Главная / Директору-завучу / Педсовет "Повышение уровня воспитанности"

Педсовет "Повышение уровня воспитанности"

Повышение уровня воспитанности учащихся



 “Не прием, не метод, а система

является ключевым понятием

в педагогике будущего”.(слайд)

В настоящее время школа – едва ли не единственный общественный институт, который воспитывает детей от 6 до 17 лет. Очевидно, 11 лет общения со школой, с педагогами, с товарищами по школе, 11 лет целенаправленного воспитательного воздействия при соответствующем профессионализме педагогов смогут и должны сыграть определенную, вернее сказать, определяющую роль в том, каким человек выйдет из стен школы, как он будет готов к жизни, будет ли он счастливым и сумеет ли сделать счастливыми других.

В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом проводит классный руководитель. (слайд)

Классный руководитель – организует систему отношений через разнообразные виды воспитательной деятельности классного коллектива; создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, которая строится в соответствии с Концепцией приоритетных направлений воспитательной работы, программой «Основные ориентиры воспитания» (слайд), анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует (слайд) с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе. Совместно с психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации, анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса. Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Воспитание – один из важных факторов развития личности, побуждающее его к саморазвитию. Дело в том, что личностные свойства и качества ребенка имеют не биологическую, а социальную природу и вырабатываются человеком в течение всей жизни.

В последние десятилетия в Украине произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом патриотического сознания.

В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: «Мои усилия принесли плоды»? Жизнь убедила меня: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой… Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание».

С моей точки зрения, воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения, представляет собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека.

Для этого родители и учителя должны приучить школьника к самоанализу, к познанию и оценке самого себя, своей деятельности, поведения, поступков и привычек.

Но что же может дать ученику ориентацию на самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие? Это оценка уровня его воспитанности.

Чтобы определить уровень воспитанности учащихся педагоги нашей школы используют различные методики Н.П.Капустина, диагностическую программа изучения уровня воспитанности учащихся М.И.Шиловой. (слайд-диагностики). Два раза в течение учебного года классными руководителями проводится мониторинг уровня воспитанности учащихся.

В 5 класс учащиеся приходят, ещё не вполне осознавая то, что им можно делать, а что является нарушением сложившихся норм и законов общества. Поэтому главным для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Важно проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы. (анализ мониторинга и анкетирования учащихся, слайды)

В 6-ом классе необходимо делать упор на повышение уровня отношения к обществу, к классному коллективу, к труду, к людям. Изучать разнообразные темы по данным направлениям, в которых определяются понятия совести, доброты и гуманности, злобности и жестокости, национализма. (анализ, слайды)

Чтобы заинтересовать детей, можно использовать урок-путешествие, урок-размышление, урок с элементами драматизации, урок-самопознание и т.д. Опираясь на личностный опыт учащихся, развивать представления о назначении норм морали, права и пр.

В 7-ом классе ставится цель создать первоначальное представление о юридической ответственности, раскрыть причины негативного отношения общества к людям, преступающим закон. Учащиеся должны отличать правонарушения от нарушений норм морали, иметь представление о вине как обязательном составе преступления, и наказании как результате наступления юридической ответственности. Необходимо разъяснять ошибочность представлений подростков о возможности избежать наказания, формировать ответственное отношение к своим поступкам и поведению. (анализ, слайды)

В 8-ом классе рассматриваются основные отличия человека от других живых существ: способность к творчеству, потребности духовные и материальные, способности ординарные и выдающиеся. (анализ, слайды)

В 9-ом классе подробно изучить вопросы: «Личность и мораль», «Гражданин, государство, право», «Права человека и гражданина». Определить роль морали в анализе и оценке наших поступков, роль обязанности и ответственности гражданина перед обществом, взаимосвязь любви и морали, юридическую и моральную основы брака, соотношение права и закона. Изучить сущность и признаки понятий «гражданин», «частная и духовная жизнь», «гуманизм». (анализ, слайды)

В 10-11-х классах упор делается на умение ставить цели, способность достигать их, делать выбор, не бояться ошибаться, акцентируется позитивное ценностно-ориентированное отношение к жизни и к окружающему миру.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что повышение уровня воспитанности – это комплексная и системная работа ряда лет. Только темп и объём развития постепенно меняются в зависимости от возраста учащихся.

Педагогический опыт показывает, что существует множество форм и методов работы для достижения данной цели.

Для повышения уровня воспитанности учащихся в школе проводится работа по следующим направлениям:

  1. гражданско-патриотическое (классные часы, посвященные годовщине независимости Украины, Конституции Крыма, Дню соборности Украины, 20-летию АРК, проведены встречи с ветеранами афганской войны «Афганистан – наша память и боль», посещение Краеведческого музея, акция «Ветеран живет рядом», участие в военно-спортивной игре «Зарница», конкурс сочинений «Орден в твоем доме», просмотр видеофильмов «Великая Отечественная», участие во Всеукраинском конкурсе «Нащадки козацької слави», экскурсии по Крыму и городу Симферополю);

  2. экологическое (двухмесячники по благоустройству кабинетов и озеленению территории, экскурсии в заповедники Крыма, Ботанический сад Таврического национального университета им.Вернадского);

  3. физкультурно-оздоровительное (открытие осенней олимпиады, зимняя спартакиада, соревнования «Кожаный мяч», «Веселые старты», легкоатлетические соревнования);

  4. работа по формированию ЗОЖ (проведен месячник безопасности дорожного движения (конкурс рисунков, работа отряда ЮИД, видеолектории «ГАИ предупреждает», оформлен стенд «Безопасность дорожного движения»);

- сверены медицинские документы;

- оформлены листки здоровья учащихся;

- составлен и утвержден график 4-х часовых бесед со специалистами- медиками;

- проведены беседы в классах о вреде курения, употребления слабоалкогольных напитков, пива, о недопустимости употребления в пищу ядовитых грибов и растений, написаны диктанты на эти темы;

- проведены профилактические линейки и беседы по классам о вреде табака, алкоголя и наркотиков;

- проведен цикл лекций о негативном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков;

- классными руководителями проведены классные часы, беседы по темам «Нет вредным привычкам», «Толерантное отношение к людям, живущим с ВИЧ\СПИДом», « Защитим мир от СПИДа», «Я выбираю здоровый образ жизни» и др.

- 1 декабря проведен День борьбы со СПИДом ;

- в течение года проводилась антиникотиновая пропаганда среди преподавателей и учащихся, рейды по профилактике табакокурения на территории школы);

  1. художественно-эстетическое (участие в программе «Симферополь – культурная столица», посещение музеев, театров, художественных выставок, организация и участие в различных мероприятиях, концерты к праздничным датам, фестиваль народов Крыма, дискотеки для старшеклассников, презентации классов, участие в конкурсе хореографических коллективов, АС-соль, «Рисуют дети на планете»);

  2. правовое (круглый стол «Правоотношения», правовые брейн-ринги) и т.д.

Можно еще много говорить, так как работа в школе проводится огромная – даже внешний вид школы, учителей, оформление кабинетов и холла школа, несет воспитательный момент и воздействует на каждого учащегося.

Но, несмотря, на все сказанное, мониторинг показывает, что наряду с повышением среднего уровня воспитанности по школе, наблюдается его снижение в 7-8 классах, что обусловлено особенностями подросткового возраста. И здесь опять хочется сказать об огромной роли классного руководителя – когда остальные субъекты воспитательного процесса (родители, социальные службы и т.д.) оказываются каким-либо образом вне этого процесса. Хочется также отметить, что многие классные руководители относятся к своим обязанностям, если выражаться языком психологии как «очарованные романтики» - любят свою школу, своих учеников, переживают их успех, привлекают к работе всех своих родственников, считают школу своим домом (Ноговицына М.В., Нестерчук Г.Е., Угничева Я.И., Стеблинова И.Н., Костюченко Л.А., Метелица И.В., Клокель Т.Н., Коваленко В.М., Осолодкова В.Г.). И, как правило, они достигают успеха в решении вопросов воспитания. В тех классах, где классный руководитель типа «временно исполняющий обязанности», соответственно и ниже активность учащихся в различных коллективно-творческих делах и школы, и класса, слабо развито самоуправление в классе.

Вызывает также озабоченность тем, что большинство наших учащихся не охвачены кружковой работой. Возможности есть: и школьные кружки, кружки клуба «Юность», РЦДЮТ.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста ребенка, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

И опять мне хочется вернуться к эпиграфу моего доклада «Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего».

Проводя анализ документации классных руководителей, у отдельных классных руководителей я не смогла увидеть систему воспитательной работы – планы воспитательной работы строятся не на основе анализа работы, не на основе наблюдений за классом или проведения других диагностических методик, а просто копированием чужого (другого класса) плана воспитательной работы, не проставляются даты мероприятий, иногда доходит до смешного – план воспитательной работы 5-гго класса копируется для 10-го! Не ставятся цели и задачи, следовательно, вся работа сводится к «заурочиванию» воспитательной деятельности. Скажем, дала администрация провести мероприятие по патриотическому воспитанию – проведём «урок мужества». Плохо стало со здоровьем детей – проведём «урок здоровья». Ослабла нравственность – на этот случай есть «уроки нравственности». Это приводит к свертыванию всякой внеучебной деятельности. А воспитание тем временем, существуя только в форме имитирующих уроки классных часов, превращается всего лишь в нотации воспитателей.

Поэтому говоря о повышении уровня воспитанности учащихся мы должны говорить о качественном преобразовании системы воспитательной работы – переходу от мало связанных между собой, «добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило, организуются и проводятся педагогами для детей (у последних при этом формируется потребительская позиция) к системе ключевых общешкольных дел, которые педагоги планируют, разрабатывают, проводят и анализируют вместе с детьми. Ключевые дела – это главные общешкольные дела, которые задают годовую программу воспитательной деятельности и образуют одну из основных традиций школы. В этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности. Это, как правило, яркие события в жизни детско-взрослого школьного сообщества.

Это может быть актуализация экскурсионной, туристско-краеведческой деятельности и т.д..

Это может быть поддержка процессов коллективообразования в классах (через создание каких-либо особых традиций класса, стимулирование внутригруппового общения, включение класса в подготовку и реализацию общешкольных событий и т.д.).

Это может быть стимулирование детского самоуправления в классе. Это может быть обеспечение конструктивного сотрудничества педагогического, ученического и родительского сообществ (через различные формы совместной деятельности, коллективных обсуждений, коллегиального принятия решений и т.д.).

Педагоги могут найти и свои собственные направления деятельности. В теории и практике воспитания догм нет. Здесь есть пространство для собственных открытий.

Уважаемые коллеги! Задача сегодняшнего педсовета теорию соединить с практикой. Хочется, чтобы каждый из нас обогатил свой педагогический арсенал, чтобы мы позаимствовали друг у друга эффективные методы, приемы, формы организации воспитательного процесса, способствующие повышению уровня воспитанности.

Надеемся получить ответы на вопросы, предложенные вам для обсуждения.

Завершить свой доклад хочу словами К.Д.Ушинского: «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях».





























Для повышения уровня воспитанности в следующем году необходимо:

  1. Скоординировать работу всех участников учебно-воспитательного процесса на повышение уровня воспитанности учащихся. Направить работу социально-психологической службы, классных руководителей, педагогического коллектива и администрации школы на сплочение коллективов через самопознание, самовоспитание и саморазвитие.

Отв. Рыбакова И.А.

  1. Усилить работу по профилактике асоциального поведения среди учащихся школы. Усилить контроль за неблагополучными семьями. Направить усилия педагогических и ученических коллективов на выполнение плана «Мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних».

В теч.уч.года, отв. Рыбакова И.А.,

Некрасов А.В., классные руководители

  1. В реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся усилить экологический образовательно-воспитательный аспект, природоохранную деятельность школьников.

В теч.уч.года, отв. Рыбакова И.А.,

Климова Н.Б., классные руководители

  1. Активизировать работу с семьёй, привлечь родителей к общественной жизни класса, организовать профилактическую работу на раннем этапе развития ребёнка, обратив внимания на молодые семьи, активизировать работу по реабилитации семей в социуме.

В теч.уч.года, отв. Марцеха Е.В.,

Некрасов А.В., классные руководители

  1. Совершенствовать систему и планирование воспитательной работы в классах.

Постоянно, отв. кл.рук-ли 1-11 классов























Деловая игра:

Мы должны знать, какого ученика ждут через четыре года родители, общество, вторая ступень обучения. Я надеюсь, что сегодняшней совместной деятельностью мы получим необходимый нам продуктивный результат.

На первом этапе группам предлагается из общего списка индивидуальных характеристик личности определить 6-7 качеств, которыми обладает обычный ребенок УВК № 15 (продолжительность этапа 5—7 минут).

(слайд)

Индивидуальные характеристики личности

Дух соперничества.

Креативность, способность к творчеству.

Способность критически мыслить.

Любознательность.

Озабоченность материальным успехом.

Порядочность.

Честность.

Доброта.

Независимость.

Интеллектуальная развитость.

Потребность выполнять правила для учащихся.

Предприимчивость.

Открытость.

Наличие собственных убеждений.

Уравновешенность.

Организованность.

Чувство юмора.

Эмоциональность.

Искренность.

Социальная адаптивность.

Воспитанность.

Овладение общеучебными знаниями, умениями и навыками, определенными стандартами.

Умение различать хорошие и плохие поступки людей.

Прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию (учению).

Потребность в здоровом образе жизни.


Каждая группа информирует о результатах выполнения задания.


По одному человеку от каждой игровой группы представляют свою модель и выписывают на доске качества личности для создания обобщенного образа нормального ребенка, (продолжительность 3—5 минут). Его характеристики фиксируются на ватмане.


На втором этапе предлагается определить 5 качеств идеального ребенка. В дальнейшем работа строится уже по известному алгоритму.


На третьем этапе участникам предлагается определить качества ребенка, формирование которых ожидают от УВК № 15 родители (законные представители) и школа (учителя второй ступени образования).


В итоге получаются 4 разные характеристики, которые нужно согласовать друг с другом. Эти характеристики фиксируются на компьютере.


Согласованный вариант, обязательно обозначенный на ватмане, может служить «моделью» выпускника УВК № 15.


Экспертная группа на основе анализа и обобщения полученных результатов завершает проектирование образа выпускника УВК № 15.




10


Педсовет "Повышение уровня воспитанности"
  • Директору-завучу
Описание:

В настоящее время школа – едва ли не единственный общественный институт, который воспитывает детей от 6 до 17 лет. Очевидно, 11 лет общения со школой, с педагогами, с товарищами по школе, 11 лет целенаправленного воспитательного воздействия при соответствующем профессионализме педагогов смогут и должны сыграть определенную, вернее сказать, определяющую роль в том, каким человек выйдет из стен школы, как он будет готов к жизни, будет ли он счастливым и сумеет ли сделать счастливыми других.

В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом проводит классный руководитель.

Автор Рыбакова Ирина Андреевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1786
Номер материала 29786
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓