Главная / Классному руководителю / Перспективный план занятий по интересам "Волшебная кисточка"

Перспективный план занятий по интересам "Волшебная кисточка"






ПОЯСНИТКЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, правилах рисования, а также о красоте природы и человеческих чувств.  Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству


Цель и задачи программы.

Целью программы “Веселые ладошки” является развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому

  • Воспитывать у детей эстетическое отношение к родной природе посредством умения понимать и создавать художественные образы

  • Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).

Образовательные:

  • Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

  • ; Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;

  • Знакомить детей с художественными качествами и образной выразительностью цвета;

  • Учить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования;

  • Учить детей экспериментировать с красками, получая новые цвета и оттенки;

Развивающие:

  • Способствовать развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей.

  • Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

  • Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности

В данной программе я использовала следующие техники рисования:

  • Печать от руки,

  • Печать растениями,

  • Монотипия,

  • Кляксография,

  • Набрызг,

  • Свеча и акварель,

  • Рисование по-мокрому,

  • Тычок полусухой жёсткой кистью,

  • Граттаж,

  • Оттиск поролоном,

  • Печать по трафарету,

  • Рисование манкой,

  • Оттиск печатками из картофеля,

  • Тычок смятой бумагой,

  • Тычок ватной палочкой.

Возраст обучающихся и сроки реализации программы

Данная образовательная программа предполагает обучение детей младшего школьного возраста. Рассчитана на 1 год обучения. Наполняемость группы 10 человек, так при реализации программы используются как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Формы и режим занятий.

Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления младших школьников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа придерживается основных принципов и условий стимулирования детского творчества.

Принцип интегральности.

Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Психологические условия.

Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 академическому часу, количество часов в год 28.

Методы и приёмы используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию:

  • Создание игровой ситуации.

  • Показ педагога.

  • Использование движения руки.

  • Сравнение двух техник.

  • Проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

  • доступность отбираемого материала;

  • постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

  • индивидуальный подход к детям;



Для систематичной организации деятельности разработан перспективный план. Каждое занятие посвящено одной технике рисования, но также используется сочетание техник в одном занятии.

ОКТЯБРЬ

Тема

Материал и способ передачи замысла

Кол-во часов

1.

«Осенний лес»

Рисование гуашью методом тычка

1

2.

«Ночной город»

Рисование свечой на тонированной бумаге

1

3.

«Гроздь винограда»

Рисование гуашью с помощью ватных палочек

1

4.

«Сказочное дерево»

Рисование акварелью методом выдувания

1

НОЯБРЬ

Тема

Материал и способ передачи замысла

Кол-во часов

1.

«Ветка рябины»

Пластилинография

1

2.

«Моя любимая игрушка»

Рисование гуашью с помощью бумаг

1

3.

«Царевна Лягушка»

Обрывная аппликация

1

4.

«Сказочная птица»

Рисование гуашью с помощью ладошек

1

ДЕКАБРЬ



Тема

Материал и способ передачи замысла

Кол-во часов

1.

«Зимний пейзаж»

Рисование свечой на тонированной бумаге

1

2.

«Новогодняя ёлка»

Рисование с помощью манки с добавлением краски

1

3.

«Переведение рисунка с любимой раскраски»

Граттаж

1

4.

«Бабочка»

Рисование акварелью с помощью монотопии

1

ЯНВАРЬ



Тема

Материал и способ передачи замысла

Кол-во часов

1.

«Морозные узоры»

Рисование акварелью методом выдувания

1

2.

«Ветка яблони»

Рисование гуашью методом тычка

1

3.

«Жар птица»


1

4.

«Снегири»

Рисование с помощью манки с добавлением краски

1

ФЕВРАЛЬ



Тема

Материал и способ передачи замысла

Кол-во часов

1.

«Моя игрушка»

Пластилинография

1

2.

«Жар птица»

Обрывная аппликация

1

3.

«Аквариум»

Граттаж

1

4.

«Морское дно»

Рисование гуашью с помощью ладошек

1

МАРТ



Тема

Материал и способ передачи замысла

Кол-во часов

1.

«Цветочная ваза»

Рисование гуашью методом тычка

1

2.

«Цветок»

Обрывная аппликация

1

3.

«Ваза с цветами»

Рисование акварелью методом монотопии

1

4.

«Цветы»

Рисование цветными мыльными пузырями

1

АПРЕЛЬ



Тема

Материал и способ передачи замысла

Кол-во часов

1.

«Сирень»

Рисование гуашью с помощью ватной палочки

1

2.

«Веселый космос»

Пластилинография

1

3.

«Сакура»

Рисование гуашью с помощью бумаги

1

4.

«Яблонька»

Пластилинография

1

МАЙ





Тема

Материал и способ передачи замысла

Кол-во часов

1.

«Салют»

Рисование гуашь методом тычка

1

2.

«Бабочка»

Пластилинография

1

3.

«Цветы»

Рисование гуашью методом выдувания

1

4.

«Скоро наступит лето»

Рисование гуашью с помощью бумаги

1

Июнь: Подведение итогов кружковой работы и создание коллажа с использованием всех техник рисования.

Ожидаемые результаты обучения.

По итогам обучения ребенок должен знать:

  • - о разнообразии техник нетрадиционного рисования

  • - о свойствах и качествах различных материалов;

  • - о технике безопасности во время работы.

По итогам обучения ребенок должен знать:

  • - владеть навыками использования нетрадиционных техник изображения (эстамп, , кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование,);

  • - смешивать краски для получения новых оттенков;

  • - передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;

  • - сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;

  • - рисовать самостоятельно;

  • - создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и педагогом.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в выполнении творческих индивидуальных заданий, в применении. полученных на занятии знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.

Занятия не предполагают оценочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:

  • текущая оценка достигнутого самим ребенком;

  • оценка законченной работы;

  • участие в выставках, играх и т.д.

  • реализация творческих идей.

Организационно-методические пояснения
по проведению занятий с детьми.

Занятия с детьми проводятся в группе или в специально отведённом помещении. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).

Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.

Материально-техническое обеспечение

На занятиях используются наглядные образцы, выполненные педагогом или частично приобретенные. Весь материал готовится заранее и раздается детям.. На занятии используются интернет ресурсы и другие мультимедийное оборудование. Также эффективно использование презентаций, выполненных педагогом.

На занятиях по данной программе понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • Бумага различного формата и цвета.

  • Краски (гуашь, акварель)

  • Пальчиковые краски.

  • Клеенки, трафареты..

  • Баночки для воды.

  • Кисти круглые и плоские разного размера.

  • Салфетки.

  • Другое оборудование по темам.

Список используемой литературы

  1. Григорьева Г.Г. “Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности”, М.: Просвещение, 1995 г.

  2. Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.

  3. Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.

  4. 3.Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007

  5. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

  6. Коллективное творчество детей ”, п/р Грибовской А.А., М.: Сфера, 2004 г.

  7. 4.Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.

  8. Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

  9. Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.

  10. 6.Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2

  11. 7.Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с.

  12. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.

  13. Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
















СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи программы.

  3. Возраст обучающихся и сроки реализации программы

  4. Формы и режим занятий.

  5. Методы и приёмы используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию:

  6. Принципы работы с детьми:

  7. Перспективный план.

  8. Ожидаемые результаты обучения.

  9. Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

  10. Организационно-методические пояснения
    по проведению занятий с детьми.

11. Материально-техническое обеспечение программы.

12. Список используемой литературы.





Перспективный план занятий по интересам "Волшебная кисточка"
  • Классному руководителю
Описание:

          Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

          Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Автор Кузнецова Светлана Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 623
Номер материала 41263
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓