Петербург в творчестве Осипа Мандельштама.
Он умудрился быть последним
бытописателем Петербурга,
ярким, беспристрастным, неповторимым.
Он безошибочно передает
и воздух Петербурга, и звук
петербургских мостовых.
Его восприятие Петербурга сливается с
восприятием мира вообще.
Анна Ахматова.
Цели:
Раскрыть
значение образа Петербурга в русской литературе начала XX века;
Углубить
знания учащихся о творчестве Осипа Мандельштама;
Показать
сложность, многоплановость, изменчивость города;
Развивать
восприятие Петербурга, создаваемого литературой в контексте культуры;
Воспитывать
интерес к прошлому Петербурга, любовь к произведениям русских писателей и
поэтов.
1
этап урока
«
Какой-то город явный с первых строк,
Растет
и отдается в каждом слове»- так восторженно писал Борис Пастернак в стихотворении «Анне
Ахматовой»
Да, конечно, это Петербург, город, который войдя в
русскую литературу со дня возникновения, стал восприниматься не только как
конкретный город, не только как новая столица, но и как символ новой России,
символ его будущего.
Достаточно взглянуть на содержание этой книги, чтобы
убедиться: к теме Петербурга обращались десятки русских поэтов. Среди них были
и гении и поэты второго или даже третьего ряда.
На прошлом уроке мы говорили с вами о Петербурге в
творчестве Анны Ахматовой. Сегодня мы продолжим с вами говорить о Петербурге.
Наша задача посмотреть, каким видит
Петербург современник А. Ахматовой Осип Мандельштам.
Проследить по стихотворениям как
меняется отношение Мандельштама к Петербургу.
Анна Ахматова и Осип Мандельштам живут в одно время,
бродят по одним и тем же улицам. Более того, они принадлежат к одному и тому же
литературному направлению – акмеизму, хотя как большие поэты оба выходят за его
рамки.
И все же, Петербург в их творчестве – разный. Но при
всем различии есть в их отношении к этому городу и нечто общее:
Петербург воспринимается ими как
сердце российской культуры и как символ близкого обоим уходящего века, как
нечто облагораживающее, упорядочивающее, стихийное существование человека.
- В Петербурге мы сойдемся снова-
Словно солнце похороним в нем-
И блаженное, бессмысленное слово
В первый раз произнесем:
-В черном бархате советской ночи,
В бархате всемирной пустоты
Все поют блаженных жен родные очи,
Все живут бессмертные цветы
Дикой кошкой горбится столица.
На мосту патруль стоит.
Только злой мотор во мгле промчится
И кукушкой прокричит.
Мне не надо пропуска ночного,
Часовых я не боюсь.
За блаженное бессмысленное слово
Я в ночи советской помолюсь.
-Это стихотворение написано Осипом Мандельштамом 24
ноября 1920 года…Написано словно в продолжение чего-то, употреблённое в
первой строке слово «снова» отсылает нас к прошлому. Ведь тема Петербурга
звучала в творчестве Мандельштама и ранее.
- В каких стихотворениях? (ребята перечисляют
стихотворения)
Осип Эмильевич Мандельштам возник в предреволюционной
России как сугубо городской поэт, точнее поэт «северной столицы»
В основе детских и юношеских впечатлений Мандельштама
– две противостоящие друг другу действительности:
С одной стороны – утробный хаос иудейского мещанского
быта еврейской семьи; с другой – петербургская архитектура, как видение
властной, повелительной гармонии – образ строгого порядка.
2 этап
О петербургском величии он пишет в «Шуме времени»
(зачитать…) «Весь массив Петербурга, гранитные и
торцовые кварталы…»
- Архитектура Петербурга в восприятии Мандельштама
противостоит хаосу, который он всегда смутно ощущает, и которого страшится.
Архитектура - божественное искусство, ведь в любой
мифологии сотворение мира – это упорядочение хаоса, превращение его в
организованный космос.
Архитектура для Мандельштама – символ гармонии, она
способна бороться с пустотой, она связана с памятью о прошлом, несет в себе дух
умерших эпох, связывает человека с культурой.
3 этап
Для раскрытия этого мотива показательно стихотворение
«Адмиралтейство» (выразительное чтение)
Анализ стих. «Адмиралтейство»
4 этап
Классицизм привлекает Мандельштама правильностью
линий, возвышенностью гармоний и одухотворенностью его зданий.
В сборнике «Камень» вместе с образами Петербургской
архитектуры появляется образ Рима, не античного, а католического. Это также
противовес хаосу. Ключевым словом в образе Рима становится слово «свободный».
Образ Рима и Петербурга смыкаются в стихотворении,
посвященном Казанскому собору, напоминающему поэту собор Св.Петра в Риме :
На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг…
Соприкасаясь с собором и его рощей портиков» поэт
чувствует себя «иностранцем», “русским в Риме».
Легкость, свобода Римского собора влекут Мандельштама
больше чем тяжелый блеск Исаакия – духовного центра Петербурга, тесно
смыкающегося с площадью Сената и Медным всадником.
В литературе сложилась традиция по которой Петербург
связан желтым цветом, но у Мандельштама он черно-желтый – это цвета
императорского стандарта. Очень хорошо эти цвета представлены в «Петербургских
строфах»
5 этап
В «Петербургских строфах» возникает
мотив тяжести, жестокости, появляется желтизна правительственных зданий. Здесь
мы види столкновении двух Петербургов – императорского и человеческого «Тяжка
обуза северного сноба…».
Хаос слишком силен, его темные волны
всегда готовы пог7латить ограду культуры, как разлившаяся в наводнении Нева,
порой бросающаяся на великий город.
В стихотворении «Дворцовая площадь»
появляется «желчь двуглавого орла» и «черный омут столицы».
Анализ стих. «Петербургские строфы»
6 этап
В более поздней книге «Тристия» Петербург, город
Петра, классический и имперский, превращается в Петрополь – тонущий,
погибающий.
Греческое имя словно приравнивает город к исчезнувшей
уже цивилизации, он становится подобен Атлантиде. Ведь классическая культура не
может уже спасти, не может устоять перед надвигающимся хаосом.
В книге появляется другой образ города. Гибнущий
Петербург уподобляется Иерусалиму, Иудее, распявшей Христа. Иерусалим и
Петербург соединены черным и желтым цветом. Имперская тяжесть, прочность,
уступают место призрачности, прозрачности, хрупкости.
Образы сна, стекла, зеркала, воды соединяются с темой
холода, смерти.
«В Петрополе прозрачном мы умрем»
и хотя в конце книги «Тристия» поэт
ещё надеется на то, что Петербург не умер – эта призрачная надежда быстро
рассеивается
7 этап
Анализ стих.
В Петербурге мы сойдемся снова…
Но эта надежда быстро растворяется.
8 этап
В стихах 1921-1925 г. Петербург поворачивается уже не
имперским, а бытовым лицом.
Это уже не соборы и правительственные здания, а
«шоколадные кирпичные, невысокие дома». Гостиный двор, каток, запах кофе и
мандаринов, трамвайное тепло. Уютный, какой-то сказочный , детский Петербург
возникает в стихотворении «Вы с квадратными окошками…»
9 этап
Вся эта позолота быта стирается ещё быстрей. Поэт
понимает, что век-волкодав давит на плечи не только поэтам, но и обычным людям.
В поздних стихах нет камня, собора, есть «халтурные
стены» «злого жилья». Нет Петербурга, есть Ленинград. Остается только цветовая
гамма, все то же сочетание черного и желтого.
1930 г. Мандельштам возвращается в Ленинград, где его
не ждут, и жить негде…
Анализ стихотворения «Ленинград»
Лирический герой
стихотворения заново встречается с тем городом, где он состоялся как человек,
где жили друзья, с которыми уже встретиться не суждено. Поэт чувствует свою
кровную связь с городом (до прожилок, до детских…)
Чувствуется
связь с культурным пространством города (рыбий жир) с пригородным ландшафтом, с
людьми (у меня ещё есть адреса).
Такая связь
может быть разорвана только насильственно, теми и «дорогими гостями», которые
приходят ночью, без приглашения… Это лирический монолог, где герой обращается к
самому себе самому. А в середине стихотворения появляется обращение к
Петербургу! До конца не понятно отношение поэта к названию города. Здесь явно
слышан намек на то, что город не имеет четкой доминанты и сам поэт в ожидании
чего-то страшного..
Названный волкодавом век буквально выталкивал
человека. Почти во всех его стихах, написанных в это время, так настойчиво, так
неотвязно преследует его ощущение своей загнанности, обреченности, сознание
неизбежной гибельности своего пути. И все же он рад встрече с родным, до боли,
городом
Именно эту радость возвращения почувствовала в свое
время Пугачева и написала к этому стихотворению музыку в ритме вальса, эта
мелодия, как мне кажется, очень гармонично сочетается со стихотворением.
Радость от возвращения в родной
город и ожидание не минуемой смерти, надо успеть, успеть почувствовать радость,
даже в мрачном декабрьском дне, в расплывчатом, желтоватом свете фонарей…
Послушайте, пожалуйста.
Я думаю, что это очень хорошо, когда поэзия прошлого
находит свое продолжение в эстраде.
Пожалуй во все времена принято ругать время, в котором
живешь. И мы с вами не исключение…оглядываясь по сторонам находим минусы нашего
бытия: и экология не та, и нравы ужасные….Но, думаю, что никто из на не
согласился бы жить в 30-е годы и с постоянным напряжением поворачивать голову к
окну, как только послышался шум подъезжающего автомобиля….Это стихотворение
Мандельштама позволяет нам, живущим спустя семьдесят с лишним лет после
описанных событий, понять психологию человека в страшные и трагические годы.
10 этап
Осип Эмильевич Мандельштам всю свою
жизнь был предан Петербургу, сюда, где бы ни был, стремился, как в тихую
гавань, как в надежное пристанище. Анна Ахматова сказала о нем: «Он умудрился
быть последним бытописателем Петербурга, ярким, беспристрастным, неповторимым.
Он безошибочно передает и воздух Петербурга, и звук петербургских мостовых.
Его восприятие Петербурга сливается с восприятием мира вообще».
Д/З
Подумайте и ответьте на следующие
вопросы:
1.
Почему
названный Ленинградом город дважды в обращении именуется Петербургом?
2.
Выделите
метафоры, которые служат образному закреплению кровной связи поэта с родным
городом.
3.
Найдите
и охарактеризуйте образы, которые создают представление об атмосфере эпохи.
4.
Охарактеризуйте
эмоциональную тональность стихотворения, создаваемую метафорами, эпитетами,
введением бытовых реалий, выступающих в роли примет страшного времени
(письменно).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.