Главная / Директору-завучу / Педсовет "Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагогов" учителя

Педсовет "Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагогов" учителя

Педсовет


"Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога"


Форма проведения: методический семинар


Эпиграф педсовета: "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)


Цель: выявление влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя


Задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы

2. Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства учителя

3. Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога

4. Проанализировать рост профессиональных компетентностей учителей школы на основе самообразования.

5. Представить материалы продуктивной самообразовательной деятельности педагогов школы.

6. Выработать модель формирования и совершенствования педагогического мастерства педагогов гимназии с учетом специализации и стажа

7. Выработать меры по совершенствованию самообразовательной деятельности педагогов гимназии.


Программа педсовета:

1. Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога. (Змитрович Г.Г.)

2. Анализ состояния и продуктивности самообразовательной деятельности педагогов школы:

- Анализ состояния материалов работы педагогов над темами самообразования

4. Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.

5. Подведение итогов работы педсовета, выработка и утверждение постановления педсовета.


Ход педсовета:

1.Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Автор многих методических пособий для педагогов В.М. Лизинский высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить" Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.». Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;

- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира".

На сегодняшний день существует около трех десятков терминов, относящихся к понятию "непрерывное образование". В Великобритании пользуются термином "продолжающееся образование", в США употребляют термин "образование через всю жизнь", в Швеции - "возобновляющееся образование". Используются и другие термины: перманентное образование, дальнейшее обучение, образование взрослых, последипломное образование и др.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:

учитель 21 века - это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

А. Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях.

В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.

Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства - вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете - способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.

Если процесс образования:

- осуществляется добровольно,

- осуществляется сознательно,

- планируется, управляется и контролируется самим человеком,

- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

(Обсуждение с педагогами: "Почему учителю необходимо заниматься самообразованием?)

Подведение итогов и формулировка выводов.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!

- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Обсуждение с педагогами: "По каким направлениям деятельности учителю необходимо заниматься самообразованием?"

Подведение итогов и формулировка выводов.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

правовое;

эстетическое (гуманитарное);

историческое;

иностранные языки;

политическое;

информационно-коммуникативные технологии;

охрана здоровья;

интересы и хобби.

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Обсуждение с педагогами: "Из каких источников учитель может использовать информацию для повышения своего профессионального уровня?"

Подведение итогов и формулировка выводов.

Определим источники получения знаний:

телевидение;

газеты, журналы;

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

интернет;

видео, аудио;

платные курсы;

семинары и конференции;

мастер - классы;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;

путешествия.


Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Составляющие процесса самообразования педагога:

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.


Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

систематический просмотр определённых телепередач;

чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;

решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

изучение информационно-компьютерных технологий;

посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;

ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.


Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;

программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования.


В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.

Результаты самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- создание комплектов;

- педагогических разработок;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. И у ряда педагогов возникают некоторые трудности при выборе темы по самообразованию, при определении результатов самообразования, форм отчета по итогам самообразования, по определению формы представления достигнутых результатов.

Выбор темы по самообразованию.

Тема самообразования определяется, исходя из:

1) единой методической темы учреждения образования;

2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;

3) педагогического стажа;

4) уровня профессиональной компетентности педагога;

Результат самообразования.

Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);

повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов;

педагогических разработок;

обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).


Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Самообразовательная работа постепенно может перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Однако в нашем учреждении образования в этом направлении активность МО и их членов невысокая, результативность научно-исследовательской деятельности педагогов находится на недостаточном уровне.

Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе школы, т.к. главное её назначение - это организация методической работы, которая направлена на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Достижение данной цели осуществляется в ходе реализации ряда задач. В частности через осуществление выявления, обобщения и распространения эффективной педагогической практики учителей школы и формирование и развитие эффективной модели повышения уровня профессиональной компетентности педагогов через организацию самообразовательной деятельности.

К личности учителя в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога - многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.

К.Д.Ушинский отмечал, что опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет этими навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть организовать образовательное пространство с субъект - субъектными отношениями.

Для учреждения образования, которое работает в режиме развития, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании. Поэтому очень важно знать: готовы ли наши педагоги к самообразованию как к виду деятельности, способствующему повышению профессионального мастерства, которое необходимо для повышения качества образовательного процесса.

Как показывает практика и наблюдения в этой области далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности, иногда они нуждаются в помощи по вопросу формулировки темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагог далеко не всегда умеет расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает ему успех в деятельности, что влияет на её результат и что в ней взаимодействует; он также не всегда чётко представляет цель своего педагогического труда, т.е. то, что понимает под результатом этого труда, и то, как его измерить, диагностировать; в системе опыта практики нередко не улавливают системы идей, опираясь на которые можно успешно продвигаться к вершинам педагогического мастерства и педагогического творчества; отмечаются трудности в переводе педагогических идей и задач на практический уровень.

Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создавать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению новой информации, опыта самостоятельного приобретения знаний.

Система работы по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики.

По утверждению А.Сент-Экзюпери "Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения". Показателем коммуникативной культуры учителя является, прежде всего, гуманистическая позиция (интерес к самому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техники общения. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми - это не язык команд и послушания, а язык доверия.

Педагогам с целью повышения уровня профессиональной компетентности можно рекомендовать памятку.

Памятка для педагогов:

Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?

Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.

Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:

уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;

владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);

уметь вставать на точку зрения ученика;

уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;

уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;

уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;

уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;

уметь не бояться обратной связи от учеников;

уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.


В системе организации работы по самообразованию педагогов в школе необходимо использовать такие формы работы как на общншкольном уровне, так и на уровне структурных подразделений методической службы, которые будут содействовать развитию уровня коммуникативной компетентности педагогов. Это психологические тренинги, семинары-тренинги, спецкурсы, конференции, круглые столы. Это предусматривает решение следующих задач:

- Выявить способности учителя к саморазвитию;

- Определить факторы, стимулирующие и препятствующие саморазвитию и самореализации учителей в школе;

Рабочая гипотеза: если у педагогов достаточный уровень мотивации к саморегуляции деятельности, то повышается степень рефлексии, уровня принятия решений, результативности педагогической деятельности.

В настоящее время особо подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место и функции в обществе. В связи с этим усилились предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально - педагогическая подготовка, выбор мотивов саморегуляции деятельности и самоподготовка учителя рассматривается в качестве одной из ведущих проблем в системе образования.

Следовательно, возникает проблема психологической и профессиональной готовности педагогов к учительской деятельности, прежде всего, в плане осознания себя в качестве ее субъекта и формирования педагогического самосознания.

Чтобы стимулировать развитие ученика, его творческую активность, педагогу в первую очередь необходимо эффективно работать над собой, заниматься саморазвитием и самовоспитанием, т.е. вырабатывать такие качества, которые представляются ему желательными и профессионально значимыми.

Эффективная работа над собой требует не только необходимых знаний и умений, но и высокой мотивации. Необходимо помнить, что быть личностью - это значит постоянно строить себя, стремиться к саморазвитию, самореализации, самоактуализации.

С целью повышения уровня мотивации к саморазвитию у педагогов целесообразным представляется вовлечение учителей в деятельность по развитию как их профессиональных, так и творческих качеств. А также позитивное влияние на снижение зависимости способности к саморазвитию у педагогов от внешних факторов может оказать проведение цикла тренинговых занятий "Управление эмоциональным состоянием педагогов". Так же следует чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами, такие как фестивали, праздники успехов учителей, которые содействуют сплочению коллектива и раскрытию творческого потенциала педагогов, созданию в коллективе творческой атмосферы. Есть необходимость систематически проводить дни психологической разгрузки для педагогов.

Все учителя-предметники, классные руководители, воспитатели ГПД, специалисты СППС, педагог организатор занимаются организацией самообразовательной деятельности по следующему алгоритму:

1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям;

2. Разработка плана по самообразованию;

3. Определение источников информации;

4. Изучение теоретических источников;

5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий);

6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов;

7. Подготовка отчета по теме самообразования;

8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.

1. Все учителя предметники, классные руководители, воспитатели ГПД, педагог психолог, педагог социальный и члены администрации занимаются работой над темами самообразования.

2. Все педагогические работники школы оформляют необходимую документацию по организации самообразовательной деятельности. Это: индивидуальный план работы над темой самообразования на текущий год, анализ за прошлый год, перспективный план самообразовательной деятельности в основном на 3-5 лет, материалы работы над единой методической темой, над индивидуальной темой, изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

3. Не у всех педагогов имеются в полном объеме нормативные документы, регулирующие организацию образовательного процесса. Т.к. нормативные документы у каждого педагога имеются в других папках, то целесообразно будет в папках по самообразованию не выделять такой раздел, т.к. эти документы просто дублируются.

4. У большинства педагогов широко представлены практические наработки по теме самообразования (разработки уроков, дидактический материал, разработки внеклассных мероприятий, классных и информационных часов, факультативов).

5. Неактивно ведется большинством педагогов работа по посещению уроков и внеклассных мероприятий у коллег. Хотя посещение уроков у опытных учителей дает возможность любому учителю извлечь пользу в плане повышения своего профессионального уровня, а тем более молодому учителю. Поэтому при планировании самообразовательной деятельности следует обратить внимание именно на посещение уроков у коллег и вести учет посещенных уроков.

Анализ тем самообразовательной деятельности учителей школы показывает, что у большинства из них темы достаточно актуальны, дано обоснование актуальности выбранной темы. Темы выбираются с учетом единой методической темы школы, актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов, их уровня профессионального мастерства, стажа. Темы самообразовательной деятельности учителей школы распределены с учетов реализации инновационного проекта

В организации работы по самообразованию не удалось в полной мере избавиться от формализма. Мне думается, что если руководители МО потребуют материалы по самообразованию, некоторые педагоги проявят хоть какую –то активность. С целью устранения этих негативных моментов необходимо в дальнейшем систематически анализировать результативность работы педагогов по самообразованию на заседаниях МО, методического совета, педсовета, рекомендовать педагогам применять более разнообразные нетрадиционные формы презентации результатов работы по самообразованию.

Вот мы и включили в программу педсовета панораму позитивного педагогического опыта наших коллег, который был приобретен в ходе работами над темами самообразования. Это творческие отчеты педагогов, презентация продуктивной самообразовательной практики:

4.Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.

Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. Ученые выявили факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:

- Недостаток времени;

- Состояние здоровья;

- Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;

- Недостаточная поддержка со стороны администрации;

- Собственная инерция.

К факторам, которые стимулируют развитие самообразование:

Интерес к работе;

Возрастающая ответственность за результаты труда;

Пример коллег;

Новизна деятельности;

Обучение на курсах;

Пример и влияние администрации;

Организация методической работы;

Возможность получения признания в коллективе.


Именно на последнем факторе хочется остановиться подробнее. Необходимо разработать рейтинговую система оценки деятельности педагогов, что даст возможность проводить оценку результативности профессиональной деятельности учителей по ряду критериев (результативность работы по предмету, внеклассной работы, методической деятельности). При оценке результативности методической работы необходимо сделать акцент на: участие в конкурсах педмастерства, в педсоветах, семинарах, работа по обобщению опыта, проведение открытых уроков, результативность самообразовательной деятельности).

Далее нам хотелось бы определить основные проблемы несовершенства в нашей самообразовательной деятельности. Для этого у вас на столах есть листы рефлексии с установкой на саморазвитие. Я попрошу каждого ответить на предложенные вопросы.

(музыка, работа с листами рефлексии)

Подведение итогов:

1. Что еще надо добавить в вашу профессиональную деятельность?

2. Каких черт характера не хватает вам для того, чтобы быть успешным педагогом?

3. Какой из жизненных принципов Вам ближе всего и почему?

4. Вы карьерист? В хорошем смысле этого слова? Какой вы видите в будущем свою педагогическую карьеру?

5. Современный учитель - это профессионал или личность?

Современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях.

Педсовет "Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагогов" учителя
  • Директору-завучу
Описание:

Прописаны                 цель                   и                задачи педагогического              совета,             программа               педагогического                         совета,                       выступление  то  теме  педлагогического  совета.

 

 

Автор Змитрович Геннадий Григорьевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 3381
Номер материала 31395
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓