Главная / Директору-завучу / Педсовет на тему "Применение информационных технологий в образовательном процессе"

Педсовет на тему "Применение информационных технологий в образовательном процессе"



Педсовет

«Применение информационных технологий в образовательном процессе»


Вступительное слово директора.

Присутствующие поделены на группы.

Каждой группе даются номера, оговаривается, что выступить должен каждый из группы в течение всего педсовета.

Побуждение

1. Стратегия «Изображение основной идеи»

Группам раздаются слова (урок, директор, учитель, перемена, доска, ученик )

Задание: презентовать свое слово в виде песни, стиха, сценки, мимики, игры и др.

На подготовку 3 минуты.

2. Стратегия «Ассоциации»

Составить ассоциации на словосочетание «информационные технологии», работа индивидуально, в паре, в группе, выступление спикера.

Осмысление

3. Стратегия «Осмысленное чтение»

Чтение всего текста каждой группой. Текст делится на части по количеству групп, каждая группа получает свою часть, внимательно ее изучает. готовит мини-проект по этой информации. Затем каждая группа готовит по одному вопросу ко всем частям текста, кроме своей. Начинают презентацию с 1 части, каждая группа отвечает на вопросы других групп.


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Бурный переход общества от индустриального к информационному вносит свои коррективы в жизнь, творчество, образование, производство. Соответствовать требованиям современности, быть специалистом в своей области - есть одна из главнейших задач современного человека.

Школа является "мастерской", в которой совершенствуются все важнейшие качества личности, формируется компетентная, всесторонне развитая личность - "рождается" человек - составная часть общества, а теперь - информационного общества.

Получить необходимый "багаж" знаний и умений для дальнейшего развития, научиться ориентироваться в информации, отбирать нужную, манипулировать ею, научиться "учиться", получать знания - вот небольшая часть того, что должен иметь современный человек.

Изменения, связанные с переходом к "информационной жизни" должны коснуться, и коснулись в том числе, казахстанского образования.

Пришло время учить по-новому, учитывая требования жизни, а сделать переход от уже сложившейся системы, отточенной десятилетиями - сложно.

Тем ни менее, работа в этом направлении ведется. Будущие студенты занимаются в школах, которые оснащаются необходимой компьютерной техникой, пакетами обучающих программ, подключаются к сети Интернет, преподавательский состав осваивает новое оборудование и методики его использования на курсах переподготовки и повышения квалификации, в научной литературе все больше публикуются материалы и методики по применению информационных технологий в образовании.

В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных технологий в образовательных учреждениях. Первое их применение обеспечивает повышение качества обучения в условиях традиционной школы, когда ТСО и компьютер - основной его элемент применяют в учебном процессе как:

  1. средство контроля знаний;

  2. лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования;

  3. мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;

  4. персональный компьютер, как средство самообразования.

1. Для осуществления контроля знаний используются тематические тесты (тестирующие программы); как правило, источником тестов могут служить мультимедиа компакт-диски с обучающими программами или глобальная сеть Интернет. Сегодня многие образовательные учреждения имеют доступ к ресурсам Всемирной сети, а некоторые из них создают собственные Интернет-страницы и располагают на них методические разработки, учебные программы и т.п.

2. За последние годы возросло внимание и исследователей, и учителей практиков к персональному компьютеру как средству моделирования различных процессов. С помощью компьютера моделируются физические явления, химические реакции, управление производственными или экономическими процессами и др. Стоит, однако, отметить, что не следует злоупотреблять компьютерным моделированием, если есть возможность провести реальный опыт.

3. Современные информационные технологии используются:

-при иллюстрировании учебного материала, (например, так называемые, анимированные слайд-фильмы). Это позволяет, при необходимости, демонстрировать изучаемые процессы в динамике. Звуковые и видеофрагменты также можно демонстрировать посредством компьютера;

4. Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. Это, в первую очередь, связано с тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом (электронном) виде, легко организовать автоматический поиск необходимых данных. В электронный вид переведены многие, всемирно известные энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников.

2 часть Второе направление - создание информационно-образовательной среды, позволяющей применить телекоммуникационные технологии в сфере образовательных услуг. Современные телекоммуникационные технологии - это и Интернет, и спутниковое телевидение и электронные библиотеки. Телекоммуникационные технологии стирают барьеры между городом и деревней. Наши студенты и школьники, готовящиеся стать студентами, получают доступ к широкому спектру технической, научной, культурной информации и имеют возможность слушать известных учёных, лучших профессоров университетов разных городов и даже стран. Такая информационная поддержка учебного процесса позволяет систематически повышать качество обучения с целью формирования профессиональной культуры, как сотрудников, так и студентов через усвоение профессиональных норм, знаний, умений, навыков, ценностей и положительного отношения к профессиональной деятельности. В данной образовательной среде транспортировка информации к обучающемуся осуществляется через дистанционное обучение.

С его использованием проблемы расстояний исчезают, поскольку основным достоинством дистанционного обучения является:

1) возможность передачи процесса обучения в любую точку мира;

2) расширение информационного поля и на этой основе повышение качества обучения.

В связи с этим, преимущество дистанционного обучения заключается в том, что образовательные учреждения способны предоставить образовательные услуги всем желающим, в том числе и для получения дополнительного, второго высшего образования, а также для переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава. Дистанционное обучение, таким образом, выступает сегодня важнейшим звеном информационной поддержки учебного процесса.

Особенно необходимым дистанционное обучение становится в небольших городах, население которых не может конкурировать с жителями крупных образовательных центров по доступу к информационным ресурсам.

Такое применение информационных технологий является мощным и продуктивным средством решения актуальных цивилизационных проблем.

Данные технологии позволяют обучающимся и преподавателям находиться практически на любом расстоянии друг от друга, реализовывать разнообразные варианты обучения: курсы вечернего обучения, занятия в выходные дни, летние программы, отдельные циклы семинаров, консультаций, и при этом добиваться требуемого качества обучения. Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал полноценным средством обучения в школе. Это связано не только с проблемами, обозначенными в научной литературе. В частности, для достижения положительного эффекта от применения информационных технологий необходимо соблюдение определенных условий:

  • временное. Каждый предмет школьной программы имеет свои организационно-методические и содержательные особенности, в соответствии с которыми должен быть выбран момент "включения" в него информационных технологий;

  • техническое. Технические характеристики персональных компьютеров различны. В зависимости от круга задач, которые предполагается решать, необходимо подобрать компьютер и дополнительные устройства (такие как сканер, принтер, модем, наушники, микрофон и т.п.). Круг задач определяет предмет, в изучении которого применяется компьютер. Например: для работы на уроках изобразительного искусства или черчения потребуется более мощный компьютер чем, скажем, на уроках математики или информатики;

  • организационное. При включении информационных технологий в процесс изучения предмета встает вопрос настройки программного обеспечения и наладки оборудования. Далеко не каждый учитель владеет навыками необходимыми для комплексного обслуживания компьютерного оборудования или для самостоятельной разработки образовательных средств.

При соблюдении этих условий, по оценкам специалистов, современные информационные технологии могут служить действенным дидактическим средством.

3 часть Проблемы применения в процессе обучения компьютерных средств во многом связаны с готовностью современного учителя к восприятию персонального компьютера как дидактического средства.

Большинство педагогов не используют компьютер. Это обусловлено различными причинами, такими как: неумение работать на компьютере; отсутствие или низкий уровень необходимой компьютерной техники, методик применения компьютера.

Компьютер находит все более широкое применение в различных отраслях деятельности человека и превратился из высокотехнологичного "орудия труда" в универсальный инструмент, доступный каждому. Опыт показывает, что для овладения базовыми приемами работы на компьютере достаточно всего нескольких занятий (36 академических часов). Но захочет ли современный учитель получить такие навыки? Это зависит от того, как будет организовано применение компьютера в учебном процессе. Некоторые педагоги высказались за такую организацию, при которой учитель, в основном, самостоятельно организует занятия, но, в особых случаях прибегает к помощи лаборанта; другие считают, что учитель может самостоятельно организовать занятия с применением компьютера; и лишь немногие готовы полностью возложить организацию занятий с применением компьютера на лаборанта.

Многие учителя желают самостоятельно организовывать занятия с применением компьютера, следовательно, компьютерная грамотность является составляющей профессионализма учителя. Современный учитель должен владеть приемами работы на компьютере. Но какие знания можно считать необходимым минимумом? На каком уровне учитель должен владеть навыками работы на компьютере для успешного применения информационных технологий в процессе обучения? В качестве вариантов можно предложить три уровня.

  • первый уровень - начинающий пользователь (работа с текстом, таблицами, начальные навыки поиска информации в сети Интернет)

  • второй уровень - квалифицированный пользователь (проектирование презентаций, подготовка публикаций в сети Интернет)

  • третий уровень - пользователь программист (изготовление тестирующих и обучающих программ)

Таким образом, вышеозначенные факторы, препятствующие внедрению компьютера в образовательный процесс, остаются актуальными. Особо стоит отметить такие из них как, недостаточное количество компьютерной техники в школе и недостаточный уровень компьютерной грамотности учителя.

Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении являются контроль знаний и самообразование. Высоко оценивают учителя потенциал компьютера, как иллюстративного средства и как средства организации лабораторного практикума. По мнению большинства учителей, организация занятия с применением компьютера в основном является их собственной прерогативой. В качестве необходимого уровня владения компьютерной техникой большинство респондентов отметили уровень квалифицированного пользователя.

Таким образом, факторы, препятствующие внедрению компьютерной техники в образовательный процесс актуальны и для нашей школы.


4. Стратегия «Кубизм» (компьютер и интерактивная доска)

Сравнить – чтобы было общее и различия

Описать - цвет, форма, размер, характер, внешний вид

Ассоциировать – подобрать ассоциации

Анализировать - Как это сделано? Из чего? Зачем? Результатом чего является?

Применить – Что можно с этим сделать? Как использовать?

Аргументировать - «за» и «против», причины и возможности



Рефлексия

  1. Стратегия «Т-таблица». Половина групп работает по 1 фразе, половина по 2, результаты работы выносят на листы, озвучивают

фраза

доказательство


1.Информационные технологии приносят пользу


2.Информационные технологии приносят вред







Педсовет на тему "Применение информационных технологий в образовательном процессе"
  • Директору-завучу
Описание:

Во время работы в средней школе им.А.С.Макаренко при детском доме №2 Акмолинской области у нас практиковалось проведение педсоветов всеми методическмим объединениями школы, желательно в нестандартной форме. И вот после прохождения курсов по развитию критического мышления администрация предложила мне провести педсовет, используя эту технологию. Хотя это происходило 4 года назад, думаю, что тема "Применение информационных технологий в образовательном процессе" всё так же актуальна для многих образовательных учреждений.

Автор Литау Елена Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 816
Номер материала 43083
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓