Главная / Обществознание / План- конспект урока по теме: «Искусство и духовная жизнь». (10 класс, базовый уровень)

План- конспект урока по теме: «Искусство и духовная жизнь». (10 класс, базовый уровень)

Разработка урока учителя обществознания

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №11»

г.Альметьевска Республики Татарстан

Алаевой Диляры Ильясовны.

Тема урока: «Искусство и духовная жизнь». (10 класс, базовый уровень)

Цели урока:

  1. Расширить представления учащихся по изучаемой теме, выделяя понятие и виды искусства, особенности познания мира через искусство и функции искусства.

  2. Продолжить формирование навыков поиска и извлечении информации по заданной теме из текста и других источников, умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, объяснить изученное положение самостоятельно подобранными примерами.

  3. Способствовать формированию качеств оценивания выполнения собственной практической деятельности, объективного оценивания своего вклада в изучение темы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства и оборудование: раздаточный материал для учащихся, лист самоконтроля, проектор, презентация « Искусство и духовная жизнь».

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечания

Организационный момент, мотивационная ситуация

Посмотрите на экран и давайте попытаемся вместе обозначить тему урока и вопросы, которые мы будем изучать на уроке.



Нам предстоит изучить интересную и глубокую тему: что такое искусство, которое сопровождает человека тысячелетия, отражая и развивая его духовность, вспомнить виды искусства, понять роль искусства в познании мира, окружающей среды, человека.

Запишите тему и план урока.

Искусство и духовная жизнь.

  1. Искусство: понятия и виды.

  2. Искусство как особый способ познания.

  3. Функции искусства

Показ 2-3 фрагментов –видеозаписи (с последующей беседой)

Слайды №№1-3



















Слайд №4


Изучение новой темы.

1. Искусство: понятия и виды.

Что вы уже знаете по теме нашего урока









Есть ли у вас какие-то свои предположения относительно определения этого понятия? (ответы учащихся). Понятие искусства имеет несколько определений. Ознакомитесь с теми определениями, что предложены в раздаточном материале. Обратим наше внимание на второе определение. Из скольких частей состоит 2-е определение? (из 4х). Прочитайте 1-ю часть, искусство – это что? (художественное творчество в целом). О чем идет речь во второй части определения? (перечисляются виды искусства)

Выполним такое задание: я вам демонстрирую на слайдах произведения искусства, а вы говорите, к какому виду относится данное произведение.

Учитель:
Кроме многочисленных видов, искусство существует в огромном разнообразии направлений, жанров, течений и стилей. Многие направления искусства вы знаете, изучали на уроках рисования, музыки, искусства, истории, литературы -стили - романский и готический, барокко, классицизм, романтизм, реализм. Течения: авангардизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм и т.д.).

А что главнее, важнее из видов, стилей, направлений искусства? Можно чему-либо отдать первенство? (Нет). В современном мире нет какого-то одного главенствующего вида искусства. Авторы используют разные способы передачи собственного видения мира через музыку, живопись, скульптуру…

(форма художественного познания, художественное творчество, которое существует в разных видах).

3 - как разновидности человеческой деятельности. Например, художник, скрипач,……

Ученики записывают ответы в листе самоконтроля (2 колонка)

Запись- 2 мин, проверка- 2 мин.













Слайд №5,

карточки на столах учащихся с определениями этого понятия)



Демонстрируется 6 слайд: - кинофильм; 
Демонстрируется 7 слайд - музыка;
Демонстрируется 8 слайд  скульптура;

Демонстрируется 9 слайд архитектура;

Демонстрируется 10 слайд – театр;

Демонстрируется 11 слайд – литература;

Демонстрируется 12 слайд – живопись.


Задание учащимся

2.Искусство как особый способ познания.

Помогает ли искусство познавать мир?

Каковы особенности искусства как формы познания?

Прочитайте 4-ю часть определения, выделенную жирным шрифтом. Искусство это художественное освоение мира в форме художественного образа.

Я попрошу вас прочитать и сравнить

Как одно и то же событие описывают историк

и поэт.

Вы почувствовали разницу? Какое описание является научным описанием? (историческая наука)

Какое из этих описаний – литературным?

К какому компоненту духовной жизни общества относится стихотворение как литературное произведение

Выводы учителя: Искусство, как и наука, является формой познания окружающего мира. Результатом научного познания являются теории, законы, формулы, а результатом познания в искусстве являются художественные образы Художественный образ – это результат освоения мира, отражение действительности, он обладает свойствами реально существующего предмета, но не является самим предметом, событием, явлением.


Карточка.

  1. Описание белого движения (или об эмигрировавших) после гражданской войны.

  2. Стихотворение Р. Рождественского.



Особенности искусства

Запишите в тетрадях эту особенность искусства:

1) использование художественных образов;

2) чувственное восприятие окружающего мира;

3) субъективность искусства

Задание: В учебнике на стр. 115 – 116 найдите еще три особенности искусства и объясните, как вы их понимаете.

4) индивидуальность восприятия

5) законченность авторских произведений

6) …..




3. Функции искусства

Учитель: Было бы неправильно говорить об искусстве только  как  форме познания окружающего мира. Назначение искусства значительно шире. В чем оно состоит? Как вы думаете, какие функции выполняет искусство в обществе?

Функции: познавательная

Воспитательная

Коммуникативная

Гедонистическая

Эстетическая

Рекреационная

Слайд;№

Рефлексия содержания изученного материала

Что же такое ИСКУССТВО? (ответы: да или нет)

* это форма художественного познания ( да );
* это форма научного познания (нет )
* это художественное творчество (да ).
* это форма человеческой деятельности, проявляющаяся в различных его видах: литературе, живописи, скульптуре, музыке и т.д.(да )
Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир (неверно).
Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов (неверно).
В. Произведениям искусства свойственна эмоциональность (верно).
Г. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир (верно).

Закончите следующее предложение: Одной из особенностей искусства является……….


Рефлексия деятельности:

В листе самоконтроля заполните колонки 3-5


Домашнее задание

Домашнее задание: § 11 стр. 113-119 (вопросы 1-4,8)


Итоги урока























План- конспект урока по теме: «Искусство и духовная жизнь». (10 класс, базовый уровень)
  • Обществознание
Описание:

Тема урока: «Искусство и духовная жизнь». (10 класс, базовый уровень)

Цели урока:

1.                  Расширить представления учащихся по изучаемой теме, выделяя понятие и виды искусства, особенности познания мира через искусство и функции искусства.

2.                  Продолжить формирование навыков поиска и извлечении информации по заданной теме из текста и других источников, умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, объяснить изученное положение самостоятельно подобранными примерами.

3.                  Способствовать формированию качеств оценивания выполнения собственной практической деятельности, объективного оценивания своего вклада в изучение темы.

Цели урока:

1.                  Расширить представления учащихся по изучаемой теме, выделяя понятие и виды искусства, особенности познания мира через искусство и функции искусства.

2.                  Продолжить формирование навыков поиска и извлечении информации по заданной теме из текста и других источников, умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, объяснить изученное положение самостоятельно подобранными примерами.

3.                  Способствовать формированию качеств оценивания выполнения собственной практической деятельности, объективного оценивания своего вклада в изучение темы.

Автор Алаева Диляра Ильясовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 4044
Номер материала 32697
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓