Перспективные
подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей
Все
маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями.
Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают
вследствие невостребованности. Вот почему учителя в нашей школе стараются
создавать условия, обеспечивающие выявление, развитие одарённых детей и реализацию
их потенциальных возможностей:
• на этапе
поступления в школу психологическая служба выявляет уровень творческих и
индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и
способности учеников;
•
разработана система диагностических исследований для определения интересов,
способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
•
определяем и используем при организации образовательного процесса методы и приёмы,
способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
•
организовываем мероприятия, стимулирующие любознательность ребёнка и
обеспечивающие возможности развития его индивидуальности (мини-конференции,
олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, интеллектуальные марафоны,
конкурсы эрудитов, турниры знатоков «Своя игра», дополнительное образование);
•пытаемся
формировать навыки познавательно - исследовательской работы учащихся;
•
совместно с родителями поддерживаем талантливого ребёнка в реализации его
интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, лекторий для
родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники);
• в
течение трёх лет внедряем в образовательное пространство школы альтернативный
вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио».
Уже много
лет методобъединение учителей начальных классов МОУ «ТСШ №18» в своей работе отдаёт
приоритет развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей.
Перед нашими педагогами стоят следующие задачи:
развитие
интеллектуального и творческого потенциала школьников;
формирование
устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;
овладение
элементами исследовательской деятельности;
формирование
основ теоретического мышления;
Реализация
этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при
максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности, имеющихся
в школе.
В 18 школе
созданы благоприятные условия для обучения младших школьников с различным
уровнем подготовленности, мотивации и способностей. У нас 10 классов возрастной
нормы и 4 прогимназических( по 1 в каждой параллели). Перед учителями начальных
классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.
Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей,
но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие Выявление одарённых
детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с
родителями. Таким образом, были определены дети по следующим видам одарённости:
Интеллектуальная;
Творческая;
Лидерская;
Спортивная.
Определив
таких ребят, нужно научить их думать, предпринимать все возможное для развития
их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к
предмету.
В целях
поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся мы используем
творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Ведётся постоянная
индивидуальная работа с учащимися и родителями.
Добиваемся
того, чтобы ребёнок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел
ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую
активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Стараемся следить
за тем, чтобы интеллект ребёнка развивался не в ущерб физическому,
эмоциональному, личностному развитию ребёнка. Убеждаем, чтобы ребята занимались
спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом
дома.
Учителя
уделяют внимание особенностям развития детей в познавательной сфере. Используя
дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.
Ориентируясь
на развитие личности каждого ученика, его интеллектуальных и творческих
способностей, наши педагоги ведут часы развития познавательных способностей.
Используем рабочие тетради О.Холодовой «Юным умникам и умницам» На занятиях
развивается логическое мышление, пространственное воображение, память, речь,
расширяется кругозор учащихся; дети учатся мыслить нестандартно. Такие уроки
развивают познавательную активность учеников, являются хорошей подготовкой к
участию ребят в интеллектуальных марафонах и олимпиадах.
В прогимназических
классах ведутся спецкурсы «Наглядная геометрия» и «Развитие речи».
У
одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой
активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в
творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к
открытиям, активному умственному труду самопознанию.
. В
арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает
учебная исследовательская деятельность. Мы пришли к выводу, что очень важно, чтобы
эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом
возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков
активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа,
синтеза и оценки результатов своей деятельности.
1.
Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности,
чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
2. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным.
Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего
школьника уровне.
3. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить
себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь,
подбодрить.
4. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен
высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к
новому, прогрессивному.
Вот
почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной
задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный;
Эти методы
и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды
творческой деятельности. Эта работа уже стала традиционной и будет продолжена
и в новом учебном году.
В нашей
школе используются следующие формы работы с одарёнными учащимися:
•
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов
дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока;
•
Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, систематическая подготовка к
олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
• Участие
в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
•
Посещение предметных и творческих кружков по способностям;
•
Исследовательская и проектная деятельность учащихся;
•
Использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры,
электронная энциклопедия);
• Создание
детских портфолио.
Стараемся
год от года наращивать материально- техническую базу кабинетов начальной школы.
Качественно изменились уроки с установкой в кабинетах компьютерной техники. 10
из 14 начальных классов получили возможность доступа к интернету. Уроки стали
эмоционально окрашенные, так как используются презентации по предметам,
музыкальное сопровождение, разнообразнейшие физкультминутки. На уроках и в
группах продлённого дня появилась возможность использовать тренажёры для отработки
навыков, закрепления трудных для усвоения тем, подготовки учащихся к
олимпиадам.
Сознание
ребёнка находится в стадии становления, и именно поэтому мы следим за тем,
чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. В
настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение
в жизнь новых информационных технологий позволяет вывести работу с одарёнными
детьми на качественно иной уровень.
На
практике мы убедились, что очень важны:
• изучение
контингента учащихся класса, с целью выявления типов одарённых детей, анализ
информации об одарённых детях и условиях их обучения и развития( индивидуальный
план);
•
систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми в школе,
регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий: -предметные
олимпиады (начинаем их проводить с 1 класса, а в прошлом году впервые в школе
провели для четвероклассников олимпиады по английскому , молдавскому и
украинскому языкам);
-интеллектуальные марафоны для 2-4 классов (осенью -1 и весной - 2 тур)
-различные конкурсы и викторины;
-словесные
игры и забавы;
-проекты
по различной тематике;
-ролевые
игры;
-индивидуальные творческие задания.
Необходим мониторинг
личных достижений учащихся;
•
стимулирование мотивации развития способностей;
•
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной
деятельностью;
• анализ
деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми на заседаниях
МО;
В работе с
одаренными детьми одной из самых важных можно считать проблему реализации
творческого начала личности. В целях развития творческих способностей одаренных
детей создана система внеклассной работы:
• детский вокальный
ансамбль «Друзья»,
•
профильные кружки,
• школа народных
танцев,
• школа
искусств имени С.Рахманинова,
• секции
дополнительного образования Дома детского и юношеского творчества,
•
детско-юношеские спортивные школы.
Развитие
двигательных возможностей человека является важным условием его жизнедеятельности.
Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика
взаимосвязаны между собой. Процитирую замечательные слова Жан Жака Руссо: -
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и
здоровым».
Дальнейшая
работа будет направлена на изучение и решение проблем детей с высоким
интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных
задатков и самореализации личности в начальной школе, что приведёт к
совершенствованию работы с одарёнными детьми, повышению методического
мастерства педагогов, развитию системы дополнительного образования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.