Главная / Музыка / «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» Конспект урока 5 класс

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» Конспект урока 5 класс

Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»


Тип урока: комбинированный форма: урок – путешествие

Цель:

  • углубление знаний учащихся об особенностях оперного жанра как синтеза разных искусств; разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы ( увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также об исполнителях (певцы, дирижеры)

  • формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, давать оценку музыкальным сочинениям

  • воспитание российской гражданственности идентичности: уважение к Отечеству, его прошлому и настоящему через освоение художественно – эстетического, духовно – нравственных ценностей отечественной культуры.


Оборудование: учебник «Музыка 5 класс» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, презентация, видеоматериалы по теме урока, музыкальные фонограммы.


Ход урока

1.Организованный момент (организация рабочего места, музыкальное приветствие)

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в музыкальный театр.

- Что такое театр? Что вы о нем знаете? (ответы детей)

- Назовите самые известные театры нашей страны? (Большой театр г.Москва, Марииский театр г.Санкт – Петербург, Александрийский театр и др.

- Кто из вас был в театре?

- Как назывались спектакли , которые вы смотрели?

Сегодня мы побываем на музыкальном спектакле, где музыка играет главную, ведущую роль. Отгадав загадку, вы узнаете, как называется этот спектакль:

В кассе мы билет купили

И вчера в театр ходили

Мы во все глаза глядели

Весь спектакль артисты пели

Мы в ладоши хлопали

Все мы любим…….. (оперу)

Итак, тема нашего урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Чтобы отправится в путешествие нам необходимо вспомнить правила поведения в театре.(дети вспоминают правила поведения и называют их)


2.Этап усвоения новых знаний.


Что же такое опера? ( Просмотр видео из серии «Радость моя» или по желанию учителя заранее приготовленное сообщение учащегося)

Пример сообщения:

Первую оперу написал в 1600 году итальянский композитор Джакопо Пери. Это была "Эвридика", спектакль, во время которого певцам аккомпанировал ансамбль из четырех музыкантов. Хотя арии не были особенно веселыми и напоминали церковные псалмы, опера впервые была исполнена на свадьбе французского короля Генриха IV. Ошибочно раньше считали, что родоначальник оперы - Клаудио Монтеверди, написавший в 1607 году оперу "Орфей".
Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв.
В России же опера появилась только в 19 веке.


- Где и когда появилась опера?

- Почему в Италии?

Запись определения: опера – это музыкальный спектакль, в котором все герои поют или говорят нараспев речитативом.

Просмотр видео фрагмента «Опера Садко»

- Какие виды искусств присутствуют в опере? Музыка, хореография, изобразительное искусство и обязательно литература. На литературный сюжет пишется опера или либретто.

- Найдите в учебнике значение слова либретто? ( дети зачитывают)( показ на слайде Либретто – краткое содержание музыкального спектакля.


Учитель знакомит учащихся с оперными номерами на слайдах.

Ария – вокальное произведение для одного голоса.

Дуэт, трио – вокальное произведение для двух, трех голосов.

Хор – совместное звучание многих голосов.

Речитатив – вокальная музыкальная форма, вид певучего разговора.


Что ещё помогает определить и лучше понять героев опер? Конечно это тембры (окраска) голосов. Давай вспомним классификацию мужских и женских голосов и оперных героев, которыми можно играть определённую роль в опере.

Составление таблицы классификации голосов:


Женские голоса

Мужские голоса

Сопрано

Меццо - сопрано

Альт

(контральто)

Тенор

Баритон

Бас

Главные героина


Молодость

Сильные волевые натуры

Злодеи

Старость

Главные герои

Положительные герои

Зрелые люди

Комические герои


Злодеи

Мудрые люди


И конечно же любая опера не получится без участия симфонического оркестра.

Большой коллектив музыкантов под управлением дирижера для исполнения академической музыки.

Кто управляет оркестром? (дирижер)

Каждая опера начинается со вступления – увертюры.

Слушание: увертюра из оперы «Руслан и Людмила» ( обсуждение прослушанного)


Закрепление:

1. Работа с учебником на стр.48-49

- Посмотрите на иллюстрации герои из каких опер на них представлены?

- Какие литературные произведения вдохновили композиторов на создание этих опер?

2. Проверь себя ( на слайде по очерёдности появляются слова, значение которых изучали на уроке, учащиеся называют определения)

3.Сканворд

1.hello_html_m4780a158.png hello_html_ad1e273.pnghello_html_m27d8729b.pnghello_html_6a9bd9b9.pnghello_html_m5641d9cd.pnghello_html_1799a5ef.png

hello_html_45bf7bd6.pnghello_html_m27d8729b.pnghello_html_2f06994c.pnghello_html_m1d87c260.png

2.


3.hello_html_m47cf370d.pnghello_html_m47cf370d.pnghello_html_m47cf370d.pnghello_html_m2d6cfcfe.pnghello_html_m5641d9cd.png


Ответы: «Снегурочка», «Золотой петушок», «Садко». И всех их написал композитор сказочник Н.А.Римский – Корсаков.


Домашнее задание: записать известные оперы и их автора. (нарисовать афишу к любой из опер)

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» Конспект урока 5 класс
  • Музыка
Описание:

Урок разработан на основе учебной программы  "Музыка1-7 классы" "Искусство 8-9 классы" Г.И.Сергеева, Е.Д.Критская, а также учебно методического комплекса "Музыка" учебник для учащихся 5 класса, авторов Критская Е.Д. Сергеева Г.П; М.Просвещение 2010г."Музыка" рабочая тетрадь для учащтхся 5 класса М.Просвещение 2010г. авторов Критская Е.Д., Шмагина Г.П.

   Тип урока - комбинированный, форма урока - урок путешествие.

Данный урок знакомит учащихся с особенностями опреного жанра, как синтеза разных искусств, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речетатив, хор, ансамбль), а также об исполнителях (певцы, дирижёр).Урок направлен на воспитание духовно - нравственных ценностей отечественной культуры

 

Автор Бабичева Татьяна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 3694
Номер материала 26100
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓