Главная / Биология / План-конспект "Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя"

План-конспект "Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя"

Название документа план конспект генетика.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО учителя Ахметзянова Валентина Сергеевна

Место работы МАОУ СОШ №35

Предмет Биология

Класс 9 класс

Тема урока: Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя


Базовый учебник: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. 9 кл. Общие закономерности»: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

ФОРМА РАБОТЫ: индивидуальная, в парах

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ: проблемный, беседа, репродуктивный, интерактивные методы.

ПРИЁМЫ деятельности учителя: постановка проблемы, организация повторения, использование различных обучающих структур, тестирования.

Предметные результаты:

- формировать умение характеризовать генетику как науку о закономерностях наследственности и изменчивости

- формировать умение понимать смысл генетических терминов: генетика, ген, наследственность, изменчивость, локус, аллельные гены, генотип, фенотип, рецессивный признак, доминантный признак, гомозигота, гетерозигота.

- формировать умение решать генетические задачи

Личностные результаты:

- формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения генетики.

Метапредметные результаты:

- формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки (регулятивные УУД)

- формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства для достижения цели (регулятивные УУД)

- формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (из текста в таблицу); (познавательные УУД, работа со схемой)

- формировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД)

- формировать умение анализировать, сравнивать, выявлять причины и следствия простых явлений (познавательные УУД, работа с литературой, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Познавательные результаты:

  • Выделять главные признаки изучаемых объектов;

  • Высказывать суждения;

  • Поиск и отбор информации.

  Задачи: Формировать умения записывать скрещивания, решать генетические задачи

  1. - обучающие:  - познакомить учащихся с наукой генетикой и её основными понятиями

- Познакомить с гибридологическим методом изучения наследования признаков

В т.ч. предметные результаты:

  • Учащиеся должны знать значение генетических терминов генетических терминов: генетика, ген, наследственность, изменчивость, локус, аллельные гены, генотип, фенотип, рецессивный признак, доминантный признак, гомозигота, гетерозигота.

  • Учащиеся должны уметь решать генетические задачи

метапредметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

  • Оценивать работу одноклассников

личностные результаты:

Учащиеся должны уметь:

  • Высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;

  • Анализировать связи, гипотезы;

 

-развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки работы с цифровыми ресурсами, умения выделять главное; способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся

-воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности.

 Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, мультимедийная презентация,

 результативный лист:

Фамилия, имя_________________________________Клас________Дата__________

Тема урока__________________________________________________________

Проблема урока______________________________________________________


1. 2 факта.

1)Первые попытки экспериментального решения проблем, связанных с передачей признаков из поколения в поколение, предпринимались уже в XVIII в.

2) Основоположником генетики является Чешский учёный Г.Мендель, который разработал методы генетических исследований, установил основные законы наследования признаков и опубликовал их в 1865г. (XIXв)

  1. Термины урока:

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность — свойство организмов передавать свои признаки от одного поколения к другому.

Изменчивость — свойство организмов приобретать новые по сравнению с родителями признаки.

Признак — любая особенность строения, любое свойство организма. (Развитие признака зависит как от присутствия других генов, так и от условий среды, формирование признаков происходит в ходе индивидуального развития особей. Поэтому каждая отдельно взятая особь обладает набором признаков, характерных только для нее.)

Фенотип — совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

Ген  — участок ДНК, определяющий возможность развития отдельного элементарного признака.

Генотип — совокупность генов организма.

Локус — местоположение гена в хромосоме.

Аллельные гены — гены, расположенные в идентичных локусах гомологичных хромосом.

Гомозигота — организм, имеющий аллельные гены одной молекулярной формы.( АА или аа)

Гетерозигота — организм, имеющий аллельные гены разной молекулярной формы; в этом случае один из генов является доминантным, другой — рецессивным. (Аа или Вв)

Рецессивный ген — аллель, определяющий развитие признака только в гомозиготном состоянии; такой признак будет называться рецессивным. (а,в)

Доминантный ген — аллель, определяющий развитие признака не только в гомозиготном, но и в гетерозиготном состоянии; такой признак будет называться доминантным. (А,В)

3. Предложите альтернативную пару к данному признаку: 

рогатость - … , короткая шерсть - …, шестипалость - …, глухота - …, толстые губы - …, резус- положительная кровь - … , раннеспелость - …, прямые волосы - ….


4. Вывод по теме урока


Структура и ход  урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

        I. Организационный момент (1 минута)

 Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

II. Постановка учебной проблемы 5минут

Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 1. Протеворечивые факты


- организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.




 

 

4.    




.      IIIАктуализация знаний (4 минуты)

 Цель: организовать актуализацию знаний:

 


IV. «Открытие нового знания» (20 минут)

Цель:

- организовать поиск решения учебной проблемы


Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог














































V. Применение нового знания (10 минут)

Цели:

- организовать применение новых знаний;

- организовать самопроверку, исправление ошибок, самооценку по алгоритму.






VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 минуты)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию собственной учебной деятельности


VII.Домашнее задание

2 минуты

Цель:

- организовать выполнение домашнего задания.


 приветствует учеников






Учителем сообщаются 2 факта.

1)Первые попытки экспериментального решения проблем, связанных с передачей признаков из поколения в поколение, предпринимались уже в XVIII в.

2) Основоположником генетики является Чешский учёный Г.Мендель, который разработал методы генетических исследований, установил основные законы наследования признаков и опубликовал их в 1865г. (XIXв)


Какой возникает вопрос?

Версии учеников, выбор лучшей формулировки.


Учитель: как вы думаете какова тема нашего урока.

Учащиеся формулируют тему урока, запись темы в тетрадях.

Постановка целей урока совместно с учениками. 


Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем по нашей теме?

Знаем ли мы, что такое ген, генотип, наследственность, изменчивость?



Основоположником генетики является Чешский учёный Г.Мендель, который разработал методы генетических исследований, установил основные законы наследования признаков и опубликовал их в 1865г.

2) Годом рождения генетики считают 1900 год.

Как вы думаете почему?Давайте выскажем какие у кого имеются версии?

(Основателем генетики нужно считать Г.Менделя, так как он первым выявил законы наследственности, провел огромную работу, он опередил науку своего времени. Но весь методический аппарат, терминология, научные труды по этой проблеме стали развиваться после того, как Де Фриз, Корренс и Чермак переоткрыли законы Г.Менделя, поэтому годом рождения генетики считают 1900 год)

Прежде всего генетика изучает два фундаментальных свойства живых организмов… Как вы думаете, что это за свойства?

Познакомимся с основными терминами нашего урока:

Генетика, наследственность, изменчивость, признак , фенотип , ген, генотип, локус, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, рецессивный ген, доминантный ген.

Динамическая пауза (массаж Уманской при гриппе и ОРЗ)

Давайте вернёмся к нашей проблеме и подумаем, как же у Менделя получилось выявить какие либо закономерности?

(выбрал простые качественные альтернативные признаки)


Обратите внимание на таблицу. Перед вами результаты восьмилетней работы Г.Менделя по изучению наследования признаков у гороха. 

Когда вы смотрите на эти признаки видите ли вы какие либо особенности?


По другому такие признаки называются альтернативные (контрастные)


Предложите альтернативную пару к данному признаку: 

рогатость - … , короткая шерсть - …, шестипалость - …, глухота - …, толстые губы - …, резус- положительная кровь - … , раннеспелость - …, прямые волосы - ….


В чем суть гибридологического метода? (
скрещивание особей, различающихся по каким-то признаком)

Итак давайте с вами посмотрим как же все эти признаки обозначаются. Какие признаки у нас представлены?

Рецессивный обозначается маленькой буквой: а,в

Доминантный признак обозначается большой буквой: А, В

Учитель договаривается с учениками за что мы ставим отметку «5», «4», «3». (Оценка «5» ставится если ошибок нет, если 1-2 недочёта – оценка «4», если недочётов больше – оценка «3».


Учитель проводит проверочную работу.

(совместить правильно левый и правый столбцы (термин и формулировка термина)





Какая у нас была тема?

Какие новые знания вы получили на уроке?

Какие трудности возникли у вас при изучении темы?

Остались ли у вас какие нибудь вопросы?



Объявляет домашнее задание:

Текст учебника на с. 172-175 изучить. Записать вывод по нашему уроку в результативный лист.

Подумайте: Что произойдёт если скрестить горох с жёлтой и зелёной окраской? Каким будет по окраске полученное поколение (Этот вопрос будет актуальным при изучении новой темы.)

По желанию (дополнительно) подготовить сообщение по теме «Научный подвиг Г.Менделя», «Ученые –генетики и их достижения»

 Приветствуют учителя и друг друга





Учащиеся выдвигают свои предположения, выдвигают версии.









Ребята формулируют тему урока.

Формулируют цели урока


Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.






Ученики высказывают версии.













.












Работают с учебником стр 172-175



Работают с результативным листом



Выполняют массаж Уманской по слайду

Выдвигают свои версии, работая с учебником.








Ответы учащихся




Работа с результативным листом




Работа с учебником, поиск ответа на вопрос







Выполняют проверочную работу


Оценивают друг друга в паре







Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.

Формулируется вывод урока.




Записывают домашнее задание

Проверочная работа «Основные понятия генетики»


1.Альтернативные

признаки 


1. это организм, имеющий одинаковые аллельные гены
 (АА, аа)


2 Доминантный признак


2. свойство организмов приобретать новые по сравнению с родителями признаки.



3. Рецессивный признак


3. наука о закономерностях наследственности и изменчивости. это совокупность всех генов организма


4. Гомозиготный организм


4. это совокупность всех признаков и свойств данного организма


5. Гетерозиготный организм


5. аллель, определяющий развитие признака только в гомозиготном состоянии (а,в)


6. Генотип


6. это контрастные признаки


7. Фенотип


7. свойство организмов передавать свои признаки от одного поколения к другому.



8.Генетика


8. аллель, определяющий развитие признака не только в гомозиготном, но и в гетерозиготном состоянии (АА, Аа)



9. Наследственность



10. Изменчивость



9. организм, имеющий аллельные гены разной молекулярной формы; в этом случае один из генов является доминантным, другой — рецессивным. (Аа или Вв)


10. совокупность генов организма.


Ответы: 1-6, 2-8, 3-5, 4-1, 5-9, 6-10, 7-4, 8-3, 9-7, 10-2

Название документа проверочная работа генетика.docx

Проверочная работа «Основные понятия генетики»


1.Альтернативные

признаки 


1. это организм, имеющий одинаковые аллельные гены
 (АА, аа)


2 Доминантный признак


2. свойство организмов приобретать новые по сравнению с родителями признаки.


3. Рецессивный признак


3. наука о закономерностях наследственности и изменчивости. это совокупность всех генов организма


4. Гомозиготный организм


4. это совокупность всех признаков и свойств данного организма


5. Гетерозиготный организм


5. аллель, определяющий развитие признака только в гомозиготном состоянии (а,в)


6. Генотип


6. это контрастные признаки


7. Фенотип


7. свойство организмов передавать свои признаки от одного поколения к другому.


8.Генетика


8. аллель, определяющий развитие признака не только в гомозиготном, но и в гетерозиготном состоянии (АА, Аа)


9. Наследственность



10. Изменчивость


9. организм, имеющий аллельные гены разной молекулярной формы; в этом случае один из генов является доминантным, другой — рецессивным. (Аа или Вв)


10. совокупность генов организма.



Название документа результативный лист - генетика.docx

 результативный лист:

Фамилия, имя_________________________________Клас________Дата__________

Тема урока__________________________________________________________

Проблема урока_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1. 2 факта.

1)Первые попытки экспериментального решения проблем, связанных с передачей признаков из поколения в поколение, предпринимались уже в XVIII в.

2) Основоположником генетики является Чешский учёный Г.Мендель, который разработал методы генетических исследований, установил основные законы наследования признаков и опубликовал их в 1865г. (XIXв)

  1. Термины урока:

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность — свойство организмов передавать свои признаки от одного поколения к другому.

Изменчивость — свойство организмов приобретать новые по сравнению с родителями признаки.

Признак — любая особенность строения, любое свойство организма. (Развитие признака зависит как от присутствия других генов, так и от условий среды, формирование признаков происходит в ходе индивидуального развития особей. Поэтому каждая отдельно взятая особь обладает набором признаков, характерных только для нее.)

Фенотип — совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

Ген  — участок ДНК, определяющий возможность развития отдельного элементарного признака.

Генотип — совокупность генов организма.

Локус — местоположение гена в хромосоме.

Аллельные гены — гены, расположенные в идентичных локусах гомологичных хромосом.

Гомозигота — организм, имеющий аллельные гены одной молекулярной формы.( АА или аа)

Гетерозигота — организм, имеющий аллельные гены разной молекулярной формы; в этом случае один из генов является доминантным, другой — рецессивным. (Аа или Вв)

Рецессивный ген — аллель, определяющий развитие признака только в гомозиготном состоянии; такой признак будет называться рецессивным. (а,в)

Доминантный ген — аллель, определяющий развитие признака не только в гомозиготном, но и в гетерозиготном состоянии; такой признак будет называться доминантным. (А,В)

3. Предложите альтернативную пару к данному признаку: 

рогатость - … , короткая шерсть - …, шестипалость - …, глухота - …, толстые губы - …, резус- положительная кровь - … , раннеспелость - …, прямые волосы - ….

4. Вывод по теме урока__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Вопрос по домашнему заданию: Подумайте: Что произойдёт если скрестить горох с жёлтой и зелёной окраской? Каким будет по окраске полученное поколение ?

План-конспект "Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя"
  • Биология
Описание:

План-конспект урока на тему "Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя " (9 класс) разработан с учётом требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА. Также в разработку входят приложения, необходимые для проведения урока.

При разработке урока использована технология проблемного диалога - технология деятельностного типа.

Тип урока: УРОК "ОТКРЫТИЯ" НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Весь урок строится на проблеме, которая формулируется учащимися в начале урока на основе двух предложенных противоречивых фактов. Учащиеся весь урок самостоятельно добывают новые знания при помощи учителя, что соответствует требованиям ФГОС.

Автор Ахметзянова Валентина Сергеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 3259
Номер материала 53373
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓