Главная / Другое / Педсовет "Здоровьесберегающие технологии"

Педсовет "Здоровьесберегающие технологии"

Педсовет:

«Здоровьесберегающие технологии»

«Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых».

Цель  педагогического совета:

Изменение уклада школы-интерната с пользой для здоровья  участников образовательного процесса

Задачи педагогического совета:

  • Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения здоровьесбережения.

  • Определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы.

  • Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.

  • Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

Ожидаемый результат.

  • Создание основ для методологического и технологического  моделирования различных видов  деятельности, направленных на укрепление здоровья  в школе.

  • Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

Форма педагогического совета: работа проблемных групп.

Функции: проектировочная, организационно-управленческая.

За две недели до заседания  педагогического совета необходимо  разделить педагогов на группы по 8-9 человек  по желанию.
Каждая группа   выбирает своего руководителя на заседании педагогического совета.

Методы предварительного исследования:

  • Мониторинг обучающихся «Если хочешь быть здоров…»

  • Мониторинг педагогов школы «Валеологическая оценка педагогической технологии обучения детей»

  • Анализ заболеваемости учащихся школы

  • Психологическое исследование обучающихся 7-11классов


II. Оформление  и техническое оснащение заседания педагогического совета.

  • Эпиграф  к педагогическому совету

«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»

Н.К. Смирнов

  • Компьютер для демонстрации таблиц


План проведения педсовета

  • вступительное слово сообщение « Здоровьесберегающие технологии обучения».

  • Сообщение «Анализ здоровья учащихся школы»

  • Работа в творческих группах:

    • Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

    • Проблемная группа №2 «Здоровье учителя»

    • Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»

  • Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо


Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В моей педагогической деятельности это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности.

Важно помнить, что мы сами можем сохранять и возвращать своё здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться и научить этому своих учеников.

- Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это самое ценное в нашей жизни. Помните содержание  сказки А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы узнать что-нибудь о себе, царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи.  Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» С помощью вот этого зеркальца (показываю) мы узнаем ответ на вопрос «Что такое здоровье?» (каждый педагог, глядя в зеркальце,  дает свою формулировку понятия «здоровья», передавая зеркальце друг другу по кругу).

-Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, в поздравлениях мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. 

Предлагаем принять участие в  упражнении «Я работаю над своим здоровьем».

Педагогам предлагается  сделать один шаг в центр  круга (к пирамиде здоровья), если ответ будет положительным, если ответ отрицательный – учителя остаются  на месте.

Вопросы:

- я ежедневно  выполняю  утреннюю гимнастику

- я ежедневно совершаю прогулки перед сном

- я посещаю бассейн, СПА клуб, тренажерный зал

- я периодически провожу  разгрузочные дни;

- у меня отсутствуют вредные привычки;

Итак, кто из Вас оказался рядом с моделью «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли  Вы пути, помогаете ли Вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.  А что означает здоровый образ жизни? (ответы педагогов). Давайте обратимся к модели «Здоровье».

МОДЕЛЬ «ЗДОРОВЬЕ»

1.      Организация двигательного режима.

2.      Рациональное питание.

3.      Закаливание.

4.      Профилактические мероприятия.

5.      Психоэмоциональный комфорт.

-  Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здоровья дается такое определение понятия здоровья - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. А мы с вами отвечаем за свое здоровье, но и главным образом за здоровье наших детей. Как своих собственных, так и за наших воспитанников.

Медицинскими работниками нашего учреждения систематически проводится анализ заболеваемости наших воспитанников, с этими данными выступит наш врач __________________________________________________________(приложение 8)

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья обучающихся, а это около 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, среди них можно выделить основные:

-  стрессовая педагогическая тактика;

-  несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

-  несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

-  интенсификация учебного процесса;

-  функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

-  отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к нарушению саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Для укрепления здоровья учащихся учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении их здоровья.

Применяя здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе педагог сохраняет и улучшает здоровье обучающихся.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения

Здоровьесберегающая образовательная технология – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов).

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

-  технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

-  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

-  разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

При построении урока с позиции здоровьесберегающих технологий учителю надо придерживаться основных правил.





Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. 

Во-вторых, главная цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

Задавание вопросов является:

  • показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

  • проявлением и тренировкой познавательной активности;

  • показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.


Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

  • левополушарные люди – при доминировании левого полушария, для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

  • правополушарные люди – доминирование правого полушария, у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

  • равнополушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

 



Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  • 5-25-я минута — 80%;

  • 25-35-я минута — 60-40%;

  • 35-40-я минута — 10%.

Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

  • уроки-игры;

  • уроки-дискуссии;

  • уроки-соревнования;

  • театрализованные уроки;

  • уроки-консультации;

  • уроки с групповыми формами работы;

  • уроки взаимообучения учащихся;

  • уроки творчества;

  • уроки-аукционы;

  • уроки-конкурсы;

  • уроки-обобщения;

  • уроки-фантазии;

  • уроки-концерты;

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

 

Правило 4. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

 

Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Неудача ученика на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.


Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока:

 Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.

Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Число видов учебной деятельности используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия.

Нормой считается 4-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма: 7–10 минут.

Число видов преподавания используемых учителем: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.

  1. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

  2. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

  3. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

  4. Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

  5. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

  6. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

  7. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

  8. Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.

  9. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

  10. Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

  11. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Работа проблемных групп.

Работа проблемных групп определяется  специальным техническим заданием, которое включает минимальный набор вопросов и дополнительные материалы для каждой группы.

Групповая работа продолжается 40 минут.

    • Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

    • Проблемная группа №2 «Здоровье учителя»

    • Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»

Проблемная группа №1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

Уважаемые коллеги!

От учителя – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся  оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные  технологии и вся внутришкольная среда. Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим  те, которые  имеют непосредственное  отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения :

  • Связь своих задач и задач самого учащегося.

  • Творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся.

  • Предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.

  • Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов  подключения всех органов чувств учащихся.

  • Психологический настрой всего класса на урок и динамику  состояний учащихся, оптимальных  для каждого этапа урока.

  • Преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.

  • Представление в начале урока его крупного плана – общей картины  того, чему будет посвящён урок.

  • Включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.

Для  решения этих задач учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.

Техническое задание:

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  • Как Вы оцениваете  обычные уроки  в нашей школе с точки зрения здоровьесбережения?

  • Почему педагоги часто не соблюдают валеологические требованиями к уроку.

  • Каково проблемное поле урока в нашей школе   с позиции здоровьесбережения?

  • Какое внимание уделяете Вы этим проблемам?

  • Что необходимо предпринять для решения проблем?

  • Что мешает приближению к идеалу? 

2. Обсудите предложенный проект анализа урока с позиции здоровьесбережения. Оцените его комплексность , оптимальность . Сделайте замечания и предложения. (Приложение 1).


Проблемная группа № 2 «Здоровье учителя»

Уважаемые коллеги !

Работа учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным  напряжением, дистрессами. Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?
Нездоровый учитель не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так  как  в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления  синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся.
Предупредить болезнь – всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.

 Техническое  задание.

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  • Насколько актуальны  проблемы деформации личности, проявления синдрома выгорания, хронического стресса  для педагогов нашей школы?

  • С какими трудностями  при взаимодействии с учащимися в нашей школе вы сталкиваетесь?

  • С какими трудностями Вы сталкиваетесь в ролевых отношениях с коллегами по работе?

  • С какими  трудностями Вы сталкиваетесь при взаимодействии с родителями?

  • Какие  корпоративные меры, на Ваш взгляд, можно предпринять  для улучшения физического, психического и социального здоровья учителя.

2. Обсудите в группе Добрые советы , предложенные учёными психологами для  борьбы с психологическими перегрузками, деформацией личности, проявлениями синдрома выгорания. (Приложение 2 )

Деформация личности преподавателя является многоуровневой системой адаптации к условиям социума и способом активного преобразования своей жизнедеятельности в соответствии с личным опытом




Проблемная группа № 3«Формирование культуры здоровья ученика»

Уважаемые коллеги!

Без  грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет  выполнить свою задачу по охране их здоровья. Ребёнок, подросток, не заботящейся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укреплении, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителей остаться здоровым в современных  условиях не сможет.

Методология воспитания культуры здоровья школьников основана:

  • Обеспечение грамотности в вопросах здоровья.

  • Формировании мотивации на ведение здорового образа жизни.

  • Воспитании ответственности за  собственное здоровье и здоровье близких.

 Техническое задание.

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  • Как вы ощущаете, достаточно ли компетентны  педагоги нашей школы в вопросах формирования культуры здоровья школьников?

  • Формирование культуры здоровья - это проблема только воспитательной системы или она должна решаться и через базисный учебный план?

  • Исходя из методологических составляющих  воспитания культуры здоровья человека, определите пути  обучения здоровью, повышения мотивации на ведение здорового образа жизни,  воспитания ответственности   за собственное здоровье.

2. Разработайте положение конкурса «Самый здоровый класс».


Итак, проанализировав работу групп можно сделать следующие выводы.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе

  • температура и свежесть воздуха;

  • рациональность освещения класса и классной доски;

  • наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей;

  1. Число видов учебной деятельности (Норма: 4-7 видов за урок)
     - опрос учащихся; запись материала; чтение; слушание; рассказ; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; решение примеров, задач и др.

  2. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма –7-10мин;

  3. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее 3.

  4. Чередование видов преподавания. Норма- не позже  чем через 10-15 минут.

  5. Наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы  и творческого самовыражения самих учащихся ,когда они превращаются  из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и  созиданию. К таким методам относятся:

  • метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, способа  действия, способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.)

  • активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием,  обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как  исследователь);

  • методы, направленные на самопознание и развитие(интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

  1. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности   инициирования дискуссии, обсуждения.

  2. Позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель за посадкой  учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы.

  3. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке –    их место, содержание и продолжительность.  Норма-на 15-20минут по 1мин. из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями на каждого.

  4. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

  5. Наличие внешней мотивации деятельности обучающихся на урок. Стимуляция внутренней мотивации.

  6. Психологический климат на уроке. Взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-ученик».

  7. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений музыкальных минуток и т.п.

  8. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками    на учебную работу. Норма-не менее 60% и не более 75-80%.

  9. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма   40минут- в средней и старшей школе.

  10. Темп и особенности окончания урока:

  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания

  • спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать  учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом,  попрощаться с учащимися;

  • задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).    


Разрушительно воздействуют на состояние  здоровья школьников:

 

  1. 1. Стрессогенные   технологии проведения урока и оценивания знаний обучающихся.

  2. Недостаток физической активности учащихся.

  3. Отсутствие   индивидуального подхода в обучении.

  4. Несоблюдение гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса.

  5. Недостаточный уровень   психологических знаний педагогов.

  6. Низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

 

  Принципы  здоровьесберегающей педагогики:

 

  1. Принцип доброты.

  2. Принцип успешности.

  3. Принцип ненанесения вреда.

  4. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся (то есть все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье обучающихся и учителей)

  5. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

  6. Принцип соответствия  обучения возрастным особенностям обучающихся.

  7. Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке

  8. Принцип  заинтересованности

 

Некоторые  идеи профилактической  медицины  и  психологии здоровья  от  известных  врачей  и психологов

 

  1. Если вы будете  от  души  смеяться  хотя бы 10 минут в день,  то  ваш сон  станет  спокойным. Риск  инфаркта  снизится  на 50%.

  2. Не  подавляйте  в  себе негативные  эмоции,  иначе  вы заболеете  неврозом.

  3. Ходите пешком – это  профилактика гипертонии.

  4. Если  любите петь,  то  пойте  каждый  день – это  продлевает  жизнь,  укрепляет  сердечную  мышцу.

  5. Живите делами  сегодняшнего дня по принципу  «здесь  и  сейчас»,  не  сожалейте о  прошлом  и  особо  не  беспокойтесь,  что будет завтра.

  6. Думайте больше  о  светлых  и  радостных сторонах жизни,  а  не о темных и печальных,   ибо   «наша жизнь  есть то,  что  мы о ней  думаем».

  7. Не  следует держать  злобу  на  оппонентов  и  пытаться  с ними расквитаться.

  8. Старайтесь   приносить  радость  другим людям. Делая добро  другим,  вы  делаете  его  прежде  самому себе.

  9. Отдыхайте до того,  как  пришло  чувство   усталости.

  10. Не задерживайте внимания  на недостатках  других.  Проявляйте  больше интереса  к  их  положительным качествам.

  11. Помните:  здоровье не самоцель,  а  лишь  условие  достижения  счастья  и  благополучия  в  семье  и на работе.


Основные   государственные  нормативно-правовые документы,

регламентирующие вопросы сохранения здоровья обучающихся

 

              1. Федеральный закон  от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ  «Об  основных гарантиях  прав ребенка  в Российской Федерации»;

              2. Закон об образовании РФ;

              3. Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН  2.4.2.2821-10,  утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010


По окончании обсуждения проводится релаксация (Приложение 7)

Здоровьесберегающие  технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 Сущность здоровьесберегающего урока:

  • обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока,

  • позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни

 Один  из  рецептов  возвращения  к   ЗОЖ - улыбка

  1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

  2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.

  3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.       



Формулировка проекта решения педагогического совета.

  • Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий  по охране и укреплению здоровья учащихся , создание оптимальных условий работы педагогов.

  • Учителям-предметникам:

    • Строго соблюдать дозировку домашнего задания;

    • На уроках проводить физкульминутки;

    • Разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости;

    • Вести урок в темпе, позволяющем ученикам правильно и без сильного напряжения осваивать материал;

    • Предлагать задания, позволяющие повторить материал;

    • Предлагать занимательные игры или вопросы для разрядки;

  • Рекомендовать школьной столовой ввести витаминизацию.

  • Заместителю директора школы по хозяйственной части усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью, проветриваемостью и тепловым режимом кабинетов.

  • Учителю физкультуры раз в четверть проводить Дни Здоровья в школе

  • Принять форму анализа урока с позиции здоровьесбережения

  • Принять положение «Самый здоровый класс»

  • Принять комплекс физкультминуток на уроках.

















Приложение 1


Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.


п/п

Критерии оценки

Оценка

исследователя

Самооценка

педагога

1.

Обстановка и гигиенические условия в классе (температура, свежесть воздуха , освещение и др.)



2.

Постановка валеологических целей урока



3.

Психологический микроклимат на уроке



4.

Мотивация учащихся на начало каждого этапа урока

(используемые учителем методы повышения этой мотивации)



5.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке



6.

Число видов учебной деятельности на уроке (норма 4-7)



7.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (норма 7-10 минут)



8.

Характер учебно-познавательной деятельности

( репродуктивный, поисковый, продуктивный)



9.

Межпредметные связи с проблемами здоровья (Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребностей в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; включение в урок материала, помогающего ориентироваться в современном мире.)



10.

Число методов преподавания (словесный, наглядный, практический ) ( норма не менее трёх)



11.

Чередование методов преподавания (норма 10-15 минут)



12.

Активные методы и формы обучения на уроке.



13.

Место и длительность применения ТСО



14.

Личностно – развивающий подход (использование субъективного опыта ученика, применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала, учёт индивидуальных особенностей учащихся, субъект-субъектное обучение, развитие познавательной деятельности, диалогичное общение, использование разнообразных сенсорных путей восприятия информации)



15.

Характер педагогического общения



16

Позы учащихся, чередование поз.



17.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке

(норма на 15-20 мин. урока по 1 мин . 3-4 упражнения)



18.

Формирование у учащихся самоанализа, самооценки, саморегуляции.



19.

Тем и ритм урока (соответствие уровню подготовленности учащихся, оптимальный, действия учителя и учащихся завершённые)



20.

Плотность урока (количество времени , затраченное школьниками на учебную работу ; норма не менее 60% и не более 75-80%)



21.

Диагностика момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма – не ранее чем через 25-30 мин. – 1 класс; 35- 40 мин. – в нач. школе; 40 мин.- остальные учащиеся; 30 мин. – учащиеся коррекционно-развивающего обучения).



22.

Особые заслуги учителя (урок на свежем воздухе)





Приложение 2

Добрые советы

против профессиональной деформации, «выгорания» и дистрессов.


  1. Оцените ситуацию : как изменилось за последнее время отношение к работе, если мысль о ней вызывает раздражение и усталость , пора принимать меры.

  2. Создайте себе комфортные условия работы.

  3. «Уйдите в отключку», т.е. регулярно давайте себе возможность расслабиться, сделать себе что-либо приятное.

  4. Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотическом беспорядке : когда утром вы придёте на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

  5. Разговаривайте с людьми по пустякам – тоже лекарство от стресса.

  6. Используйте обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлечённые темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему уроку.

  7. Избавьтесь от боязни ошибиться – достичь полного совершенства всё равно не получиться , а пробовать разные варианты необходимо.

  8. Станьте заменимыми. Надо избавиться от иллюзии , что без Вас процесс остановится . Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию.

  9. Готовьте пути отступления.

  10. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.

  11. Стремитесь побороть страх.

  12. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой

  13. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.

  14. Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.

  15. Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».

  16. Используйте возможность выступить с речью.

  17. Следите за фигурой.

  18. Маленькие радости в ваших руках.

  19. Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой.

  20. Увеличивайте время , которое посвящается другим интересам , а не работе.

  21. Научитесь признавать право окружающих быть другими.

  22. Больше доверяйте другим людям.

  23. Старайтесь уменьшить нагрузку в течение дня.

  24. Старайтесь быть терпимыми к себе и окружающим.

  25. Общайтесь с людьми, с которыми чувствуете себя комфортно.

  26. Активно занимайтесь восстановлением и укреплением своего здоровья.

  27. Овладевайте методами психокоррекции.

  28. Перестройте своё эмоциональное отношение к людям и событиям.



Приложение 3

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривании учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха


Наружная температура, оС

Длительность проветривания помещения, мин

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

От +10 до +6

4 - 10

25 - 35

От +5 до 0

3 - 7

20 - 30

От 0 до -5

2 - 5

15 – 25

От -5 до -10

1 – 3

10 – 15

Ниже -10

1 - 1,5

5 - 10







Приложение 4

Продолжительность непрерывного применения

технических средств обучения на уроках

классы

Непрерывная длительность (мин), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клаиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25






Приложение 6

Приложение  7 к СанПин 2.4.2.2821-10

Рекомендации  по  проведению занятий физической культурой

в зимний период

Возраст обучающихся

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе

Без ветра

При скорости ветра до 5 м/сек

При скорости ветра до 6-10 м/сек

При скорости ветра более 10 м/сек

до 12 лет

- 9  С

- 6  С

- 3  С

 

Занятия не  проводятся

12-13 лет

-12  С

- 8  С

- 5  С

14-15 лет

-15  С

-12  С

- 8  С

16-17 лет

-16  С

-15   С

-10  С

 









Приложение 7

Релаксационное упражнение «Полёт к звезде»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; снятие мышечных зажимов; отработка навыка рефлексии

Возраст участников: подростки

Временной регламент: 45-50 мин.

Оборудование: магнитофон, диск с записью релаксационной музыки.

Когда рождается человек, то на небе загорается его звезда, чтобы светить ему весь его век. Она горит так ярко, что её спасательной энергии хватает на долгие-долгие годы, она оберегает нас, спасает, даёт надежду и силы.

И сегодня я предлагаю совершить вам путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт к звезде, к своей звезде.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…

Вы чувствуете, как ваши ноги  постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите вниз: всё, что раньше вас окружало (дома…, улицы…, деревья…, парки…, машины…) всё становится маленьким, едва заметным.

А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда?.. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная?.. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?

Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения…

А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…

А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА…, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…

Почувствуйте, как постепенно тяжелеют ваши ноги, а тело становится грузным… вы начинаете свой путь обратно, домой. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца.

Если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты, облака), постепенно стано вится всё меньше и меньше… Вот – приближающаяся Земля. Реки, озёра, луга, парки, дома, люди… всё - становится более крупным, более заметным…

Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня… И пусть ваша звезда далеко, но каждый раз, как только вы устали, или у вас грустное настроение, или вам просто нужны свежие силы…просто навестите ее, совершите это необычное путешествие…

Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате…


Приложение 8

Информация о заболеваемости 2015 год


Д I -122

Д II – 150

Д III – 8


Ниже среднего – 6

Выше среднего – 34

Среднее - 240

ФГ – 182

Осмотр фтиз. – 2

Лечение – 0

Вираж - 0

Стационар – 12

Соматические – 10

Инфекционные – 2

Физ.лечение - 16

Осмотрено:


  • стоматологом - 280

  • окулистом – 32

  • травматологом – 12

  • гинекологом – 73

  • инфекционистом – 2




Д II

Д III

ЗФР – 6

Логопед – 7

Вариноц – 14

Кардопатия – 3

ВСД – 11


ФСШ – 12

ДХЛЖ – 8

Нарушение осанки – 27

Плоскостопия – 5

РВИС – 15


Энцефал – 2

Эндем зоб – 6

Миопия - 32


Сколиоз - 4

Хр. Гастрит - 4



Заболеваемость

Прочая категория – 95

  • ОРЗ – 431

  • Бронхит – 3

  • Ларингит – 21

  • Отит – 16

  • Конъюнктивит – 21


  • Фурункулез – 5

  • Панариции – 5

  • Лимфаденит – 5


  • Кроообращение – 36

  • Клетно-мышечная – 36

  • Кожная – 16

  • Психическая – 7

  • Глазные – 39

  • Миопия – 32

  • Нервные – 17






23


Педсовет "Здоровьесберегающие технологии"
  • Другое
Описание:

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В моей педагогической деятельности это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности.

Важно помнить, что мы сами можем сохранять и возвращать своё здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться и научить этому своих учеников.

Автор Исмоилова Айгуль Флюровна
Дата добавления 10.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 81
Номер материала MA-068455
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓