н – основание перпендикуляра

  • АВСα А как же определить расстояние от точки до плоскости?АВ – перпендикулярВ...

    3 слайд

    А
    В
    С
    α
    А как же определить расстояние от точки до плоскости?
    АВ – перпендикуляр
    В – основание перпендикуляра
    АС – наклонная
    С – основание наклонной
    ВС – проекция наклонной
    Докажите, что АВ < АС.
    СВА = 900
    Δ СВА – прямоугольный
    АВ – катет, АС – гипотенуза
    АВ < АС

  • АEDВСαРасстояние от точки до плоскостиАВ – расстояние от точки до плоскостиРа...

    4 слайд

    А
    E
    D
    В
    С
    α
    Расстояние от точки до плоскости
    АВ – расстояние от точки до плоскости
    Расстоянием от точки до плоскости называется длина перпендикуляра опущенного из данной точки на данную плоскость
    АВ < AC
    AB < AD
    AB < AE

  • АDА1ВВ1СС1D1αβРасстояние между параллельными плоскостямиРасстоянием между пар...

    5 слайд

    А
    D
    А1
    В
    В1
    С
    С1
    D1
    α
    β
    Расстояние между параллельными плоскостями
    Расстоянием между параллельными плоскостями называется расстояние от произвольной точки одной из параллельных плоскостей до другой плоскости
    AA1 II BB1 II CC1 II DD1
    AA1 = BB1 = CC1 = DD1

  • aαАА1ВВ1Расстояние между прямой 
и параллельной ей плоскостьюРасстоянием межд...

    6 слайд

    a
    α
    А
    А1
    В
    В1
    Расстояние между прямой
    и параллельной ей плоскостью
    Расстоянием между прямой и параллельной ей плоскостью называется расстояние от произвольной точки прямой до плоскости
    AA1 II BB1
    AA1 = BB1

  • aαАА1ba1Расстояние между скрещивающимися прямымиПроводим а1 II a: а1 ∩ b
2. а...

    7 слайд

    a
    α
    А
    А1
    b
    a1
    Расстояние между скрещивающимися прямыми
    Проводим а1 II a: а1 ∩ b
    2. а1 ∩ b α: a II α
    3. A є a
    4. AA1 α
    5. AA1 b
    Расстоянием между скрещивающимися прямыми называется расстояние между одной из них и плоскостью, проходящей через другую прямую, параллельно первой прямой

  • αβаАВbДано: α II β,   a II β,                                    	a, b – скре...

    8 слайд

    α
    β
    а
    А
    В
    b
    Дано: α II β, a II β, a, b – скрещивающиеся AB α, A є a, b є β

    Длина отрезка АВ – расстояние между:
    а) плоскостями α и β;

    б) прямой а и плоскостью α;

    в) прямыми а и b

  • АСВDДано:    AD      (ABC)
              ACB = 90 0
Доказать:  BC       DC1....

    9 слайд

    А
    С
    В
    D
    Дано: AD (ABC)
    ACB = 90 0
    Доказать: BC DC
    1. AD (ABC)
    AD BC
    2. ВС AD
    BC AC
    BC (ADC)
    3. BC (ADC)
    BC DC
    Задача

  • Теорема
о трех
перпендикулярах

    10 слайд

    Теорема
    о трех
    перпендикулярах

  • Прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной перпендикулярно к...

    11 слайд

    Прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и самой наклонной.
    α
    Дано: AH α, АМ - наклонная
    НМ – проекция наклонной
    a HM, M є a, a є α
    Доказать: а АМ
    А
    Н
    М
    a
    Доказательство:
    а (АНМ)
    1. а AН
    а НМ
    2. а (AНМ)
    а АМ

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка содержит конспект урока и презентацию по теме "Раастояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Материал расчитан для учителей работающих в 10 классе.

Презентация к уроку позволит наглядно ввести понятия растояния между точками, от точки до прямой, от прямой до плоскости и расстояния между плоскостями в пространстве. 

Теорема о трех перпендикулярах дается очень трудно для обучающихся, несмотря, на то, что достаточно проста. Думаю, что данная презентация позволит им усвоить им этот материал.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 384 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.11.2014 3347
    • RAR 1.3 мбайт
    • 411 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хижий Сергей Иванович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хижий Сергей Иванович
    Хижий Сергей Иванович
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 4222
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мастерство мышления: развитие SoftSkills и математической логики

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 11 регионов

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: умножение и деление

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 328 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика")

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Психические защиты и психоаналитический взгляд на личное развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Успешные деловые сделки: от встреч до заключения контракта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе