Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПерспективные подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей

Перспективные подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей

Скачать материал

Перспективные подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей

Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Вот почему учителя в нашей школе стараются  создавать условия, обеспечивающие выявление, развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей:

• на этапе поступления в школу  психологическая служба выявляет уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности учеников;

• разработана система диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

• определяем и используем при организации образовательного процесса методы и приёмы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;

• организовываем мероприятия, стимулирующие любознательность ребёнка и обеспечивающие возможности развития его индивидуальности (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы эрудитов, турниры знатоков «Своя игра», дополнительное образование);

•пытаемся формировать навыки познавательно - исследовательской работы учащихся;

• совместно с родителями поддерживаем талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, лекторий для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники);

• в течение трёх лет внедряем в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио».

Уже много лет методобъединение учителей начальных классов МОУ «ТСШ №18» в своей работе отдаёт приоритет развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей. Перед нашими педагогами стоят следующие задачи:

развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;

формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;

овладение элементами исследовательской деятельности;

формирование основ теоретического мышления;

Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности, имеющихся в школе.

В 18 школе созданы благоприятные условия для обучения младших школьников с различным уровнем подготовленности, мотивации и способностей. У нас 10 классов возрастной нормы и 4 прогимназических( по 1 в каждой параллели). Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие Выявление одарённых детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Таким образом, были определены дети по следующим видам одарённости:

Интеллектуальная;

Творческая;

Лидерская;

Спортивная.

Определив таких ребят, нужно научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся мы используем творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Ведётся постоянная индивидуальная работа с учащимися и родителями.

Добиваемся того, чтобы ребёнок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Стараемся следить за тем, чтобы интеллект ребёнка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребёнка. Убеждаем, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.

Учителя уделяют внимание особенностям развития детей в познавательной сфере.  Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

Ориентируясь на развитие личности каждого ученика, его интеллектуальных и творческих способностей, наши педагоги ведут часы развития познавательных способностей. Используем рабочие тетради  О.Холодовой «Юным умникам и умницам» На занятиях развивается логическое мышление, пространственное воображение, память, речь, расширяется кругозор учащихся; дети учатся мыслить нестандартно. Такие уроки развивают познавательную активность учеников, являются хорошей подготовкой к участию ребят в интеллектуальных марафонах  и олимпиадах.

В прогимназических классах ведутся спецкурсы «Наглядная геометрия» и «Развитие речи».

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду  самопознанию.

. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность.  Мы пришли к выводу, что очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

1. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
2. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
3. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
4. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

  Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для  этой  категории детей предпочтительны методы работы:

  -исследовательский;

  -частично-поисковый;

  -проблемный;

  -проектный;

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Эта работа  уже стала традиционной и будет продолжена и в новом учебном году.

В нашей школе используются следующие формы работы с одарёнными учащимися:

• Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока;

• Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, систематическая подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;

• Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

• Посещение предметных и творческих кружков по способностям;

• Исследовательская и проектная деятельность учащихся;

• Использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);

• Создание детских портфолио.

Стараемся год от года наращивать материально- техническую базу кабинетов начальной школы. Качественно изменились уроки с установкой в кабинетах компьютерной техники. 10 из 14  начальных классов  получили возможность доступа к интернету. Уроки стали эмоционально окрашенные, так как используются презентации по предметам, музыкальное сопровождение,  разнообразнейшие физкультминутки. На уроках и в группах продлённого дня появилась возможность использовать тренажёры для отработки навыков, закрепления трудных для усвоения тем, подготовки учащихся к олимпиадам.

Сознание ребёнка находится в стадии становления, и именно поэтому  мы следим  за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий позволяет вывести работу с одарёнными детьми на качественно иной уровень.

На практике мы убедились, что очень важны:

• изучение контингента учащихся класса, с целью выявления типов одарённых детей, анализ информации об одарённых детях и условиях их обучения и развития( индивидуальный план);

• систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий: -предметные олимпиады (начинаем их проводить с 1 класса, а в прошлом году впервые в школе провели для четвероклассников олимпиады по английскому , молдавскому и украинскому языкам);

  -интеллектуальные марафоны для 2-4 классов (осенью -1 и весной - 2 тур)

  -различные конкурсы и викторины;

  -словесные игры и забавы;

  -проекты по различной тематике;

  -ролевые игры;

  -индивидуальные творческие задания.

Необходим  мониторинг личных достижений учащихся;

• стимулирование мотивации развития способностей;

• увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

• анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми на заседаниях МО;

В работе с одаренными детьми одной из самых важных можно считать проблему реализации творческого начала личности. В целях развития творческих способностей одаренных детей создана система внеклассной работы:

• детский  вокальный ансамбль «Друзья»,

• профильные кружки,

• школа народных танцев,

• школа искусств имени  С.Рахманинова,

• секции дополнительного образования Дома детского и юношеского творчества,

• детско-юношеские  спортивные школы.

Развитие двигательных возможностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой. Процитирую замечательные слова Жан Жака Руссо: - «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Дальнейшая работа будет направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности в начальной школе, что приведёт к совершенствованию работы с одарёнными детьми, повышению методического мастерства педагогов, развитию системы дополнительного образования.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Перспективные подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Уже много лет методобъединение учителей начальных классов МОУ «ТСШ №18» в своей работе отдаёт приоритет развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей. Перед нашими педагогами стоят следующие задачи:

развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;

формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;

овладение элементами исследовательской деятельности;

формирование основ теоретического мышления;

Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности, имеющихся в школе.

В 18 школе созданы благоприятные условия для обучения младших школьников с различным уровнем подготовленности, мотивации и способностей. У нас 10 классов возрастной нормы и 4 прогимназических( по 1 в каждой параллели). Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие Выявление одарённых детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Таким образом, были определены дети по следующим видам одарённости:

Интеллектуальная;

Творческая;

Лидерская;

Спортивная.

Определив таких ребят, нужно научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся мы используем творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Ведётся постоянная индивидуальная работа с учащимися и родителями.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 584 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 408
    • DOCX 23.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чеботарёва Алла Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чеботарёва Алла Владимировна
    Чеботарёва Алла Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 38
    • Всего просмотров: 570913
    • Всего материалов: 151

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 102 человека

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек