Главная / Музыка / Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Технологическая карта урока.

Предмет: музыка              

Класс: 5                

Учебник (УМК): 5 класс: Е.Д. Критская

Тема урока: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.                  

Тип урока: урок по изучению и закреплению нового материала.

Цели урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через создание школьного спектакля.

Вид урока: урок-представление.

Задачи урока:

Образовательная:

- познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями;

- закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства;

проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания.

Развивающая:

- развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.

- развивать самостоятельное творческое мышление;

- формировать художественно – эстетический вкус;

- активизировать фантазию и воображение.

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Воспитательная:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки;

- развивать интерес к вокальному искусству;

- пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.

Метапредметные: музыка, литература, изобразительное искусство.

Методы:

  • Общенаучные: обобщения, сравнительный.

  • Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе.


Оборудование: компьютер, музыкальный центр

Музыкальный материал: Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка, м/ф «Пластилиновая ворона» (минус) Вступление.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений  учащихся класса, для которого  проектируется урок: учащиеся владеют:

- познавательными УУД:

Умение анализировать, сравнивать музыку

Умение воспринимать музыку на слух, соотносить с наглядным образом

-регулятивными УУД:

Умение определить цели учебной деятельности

Умение планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

Собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень)

-коммуникативные УУД:

Высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

Умение слушать и понимать других

Участвовать в коллективном обсуждении

Умение работать в группе

-личностные УУД:

Умение чувствовать красоту музыки, выражая свои чувства

Умение оценивать свои возможности


Ход урока:

Дидактическая структура урока

Время

Задача

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Формы учебного взаимодействия

Предметные

УУД


1 этап. Мотивация Актуализация знаний.

2 мин.

Настроить обучающихся на работу, снять напряжение.

Приветствие, настрой.

(Звучит «Увертюра» к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинка)

- Здравствуйте, ребята. Вы узнали музыку?

- Кто из вас был в театре?

Приветствие, готовность к уроку.

Дети садятся на свои места под музыку

- Музыка из оперы «Руслан и Людмила»


Коммуникативные.

Личностные.

Фронтальная


2 этап.

Создание ситуации

5 мин.


Вывести учащихся на тему и цель урока и обозначить их в словесной формулировке.


- Сегодня я всем предлагаю виртуально посетить музыкальный театр. А в какой театр – вы узнаете, когда отгадаете кроссворд.




х

о

р










с

п

е

к

т

а

к

л

ь

л

и

б

р

е

т

т

о





д

е

к

о

р

а

ц

и

и








а

р

и

я







КРОССВОРД «ОПЕРА»

  1. Песню запоем все вместе,

Зазвучит по школе песня.

Складно, слаженно и дружно.

Вместе петь, ребята, нужно.

Песней полон коридор —

Так старается наш... (Хор)

  1. Бывает драматический, бывает музыкальный

Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный

Его придумал режиссер, играют в нем артисты

Идет в театре и, порой – на сцене все, как в жизни (спектакль)

  1. В основу оперы, балета

Берется «книжечка» … (либретто)

  1. Спектакль на славу удался

И публика довольна

Художнику особые овации

За красочные … (декорации)

  1. Этот законченный эпизод

Играет оркестр, один поет. (Ария)

  1. В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

И музыку играл оркестр.

Спектакль как же назовут? (Опера)

- Назовите театр, в который мы сегодня

отправляемся.

- И тема нашего урока звучит…

«Путешествие в музыкальный театр. Опера»



- Я предлагаю повторить новые термины, которые сегодня на уроке нам послужат опорой.

Игра «Данетка» hello_html_7e7083d0.jpg

- Предлагаю вам поиграть в игру «Данетка».

ВОПРОСЫ:

- Театральная программа – это… это буклет, в котором указаны все действующие лица (актеры), которые играют в данном спектакле, также полезные статьи о режиссере спектакля, об авторе пьесы.

- Афиша – это … объявление о зрелищном мероприятии, развешиваемое в публичных местах. 

Увертюра – это… вступление к опере.

Конфликт – … играет особую роль в музыкальной драматургии. Состоит из: завязки, конфликта, кульминации и развязки.
Речитатив — это… вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора.

Либретто — это … литературная основа оперы.

- уч-ся отгадывают кроссворд















































- Оперный театр

Дети высказывают своё мнение и стараются самостоятельно пытаются определить тему и цели урока.





- из команд по одному представителю подходят к столу, берут лист с термином и устно дают определение. Остальные отвечают «ДА» или «НЕТ»

Повторение опорных знаний по теме «Опера»



























































Закрепят понятия: театральная программка, афиша, конфликт, увертюра, речитатив, либретто.



Коммуникативные.

Личностные.

Групповая, фронтальная

3 этап.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

1 мин

Закрепить новые термины.

Подготовить уч-ся к работе в группах.

-Ребята, как вы думаете, люди каких профессий нужны для создания оперы?

- А можем ли мы с вами создать свою оперу, школьную?

- Почему?

- А что же мы тогда сможем создать?

Дети отвечают



- Нет.

- Потому, что опера – это большой спектакль.

- Оперетту.

Научатся находить жанровые парал­лели между музыкой и другими видами искусства.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Групповая, фронтальная

4 этап

Работа в микро-группах

15 мин.

.

Развивать способность обучающихся к различным формам творчества, а также сотрудничества.



- Для того, чтобы попробовать создать нашу школьную оперетту, я предлагаю каждой группе ребят выполнить отдельные задания, которые лежат у вас на столе. Озвучьте их.

- Чтоб состоялась в театре премьера:
Долго готовят её костюмеры
И осветители, и декораторы,
И драматурги, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафор,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё…

- Я предлагаю на роль режиссера свою кандидатуру, а остальные профессии разделить между группами ребят.

- После выполнения заданий, каждая группа защищает свой мини-проект.

- Во время защиты, группа «Продюсеры» отслеживает работу каждой группы по своим критериям, которые они разработают. По окончании защиты, «Продюсеры» решают, будет ли наш спектакль иметь успех у зрителей или нет.

Для этого нам с вами необходимо разработать критерии оценивания:

  1. Точное выполнение задания;

  2. Объем выполненной работы;

  3. Креативность;

  4. Аккуратность и грамотность;

  5. Уверенность при защите проекта.

(учитель во время выполнения творческих заданий помогает каждой группе соорентироваться в правильности выполнения задания).

Знакомство с заданиями, выполнение заданий, решение проблемы, коллективное обсуждение.









- Режиссёр!

Задание для группы №1 «Художники-оформители».

-Ознакомиться с либретто (Приложение 1);

-Оформить афишу;

-Оформить программки к спектаклю;

-Защитить свой мини-проект, учитывая критерии оценивания

Задание для группы №2 «Художники-декораторы».

-Ознакомиться с либретто;

-Разработать эскизы декораций сцены;

-Согласовать свой проект с группой «Артисты»;

-Защитить свой мини-проект, учитывая критерии оценивания.

Задание для группы №3 «Музыканты».

-Ознакомиться с либретто;

-Прослушать музыкальные файлы;

-Выстроить их по порядку согласно либретто;

-Согласовать свой проект с группой «Артисты»;

-Защитить свой мини-проект, учитывая критерии оценивания.

Задание для группы №4 «Артисты».

-Ознакомиться с либретто;

-Распределить роли;

-Отрепетировать действо;

-Согласовать свой проект с группой «Музыканты»;

-Защитить свой мини-проект, учитывая критерии оценивания.

Задание для группы №5 «Продюсеры».

-Разработать критерии оценок защиты общего проекта - музыкального спектакля;

-Составить план-очередность, по которым каждая творческая группа будет защищать свой мини-проект.

Научатся проводить сравнительный анализ видов искусства.

Научатся размышлять о музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

Осуществлять собственный опыт создания спектакля.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Групповая

Коллективная

4 этап.

Защита «творений». 14 мин.


Обучать умению выражать свою точку зрения и отстаивать её.

- Предлагаю начать защиту ваших мини-проектов. (учитель ненавязчиво корректирует защиту, следит за соблюдением делового стиля общения)

Группа «Продюсеры» отслеживает работу каждой группы по своим критериям:

Наличие:

  1. Рекламы спектакля (афиша, программка);

  2. Оформления декораций к спектаклю;

  3. Музыкального сопровождения;

  4. Театрального действа по законам оперетты (увертюра, завязка, конфликт, кульминация и развязка).

- Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

А артистам, в благодарность,

Дарим мы…

Каждая творческая группа защищает мини-проект.




Ответное слово группы «Продюсеры» - (анализ защиты проектов).











- Аплодисменты!

Научатся творчески интерпретировать содержание музыкального спектакля.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Групповая

Сольная

Коллективная

5 этап.

Рефлексия содержания учебного материала (полученных результатов).


Рефлексия настроения и эмоционального состояния 5 мин.



Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.



- В качестве подведения итога урока предлагаю использовать:
1. Метод «Смайлик»

(по одному представителю команд оценивают выбранным смайликом результат защиты проекта на доске «Результаты проекта» другие группы)

2. Игру «Ладошка»

(на листе бумаги - ладошка, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение)

  • большой – на уроке я работал (а)…, потому, что…

  • указательный – своей работой на уроке я …

  • средний – за урок я узнал (а)

  • безымянный – в жизни мне это …

  • мизинец – мое настроение…

Д/З: Подготовить презентацию по теме «Театр г.Омска»

Обучающиеся участвуют в общем обсуждении и приходят к единому мнению.











Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные





Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

6 этап.

Подведение итога урока.

3 мин.



Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.



- Заполните свои оценочные листы и передайте их мне.

К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.

- На память об уроке я хочу подарить вам СЕРТИФИКАТ. Слушайте музыку, творите и будьте здоровы!

- Спасибо вам, ребята за урок. До свидания!

Учащиеся совещаются и выставляют отметки.



Регулятивные

Коммуникативные
































Приложение 1

ЛИБРЕТТО


ДЕВОЧКА:

Свидание назначил, а сам не приходишь - 2раза.

ХОР ДЕВОЧЕК:

Чёты, чёты, где ты болтался? – 2 раза

МАЛЬЧИК:

Я приходил, ведь тебя не застанешь – 2 раза

ХОР МАЛЬЧИКОВ:

Чёты, чёты, не пунктуальна? – 2 раза

ДЕВОЧКА:

Ты обещал, а портфель мне не носишь – 2 раза

ХОР ДЕВОЧЕК:

Чёты, чёты, взять тебе трудно? – 2 раза

МАЛЬЧИК:

Я бы носил, да его не поднимешь – 2 раза

ХОР МАЛЬЧИКОВ:

Чёты, чёты, гири там носишь? – 2 раза

ДЕВОЧКА:

Ты обещал, а шпаргалку не бросил - 2раза.

ХОР ДЕВОЧЕК:

Чёты, чёты, на двойку сдала я – 2 раза

МАЛЬЧИК:

Я тебе бросил, так ты не поймала – 2 раза

ХОР МАЛЬЧИКОВ:

Чёты, чёты, иди тренируйся – 2 раза

ДЕВОЧКА:

Ты обещал, а сам не целуешь - 2раза.

ХОР ДЕВОЧЕК:

Чёты, чёты, а можь не умеешь? – 2 раза

МАЛЬЧИК:

Я б целовал, да тебя не достанешь – 2 раза

ХОР МАЛЬЧИКОВ:

Чёты, чёты, дылда такая? – 2 раза





ДЕВОЧКА:

Ты обещал, а в кино-то не водишь - 2раза.

ХОР ДЕВОЧЕК:

Чёты, чёты, деньжат маловато – 2 раза

МАЛЬЧИК:

Я бы водил, так ты засыпаешь – 2 раза

ХОР МАЛЬЧИКОВ:

Чёты, чёты, соня такая? – 2 раза

ДЕВОЧКА и МАЛЬЧИК:

Мы вам пропели как в жизни бывает- 2раза.

ХОР ДЕВОЧЕК и ХОР МАЛЬЧИКОВ:

Чёвы, чёвы, чё не согласны?– 2 раза


Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
  • Музыка
Описание:

 Урок в 5 классе "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера." по программе Е.Д.Критской по ФГОС с УУД. 

Тип урока: урок по изучению и  закреплению нового материала.

Цели урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через создание школьного спектакля.

Вид урока: урок-представление.

Задачи урока:

Образовательная:

- познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями;

- закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства;

проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания.

Развивающая:

- развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.

- развивать самостоятельное творческое мышление;

- формировать художественно – эстетический вкус;

- активизировать фантазию и воображение.

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Воспитательная:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки;

- развивать интерес к вокальному искусству;

- пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.

 

Метапредметные: музыка, литература, изобразительное искусство.

Автор Баранова Татьяна Александровна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 2238
Номер материала 5181
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓