Главная / ОБЖ / План- конспект по ОБЖ на тему "Защита от оружия массового поражения"

План- конспект по ОБЖ на тему "Защита от оружия массового поражения"


ТЕМА: Защита от оружия массового поражения


План-конспект составил

Учитель ОБЖ МБОУ СОШ с. Виноградное

Моздокского района РСО-Алания

Цугкиев Таймураз Васильевич


Занятие. ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.


Цель.

Ознакомить учащихся с устройством приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля,

дать им навыки в работе с радиометром-рентгенометром и ВПХР

Учебные вопросы:

  1. Назначение, устройство и принцип работы приборов радиационной разведки.

  2. Войсковой прибор химической разведки(ВПХР).


Время. 45 мин.

Место. – кабинет (поле).


Метод.

Рассказ и практический показ устройства, приемов подготовки и работы с приборами.

Материальное обеспечение.

Дозиметрический прибор ДП-5А, ВПХР, таблицы.


Порядок проведения занятия и методические советы

Вводная часть—2 мин.

- сообщение темы, цели занятия и порядка его проведения.

- краткий опрос по правилам поведения на зараженной местности.

1-й учебный вопрос—5 мин.

 Кратко объясняю ионизационный метод обнаружения и измерения радиоактивных излучений.

- Радиоактивные излучения ионизируют воздух, т. е. расщепляют его молекулы и атомы на положительные и отрицательные ионы. Под действием электрического напряжения ионы приходят в движение: положительные—к аноду, отрицательные — к катоду. В результате этого возникает ионизационный ток. По силе ионизационного тока определяется интенсивность радиоактивных излучений.

Устройство ДП-63-А, подготовка прибора и работа с ним изучаются практически. Для этого необходимо называю и показываю обучаемым основные части прибора, объясняю их назначение и принцип действия, показываю порядок подготовки прибора к работе: проведение внешнего осмотра, установка стрелки микроамперметра на отметку «О» верхней шкалы и «5» нижней шкалы, подключение источников питания. После этого 1—2 ученика под руководством преподавателя поочередно готовят прибор к работе и измеряют им уровни радиации на местности.

 Прежде всего  разъясняю учащимся, что прибор ДП-5А предназначен для измерения уровней гамма-радиации на местности и радиоактивной зараженности различных предметов по гамма-излучению; по своему на значению он является универсальным. Мощность гамма-излучения измеряется этим прибором в рентгенах или миллирентгенах в час. Затем показываю на таблице и приборе поддиапазоны I и II для измерения уровней радиации на местности в пределах 5— 200 Р/ч и более и поддиапазоны «ХЮ00», «ХЮО», «ХЮ», «XI», «Х0,1» для измерения степени зараженности предметов в миллирентгенах (мР/ч).

Далее объясняю устройство ДП-5А, показав его основные части на приборе и таблице 15, на которой они даны в крупном плане; учащиеся, читая наименования частей приборов на таблице, быстрее их запомнят и лучше усвоят устройство при бора. После этого поочередно вызываю нескольких учащихся к прибору и повторно рассматриваю с ними его устройство.

Убедившись, что учащиеся усвоили устройство прибора, перехожу к изучению подготовки его к работе и проведению измерений уровней радиации на местности и радиоактивного заражения различных объектов.

Для этого  организую с ними практическую отработку порядка подготовки прибора к работе.

Вначале обучаемым показываю на приборе порядок подготовки его к работе — от установки стрелки микроамперметра на «О» до проверки работоспособности аппарата по контрольному аппарату, а также последовательной установки переключателя поддиапазонов в положения: «Х1000», «XlOO», «XlO», «Xl», «ХОД».

Затем показываю учащимся порядок измерения уровней радиации на местности по шкалам «О—5» и «О—200», а также порядок определения степени заражения кожных покровов людей, одежды, техники, транспорта, продовольствия, воды и других предметов, пользуясь поддиапазонами «X1000», «Х100», «XlO», «Xb, «ХОД».

В конце отработки данного учебного вопроса целесообразно предложить учащимся решить 1—2 задачи, например:


1.        Какова степень заражения кожного покрова человека, если
показание прибора на верхней шкале 3,2 мр/ч, а переключатель
поддиапазонов находится в положении «Х10»?

Решение:   3,2 мР/чХ 10 = 32 мР/ч.

2.        Какова   зараженность   объекта,   если   суммарная   зараженность 280 мР/ч, а величина гамма-фона 220 мР/ч?

Решение: 280 мР/ч—220 мР/ч=60 мР/ч.

Решаемые задачи могут быть включены в раздаточный мате риал,, который предлагается учащимся на этом уроке.

После рассмотрения устройства и работы прибора ДП-5А учащимся следует указать, что дозиметрические приборы хранятся в шкафах или на стеллажах в помещениях с температурой от +10 до +25°С, влажностью 50—65%. Источники питания приборов хранятся отдельно в сухом прохладном месте (температура от —6 до +5°С).

Дозиметрические приборы нельзя подвергать длительному воз действию прямых солнечных лучей, дождя или снега. Их надо очищать от грязи и пыли, защищать от ударов. Запрещается вскрывать.

2-й учебный вопрос—12 мин.

 Отрабатывается методом рассказа и практического изучения. Вначале  знакомлю обучаемых с назначением войскового прибора химической разведки и кратко излагаю его устройство, используя для наглядности учебную таблицу и образец прибора. Особое внимание надо обратить на устройство и назначение индикаторных трубок трех видов, которые входят в комплект прибора.

Объясняю обучаемым, что обнаружение в воздухе отравляющих веществ и установление их концентрации осуществляется обычно в два этапа. Сначала определяют наличие ОВ типа зарина в опасных концентрациях. После этого устанавливают наличие в воздухе других ОВ.

Вначале используют две трубки с красным кольцом и красной точкой. Показываю приемы работы с этими трубками, после чего учащиеся отрабатывают эти приемы на приборе. Так же определяется наличие этих ОВ в воздухе в безопасных концентрациях.

На втором этапе определение ОВ осуществляется трубкой с зелеными кольцами. Беру трубку с тремя зелеными кольцами и показываю порядок обнаружения в воз духе фосгена, хлорциана и синильной кислоты, затем на трубке (Г одним желтым кольцом — паров иприта.

Учащиеся одновременно с рассказом руководителя отрабатывают приемы работы с прибором по обнаружению ОВ.

В заключение учащимся кратко разъясняю порядок определения ОВ на местности и на различных предметах, а также порядок хранения и сбережения приборов химической разведки.

Заключительная часть.

- обобщение изученного учебного материала.

- подведение итогов занятия.




План- конспект по ОБЖ на тему "Защита от оружия массового поражения"
  • ОБЖ
Описание:

ТЕМА: Защита от оружия массового поражения

План-конспект составил

Учитель ОБЖ МБОУ СОШ с. Виноградное

Моздокского района РСО-Алания

Цугкиев Таймураз Васильевич

Занятие. ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.

Цель.

Ознакомить учащихся с устройством приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля,

дать им навыки в работе с радиометром-рентгенометром и ВПХР

Учебные вопросы:

1.Назначение, устройство и принцип работы приборов радиационной разведки.

2.Войсковой прибор химической разведки(ВПХР).

Время. 45 мин.

Место. – кабинет (поле).

Метод.

Рассказ и практический показ устройства, приемов подготовки и работы с приборами.

Материальное обеспечение.

Дозиметрический прибор ДП-5А, ВПХР, таблицы.

Порядок проведения занятия и методические советы

Вводная часть—2 мин.

- сообщение темы, цели занятия и порядка его проведения.

- краткий опрос по правилам поведения на зараженной местности.

1-й учебный вопрос—5 мин.

Кратко объясняю ионизационный метод обнаружения и измерения радиоактивных излучений.

- Радиоактивные излучения ионизируют воздух, т. е. расщепляют его молекулы и атомы на положительные и отрицательные ионы. Под действием электрического напряжения ионы приходят в движение: положительные—к аноду, отрицательные — к катоду. В результате этого возникает ионизационный ток. По силе ионизационного тока определяется интенсивность радиоактивных излучений.

Устройство ДП-63-А, подготовка прибора и работа с ним изучаются практически. Для этого необходимо называю и показываю обучаемым основные части прибора, объясняю их назначение и принцип действия, показываю порядок подготовки прибора к работе: проведение внешнего осмотра, установка стрелки микроамперметра на отметку «О» верхней шкалы и «5» нижней шкалы, подключение источников питания. После этого 1—2 ученика под руководством преподавателя поочередно готовят прибор к работе и измеряют им уровни радиации на местности.

Прежде всего разъясняю учащимся, что прибор ДП-5А предназначен для измерения уровней гамма-радиации на местности и радиоактивной зараженности различных предметов по гамма-излучению; по своему на значению он является универсальным. Мощность гамма-излучения измеряется этим прибором в рентгенах или миллирентгенах в час. Затем показываю на таблице и приборе поддиапазоны I и II для измерения уровней радиации на местности в пределах 5— 200 Р/ч и более и поддиапазоны «ХЮ00», «ХЮО», «ХЮ», «XI», «Х0,1» для измерения степени зараженности предметов в миллирентгенах (мР/ч).

Далее объясняю устройство ДП-5А, показав его основные части на приборе и таблице 15, на которой они даны в крупном плане; учащиеся, читая наименования частей приборов на таблице, быстрее их запомнят и лучше усвоят устройство при бора. После этого поочередно вызываю нескольких учащихся к прибору и повторно рассматриваю с ними его устройство.

Убедившись, что учащиеся усвоили устройство прибора, перехожу к изучению подготовки его к работе и проведению измерений уровней радиации на местности и радиоактивного заражения различных объектов.

Для этого организую с ними практическую отработку порядка подготовки прибора к работе.

Вначале обучаемым показываю на приборе порядок подготовки его к работе — от установки стрелки микроамперметра на «О» до проверки работоспособности аппарата по контрольному аппарату, а также последовательной установки переключателя поддиапазонов в положения: «Х1000», «XlOO», «XlO», «Xl», «ХОД».

Затем показываю учащимся порядок измерения уровней радиации на местности по шкалам «О—5» и «О—200», а также порядок определения степени заражения кожных покровов людей, одежды, техники, транспорта, продовольствия, воды и других предметов, пользуясь поддиапазонами «X1000», «Х100», «XlO», «Xb, «ХОД».

В конце отработки данного учебного вопроса целесообразно предложить учащимся решить 1—2 задачи, например:

1. Какова степень заражения кожного покрова человека, если
показание прибора на верхней шкале 3,2 мр/ч, а переключатель
поддиапазонов находится в положении «Х10»?

Решение: 3,2 мР/чХ 10 = 32 мР/ч.

2. Какова зараженность объекта, если суммарная зараженность 280 мР/ч, а величина гамма-фона 220 мР/ч?

Решение: 280 мР/ч—220 мР/ч=60 мР/ч.

Решаемые задачи могут быть включены в раздаточный мате риал,, который предлагается учащимся на этом уроке.

После рассмотрения устройства и работы прибора ДП-5А учащимся следует указать, что дозиметрические приборы хранятся в шкафах или на стеллажах в помещениях с температурой от +10 до +25°С, влажностью 50—65%. Источники питания приборов хранятся отдельно в сухом прохладном месте (температура от —6 до +5°С).

Дозиметрические приборы нельзя подвергать длительному воз действию прямых солнечных лучей, дождя или снега. Их надо очищать от грязи и пыли, защищать от ударов. Запрещается вскрывать.

2-й учебный вопрос—12 мин.

Отрабатывается методом рассказа и практического изучения. Вначале знакомлю обучаемых с назначением войскового прибора химической разведки и кратко излагаю его устройство, используя для наглядности учебную таблицу и образец прибора. Особое внимание надо обратить на устройство и назначение индикаторных трубок трех видов, которые входят в комплект прибора.

Объясняю обучаемым, что обнаружение в воздухе отравляющих веществ и установление их концентрации осуществляется обычно в два этапа. Сначала определяют наличие ОВ типа зарина в опасных концентрациях. После этого устанавливают наличие в воздухе других ОВ.

Вначале используют две трубки с красным кольцом и красной точкой. Показываю приемы работы с этими трубками, после чего учащиеся отрабатывают эти приемы на приборе. Так же определяется наличие этих ОВ в воздухе в безопасных концентрациях.

На втором этапе определение ОВ осуществляется трубкой с зелеными кольцами. Беру трубку с тремя зелеными кольцами и показываю порядок обнаружения в воз духе фосгена, хлорциана и синильной кислоты, затем на трубке (Г одним желтым кольцом — паров иприта.

Учащиеся одновременно с рассказом руководителя отрабатывают приемы работы с прибором по обнаружению ОВ.

В заключение учащимся кратко разъясняю порядок определения ОВ на местности и на различных предметах, а также порядок хранения и сбережения приборов химической разведки.

Заключительная часть.

- обобщение изученного учебного материала.

- подведение итогов занятия.

Автор Цугкиев Таймураз Васильевич
Дата добавления 27.11.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел Конспекты
Просмотров 423
Номер материала MA-062726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓