Главная / Математика / перцептивные аспекты общения на уроках математики

перцептивные аспекты общения на уроках математики

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ



В образование уже стало аксиомой, что успех в работе в значительной мере определяется умением учителя правильно общаться с учащимися, их родителями, коллегами. Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства.

В труднейшей, напряжённой работе, которую ведёт сегодняшний учитель, невозможно решить поставленные временем задачи, если он не владеет общением, не научился беречь и уважать коллег, учащихся, не будет систематически работать над собой, всемерно расширяя свой кругозор, повышая уровень профессиональной подготовки, приобретая знания не только в области преподаваемого предмета, но и в области педагогики, психологии , этики, эстетики, социологии и информационных технологий, анатомии и физиологии человека, и обязательно культуры общения. Ведь самое важное в деятельности педагога - умение зажигать, вдохновлять, вести за собой, что возможно только на основе плодотворного творческого общения, основы которого мы и рассмотрим в этой статье. И начнём, пожалуй, с теоретической части этого вопроса, чтоб иметь научное представление о перцепции.

Перцептиные аспекты общения - основные структурные единицы процесса восприятия у человека, связанные с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации ,а также различного рода преобразования сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному мира образа, иначе говоря, это процессы механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей, в данном случае восприятия учителя учениками во всевозможно создающихся ситуациях. Любое общение основано на восприятии, как совокупности ощущений. Итогами процесса восприятия является гештальт, то есть целостный образ.

В процессе обучения ведущая роль в дискуссии отводится учителю, поэтому очень важно правильно организовать этот процесс для достижения наиболее эффективных результатов, чтобы заинтересовать любой контингент участников, то есть найти целевую ориентацию.

Результат дискуссии может быть различным – обмен информацией между учителем и учениками, между самими учениками, мнениями, выработка решения данной проблемы, достижения согласия и так далее.

Учителю необходимо также уметь отказаться от заранее продуманных тактических вариантов, импровизировать по ходу дела, реагируя на непредусмотренные групповые изменения, и в этом смысле « идти на поводу группы».

Особую роль в процессе восприятия учителя учениками играет жестикуляция, выражающая отношение учителя ( жесты, направление от себя, обычно выражают отрицательное отношение к обсуждаемому предмету, направление к себе - наоборот положительное ) к аудитории (здесь наиболее важны жесты, символизирующие открытость – закрытость выступающего).

Некоторые типичные символы:

- руки, скрещенные на груди, обычно говорят об отстранение от аудитории – « мне холодно»;

- руки, заведённые за спину, нередко читаются как выражение высокомерия;

- руки (рука) в кармане как свидетельство некоторой недоговорённости, скрытности, неискренности;

- ладони, обращённые к аудитории, обычно символизируют открытость;

- наклон корпуса вперёд с опорой рук на поверхность стола выражает стремление войти в более близкий контакт, что нередко прочитывается как агрессивность;

- охват ладонью одной руки подбородка призван изобразить доверительность («мыслитель»).

Учителю стоит не связывать руки (сжимать одной ладонью другую, зажимать руки подмышками, держать в руках какие-либо предметы и так далее), так как это лишает того, кто выступает, одного из действенных средств выразительности.

Успех учебно-воспитательной работы во многом зависит от того, насколько умело учитель использует индивидуальный и дифференцируемый подходы к учащимся, в какой степени ему удаётся организовать педагогическое общение с ними.

Индивидуальный подход – выход на личность конкретного ученика. Дифференцируемый подход- предполагает выход на группу учащихся с относительно типичными особенностями. Обилие контактов мы можем разделить на несколько уровней:

а) управление- жёсткая безразличная ролевая форма контактов;

б) коммуникация- более равные познания в контакте;

в) бслуживание- психологическая помощь, консультации, разговор по душам;

г) общение - высший уровень контактов, « взаимоотношения равноактивных, равносвободных, равноуникальных объектов».

Настоящее общение- всегда открытые личностные контакты. Педагогическое общение – общение, которое предполагает не только обмен информацией на условиях, описанных выше, но и воспитательное воздействие со стороны учителя. Воспитание и общение являются результатом педагогического общения. Не стоит забывать, что учащиеся симпатизируют прежде всего тому учителю, кто сам выражает свои симпатии, отвечая добром на добро, доверием на доверие, безразличием на равнодушие (бумеранг).

Если мысли, чувства, переживания, оценка, убеждения учителя и ученика созвучны, сходны, тождественны, это эмоционально сближает их, вызывает личностное тяготение друг к другу. Уважение к учителю со стороны ученика во многом зависит от того, в какой мере он обладает редкими качествами, дефицитными в обществе.

Правила освоения доверия в педагогическом общении сводятся к следующему:

- доверить ученику свою искренность;

- улыбаться при разговоре, без улыбки нет контакта;

- чаще говорить о том, что интересует ВАШИХ учеников.

Стоит рассмотреть приёмы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных эффектов (заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении):

- создание на уроках атмосферы защищённости при общении учащихся с учителем;

- ободрение, поддержка посредством придания ценности самостоятельной попытки ответа, самому факту участия в диалоге;

- одобрения, практики обращения учащихся за помощь к учителю или товарищам (если помощь необходима);

-создание щадящих условий при ответе учащихся с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;

- недопущение действий со стороны отдельных учащихся , подавляющих коммуникативной заторможенностью;

- недопущение действий со стороны отдельных учащихся, подавляющих творческую активность товарищей на уроке.

Приёмы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:

- разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;

- оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;

- обучение ( прямое или косвенное) коммуникативным приёмам, тяжёлые выступления и общения;

- подчёркнуто-позитивная критика (если такова необходима) поведения ученика в диалоге с учителем;

- демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного вниманием к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;

- оперативное представление учащимся возможности « оправдывать нетерпение поднятой руки»;

- представление учащимся возможности сориентироваться в ситуации « собраться с мыслями».

Приёмы инициированной встречной учебно – познавательной активности учащихся:

- прямое побуждение учащихся к активному взаимодействию с учителем на уроке;

- мотивирование перед классом поощрений учащихся за проявленную инициативу;

- критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;

- « игровая провокация» (« что-то… недоверчиво улыбался при твоём ответе. Объяснить, что ты прав»).

Ведущую роль в общении на уроках математики занимает педагог. Можно выделить следующие модели педагогического общения продуктивной и приемлемой для учащихся 5-х классов считается только последняя модель)

- дикторская (отсутствие психологического контакта, безинициативность и пассивность учащихся);

- неконтактная (слабое взаимодействие с учащимися, а с их стороны – равнодушное отношение к учителю);

- дифференцированного внимания (нарушение целостности акта взаимодействия в системе учитель-коллектив);

- гипорефлексная (практическое отсутствие взаимодействия между учителем и учениками, возникновение психологического вакуума вокруг ученика);

-гиперрефлексная (обострение социально-психологической чувствительности учителя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действие учащихся);

негибкое реагирование (низкий эффект педагогического взаимодействия);

- авторитарная (воспитывается безинициативность учащихся, теряется творческий характер обучения, искажается мотивация сферы познавательной активности);

- активное взаимодействие ( возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями).

Для организации наиболее успешного процесса взаимодействия учителя и учеников на уроках математики в 5-х классах необходимо знать особенности психотипа ребёнка. Знать доминирующие черты его характера, его слабые места, чтобы организовать правильную педагогическую помощь, не травмируя его и не ущемляя его личностные качества, его право.

Для этого рассмотрим следующие виды психотипа.

●  ПАРАНОИК

Доминирующая черта характера такого учащегося – высокая степень целеустремлённости. Во избежании конфликта с ним, следует исключить в общении:

- ситуации, в ходе которых его дело подвержено критики;

- ситуации, в которых ему приходится подчиняться воли других людей, особенно не являющихся авторитетными для него;

- ситуации, когда ребёнку приходится заниматься « пустяками», общественно не значимой деятельностью, рутинной работой или неинтересующим его предметом;

- ситуации, которые заставляют его задуматься его о каких – либо бытовых мелочах, решать житейские проблемы;

- ситуации, длительного и принудительного общения с разными людьми, которые не разделяют его интересов;

- ситуации, отсутствия постоянного признания общественного одобрения.

Основные задачи педагогической помощи: создание ситуаций, смягчающих проявления негативных особенностей характера, то есть направить его энергию на индивидуально – творческую работу( работа по карточка, решение задач повышенного уровня, решение логических задач, требующих нестандартного мышления).

●  ЭПИЛЕПТОИД

Доминирующая черта характера такого учащегося – любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный порядок, консервативность ( не признание того, что ещё не принято другими), высокий энергетизм, агрессивность.

Следует избегать с ним:

- ситуации, которые требуют от ребёнка ломки, проявления установленных порядков и установленных правил, особенно, если ему приходится делать это самостоятельно;

- ситуации жёсткой конкуренции со стороны таких же сильных и энергичных учащихся;

- ситуации, ограничивающие возможность для подростка проявить свой авторитет, свою власть над другими людьми, в том числе и над родителями;

- ситуации, когда критикуется его деятельность, когда смеются над его недостатками;

- ситуации, в которых от ребёнка требуют повседневной работы, длительных усилий и нет возможности выделиться среди сверстников;

-ситуации, в которых так или иначе ущемляются права и интересы самого ребёнка.

Основные задачи педагогической помощи: контакт взаимопонимания с ребёнком, доверить ему руководство небольших групп, в ходе математической викторины, математического КВН или групповом решении задач.

●  ГИПЕРТИП

Доминирующая черта характера такого учащегося –постоянное повышенное настроение, экстравертированность, то есть обращённость на окружающий мир, открытость для общения с людьми, радость от этого общения, которая сочетается с хорошим самочувствием и цветущим внешним видом.

Следует избегать с ним:

- ситуации, вынужденного одиночества, лишающие учащегося свободного и разнообразного общения;

- ситуации, ограничивающие двигательную активность;

- ситуации, в которых нужно подчиниться определённой системе требований;

- ситуации, в которых приходится отказывать себе в чём-то интересном, необычном, проявлении инициативы и энергии, лидерстве.

Таким учащимся не следует поручать кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости и ограничивающую его связь с людьми.

Основные задачи педагогической помощи: избегать чрезмерный контроль, синтезировать одиночную работу с работой в группе, интересоваться его деятельностью.

●  ШИЗОИД

Доминирующая черта характера такого учащегося – интровертированность, то есть фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, за которыми признаётся высшая ценность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно осмысливающий окружающую действительность (серьёзность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство знаний).

Следует избегать с ним:

- ситуации, требующие смены устоявшихся стереотипов, сложившихся привычек поведения;

- ситуации, при которых необходимо устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже с близкими людьми;

- ситуации, когда необходим душевный контакт, разговор по душам;

- ситуации, в которых приходится руководить другими людьми;

- ситуации коллективной или групповой деятельности;

- ситуации, в которых необходимо выполнять интеллектуальную работу по заранее заданным схемам и правилам;

- ситуации длительной физической и психической нагрузки.

Основные задачи педагогической помощи: необходимо заранее создавать регламентированную, спокойную работу, отсутствие необходимости самостоятельно принимать ответственные решения.

● СЕНЗИТИВ

Доминирующая черта характера такого учащегося – повышенная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.

Следует избегать с ним:

- ситуации несправедливых обвинений, замечаний;

- ситуации критики, насмешек над ним или его поведением;

- ситуации открытого соперничества;

-ситуации постоянных контрольных проверок его деятельности, недоверия;

- ситуации вынужденного одиночества, невозможности поделиться своими переживания.

Основные задачи педагогической помощи: уделять внимание его личностным проблемам, подбадривать необязательно ставить отметку за урок, достаточно оценить то, что он сделал сегодня и не делал раннее.

● КОНФОРМНЫЙ ТИП

Доминирующая черта характера такого учащегося – постоянная и чрезмерная приспособляемость к своему непосредственному окружению, почти полная зависимость от малой группы ( семьи) в которую он входит в данный момент.

Следует избегать с ним:

- ситуации изгнания из своей группы ребят;

- ситуации освоения новых видов деятельности без образцов или лидеров;

- ситуации принятия самостоятельных решений без опоры на мнения значимых людей, то есть учителя в данный момент;

- ситуации знакомства с новыми людьми, когда надо проявлять себя, свои личностные качества;

- ситуации прямого противоречия между мнениями других групп, в которые учащиеся входят одновременно.

Основные задачи педагогической помощи: уделить особое внимание к микросреде такого учащегося.

● НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

Доминирующая черта характера такого учащегося –полное непостоянство проявлений. В отличии от конформного типа неустойчив, зависит не от группы учащихся, а от любого человека, который в данную минуту оказывается рядом с ним. Его ничего не может удержать, он подаётся влиянию этого человека.

Следует избегать с ним:

- ситуации жёсткого подчинения дисциплинарным требованиям, особенно, если это требует делать длительное время;

- ситуации ограничения длительных усилий, концентрации сил на какой-то проблеме;

-ситуации, при которых необходимо принимать конкретные решения и нести за них ответственность

Основные задачи педагогической помощи: внести разнообразие в его учебную деятельность, стараться помочь ему адаптироваться за счёт положительных качеств.

● АСТЕНИК

Доминирующая черта характера такого учащегося – повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии ( аккуратность, дисциплинированность, скромность дружелюбие).

Следует избегать с ним:

- ситуации внезапного физического и психического напряжения;

- ситуации открытых конфликтов, когда приходится отстаивать свою точку зрения;

- ситуации, когда смеются над его слабостями, ошибками, неумелыми действиями;

- ситуации вынужденного активного общения с большинством людей;

- ситуации, когда необходимо быстрое переключение в работе или общении;

ситуации, в которых надо проявлять определённую силу воли.

Основные задачи педагогической помощи: продуманный режим труда и отдыха, такой ребёнок должен знать заранее, что будет изучаться на уроке, какие виды контроля его ожидают.

● ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Доминирующая черта характера такого учащегося –крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто из-за чрезмерного резко ничтожных 9 незаметных для окружающих) поводов.

Следует избегать с ним:

- ситуации сильной конкуренции;

-ситуации изменения чувства собственного достоинства;

-ситуации полной дисгармонии его настроения ( всем весело, а он в это время страдает);

- ситуации отсутствия успеха;

- ситуации угрозы наказания, страха перед чем – либо или кем – либо;

- ситуации критики самого ребёнка его поведения.

Основные задачи педагогической помощи: установление тесного доверительного контакта.

● ЦИКЛОИД

Доминирующая черта характера такого учащегося – смена двух противоположных состояний – гипертимного и гипеотимного, циклические изменения эмоционального фона (периоды приподнятого настроения такого ребёнка сменяются фазами эмоционального спада).

Следует избегать с ним:

- ситуации неожиданных поручений и просьб, противоречащих настроению данного момента;

-ситуации, в которых приходится отступать от сложившихся привычек, стереотипов;

-ситуации претензий, притеснений, неудач;

- ситуации психологических перегрузок, особенно в стадии спада настроения;

Основные задачи педагогической помощи: его надо заранее предупредить, что завтра,на уроке вы будете его спрашивать, но в случаи плохого настроения,перенести на другой урок.

Рассмотренные виды психотипа учащихся позволяют более оптимально взаимодействовать с ними, помогать становлению и развитию их личностей, не нарушая при этом естественного природного накала в каждом из них. Это даёт нам реальную возможность прогнозировать в определённой степени его поведение в той или иной ситуации.

Это даёт нам возможность в той или иной степени помочь ребёнку использовать свои положительные черты и по возможности контролировать отрицательные, развивать и реализовать все заложенные в нём способности и таланты.

Учителю, особенно учителю математики, совершенно необходимо специально организовывать наблюдения учащихся, учить их наблюдать, формировать наблюдательность, как черту личности. Это условие необходимо для развития познавательных способностей учащихся. Начиная учебный год в новом для вас классе, необходимо выделить время для изучения психотипа каждого учащегося, составить определённый план работы с ним, подбирая задания согласно его особенностям психического развития.

Умение учителя ориентироваться в сложных ситуациях зависит от педагогического мышления и опыта работы, включающего знания и умение применять многочисленные приёмы взаимодействия, оптимальные способы общения с учащимися.

Не стоит резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины на уроке, особенно пытки учащихся разыграть учителя, посмеяться на уроке, пошалить. Но и нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дисциплины, с «обидчиками», забывать о выдержке, достоинстве учителя.

Окрики, постоянные одёргивания вносят в работу класса раздражительность, изматывают и учителя и учащихся.

Близок к парадоксу приём незамеченного оскорбления. Речь идёт о том, что учитель не обижается неумный поступок, грубую шутку, проявление несовместимости – он « не понимает», что его хотели задеть обидеть. Помню, как в первый год своей работы в школе, на уроке алгебры в 9-м класса увидела, как учащиеся передают скомканный листок друг другу и смеются, попросив его у учащегося я обнаружила карикатуру на себя. Оценив способности учащегося в рисовании, я предложила ему принять участие в выпуске стенной газеты, где полностью он сможет восполнить свой талант. Больше карикатур я не видела!

Итак, умение вовремя сдержаться, заставить себя поступить достойно возрасту, званию учителя часто не только нам помогает успешно разрешить конфликт, но и способствует укреплению авторитета учителя, появлению чувства благодарности к нему.

Один из приёмов перцепции – ожидание меры воздействия. Замечание, наказание целесообразно делать не сразу после совершения проступка, а через некоторое время. Это связано с тем, что более старшие учащиеся уже через короткий промежуток времени способны оценить своё поведение, полагаясь больше на разум, чем на чувства.

Для правильно приёма необходимо хорошо знать и чувствовать психологическое состояние личности учащегося.

Чтобы успешно влиять на воспитуемых, учитель должен показать им, что он по праву, благодаря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива. Именно поэтому важно систематически, неназойливо, тактично демонстрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения. Эффективен также и приём авансирования доверием, похвалой. Используя этот приём, учитель оказывает доверие тому, кто его ещё не заслужил, но начал проявлять настойчивость в работе, быть личностью в полном смысле этого слова. Применима также моральная поддержка учащихся или укрепление веры в свои силы. Учителю следует поддерживать оригинальные, самостоятельные, предложения и высказывания учащихся. Их следует учить не бояться, с одной стороны, выдвигая смелые идеи, с другой – признавать свои ошибки нужно входить в класс с улыбкой на лице. Ведь это говорит о радости встречи с учащимися, о том, что предстоит плодотворная и приятная всем присутствующим работа. Следует чаще шутить учителю и позволять шутить учащимся, добрая шутка сближает людей, повышает эффективность совместного труда.

Не следует бояться извиниться перед учащимся, если учитель был не прав, икать оправдание своим ошибкам.

Всё это помогает, быстрее находить решение любой сложившейся ситуации, и делать процесс педагогического общения в обучении наиболее эффективным.



перцептивные аспекты общения на уроках математики
  • Математика
Описание:

В образование уже стало аксиомой, что успех в работе  в значительной мере определяется умением учителя правильно общаться с учащимися, их родителями, коллегами. Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства.

В труднейшей, напряжённой работе, которую ведёт сегодняшний учитель, невозможно решить поставленные временем задачи, если он не владеет общением, не научился беречь и уважать коллег, учащихся, не будет систематически работать над собой, всемерно расширяя свой кругозор, повышая уровень профессиональной подготовки, приобретая знания не только в области преподаваемого предмета, но и в области педагогики, психологии , этики, эстетики, социологии и информационных технологий, анатомии и физиологии человека, и обязательно культуры общения. Ведь самое важное в деятельности педагога -  умение зажигать, вдохновлять, вести за собой, что возможно только на основе плодотворного творческого общения, основы которого мы и рассмотрим в этой статье. 

Автор Перепелкина Анна Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 407
Номер материала 39054
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓