Главная / Школьному психологу / Писхолого-педагогические особенности старшеклассников (10-11 класс)

Писхолого-педагогические особенности старшеклассников (10-11 класс)

Психолого-педагогические особенности учащихся

Проблема познания педагогом личности учащегося традици­онно актуальна в практическом отношении. Еще К.Д. Ушинский, уделявший значительное внимание психологическому аспекту в решении проблем педаго­гики, подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отно­шениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях.

Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики обучаемого – его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач. Эти характеристики, в свою очередь определяются такими врожденными особенностями, как темперамент, репрезентативная система, асимметрия полушарий головного мозга.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами:

Сензитивность - об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность - об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Активность - об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.

Соотношение активности и реактивности - об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.

Пластичность и ригидность - об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.

Экстраверсия и интроверсия - об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).

Эмоциональная возбудимость - об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Вашему вниманию представлена психологическая характеристика четырех типов темпераментов и психолого-педагогические рекомендации по оптимизации сотрудничества.

Слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.

От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий).

Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик -самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Специализация мозговых полушарий. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека развито, более активно функционируют, появляются свои отличия в психике человека, его способностях. У правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с её пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Следует подчеркнуть, что в норме осуществление любой функции – это результат работы всего мозга, и левого, и правого полушария. Вашему вниманию также предлагается таблица «Специализация полушарий головного мозга».

Интеллектуальная деятельность человека — это совокупность всех познавательных процессов: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Человеческое познание и научение проходят две ступени: первая — чувственная (от ощущения к восприятию, от восприятия к представлению) и вторая — логическая (от суждения к умозаключению, от умозаключения к понятию). Сегодняшнее обучение недостаточно использует первую ступень или же использует ее в усеченном виде: только ее верхушку — представление. А ведь именно через ощущения мы воспринимаем внешний мир еще до того, как наша мысль начинает обрабатывать поступающую информацию. Пути, по которым человек ее получает, предопределяют способы ее организации и использования, то есть понимание. Эти способы не менее важны, чем сама информация. С помощью ощущений мы улавливаем множество стимулов, вызывающих у нас разного рода реакции — как эмоциональные, так и интеллектуальные. Через ощущения происходит различение, а без способности различения не может быть учения.

Ощущения связаны с порождающими их стимулами. Многообразие стимулов, преподнесенных по-новому, расширяет диапазон восприимчивости. Чем больше чувственных восприятий, тем больше шансов для развития ума, памяти, воображения, самостоятельности, активности и т.п. Раскрепощение чувств расширяет возможности человека в любой сфере деятельности (учебной, коммуникативной, профессиональной и др.).

Но сенсорный опыт будет незначим, если у человека нет способа его обработки. Задача состоит в том, чтобы у каждого учащегося был сформирован способ организации процесса, а не только умение анализировать содержание. Обращение к индивидуальному познавательному опыту учащихся, их ведущим сенсорным каналам позволяет получить более реальную картину — четкую, ясную, понимаемую самим ребенком, дает ему возможность выбора. Только благодаря практике наш мозг способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, чтобы придать им точное значение.

Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей нас действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого – сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. У каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движении глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и даже позы. Если учитель будет правильно, в соответствии с ведущей репрезентативной системой учащегося выбирать и использовать слова и способы представления учебной информации, то это существенно облегчит процесс педагогического общения и повысит эффективность обучения.

Существует несколько подходов к конструированию, проектированию, рождению, творению, созданию всего, в том числе и урока: интуитивный, эмпирический, подход с позиции здравого смысла, научный и т.д. И все они имеют право на существование.

Вспомним, что такое интуиция: это чутье, проницательность, непосредственное усмотрение истины с помощью чувства без обоснования с помощью логики, доказательств. Мы согласны: если учитель обладает интуицией, то это замечательно. А сели нет? Если же он устал, измотан, и интуиция не работает? В этом случае вместо правильного решения, основанного на чувстве, приходит решение импульсивное, такое же быстрое, как и интуитивное, но, как правило, ошибочное. И напомним всем, кто отрицает иные подходы к конструированию урока, кроме интуитивного: интуиция, как говорили великие мыслители, помогает только подготовленному уму, она не посетит головы невежды. Предлагаемый нами подход предусматривает опору и на прежний опыт, и на здравый смысл, и на знания учителя, на науку, и, безусловно – на чутье педагога, на его интуицию.

Учитель, у которого интуиция развита, никогда его не подводила, может не пользоваться нашими рекомендациями. Но мы убеждены, что значительной части педагогов наши рекомендации помогут грамотно конструировать открытый урок и развивать в себе педагогическую интуицию (если, конечно, она была генетически заложена в нем в виде природных задатков).

Мы никому ничего не гарантируем и говорим: «Если учитель учтет наши предложения по подготовке открытого урока, то вероятнее всего он грубых ошибок не допустит». Если же учет наших рекомендаций будет еще и личностным, творческим, основанным на развитом у учителя интуитивном чувстве, то вероятность успеха еще более повысится. Разумное сочетание опыта, научного знания, программно-методической дисциплины и творчества еще никому не повредило. Любые методические рекомендации можно продуктивно использовать, усиливая за счет личностного фактора, а можно и довести их до абсурда, превратив в механическое антипедагогическое действо.

Чем больше характеристик личности ученика использует учитель, тем лучше, глубже он познает возможности восприятия ребенком учебного материала. Но всегда нужно с чего-то начинать.

Мы не призываем учителей четко дифференцировать детей по функциональной асимметрии полушарий головного мозга, типам темперамента, ведущим каналам восприятия информации и др. характеристикам, т.к. эти различия не жесткие и обозначенные показатели определяются доминантными характеристиками.

Заметим также, что современная психология, состоящая из многих направлений, научных школ, не едина, и учитель вправе сам выбирать рекомендации представителей тех направлений, которые сочтет для себя интересными, приемлемыми, не будем отрываться от реальности, доступными. С нашей точки зрения, сейчас важнее другое – опора в выборе методов, средств, способов обучения на особенности личности школьника, которые хоть как-то определяются.




4


Писхолого-педагогические особенности старшеклассников (10-11 класс)
  • Школьному психологу
Описание:

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого меняются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы не имеют первостепенного значения. Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта, в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны - количественную и качественную. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у старшеклассников наблюдаюся именно в учебе и поведении.

Автор Величко Елена Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 763
Номер материала 40336
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓