Главная / Логопедия / Перспективный план работы по развитию речи

Перспективный план работы по развитию речи

Лексическая тема

Словарная работа




Развитие слух.внимания, фонем.слуха, памяти

Развитие понимания речи, логического мышления

Развитие зрительных и кинестетических ощущений

Развитие грамматического строя речи

Развитие общей и пальцевой моторики

«Овощи»

Обогащение : грядка, теплица, урожай, стручок, кочан

Активизация : крупный –мелкий, рано-поздно, гладкий –шершавый, садить-собирать.

Многозначность : салат, лук.

Выбрать овощи, которые есть в сказке «Пых», стихотворении Я. Тувима «Овощи», д/и «Запомни и повтори»

Д /упр «Объясни значение» ( теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка)

Д /и « Узнай целое по части », «Что лишнее?»

Д/и «Узнай на вкус», «Волшебный мешочек», «Что на столике лежало и тихонько убежало?»

Д/упр «Подбери слова - признаки» ( согласование сущ. С прилаг. в роде и числе : лук –горький, помидоры – круглые )

Образование множ. Числа им. сущ. : кабачок - кабачки

Хоровод «Есть у нас огород», пальчиковая игра «Капуста», обведение шаблонов овощей пальцем.

«Огород»

Глаголы:садить, высадить, посадить, пересадить, подсадить; расти,вырасти, подрости, зарасти, ререрости

Д/и «Угадай, о чем я расскажу», «Какое слово длиннее?»

Беседа по картине «На огороде», «Уборка урожая»

Отгадывание загадок об овощах

Просмотр д/ф «Репка»,д/и «Узнай на ощупь», «Что изменилось?»

Образование приставочных глаголов

Лепка овощей из соленого теста, обрывание силуэтов из цветной бумаги

«Фрукты»

Обогащение :сад, садовый, косточковые

Активизация: названия фруктов

Д/и «Дай, что я назову», загадки о фруктах, чистоговорки

Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка», д/упр «Подбери слова - признаки»

д/и «Узнай на вкус», «Волшебный мешочек», « Подбери по форме»

Обр-е множ. числа сущ.( груша – груши)

Обр-е прилаг. от сущ.(слива – сливовый, яблоко-яблочный)


П/и «Выйди, Ваня , в кружок», пальч./и « Мы делили апельсин»

«Овощи – фрукты»

Обогащение: садовод, огородник, селекционер

Д/и «Что на столике лежало и тихонько убежало», «Доскажи словечко»

Д/и «Что лишнее?», «Овощной магазин», отгадывание загадок - описаний

Д/и «Волшебный мешочек», «узнай по запаху», «Чей хвостик», «На что похоже»

Использование глаголов ед.числа в трех лицах: я мою, режу, ты моешь, режешь, он моет, режет

«Мы делили апельсин», «Собери картинку», «Выложи по образцу» (из семян)

«Игрушки»

Деревянная, металлическая, резиновая, керамическая, пластмассовая, мягкая


Зауч. стих. А. Барто «Мяч», д \и «Узнай по звуку», «Поставь как было», «Есть ли в названии игрушки этот звук?»

Д/Упр «Повтори цепочку слов», «Опиши игрушку по картинно – графическому плану»

Д/и «Часть и целое», «Найди отличия», «Найди пару»

«Скажи ласково»-образ.уменьш-ласк. формы сущ., «Сосчитай»-согласование числит.с сущ.

Д/и «Повтори за мишкой», «Одень куклу», пальч/упр«Вот ладошка», выкладывание по контуру семенами и палочками

«Детский сад»

Имена детей, профессии работников; завтракать, обедать, ужинать, играть, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, спать, воспитывать

Д/и «Где спряталась звучащая игрушка»?, «Кто позвал?», «Как зовут…»- рассматривание альбома с фотографиями сотрудников

Д/и «Что изменилось?», чтение рассказов цикла: «Ясочка в детском саду», работа с сюжетными картинами

Экскурсия по группе, д/и «Лабиринт» (ходьба по рисунку - схеме), «Узнай друга на ощупь», «Отгадай загадку – найди отгадку»

Д/и «Чья игрушка?»- употр.местоимений: мой, моя, моё, мои, наш, наша, наше, наши, твой, твоя, твоё, твои; «Скажи наоборот» - подбор антонимов

Пальчиковая гимнастика «Дружба», мозаика, выкладывание спичками «Наш детский сад»

«Осень»

Активизация: пасмурный хмурый, дождливый, ненастный

Повтор. Чистоговорки «Осень», упр «Повтори ритм дождя» (хлопки), «Подбери к словам катинки»

Беседа по картине, слушание стих. «Листья осенние», заучивание стихотв. «Дождик»

Д/и «Найди похожий листок», «Подбери краски», «Узнай на ощупь»(плоды деревьев)

Образование прилаг.от сущ. лист березы – березовый, лист клена – кленовый, д/упр «Закончи предложение»(с опорой на картинки)

Д/ упр «Обведи и заштрихуй», кляксография «Осеннее настроение», пальч. гимн. «Листья осенние»

«Краски осени»

Активизация: Листопад, урожай

Д/упр «Повтори ритм дождя», «Сколько капелек упало», «Громче-тише»

Чтение стихов и загадок об осени, составление предложений и рассказов по кортинкам и графич. плану

Д/упр « Осенние листья»(высота и сила голоса),д/и «Краски осени»(подбор теплых цветоа спектра)

Образование сравнительных степеней прилагательных : желтый – еще желтее, горький – еще горше

Хоровод «Здравствуй, осень», выгибание контура листа из мягкой проволоки

«Домашние птицы» : курица, петух, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка, голубь, горлица. Крякает, гогочет квохчет, воркует

Попевка «Петушок», д/упр « Найди двух одинаковых гусей», «Расставь, как было»

Отгадыванте загадок, ответы на проблемные вопросы, составление молели

Д/и «Узнай на ощупь» (шаблоны и трафареты), «Найди сходство и различие»

Обр. прилагательных (яйцо курицы – куриное яйцо), согласование числит. с сущ. ( 1 гусь, 2 гуся, 5 гусей)

Пальч. Игра «Петушок», танец «Утята», д/упр «Разложи перья по величине»

«Домашние птицы и их детеныши»

Утенок, утята, цыпленок, цыплята, гусенок, гусята…

Зауч.стихотв. А. Барто «Гусенок», д/и «Кто как кричит ?», «Где пищит цыпленок ?»

Драматизация сказки В. Чарушина «Утенок», д/и «Кто лишний»,

Д/и «Чей ребенок потерялся?», «На что похоже?»

Образов. сложных прилагательных (короткохвостая утка, длинношеий гусь)

Д/и «Угадай (покажи) птицу», составление силуэтов птиц из геом. фигур

«Перелетные птицы»

Обогащение: журавлиный ключ, водоплавающие, насекомоядные

Д/и «Где сидит птица»(на слух), чтение стих. Благининой «Улетают, улетели…»

Д/упр «Объясни выражение»(считать ворон, белая ворона), составление рассказов о птицах по картинам, работа с моделями

Д/и «Узнай птицу» (контур точками), «Чей хвост?», «Сравни перья»

Употребление предлогов (где птица? У воды , на дереве, в гнезде)

П/и «Перелет птиц», пальчик./и «10 птичек – стайка», аппликация способом обрывания «Птенец», лепка «Покормим птичек» (мелкие шарики)

«Одежда»

Обогащение: закройщик, портной, берет, ушанка, хлопок, драп, ситец, шёлк; зимняя, летняя, демисезонная

Д/упр «Запомни и повтори», «Какое слово самое длинное?»

Беседа о происхождении одежды, обговаривание деталей одежды (рукав, манжета, карман, планка), чтение стих. «Портной», рассказа Н.Носова «Заплатка»

Д/и «Ателье», «Назови части одежды», «Узнай на ощупь»(ткань, трафареты одежды)

Употребление сущ.в Винительном падеже (Купил (примерил) Что?), антонимов

Д/и «Одень куклу», шнуровки, игра-имитация «Угадай, что мы делаем», выкладывание силуэтов семенами, вырезание ножницами без прорисовки

«Обувь»

Обогащение: каблук, подошва, застежка, голенище, шнурок; активизация: мужская, женская, детская. Сапоги, ботинки, босоножки, туфли, кроссовки; каблук, подошва, застёжка, шнурок, голенище

Д/и «Чьи каблучки стучали», «Узнай на ощупь», «Подбери пару» , д/упр «Повтори ритм каблучков», «Расставь по полкам»(деление на слоги)

Беседа о сказках, где роль играет обувь(«Кот в сапогах», «Золушка» и др), д/и «Что лишнее?», «Чего не хватает?»

Д/и «Найди похожий след», «Подбери по цвету», «Какой шнурок длиннее?», «Расставь по порядку»

Образование прилагательных от существительных: из кожи – кожаный, из резины - резиновый

Пальч. игра «По ровненькой дорожке», «Следы», шнуровки, д/и «Обведи пальчиком контур обуви»

«Дикие животные»

Обогащение: мышкует, неповоротливый

Актвизация: нора, берлога, дупло, логово

Зауч.стих. П. Воронько «Белочка», чтение расск. Е. Чарушина «Лиса»

Загадки, разрезные картинки , проблемные вопросы, составление модели животного

Д/и «Чей след?», «Где спрятались звери», «Изобрази животного»

Образование сложных прилагательных: тонколапая лиса, короткохвостый заяц, косолапый медведь

Пальч. игра «Белочка», геометрическая мозаика, Д/и «Вставь ежику иголки»

«Дикие животные, их детеныши»

Активизация: ежонок, лисенок, зайчонок, медвежонок, бельчонок, волчонок

Инсценировка «Лис и мышонок»(В. Бианки), чтение рассказов и стихов о животных

Д/и «Найди похожих», «Закончи предложение» (медведь зимой спит, потому что…),составление описательных загадок

Д/и «Найди маму», «Чей хвост?», «Чья шубка?», «Угадай животное по точечному контуру»

Обр.притяжат. прилагательных: лисьи уши, хаячий хвост…

Обр. множ.ч. сущ-ных: лисенок – лисята, ежонок - ежата

Игра «Хомячок», «Сложи животное» (застегивание пуговиц), выгибание силуэтов из проволоки, геометрический конструктор

«Домашние животные»

Обогащение: коровник, свинарник, конюшня, хлев

Д/и «Чей голос?», заучивание стих. «Буренка», «Кто на столике стоял и тихонько убежал?»

Д/и «Узнай по описанию», «Кто где живет», «Отгадай загадку», «Уши, ноги и хвосты»

Рассматривание иллюстраций, д/упр «Найди отличия», «Найди игрушку в сухом бассейне»,

Употребление предлогов в, на, около, между (по картинкам), образование сложных прилагательных – коротконогая свинья, длинноухий кролик…

Игра «Бабушкино хозяйство», «Собери животное из геом.фигур», «Дорисуй шерстку»

«Домашние животные и их детеныши»

Активизация: котёнок, щенок, жеребёнок, телёнок, поросёнок, ягнёнок

Д/и «Чья мама позвала?», «Далеко - близко», «Запомни и повтори»(картинки, игрушки, слова)

Д/и «Угадай по описанию», «Собери животное из половинок», «Разрезные картинки»,

Д/и «Узнай маму по хвосту», пазлы «Мамы - детки», «Что перепутал художник?»(картинка-небылица)

«Скажи ласково» - обр. уменьш.-ласкат.формы сущ., «Где детеныш» - употр.предлога В

Д/и «Собери животное»(части на пуговицах), «Строим домики» (мелкий конструктор)

«Зимующие птицы»

Активизация: летят, сидят, клюют, щебечут, нахохлились. Разлетелись, подлетели, вылетели, перелетели…

Д/и «Кто как голос подает», «Повтори цепочку слов», «Где поет птица»(Сила голоса)

Д/и «Найди лишнюю птицу», «Что не так нарисовал художник?», отгадывание загадок, составление модели птицы

Д/и «Найди на картине того, о ком я расскажу», «Сосчитай птиц», «Найди такое же перо»(на ощупь)

Употребление антонимов (у синицы клюв маленький, а у вороны - …, у воробья лапки тонкие, а у совы - …),сущ. в косвенных падежах (по картинкам)

Пальч./и «10 птичек - стайка»,обрйвание и скатывание клочков бумаги(угощение), раскладывание семян

«Зима»

Активизация: летит, лежит, блестит, скрипит, кружится, искрится, падает, укрывает; снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка

Зауч. стихотв. «Снежный кролик», д/упр «Вьюга»(высота и сила голоса), «Повтори цепочку слов»

Д/и «Доскажи словечко», «Найди половинку снежинки»

Д/и «Что мы видим за окном?», «Покажи телом дерево, елочку, снежинку»

Согласование сущ. род. Падежа с прилагательными (нет белого снега, нет высокой ёлки)

Физминутка «Снег, снег кружится», точечный самомассаж «Снег идет», «Снегопад»- обрывание бумаги, рисование свечой

«Зимние забавы»

Обогащение: лыжник, конькобежец, фигурист

Д/упр «Закончи слово», «Повтори цепочку слов», вокальное упр. «Вьюга»

Работа по картинно – графическому плану, отгадывание загадок, д/упр «Что сначала - что потом»

Просмотр д/ф «По тропинке в зимний лес», работа по сюжетной картине «Зима»

Изменение глаголов по лицам (катается, катаются, катаемся…), употребление предлогов по, между, на, возле

Хоровод «Зимушка», выкладывание из спичек, семян (снежинка, санки, клюшка)

«Новый год»

Праздник – праздновать – праздничный, веселый, задорный, радостный, зажигательный

Заучивание песен и стихов, муз-ритмическая игра «Ёлочка», «Хлопай - топай»

Отгадывание и составление загадок, логические задачи «Чего не хватает», «Найди отличия», «Закончи ряд»

Беседа по картине «Новый год», рассматривание альбома «Новогодние костюмы»

Согласование сущ. с местоимениями мой, моя , моё, мои, наш, наша, наши, наше, ваш,ваша,ваше,ваши, твой, твоя,твоё, твои

П/и «Два Мороза», изготовление ёлочных украшений из бумаги, проволоки, бисера, яичной скорлупы и т.д.

«Посуда»

Обогащение: стеклянная, оловянная, деревянная, фарфоровая, алюминиевая, металлическая.

Активизация: хлебница, сахарница, конфетница, кувшин, графин

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», д/и «Угадай по звуку» (посуда из разных материалов)

Рассказ логопеда о истории возникновения посуды, д/и «Угадай предмет по его частям», «Расставь посуду по назначению» (чайная, столовая, кухонная)

Сравнение кружки, чашки и стакана – выделить характерные признаки, д/и «Найди пару», «Опиши предмет, не называя его», «Накрой стол для гостей»

Образование множ.числа предметов: чайник – чайники, блюдце – блюдца.

Образование сущ.с помощью суффиксов: ложечка, стаканчик, кастрюлька

Физминутка «Чайник», «Волшебный мешочек», «Обведи и заштрихуй», украшение силуэтов посуды пластилином, бисером, семенами

«Продукты питания»

Обогащение: гастроном, кулинария, бакалея, кондитерская

Активизация: молочный, мясной, мучной, рыбный.

Д/и «Придумай блюдо по набору продуктов», «Словесная инструкция – назвать все действия, необходимые для приготовления блюда»,чтение рассказа Г.Юдина «Как варить компот»

Д/упр «Назови одним словом», «Распредели продукты по отделам», «На что похоже?», «Наоборот»

Д/и «Съедобное -- несъедобное», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус (по запаху)»

Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ.с помощью суффиксов (картошка – картошечка, хлеб - хлебушек)

Изготовление продуктов из соленого теста для сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Обведи и раскрась», «Расставь по образцу»

«Дом, в котором мы живем»

Активизации: спальня, ванная, гостиная, кунхя, прихожая. Стеклянный, деревянный, пластмассовый, металлический

Д/и «Чего не стало», пересказ рассказа «Наша новая квартира»

Д/и «найди лишний предмет», «Подбери противоположность», «Узнай комнату по описанию»

«Найди спрятанную игрушку» (по плану комнаты), «Где чья тень», «Собери домик по образцу» (геометр. мозаика)

Составление предложений с предлогами в, на. Образование качественных прилагательных: из соломы – соломенный, из кирпича - кирпичный

П/и «На поляне дом стоит», «Строим дом», конструирование из природного материала (по сказке «Три поросенка»)

«Мебель»

Активизация: шкаф, комод, кровать, диван, софа, кресло, стул, табурет, стол, вешалка, полка

Д/и «Запомни и назови», «Назови лишний предмет»(из 4х названных слов), «Словесная карта»(назвать, где стоит предмет, используя предлоги за, перед, между, около)

Д/и «Что из чего», «Чего не хватает на картинке», «Узнай по описанию», отгадывание загадок о мебели, придумывание загадок по схеме, предложенной логопедом

Д/и «Помоги медведям расставить мебель по комнатам», «Найди сходство и различие»

Составление предложений с предлогами, образование множественного числа существительных с прилагательными (зеленое кресло – зеленые кресла)

Изображение мебели руками, «Обведи и раскрась», конструирование мебели из бумаги по выкройке, из спичечных коробков, из мелкого конструктора

«Деревья зимой»

Активизация: рябиновый, берёзовый, тополиный, сосновый ,кленовый, еловый, дубовый

Д/упр «Договори слово», «Далеко - близко»(сила голоса)

Составление описательных рассказов, д/и «Подбери силуэт», чтение С.Есенина «Белая береза»

Рассматривание – сравнение деревьев (из окна),д/и «Узнай на ощупь по коре»

Подбор глаголов к сущ.: дерево – растет, качается, скрипит…, обр.прилагательных: ствол дубовый, кора дубовая

Выкладывание деревьев нитками по бархатной бумаге, выгибание из проволоки

«Кто как зимует»

Лиса мышкует, линяют, жильё утепляют.

Мех – меховой, пух – пуховый, шерсть - шерстяной

Составление письма о зиме, д/и «Повтори ряд и продолжи его»

д/и «Чей след», «Чья шубка», «Узнай животное (по модели)»

Чтение рассказа Н.Сладкова «Угадай, кто я», рассматривание картины «В зимнем лесу»

Подбор прилагательных к словам: снег, зима, лиса, волк, медведь

Физминутка – игра с движениями «Раз морозною зимой», пальчиковые игры «Сделай животное»

«Дерево желаний»

Активизировать в речи слова вежливости: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, будьте добры

Д/упр «Заселим дом» - распределение картинок по количеству слогов

д/упр «Открой замок» - подбор аналогий

Д/и «Строим дорожку», рассматривание дерева желаний

Согласование числительных с существительными

д/и «Сорока покажет дорогу» - ходьба по словесной инструкции, штриховка силуэтов

«Наземный транспорт»

Автобус, троллейбус, трамвай, такси, поезд, электричка, грузовик, велосипед, мотоцикл

Д/и «Где гудит машина?» , Упр.«иди, беги, стой»

Д/и «Хорошо - плохо», «Волшебная палочка – марки машин»

Беседа по картине «Наш город», рассматривание моделей легковых и грузовых автомобилей

Подбор глаголов к существительным

П/ игра-песенка «Автобус», разрезные картинки

«Водный и воздушный транспорт»

Самолёт, вертолёт ,ракета, катер, лодка, корабль, баржа, сухогруз, танкер

Д/и «Найди самое длинное слово»

Д/упр «Чем похожи? Чем различаются?»,

д/и «Путешествие в Африку (по сказке «Айболит»)»

Просмотр диафильма «Вертолёт», сравнение вертолёта и самолёта

Употребление приставочных глаголов «Путешествие»

Складывание моделей транспорта из геометрического конструктора, штриховка, раскрашивание силуэтов

«Транспорт» (дифференц.)

Специальный: экскаватор, пожарная, скорая помощь, асфальтоукладчик, поливальная машина, грейдер

Водитель, лётчик, капитан, машинист, велосипедист

Д/и «Звуковое лото», «Повтори ряд слов», «Звуки транспорта»

Отгадывание загадок о специальном транспорте, д/и «Четвёртый лишний»

Д/и «Автомастерская», «Что от чего?», «Гараж – ангар - причал»

Согласование местоимений с глаголами (я лечу на самолёте, ты летишь на самолёте…)

Выгибание контура машины из проволоки, аппликация способом обрывания, п/и «Еду, лечу, плыву»

«Семья»

Мать, отец, брат, сестра, дядя, тетя, племянник, дедушка, бабушка, дочь, сын, внук, внучка

Д/и «Кто поет» (различение тембров и высоты голоса), «Расставь картинки о памяти»

Д/и «Доскажи словечко», «Закончи ряд», «Назови женскую профессию»

Д/упр «Где чей предмет?», «Исправь ошибку», «Подбери посуду для семейного чаепития»

Образование притяжательных прилагательных (мамина юбка, дедушкины очки)

Пальчиковая игра «Бабушкины помощники», выкладывание крупами на пластине «Подарок маме», рисование пальчиками

«Весна»

Обогащение: тепло, дождливо, пасмурно, солнечно, прохладно, сыро

Слушание звуков весенней природы, д/и «Повтори ряд »





«Мой город»






«Хлеб»






«Насекомые»






«Школа»








Перспективный план работы по развитию речи
  • Логопедия
Описание:

   Перспективный план работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи составлен по принципу тематического планирования. В каждой из 32 лексических тем представлены игры и упражнения, позволяющие планомерно работать над обогащением и активизацией словаря, развитием всех психических процессов, фонематического слуха, грамматического строя речи, совершенствованием общей и специальной моторики.

   Данная разработка пригодится как начинающим логопедам, так и людям с наработанным опытом, так ка позволяет не только пополнить педагогическую копилку, но и систематизировать свои наработки.

Автор Безуглая Ирина Леонидовна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 577
Номер материала 19014
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓