Главная / Биология / Пищеварение в полости рта

Пищеварение в полости рта

Человек и его здоровье. (8 кл.)

Урок . Пищеварение в полости рта.

Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них, нервную и гуморальную регуляции этих процессов, влияние никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости.

Оборудование: таблица «Схема строения органов пищеварения», крахмальный клейстер, 5% спиртовой раствор йода, 2% раствор HCL, 4 пробирки, штатив для пробирок, водяная баня, спиртовка, пробиркодержатель, пипетки, дополнительный материал для работы в группах, листы с вопросами.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Игра «Пирамида»

hello_html_m4b53ad7b.png

Для игры вызываются две пары учеников. Остальные - болельщики. На доске вывешивается рисунок пирамиды. Начинающая пара выбирает поле игры.


1. «Что это такое?» 4. «Узнай орган по таблице»

2. «Да и нет» 5. «Расскажи мне,расскажи…»

3. «Найти соответствие» 6. «Третий лишний»


1. Конкурс «Что это такое?».

За одну минуту один из участников объясняет термин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь.


1. Печень. 4. Пульпа.

2. Двенадцатиперстная кишка. 5. Кариес

3. Дентин. 6. Желудок.


2. Конкурс «Да-нет».

  1. В этом задании необходимо найти правильные утверждения. За 1 минуту один из участников зачитывает утверждения, второй говорит «да», если оно верно, «нет»-если оно ошибочно.

  1. Сыр, масло, молоко, мясо-это питательные вещества.

  2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функции

  3. Глотка является частью пищеварительного тракта.

  4. В состав эмали зубов входят соли кальция.

  5. У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.

  6. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачивается и обеззараживается.

  7. Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т.е. всасывательная функция выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.

  8. Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.

  9. Аппендикс - это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.

  10. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

Правильные утверждения: 2, 3, 4, 6, 7, 10.


3. Конкурс «Найди соответствие».

В конкурсе участвуют оба ученика одной пары. Даны 3 понятия. Между первыми и вторыми понятиями существуют определенная связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. Время конкурса – 1 минута.

  1. Предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень).

  2. Легкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание)

  3. Зубы: кариес= десна: (пародонтоз).

  4. Глотка и желудок: пищевод = желудок и тонкий кишечник: (двенадцатиперстная кишка).

  5. Желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы).

  6. Зуб: эмаль = желудок: (слизистая).

  7. Кровь: гематология = зубы: (стоматология).

  8. Печень: желчь = поджелудочная железа: (поджелудочный сок).

  9. Всасывательная функция ЖКТ: слизистые оболочки = двигательная функция ЖКТ (гладкая мускулатура стенок ЖКТ).

10. Углеводы: глюкоза = белки: (аминокислоты).


4. Конкурс «Узнай орган по таблице».

Один из участников получает список названий органов пищеварительной системы, которые ему нужно показать на таблице, второй – называет эти органы. Время конкурса – 1 минута.

1-глотка; 2-печень, 3-ротовая полость; 4-желудок, 5-желчный пузырь, 6-толстый кишечник, 7-поджелудочная железа; 8-тонкий кишечник; 9-пищевод, 10-прямая кишка; 11-двенадцатиперстная кишка; 12-аппендикс.


5. Конкурс «Расскажи мне, расскажи…».

Участвуют оба ученика пары. За 1 минуту надо ответить на большее количество вопросов.

  1. Каково значение пищи?

  2. Чем пища отличается от питательных веществ?

  3. Какие типы зубов свойственны человеку?

  4. Чем резцы, клыки и коренные зубы отличаются друг от друга?

  5. Каково внутреннее строение зуба?

  6. Почему необходима механическая обработка пищи?

  7. Почему необходимо беречь зубы?

  8. Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем?

  9. Какие функции выполняют питательные вещества?

10. Перечислите функции пищеварительной системы.


6. Конкурс «Третий лишний».

Один из учащихся зачитывает группу слов, другой находит лишнее (подчеркнуть линией), Время конкурса 1 минута.

  1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник .

  2. Функция пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная.

  3. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.

  4. К продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо.

  5. Пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочные железы.

  6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов.

  7. У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин и находящийся в глубине челюсти корень.

  8. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая.

  9. Железы смешанной секреции – печень, слюнные, поджелудочная и половые железы.

  10. В ротовой полости пища разжевывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.

Задания, с которыми не справились участники игры, передаются зрителям.

На основании количества выполненных заданий учитель выставляет оценки и участникам игры, и болельщикам.


III. Изучение новой темы

На доске эпиграф к уроку:

«Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» И. П. Павлов

И термины: биологические катализаторы (ферменты), амилаза, мальтаза, лизоцим, надгортанник, околоушные, подчелюстные и подъязычные слюнные железы, условные, безусловные рефлексы, фистула.



Учитель сообщает тему урока ,обращает внимание учащихся на слова И. П. Павлова, которые приведены в качестве эпиграфа к уроку. Вместе с учащимися определяет цели урока. Затем класс делится на группы, которые получают задания.

  1. Группа «Анатомы» изучает дополнительный материал о составе слюны, расположении слюнных желез, готовит выступление для всего класса. (Приложение №1.).

  2. Группа «Практики» выполняет лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал», объясняет свои полученные результаты перед классом. (Приложение №2.)

  3. Группа «Методисты» работает над дополнительным материалом, раскрывающим методику изучения функций слюнных желез, готовит сообщение для класса. (Приложение №3.)

  4. Группа «Теоретики» изучает материал о глотании. (Приложение №4.)

Каждая пара учащихся получает перечень вопросов, на которые в ходе выступления групп должны найти ответы.


Примерный перечень вопросов для работы учащихся:

  1. В каком отделе пищеварительного канала человека начинается пищеварение?

  2. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: «Кто хорошо жует, тот долго живет».

  3. Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?

  4. Почему важно хорошо пережевывать пищу?

  5. Почему при долгом жевании картофеля ощущается сладковатый вкус?

  6. Где образуются слюна?

  7. Каким образом удобнее всего изучать функции слюнных желез?

  8. Какие рефлексы носят название безусловные (врожденные) слюноотделительные рефлексы, условные слюноотделительные рефлексы?

  9. В каком отделе головного мозга находится слюноотделительный центр?

10.Что такое ферменты ?

11. Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны?

12. Будет ли происходить слюноотделение у животного, если у него повреждены нервы, отходящие от языка и слизистой оболочки рта?

13. Почему исследование И. М. Павловым деятельности слюнных желез стало «мостиком» по изучению работы головного мозга?

14. Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните?

15. Какую роль в акте глотания играют мягкое небо и надгортанник?

16. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости «Когда я ем, я глух и нем».

17. Почему при глотании задерживается дыхание и учащается сердцебиение?

18. Когда мы едим, то спокойно проглатываем пищу, но сделав 3-4 глотательных движения без пищи, чувствуем затруднение в глотании? Почему?

19. Для то, чтобы было легче проглотить сухой хлеб, его часто запивают чаем или молоком? Почему?


После самостоятельной работы в группах организуется выступление учащихся.

IV. Закрепление изученного материала

Организуется работа учащихся в парах по вопросам, полученным в начале урока. В ходе работы ученики отмечают те вопросы, которые вызвали затруднение. Если времени урока достаточно, то на сложные вопросы отвечают хорошо успевающие учащиеся.


Работа по вопросам, полученным во время урока.

Индивидуальное задание:подготовить сообщения «Павловские методы изучения пищеварения».

Приложение 1

Первый пищеварительный сок. Во рту слюной пища смачивается. Это облегчает не только ее механическое измельчение, но и подвергает химическому разложению. Увлажненные слюной куски пищи легче разлагаются желудочным соком.

Вся слизистая оболочка рта, от губ до зева, имеет множество слюнных и слизистых желез разной величины. На внутренней стороне губ они с просяное зерно, но много среди них и микроскопически малых. Крупные железы похожи на гроздья винограда, их 3 пары: подъязычные, поднижнечелюстные и околоушные.

Околоушные железы можно обнаружить, если сжать пальцами щеки впереди ушей . Чувствуется, как слюна заполняет рот. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну.

Если слегка сжать кожу под нижней челюстью, тоже начнется выделение слюны в ротовую полость. Это подчелюстная слюнная железа. Подъязычную прощупать не удается, т.к. она находится глубоко под языком, но ее работу можно пронаблюдать.

Возьмите заркало и поставьте так, чтобы можно было хорошо рассмотреть рот. Затем захватите язык верхними зубами и резко отогните его вверх и назад, приоткрыв при этом рот. Вы увидите, как из-под языка брызнет фонтанчик слюны. Выход протока подъязычной слюнной железы находится под уздечкой языка. Часто в этом месте удается рассмотреть небольшое отверстие. Подъязычные железы выделяют самую вязкую слюну. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость.

За сутки у человека выделяется в среднем 1 л слюны. При приёме сухой пищи выделяется много слюны, при приёме жидкой — мало.

Слюна состоит их 99,4 % воды. У здорового человека слюна имеет щелочную реакцию , т.к. содержит соли щелочных металлов. Они нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.

В слюне содержится особое вещество — лизоцим, которое растворяет микробы, вызывая их гибель.

Кроме того, слюна седержит ферменты, например, амилазу и мальтазу: если пожевать немного булки, не глотая, то можно ощутить сладкий вкус. Крахмал под действием ферментов слюны превратился в сахар.

Приложение № 2

Лабораторная работа. Действие слюны на крахмал.

Цель работы. Показать способность слюны переваривать углеводы.

Материал и оборудование: крахмальный клейстер (1% водный р-р), 5% - спиртовой раствор йода, 2% р-р HCl, 4 пробирки, штатив для пробирок, водяная баня, спиртовка, воронка, пипетки.

Крахмал расщепляется под влиянием содержащихся в слюне фермента амилазы и мальтазы. Их действие проявляется только в слабощелочной среде и при температуре 37-38С.

Ход работы:

    1. Собрать в пробирку небольшое количество слюны и разбавить ее водой в соотношении 1:2.

    2. В каждую пробирку (№ 1-4) налить по 1 мл слюны.

    3. Слюну в пробирке № 2 предварительно нагреть на спиртовке до кипения и охладить, в пробирке № 3 — подкислить, добавить 1-2 капли 2%-го раствора HCL.

    4. Во все пробирки налить по 2 мл крахмального клейстера, пробирки встряхнуть.

    5. Пробирки № 1-3 поместить на водяную баню (37С), пробирку № 4 — в стакан со льдом.

    6. Через 10 мин к содержимому всех пробирок добавить по 1-2 капли р-ра йода.

    7. Отметить, какие изменения произошли в пробирках. Результаты наблюдений записать в таблицу 1.

    8. Сделать выводы о влиянии амилазы на крахмал.

Таблица 1. Действие слюны на крахмал (вариант 1)

пробирки

Содержимое пробирки

Температура, С

Окраска содержимого пробирки

1

2 мл крахмального клейстера + 1 мл млюны

37 С

Не изменилась

2

2 мл крахмального клейстера + 1мл прокипяченной слюны



37 С



синяя

3

2 мл крахмального клейстера + 1 мл подкисленной слюны



37 С



синяя

4

2 мл крахмального клейстера + 1 мл слюны

0 С

синяя

Ответьте на вопросы:

1.При каких условиях наблюдается действие ферментов амилазы и мальтазы?

2.Какие условия наиболее благоприяты для действия ферментов слюны? 3.Какие вещества образуются в ротовой полости при расщеплении крахмала?

«Действие ферментов слюны на крахмал» (вариант 2)

Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта величиной с ладонь, чашки Петри или блюдца со слабым раствором йода, спички ( без головки) с намотанным на конец кусочком ваты.

Цель работы

Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

Порядок работы

1.Взять кусочек накрахмаленного бинта, положить его на чистый лист бумаги.

2.Смочить вату на спичке слюной и написать ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

3.Зажать марлю между ладонями на 2-3 мин, а затем опустить в раствор йода.

4.Пронаблюдайте, как окрасился кусочек марли.

Объясните результат опыта.

Отчетное задание

Запишите в тетрадь результаты работы по плану:

  1. Цель опыта.

  2. Ход опыта.

  3. Результат опыта.

4. Вывод из опыта.

Приложение № 3

«Плевая желёзка». Блестящие исследования работы слюнных желез провели И. П. Павлов и его ученики. Ими была разработана простая и остроумная операция с наложением фистулы на околоушную слюнную железу собаки. Отверстие ее протока с кусочком слизистой оболочки из внутренней стороны щеки перенесли наружу. Слюна не поступала в рот, а стекала каплями через подклеенную к щеке воронку в пробирку. Таким образом можно легко наблюдать деятельность железы.

Опыты показали, что на различные раздражители выделяется слюна, неодинаковая по количеству и составу. Так, из околоушной железы на мясо выделяется мало слюны, но она густая, богатая слизью, обволакивая мясо, слизь облегчает его проглатывание. Вдвое больше слюны выделяется при кормлении хлебом. Это можно объяснить тем, что, в противоположность мясу, хлеб впитывает в себя жидкость, а потому для его обволакивания нужно больше слюны. На жидкую пищу выделяется очень мало слюны; на подкисленную — очень много водянистой, но более щелочной слюны, которая нейтрализует кислоту; на введение в рот воды, подогретой до 45 С, выделяется очень густая слюна, обволакивающая слизистую оболочку полости рта и предохраняющая ее от ожога.

Столь сложная и разнообразная работа слюнных желез обеспечивается рефлекторно-нервной системой. Запах пищи раздражает находящиеся в полсти носа окончания обонятельных нервов. Во рту пища раздражает окончания вкусовых, а также осязательных нервных волокон. Возникшие импульсы по соответствующим нервам передаются в ЦНС. Получив необходимую иформацию, мозг посылает по другим нервам ответные импульсы к слюнным железам. Когда у собаки перерезали нерв и таким образом нарушили связь железы с мозгом, при ее кормлении из фистулы не вытекало ни одной капли слюны. Деятельность слюнной железы была выключена из общей системы организма. Отделение слюны можно вызвать путём раздражения электрическим током слюноотделительного центра в продолговатом мозге. Нарушение его выводит из строя слюнные железы. Когда пища попадает в рот, возникает рефлекторное отделение слюны. Этот рефлекс врожденный, как и рефлекс отдергивания руки при уколе.

При виде пищи происходит такой же рефлекс, но только начинается он с нервных окончаний, находящихся не в полости рта, а в глазу. Каждый из нас знает, что нередко при одном только виде пищи, а иногда даже при мысле о ней «текут слюнки». Попробуйте вспомнить вкус лимона и представить себе, что отрезаете ломтик лимона и кладете его в рот. Сразу же почувствуете в результате жизненного опыта, его называют условным. Слюнные железы связаны через нервную систему со всеми органами. Собака поранила лапу, и в ответ отделяется слюна, которой она с помощью языка зализывает рану.

«Плёвая желёзка», как ласково называл И. П. Павлов слюнную железу, была превращена в мощный телескоп, направленный на изучение деятельности мозга.

Приложение № 4

Дальше по пищеводу. Тщательно отработанный пищевой комок, смоченный слюной и слизью, движениями языка проталкивается к входу в пищевод, в глотку.

Начавшееся глотание мы не можем приостановть. Движения мыщц ротовой полости произвольны, но как только пища перейдет за язычок, человек не может произвольно управлять работой гладких мышц, во власть которых попадает пищевой комок. Дальнейшее проталкивание его управляется последовательными рефлекторными движениями. Глотание является сигналом к открыванию входа в желудок.

В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Кроме того, благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает и в носовую полость. В результате сокращений мыщц глотки пища продвигается в пищевод.

Проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе его стенок. Пища не просто падает сама по себе вниз благодаря своей тяжести. Она проходит в желудок и при необычном положении тела. Вам, наверное, приходилось утолять жажду, склонившись у родника. Многие животные всегда едят и пьют с низко опущенной головой.

При неизлечимых повреждениях пищевода его можно заменить, его функцию может выполнить часть кишки, вшитая вместо удаленного хирургом пищевода. Впервые такую операцию, завоевавшую мировое признание, сделал в 1907 г. русский хирург П. А. Герцен.

V. Домашнее задание

Параграф № . Ответить на вопросы в конце параграфа.




Пищеварение в полости рта
  • Биология
Описание:

Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них, нервную и гуморальную регуляции этих процессов, влияние никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости.

Оборудование: таблица «Схема строения органов пищеварения», крахмальный клейстер, 5% спиртовой раствор йода, 2% раствор HCL, 4 пробирки, штатив для пробирок, водяная баня, спиртовка, пробиркодержатель, пипетки, дополнительный материал для работы в группах, листы с вопросами.

«Действие ферментов слюны на крахмал» (вариант 2)

   Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта величиной с ладонь, чашки Петри или блюдца со слабым раствором йода, спички ( без головки) с намотанным на конец кусочком ваты.

Цель работы

Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

 

 

Автор Лихарева Надежда Николаевна
Дата добавления 12.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 819
Номер материала 53815
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓