Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПлан-конспект.ФГОС. Русский язык. Открытый урок развития речи «Без берёзы не мыслю России» Метапредметная связь: Образ символа России – берёзы в русском языке, литературе, музыке, живописи

План-конспект.ФГОС. Русский язык. Открытый урок развития речи «Без берёзы не мыслю России» Метапредметная связь: Образ символа России – берёзы в русском языке, литературе, музыке, живописи

Скачать материал

 

ФГОС. Русский язык. 5 класс.

 

Подготовка к сочинению – описанию

по картине И.Э.Грабаря

«Февральская лазурь».

 

Открытый урок развития речи

«Без берёзы не мыслю России» Метапредметная связь:

Образ символа России – берёзы в русском языке, литературе, музыке, живописи

5 класс

 

 

 

Учитель: Ряховская Надежда Васильевна

 

 

Цели:

Обучающая – подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.

Развивающая — развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

Воспитывающая — воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке.

Оборудование урока: репродукция с картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь" (учебник);  презентация «И.Э. Грабарь. Природа в творчестве И.Э.Грабаря»; "Времена года" П. И. Чайковского (музыкальная пьеса «Февраль. Масленица»); плакаты со стихотворениями; тексты для творческой работы.

ХОД УРОКА

 1 слайд Тема урока.

 I. Работа над темой

1. Вступительное слово учителя. Целевая установка.

Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете.

(Е. Шевелёва)

– Здравствуйте. Будьте здоровы. Присаживайтесь. Ребята, сегодня урок русского языка я предлагаю посвятить развитию речи- подготовке к сочинению по репродукции картины «Февральская лазурь». Цель нашего урока  овладеть навыками описания изображённого на картине посредством творческой активности и особым  восприятием произведения искусства через музыку, поэзию и переливы художественного слова

 

2 слайд

 (Записать в тетрадь число и тему урока).

Тема урока звучит так: «Без березы не мыслю России» Образ символа березы в русском язык, литературе, живописи, музыке

3 слайд

 

Генрих Ужегов

*   *   *

Белоснежным символом России
вдоль дорог стоят ряды берёз,
днём над ними купол неба синий,
ночью – трепетанье ярких звезд.

Лёгкие берёзовые тени
с детства на судьбу мою легли,
как ложится легкий лист осенний
на ладони тёплые земли.

И когда в чужом холодном море
наплывёт о Родине печаль,
вижу я ромашки в чистом поле
и лесов березовую даль.

В этот миг мне хочется невольно,
чтобы ветерок сюда принёс
песню величавости спокойной
белоствольных ласковых берез.

(Слайд №4)

 1. Лирическое отступление (чтение учащимися стихотворений о берёзе под музыкальное сопровождение – Э.Григ фрагмент из сюиты «Пер Грюнт» «Утро»)

1)

Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена. (О.Шестинский)

Наша задача урока- не только подготовиться к сочинению, но и рассмотреть образ символа России в литературе, музыке, живописи!!!

2. Подготовка к работе над картиной.

(Слайд №5)

 

Работа с терминами:

 (Слайд №6)

 

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж. (Г. Гладков)

(Слайд №6)

 

– А кто знает, что такое пейзаж? (Пейзаж  – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.)

– Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены.
И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием.

–  Знаете, ребята, о чём я подумала?Ведь скоро наступит последний зимний месяц, когда мы еще можем наблюдать зимнюю природу.

Ребята, посмотрите в окно. С каким цветом у вас ассоциируется зима?

( С белым).

(Слайд №7) Пословицы, поговорки

 

Сегодня на уроке вы узнаете, что зима бывает не только белой. А февраль морозным и снежным. Давайте вспомним пословицы, поговорки, приметы Февраля

 

–  Кстати, какое имя он носит? (Февраль)

– Действительно, февраль. Чтобы достойно его встретить, давайте-ка вспомним народные приметы, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки об этом месяце.

– Закружил февраль метелью по дорогам.

Колючий, косматый, как попало, целыми сугробами, раскидывает он снег. То засыплет избушку на краю леса, да так, что останется от неё только печная труба.
То вдруг построит посреди дороги огромный снежный холм. Не переберёшься через него. Обойдешь один сугроб, другой – и вот уже дорога не прямая, а вьётся через поле змейкой. Но и февраль дарит спокойные дни.

– Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поражали не только писателей и поэтов, но и художников.

(Слайд №8)  Работа с терминами

2.Работа с терминами:    - Произведения искусства, написанные художниками, мы называем картинами или репродукциями. Давайте определим, что перед нами. (Слайд№5)

Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

    - Как можно назвать художника, отображающего в своих произведениях   картины природы? а само произведение? (Слайд№5)

-Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста? (Описание)

- Какие типы речи вам известны? Описание, повествование, рассуждение

-Какие будут части? (Вступление, основная часть, заключение.)

 

Слайд 9 Речевая подготовка

– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим:

 

 -Что такое синонимы???

 Слова одной и той же части речи, имеющие одно и то же лексическое значение

Подберите синонимы к словам:

Художник живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт пишет, изобразил, создал, сумел передать.

 Задание 2.

Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание образным, выразительным. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение.

(Снег- играет, солнце льёт лучи, задумчивые берёзки.)

 

(Слайд №10)  

1.     Этимологическая страничка 

        Что же такое лазурь? (Толковый словарь)

Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.

Синонимы:

Лазурный = лазоревый = голубой.

Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный.

Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.

 

 

1.      (Слайд №11)  Слово о художнике .

 

 

- Ребята, а давайте вспомним определение,  кто такой

Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.

Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.

 

– Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря.

««И. Э. Грабарь. Природа в творчестве И. Э. Грабаря»; "Времена года" П. И. Чайковского (музыкальная пьеса «Февраль. Масленица»)»

 (Слайд №12)  

 

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.

                С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.

                Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.

               Все они проникнуты радостным, светлым чувством.

 

И многие другие проникнуты радостным светлым чувством. "Февральская лазурь"– одно из лучших его полотен.

Слайд 13Музыка Портрет Чайковского скачать

Петр Ильич Чайковский. В  1876году написал «Времена года» – альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес. Это «Февраль Масленица».

– Богатством красок и звуков зима привлекла не только  замечательного художника И. Э. Грабаря, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского

    Вопрос про музыку

– Понравилась ли вам эта музыка?
– Что представляете вы, когда слышите эту музыку?
– Что общего между картинами Грабаря и музыкальной пьесой Чайковского? (Чайковский передал в звуках то же, что Грабарь красками – радостное, праздничное настроение, весёлое оживление).

Слайд 14   Траншея в снегу скачатьА писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гости

     

          Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга.

          В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать,  и то будет бесподобно», - подумал художник. (Слайд№12).Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.

 

А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.

 

Слайд 15   С картиной в оригинале



7. Воспоминания И.Э Грабаря

А) А вот Грабарь сумел уловить её    своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."

Слайд 16 Картина в оригинале

5. Беседа по картине

1. Рассмотрим картину И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", в учебнике помещена репродукция этой картины, мы будем внимательно рассматривать картину и свои наблюдения вносить в таблицу № 1. (Приложение)

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. (Н. Рыленков).

Слайд 17  перо «Чистая тетрадь»

 Словарный диктант Вставить

 Наполним наши сердца словарными словами с сайта домашнего задания

Слайд 18

– Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе?

Беседа по содержанию картины.

1.                          - Пейзаж... Природа... Порой  мы  даже  не  замечаем  той  красоты, среди  которой  живем. Искусство  пейзажа  напоминает  нам  об  этом. Каждый  настоящий  художник-пейзажист,  внося  в  картину своё  отношение  к  природе,  как  бы приглашает  нас  пристальнее  вглядеться  в  неё  и  насладиться  ею. А может,  и пообщаться  с  ней.

Слайд 19

 

– Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? (Радостное, праздничное)
– Какие чувства, желания рождает пейзаж?

А) – Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? (Передать красоту февральского дня. День – необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный.)

Слайд 20

 

– Почему названа "Февральская лазурь"? (Своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день.)

 –Какой  день  изобразил  художник?  Тёплый  или  холодный?   - А  что  помогает  нам  понять,  что  день  изображён  солнечный?         

                             (Тёплый.  Это  зима,  лежит  снег,  но  уже  пригревает                                

                            солнце. Сверкают  стволы  берёз. На  них  видны  

                                   отблески  солнца).        

  -Как описать солнечное февральское утро, изображённое на картине?       

           -Утро. Восходящее яркое солнце освещает берёзовую рощу, погода стоит чудесная. Будто зима праздновала какой-то небывалый праздник.

      Слайд 21

           -А  как  выглядит  берёза  на  переднем  плане  картины? Что  можно  сказать  о  цвете  её  ствола,  ветвей,  прошлогодней  листвы  на  верхушке?  Как  выглядит  эта  берёза?

                             (Плотными  мазками  написаны огромные   

                              белоствольные  берёзы  на  первом  плане. На  переднем 

                              плане  старая  берёза,  вдали  расположены  её 

                             подружки, молодые  берёзки. Могучая,  огромная, 

                             видевшая  ни  одну  зиму. Она  уже  старая, 

                             искривлённая,  огромная.  У  неё  толстый  ствол, 

                              много  веток).

                     Слайд 22

-А  почему  именно  берёзу   выбрал  художник?

                           (Это  наше  самое  любимое, красивое, нарядное   дерево. 

                           Берёза – символ  нашей  родины,  символ  русской  зимы.

                           О  берёзе  сложено  много  песен   и  стихов.).  

 

                                   Слайд 23 Верхушка березы вставить слайд

                                                                                                                    

            - Закроем  нижнюю часть  картины.(Слайд№13)  Что  напоминает  нам  оставшаяся  часть?  Что  вам  напоминают  сплетённые  ветви  молодых  и  старой  берёз, усыпанных  снегом? (красивый,  морозный  узор  на  окне,  кружево).     

 

                            Слайд 24     Обрезать картину сделать нижнюю часть 

                     

              - Откроем  нижнюю  часть  картины.  Рассмотрите  снег:  много  ли  его,  какого  он  цвета  на  солнце  и  в тени?  (Снег  рыхлый,  кое-где  осел,  подтаял).  Ощущаете  ли  вы  присутствие  человека?  (Нет,  снег  не  тронут,  нет  следов. Тени  на  снегу  только  от  берёз.  Это  берёзовая  роща  зимой).         - Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу. (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный.)

Слайд 25

 

– Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные, ждут весны.)

- Рассмотрите  берёзы,  как  они  расположены?   Можем ли мы сказать , что художник поет «гимн берёзам»  Опишите  их.  

                            (Деревья  расположены  на  картине  естественно.

                             Низкий  горизонт  усиливает  впечатление     

                             монументальности  деревьев. Кружево  ветвей  

                            отражается  в  большом  безоблачном  голубом – 

                             голубом  небе).                                                                                                                 

          -Жемчужные берёзы на картине устремляются ввысь, к небу, солнцу. Их коралловые веточки переплелись в лазоревом небе в причудливое кружево. Не забудьте описать иней, который украшает ветки.

   Слайд 26

                                                                                                                                                                                       

            - Какие  краски  использует   художник,  рисуя  берёзы?    

             (жёлтые,  красноватые,  оранжевые  оттенки – тёплые тона).

 

             Слайд 27

                                                                                                                                                                  

         - Какими  бы  тонами  изобразил  художник  стужу?  (белыми, серыми, синими тонами.)

         - Посмотрите  внимательно  на  небо  на  картине  Грабаря.  Есть  ли  на  нём облака?  Какого  оно  цвета  вверху  и  на  горизонте?  Когда  бывает  такое  небо?

                                                                                                                                                    

                                   (Ослепляет  лазорево-синим  небом,  уходящим  в 

                                    бескрайнюю  высь. Пространство  наполнено                         

                                    светом  и  воздухом.  В  феврале  или  марте  в 

                                    ясный,  морозный,  солнечный  день(Ослепляет голубизной, огромное, синее, лазурное, бирюзовое, голубое.)).                                                                                                                                         

     

                                                                                                 

 

 

 

                                                        Слайд 28                           

                                                                                          

            -Что  виднеется  на  горизонте?  (кустарник).                                                                                       

            - Когда-то  И.Э. Грабарь  мечтал  «передать  хотя  бы  десятую  долю  красоты  зимнего  пейзажа».  Как  вы  думаете,  ему  это  удалось?  Удалось   ли  художнику  передать  красоту,  которую  он  увидел  в  природе?  (Да,  его  мечта  осуществилась. «Февральская  лазурь»  завораживает:  на  неё  хочется  смотреть  и  смотреть. Зимний  пейзаж  прекрасен). 

 

Слайд 29

                                                                                                     

          - Как  расположена  картина?  (вертикально.  Чтобы  увидеть кружево берёзы, живописец  рассматривает  её  снизу  вверх.  Все  другие  деревья  как  бы  отодвинуты, чтобы  не  мешали  рассматривать  берёзу  на  фоне  голубого  неба.  Мастерство  художника   заключается   в  том,  что  он   сумел   в  обыкновенном  русском   пейзаже  увидеть  самое  замечательное,  красивое).                          

Слайд 30

 

- Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины?
– Какие краски преобладают на заднем плане? (Тёмные, холодные тона)
– Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах? (На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу.)
 

       

 Слайд 31

                                                                                                                              

          Нравится  ли  вам  построение  (композиция)  картины? (Да, это  необычное,  интересное  построение  картины: мы видим большую березу,  которая  выделяется  на переднем  плане  и  занимает  почти  все полотно.  Она  хорошо видна.).                                                              

          - Какова  основная  мысль  этого  пейзажа? (Красота, величие, монументальность русской зимы)

 

               –Какое  настроение  вызывает  эта  картина?  Что  вы  чувствуете,  о  чём  думаете,  глядя  на  неё?  Какое  впечатление  производит  на  вас  эта  картина? (Приятное, радостное,  хочется  долго  смотреть на  эту  картину, потому  что она красочная  и  понятная)

 

 

 

          -Хотелось бы вам наяву, а не только на картине увидеть такое чудо – февральскую лазурь?

 

 

Слайд 32

 Вывод. На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то, что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».

 

Слайд 33 Опорный  план           + В книжечке

 Составление плана описания картины

1. Слово о художнике
2. Описание картины

А) Февральский день
Б) Небо
В) Снег
Г) Береза – красавица
Д) Другие березки
Е) Кустарник на горизонте.

(Слайд №34)  

Что такое эпиграф?

(Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения.)

 Прочитать выразительно:

1)

И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)

2)

Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)

 

     Эти стихи вы можете использовать в качестве  эпиграфа к своему сочинению.

 

3. Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?
4. Объяснить название картины.
5. Какое настроение вызывает пейзаж?

слайд 35 Образ березы в музыке и поэзии Портрет Есенина + текст жирный весь

 Отдельная Презентация под песню Лирическое отступление

 Не только художники воспевали образ символа России – березы, береза стала символом красоты, музой  для многих поэтов, композиторов. Нам с детства знакомы, Есенинские строки, посвященные «Березе»    

- Сергей  Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими, обнять свою Белоствольную красавицу березу, которая величественно и горделиво украшала его отчий дом и всегда жала его. 

 Звучит Песня!! Белая береза!

 

Слайд 36 Творческая работа                      

Что такое художественное описание?

Образное , эмоциональное изображение признаков, предметов, явлений, животных, человека с целью воздействия и с использованием средств выразительности

 

Текст в книжечках

 – Уже несколько раз вы пользовались таким типом речи как описание. Что характерно для описания? (В описании говорится об одновременных признаках.)

– Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении.)

– А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)  

 

 Текст в книжечке

– Послушайте внимательно текст. Обратите внимание на то, что данный текст очень обедняет картину.    
– Понравился вам текст?
– А чего в нем не хватает? (В нём почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображённых предметов)
– Но данное описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить текст прилагательными.


– Ваша задача – распространить текст за счет прилагательных, но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения были яркими, образными, выразительными. Начало работы выполним вместе. Не забудьте вставить пропущенные буквы.

  1. Свободная тема - все сочинения

«Обыкновенное чудо природы»

 

И.Э.Грабарь известный советский художник. Художник изображает февральское утро, морозный воздух, лазурное небо, берёзовую рощу в февральский утренник и глубокие сугробы снега.

На переднем плане стоит большая белая берёза. Она величественная и красивая. Берёза -жемчужина этой картины. Она красива в своём бело-коричневом наряде, с длинными ветками. На макушке остались прошлогодние жёлтые листья. Снег вокруг светло-голубой, а около берёз снег начал подтаивать. На снегу от стволов берёз лежат тёмно-синеватые тени. Небо синего цвета над берёзами плавно переходит в голубой, над полоской леса. На заднем плане картины изображены маленькие берёзки. Их стволы тоже окрашены голубоватым оттенком. На горизонте виднеется единая полоска леса.

Художник передал на своём полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от неё голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе всё утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа "Февральская лазурь".

Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть всё своими глазами.



13. Проверка творческой работы

1. Объяснить, какие буквы вставили и почему?
2. Прочитайте получившийся текст.
3.  Как и почему изменился текст?
4.  Какой вывод вы теперь можете сделать? (Имена прилагательные придают нашей речи образность, выразительность.) 

 Слайд 37 Девушки березы

Девочки – композиция.

Образ березы нередко  связан с образом стройной  русской девушки. Недаром, говоря об этом  поэты используют эпитеты, сравнения, олицетворения: «стройная», «тиха», «светла», «бела», «смущенная», у нее зеленая прическа, кудри,  лунный гребешок, косы, стан. Доказательство тому суждению, мы сейчас представим!!! Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна

Эти слова как нельзя лучше подошли бы и к описанию девушки, которой нельзя не любоваться

 Вывод Береза – символ России, образ белоствольной березки воспевали  художники, авторы лирических песен, художественных произведений.

Слайд 38 оригинал березы

 Карабутова А. Текст сочинения

Слайд 39 Домашнее задание. Написать сочинение по репродукции картины «Февральская лазурь»

Темы сочинений:

«Обыкновенное чудо природы»

 

Сочинение

Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь» И.Э. – полотно, отличающееся звучностью красок, жизнерадостностью, полного света, гармонии, красоты.

 

Слайд 40  Финал П. П. Блонский   - скачать портрет + текст

Один из основоположников педагогической и психологической науки П. П. Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: «Лишь живая душа оживит души… Учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление…».

1.    Я думаю. Что этот  урок оставит глубокое впечатление и надолго сохранит в памяти приятные воспоминания.

Слайд 41 

2.     В ходе  подготовке к уроку принимали участие следующие творческие группы:

-«Мастера кисти и пера»-Художники

-«Золотые голоса» - Песня

- Один из победителей «Верная рука подготовила словарный диктант»-

- «Скульпторы художественных зарисовок» подготовили пословицы, поговорки, приметы.

-«Волшебники природного материала» сюрпризы-поделки

 -«Очаровательные гибкие гимнастки продемонстрировали образ грациозности»

 -Будущий звездный дождь художественного слова работал над подборкой и озвучиванием стихов

Творческая группа поддержки- родители

 

Слайд 42

Желаю успеха в творческой работе!

 

 

 

II. Итог урока

III. Домашнее задание

Закончить работу над сочинением.

Книжечки

 Эпиграфы:

1)

И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)

2)

Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)

 

 Опорный план  Скопировать из презентации

Рабочие материалы

 Художник, пейзажист, автор, создатель полотна. Полотно, картина. Изобразил, показал, нарисовал; Редкостное ритмическое строение, зрелище фантастической красоты, перезвоны чистого цвета, Общая цветовая гамма. Основные краски, оттенки, полутона. Лазоревое небо, ярко-синее, безоблачное; глубокие синие, светло-синие, бирюзовые, желто-голубые оттенки неба. Жемчужные берёзы, белоснежные; белизна и золото березового ствола, серебристый ствол.Коралловые ветки, ярко-красные.Сиреневый снег, розоватый, беловато-розовый, снег кажется хрустальным, сине-сиреневые тона.Сапфировые тени, синие или зелёные; Горизонт, берёзовая роща, прозрачный, пронизанный светом лес, красновато-коричневая масса

 Текст

«Обыкновенное чудо природы»

 

И.Э.Грабарь известный советский художник. Художник изображает февральское утро, морозный воздух, лазурное небо, берёзовую рощу в февральский утренник и глубокие сугробы снега.

На переднем плане стоит большая белая берёза. Она величественная и красивая. Берёза -жемчужина этой картины. Она красива в своём бело-коричневом наряде, с длинными ветками. На макушке остались прошлогодние жёлтые листья. Снег вокруг светло-голубой, а около берёз снег начал подтаивать. На снегу от стволов берёз лежат тёмно-синеватые тени. Небо синего цвета над берёзами плавно переходит в голубой, над полоской леса. На заднем плане картины изображены маленькие берёзки. Их стволы тоже окрашены голубоватым оттенком. На горизонте виднеется единая полоска леса.

Художник передал на своём полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от неё голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе всё утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа "Февральская лазурь".

Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть всё своими глазами.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект.ФГОС. Русский язык. Открытый урок развития речи «Без берёзы не мыслю России» Метапредметная связь: Образ символа России – берёзы в русском языке, литературе, музыке, живописи"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

ФГОС. Русский язык. Открытый урок развития речи «Без берёзы не мыслю России» Метапредметная связь:

Образ символа России – берёзы в русском языке, литературе, музыке, живописи

Цели:

Обучающая – подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.

Развивающая— развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

Воспитывающая— воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке.

Оборудование урока: репродукция с картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь" (учебник);  презентация «И.Э. Грабарь. Природа в творчестве И.Э.Грабаря»; "Времена года" П. И. Чайковского (музыкальная пьеса «Февраль. Масленица»); плакаты со стихотворениями; тексты для творческой работы.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Индивидуальный учебный проект по русскому языку "Происхождение некоторых чоконимов"
  • Учебник: «Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
  • Тема: § 35. Как пополняется словарный состав русского языка
  • 02.10.2020
  • 604
  • 2
«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 739
    • DOCX 132.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ряховская Надежда Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ряховская Надежда Васильевна
    Ряховская Надежда Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3731
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек