Главная / Биология / План-конспект открытого занятия «Путешествие по родному краю»

План-конспект открытого занятия «Путешествие по родному краю»



План-конспект


Открытого занятия педагога дополнительного образования

для обучающихся 5-6 класса

Носачёвой Валентины Геннадьевны

МБОУ ДОД Детского эколого-биологического центра

города Ростова-на-Дону


Тема: «Путешествие по родному краю»

Цель занятия: познакомить обучающихся с растительным и

животным миром заповедных мест Ростовской области.

Задачи:

  1. Обучить основным экологическим понятиям на примере непосредственного опыта экологически грамотного отношения к природе края.

  2. Дать представление о климатических и природных условиях заповедника «Ростовский», заказника «Цимлянский», музея-заповедника М.А. Шолохова.

  3. Активизировать познавательные потребности и творческие силы.

  4. Развивать познавательную активность, инициативу и любознательность по отношению к окружающему миру, его многообразию и взаимообусловленности.

  5. Воспитывать у ребят бережное отношение к природе Донского края.

  6. Создать атмосферу взаимодействия и сопереживания.


Тип занятия: комбинированное занятие.


Оборудование, инструменты, материалы:

  1. ПК, проектор, экран;

  2. Маркеры, карандаши цветные, бумага для рисования.


Дидактические материалы:

  1. Карта Ростовской области.

  2. Презентация Power Point «Путешествие по родному краю».

  3. Природоохранные знаки










ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Подготовительный этап.

Подготовка кабинета к занятию: установка оборудования, материалов диска – презентации Power Point.


II. Организационный этап.

Приветствие. Озвучивание темы, цели занятия.


III. Основной этап.

Презентация Power Point к занятию открыта. Вступительное слово педагога. Общее обсуждение значения понятий: «Экология», «Среда жизни», «Место обитания»; объяснения педагога.

Просмотр фильма о заповеднике «Ростовский». Обсуждение увиденного. Вопросы для закрепления.

Рассказ о заказнике «Цимлянский». Вопросы для закрепления.

Рассказ о музее-заповеднике «М.А. Шолохова». Вопросы для закрепления.


IV. Практический этап.

Создание новых экологических знаков (группа детей делится на три команды и создаёт новый экологический знак с учётом экологической безопасности и благополучия в окружающем мире). Объяснение своего экотворческого решения.


V. Заключительный этап.

Подведение итогов занятия. Обсуждение интересных моментов занятия. Выяснение, что нового узнали ребята. Пожелание педагога юным экологам творческих успехов.






ХОД ЗАНЯТИЯ


I. Организационный момент

1. Вступление – приветствие. (Под музыку детской песни «Прекрасное далеко»)

2. Озвучивание темы (презентация Power Point).

Я предлагаю вам необычное занятие с интересным названием «Путешествие по родному краю», цель которого - познакомить с растительным и животным миром заповедных мест Ростовской области и обратить ваше внимание на экологическое состояние нашего края. Но сначала мы выясним, что означает понятие «экология».


II. Основной этап

Изложение нового материала и закрепление его

В 1866 году немецкий натуралист Эрнст Геккель впервые использовал термин «экология». Он образовал его от двух греческих корней: oikos (жилище), logos (наука).

Со временем это понятие расширилось.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой, т.е. условиями в которых организмы живут.

Прекрасен наш Донской край! Прекрасны его поля, золотящиеся необозримым океаном колеблемых ветром колосьев, бесконечные линии густых лесополос, разнотравья лугов, голубые озера, тихие степные речушки. Лучшие почвы мира – чернозёмы – занимают больше половины территории края.

Велик и разнообразен мир растений и животных Ростовской области.

Но, к сожалению, в последние годы на нашей планете обострилась экологическая ситуация. Гибнут моря и реки. Вырублена половина всех существующих ранее лесов. Безвозвратно исчезают растения и животные. С каждым годом к списку исчезнувших под влиянием деятельности людей растений и животных добавляются новые виды.

Для охраны растений и животных создаются охраняемые природные территории (ОПТ) (национальные и природные парки, памятники природы, ботанические сады, заказники, заповедники), куда мы сегодня с вами отправимся в виртуальное путешествие.

Вопросы:

1. «Что такое экология?»

2. «Назовите основные типы охраняемых природных территорий». (Национальные и природные парки, памятники природы, ботанические сады, заказники, заповедники).

3. С какой целью создаются охраняемые природные территории? (Для охраны животных и растений).


Экологическая игра: «Правила поведения в природе». Прежде, чем отправиться в путешествие по заповедным местам, мы повторим правила поведения в природе, а для этого поиграем в игру «Экологические знаки».

Молодцы! Вы очень хорошо знаете правила поведения в природе!

Мы можем отправляться в путь!

Посмотрите внимательно: на экране карта Ростовской области, где красной стрелочкой обозначен наш маршрут. Мы начнем свое путешествие с юго-востока области и посетим Государственный природный биосферный заповедник «Ростовский». Затем, передвигаясь в северо-западном направлении, сделаем остановку в Государственном природном заказнике федерального значения «Цимлянский». Завершим свое путешествие экскурсией в Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова, который находится на севере нашей области, в Шолоховском районе.

Остановка первая. Государственный природный биосферный заповедник «Ростовский».

Отправляемся в путь на юго-восток Ростовской области, в заповедник «Ростовский», который расположен на территории Ремонтненского и Орловского районов, где преобладает пустынная степь, с жарким, очень засушливым летом и суровой зимой.

Заповедник состоит из 4 обособленных участков: (Показать каждое фото щелчком на компьютере, озвучивая названия).

  • Цыган-Хак

  • Краснопартизанский

  • Стариковский

  • Островной

Посмотрим фильм «Государственный природный биосферный заповедник «Ростовский».

Вопросы:

  1. «Сколько лет существует заповедник «Ростовский»? (17 лет)

  2. «Из скольких обособленных участков состоит заповедник «Ростовский»? (4)

Перед вами двухтомник Красной книги Ростовской области «Животные» и «Растения». Благодаря которому каждый желающий может познакомиться с редкими и исчезающими видами животных и растений.

  1. «На территории заповедника «Ростовский» сохранились редкие и исчезающие виды растений, занесенные в Красную книгу Ростовской области. Назовите их». (Ковыли (красивейший, украинский, Лессинга), тюльпан Геснера, тюльпан Биберштейна, рябчики).

  2. «Птицы являются самой многочисленной группой заповедника. Согласно данным на территории заповедника и прилегающих землях было отмечено около 200 видов птиц. Назовите редких птиц, охраняемых в заповеднике». (Дрофа, журавль-красавка, пеликаны, степной орел пи др.).

  3. «Какие звери, занесенные в Красную книгу Ростовской области, находятся под охраной в заповеднике «Ростовский»? (Сайгак, еж ушастый, бизоны, мустанги).

Остановка вторая. Государственный природный заказник федерального значения «Цимлянский».

Природный заказник «Цимлянский» расположен в урочище «Кучугуры» и в прибрежной зоне Цимлянского водохранилища.

Урочище – любая часть местности, отличная от других участков, окружающей местности. Так, урочище «Кучугуры» - это небольшой лес, находящийся в степи.

Территория заказника отличается большим природным разнообразием и пестротой растительного покрова. Здесь до сих пор сохранились многие реликтовые (сохранившиеся с древних времен) виды растений, такие как болотный плаун, кукушкин лен, сфагновые мхи, папоротники, щитовник и ужовник, радиола и многие другие.

Заказник «Цимлянский» отличается исключительным разнообразием наземных позвоночных животных (более 230 видов).

Особенно богата территория видовым разнообразием птиц (140 видов), включая охраняемые виды из Красных книг Российской Федерации и Ростовской области.

На территории заказника можно встретить: байбака, суслика, слепыша обыкновенного, мышь полевую, зайца земляного, волка, лисицу, ящерицу прыткую, жаворонка полевого, дрофу, гадюку степную, ежа ушастого и др.

Вопросы:

  1. «Где расположен природный заказник «Цимлянский»? (В урочище «Кучугуры» и в прибрежной зоне Цимлянского водохранилища).

  2. «Назовите самую крупную птицу степей, занесённую в Красную книгу». (Дрофа).

  3. «Какие редкие животные обитают на территории заказника»? (Еж ушастый, заяц земляной, гадюка степная).


Остановка третья. Шолоховский район, Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

Зона охраняемого ландшафта Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова исторически связанная с событиями, описанными в произведениях известного писателя.

Растительный и животный мир региона насыщен редкими видами, многие из которых нуждаются в охране и внесены в Международную и Российскую, Ростовскую Красные книги. Узкую полосу правого коренного берега Дона, где отмечаются выходы писчего мела, называют Белыми горами, где отмечаются выходы писчего мела, называют Белыми горами. На пологих склонах гор можно встретить очень редкие виды растений: норичник меловой, иссоп меловой, копеечник крупноцветный, тимьян меловой, и редких насекомых: желтушка золотистая, степная дыбка и др.

Шолоховские озера представляют собой уникальные по красоте ландшафты. Флора и фауна представлены большим видовым разнообразием животного и растительного мира, многие из которых нуждаются в охране: водяной орех, кубышка желтая, болотноцветник щитолистный, кувшинка белая, выхухоль, бобр, белый лебедь, кулик-сорока, выпь малая, белая цапля и другие.

В многочисленных водоемах и на Дону водятся многие виды ценных рыб: стерлядь, сом, налим, судак, лещ, карась и другие.

Особое место на территории Шолоховского района занимают леса: искусственного и естественного происхождения. В них нашли пристанище парнокопытные: дикие кабаны, косули, олени, лоси; множество грызунов: лесная соня, рыжая полёвка, желтогорлая мышь.

На лесных опушках в музее-заповеднике можно набрать полное лукошко съедобных грибов: белый гриб, подберезовик, подосиновик, черный груздь.

Вопросы:

  1. «Какие животные и растения музея-заповедника М.А. Шолохова нуждаются в охране?» (Водяной орех, кубышка желтая, болотноцветник щитолистный, кувшинка белая, выхухоль, бобр, белый лебедь, кулик-сорока, выпь малая, белая цапля).

  2. «Красивое и стройное животное-великан, с грубой шерстью коричневой окраской, весом до 700 кг. Кто это?» (Это исполин леса – лось).

На этом наше виртуальное путешествие по заповедным местам закончилось.

Историческая, культурная и научная ценность особо охраняемых природных территорий очевидна. Природные заповедники, заказники принимают активное участие в вопросах охраны природы, природопользования и экологического воспитания молодежи.

Вопрос:

Перечислите охраняемые природные территории, где мы с вами останавливались, чтобы познакомиться с растительным и животным миром этих удивительных мест.


III. Разминка

Сейчас разминка. Встаньте, пожалуйста, в круг. Мы сейчас с вами хорошо поработали, и я предлагаю поблагодарить нас за это аплодисментами,

Упражнение «Карлики и великаны»

Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» - все стоят, а на команду: «Карлики!» - нужно присесть. Педагог пытается запутать участников - приседает на команду «Великаны».


IV. Контрольный опрос

1. Экологическая игра «Жители степи».

Теперь предлагаю вам поиграть в интеллектуальную экологическую игру «Жители степи».


2. Практический этап.

А сейчас, давайте создадим новые экологические знаки и забавные подписи к ним (группа детей делится на три команды и создаёт новый экологический знак с учётом посещенных заповедных территорий, а также экологической безопасности и благополучия в окружающем мире).

Рисовать вы будете под музыку русского композитора П.И Чайковского «Времена года «Осень». Надеюсь, осенние мелодии помогут вам в вашей творческой деятельности.

А теперь, объясните, пожалуйста, своё решение.


3. Вопрпосы для повторения

  • Спасибо за общение.

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • О чем хочется рассказать дома?


V. Заключительный этап

Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Удивителен мир вокруг. Исследуйте, не нарушая порядка в нём. Каждый росточек, каждый жучок живёт своей уникальной жизнью. Старайтесь поменьше их беспокоить. Не засоряйте природу, унесите мусор после привала. Не шумите в природе; наслаждайтесь пением птиц, стрекотом кузнечиков, шумом деревьев или тишиной.



Видео http://video.mail.ru/mail/tarlena71/21/22.html

Приложение:

1.Игра «Жители степи».

2.Презентация к занятию «Путешествие по родному краю»

7


План-конспект открытого занятия «Путешествие по родному краю»
  • Биология
Описание:

План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования для обучающихся 5-6 класса по теме: «Путешествие по родному краю».

Цель занятия: познакомить обучающихся с растительным и животным миром заповедных мест Ростовской области. 

Задачи:

1.Обучить основным экологическим понятиям на примере непосредственного опыта экологически грамотного отношения к природе края.

2.Дать представление о климатических и природных условиях заповедника «Ростовский», заказника «Цимлянский», музея-заповедника М.А. Шолохова. 

Автор Носачёва Валентина Геннадьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1597
Номер материала 52318
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓