Главная / География / Педагогика в сотрудничестве на уроках географии

Педагогика в сотрудничестве на уроках географии

Педагогика в сотрудничестве на уроках географии




























































Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде. 
В новых социально-экономических условиях значительно повысились требования к членам современного общества. Известно, что во всех сферах производственной деятельности ценятся личности, имеющие высокий уровень внутренней культуры, нравственной воспитанности, а также личности, умеющие ставить перед собой цель, проявляющие инициативу и активность в ее достижении. Сосредоточенность и заинтересованность на процессе работы повышают ее качество.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Вышеназванные компетенции успешно реализуются в рамках метода обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дьюи (1970г.), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р.Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона (Калифорния).

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяют добиваться высоких результатов. К числу достоинств данной идеи следует отнести гуманность.

Педагогика сотрудничества является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть 

Целевые ориентации педагогики сотрудничества: 

1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений. 

2. Гуманно-личностный подход к ребенку. 

3. Единство обучения и воспитания. 

Сотрудничество – это идея совместной развивающей деятельности педагогов и учащихся, объединенная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. 

Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Два субъекта учитель (родители, администрация, социальные партнеры учреждения) и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим. 

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: 

1. Гуманно-личностный подход к ребенку (развитие в комплексе всей совокупности качеств личности через всю образовательную среду учебного заведения, поддержка и развитие природных и получаемых способностей ребенка, развитие личности как главной цели образования, создание ситуации успеха, приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность). Гуманное отношение к детям – это заинтересованность в судьбе ребенка, вера в ребенка, мастерство общения с ним, отсутствие принуждения, положительное стимулирование, терпимость к недостаткам. Демократичное отношение к процессу обучения и воспитания – это уравнивание значения прав ребенка и учителя, право на ошибку, направляющий, убеждающий, организовывающий стиль общения. 

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс (содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы, обучение, прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления, интеграция школьных дисциплин, положительная стимуляция ученья, вариативность и дифференциация обучения, совершенствование методов и форм учебного процесса 

3. Концепция воспитания (превращение школы Знания в школу Воспитания, постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы, формирование общечеловеческих ценностей, развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности, сочетание индивидуального и коллективного воспитания, постановка трудной цели 

4. Педагогизация окружающей среды (педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда, социальное партнерство). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны 

География и экономика традиционно считаются сложными предметами из – за большого объема информации, множества объектов на карте, сложности трактования законов и субъективного восприятия в оценке экономических процессов и явлений, вызывающими затруднения, тревожность, неуверенность в своих силах. Если ученик допускает много ошибок в практических работах, то это говорит о необходимости дополнительной практики и тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Чаще всего для решения проблем, нужно предоставить ученикам возможности дополнительной практики, в коллективе, в группе, в паре, в дополнительных занятиях с учителем, но на уровне сотрудничества и заинтересованности в развитии (а не наказания за неуспех). 

Педагогика сотрудничества на уроках географии и экономики помогает создать совершенно другую, нежели в традиционном обучении, атмосферу мотивации и развития личности, условия для самовыражения, поступательного движения вперед каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков. 

Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не состязательность в успехах. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. 

Учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся, его роль больше не сводится к передаче информации и контролировании ее усвоения. 

Ученики получают возможность: думать свободно; говорить непринуждённо, эмоционально; много и внимательно читать; много думать и анализировать; осознавать, как важны для жизни и профессиональной деятельности знания географии и экономки; самому рассуждать много, свободно, эмоционально, разнопланово, зная, что тебя поймут. 

Задача учителя в педагогике сотрудничества - помочь ученикам самостоятельно найти нужные знания из самых различных источников, научиться учиться всю жизнь, пробовать критически осмыслить получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, видеть проблемы, генерировать идеи, искать способы рационального решения вопросов. 


 




Литература: 

1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. –М.: Просвещение, 1991. – 198с. 

2. Селевко Г.К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991. 

3. Селевко Г.К, Тихомирова Н.К Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. - Ярославль, 1989. 


Примеры из опыта работы учителя географии:


Для каждой группы подготовлена инструктивная карточка с заданием. Задания для 1,2,3 групп аналогичны.

Группа №1

Задание

Составьте характеристику природной зоны тайги.

Инструктивная карточка для учащихся:

  1. Используя карты атласа и дополнительные источники информации, соберите сведения о климате, водах, почвенном и растительном покрове, животном мире данной природной зоны. Опишите особенности географического положения ПЗ.

  2. На основании полученных данных, составьте схему, укажите взаимосвязи между компонентами данной ПЗ.

  3. Оцените природные ресурсы природной зоны, одним-двумя словами (“бедны”, “богаты”…)

  4. По выполненной схеме составьте устный рассказ о ПЗ.

  5. Расскажите о древесных породах тайги, об условиях их произрастания и использовании их человеком.

Образец выполнения.

ГП. ПЗ тайги - самая большая по площади ПЗ России. Она протянулась широкой полосой от западных границ почти до побережья Тихого океана. В европейской части охватывает большую часть Кольского полуострова, значительную территорию Русской равнины от северного полярного круга до примерно 550- 57с.ш. Охватывает значительную часть Западно-Сибирской равнины и Среднесибирского плоскогорья.

Климат. Тайга находится в пределах умеренного климатического пояса. Получает 70-90 ккал/смсолнечной радиации в год. Температура января от -8С до -40С, июля +100…+180С, осадков 400-800 мм, на значительной территории увлажнение избыточное, в районе Среднесибирского плоскогорья достаточное.

Многочисленные реки, озера, болота, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы богатые.

Почвы подзолистые, дерново-подзолистые, мерзлотно-таежные. Малоплодородные.

Тайга. Густо стоят суровые ели, пригнув к земле тяжелые мохнатые лапы; расставили короткие ветви пихты. Длинными бородами свисают с них грязно-зеленые лишайники; широко развернулись в плечах могучие красавцы кедры, сибирские братья европейской сосны. Шелестят под ними светлой зеленью березы, осины. А у ног их сплелись ветвями кустарники. Тих, мрачно, сыро. Тишина.” - это описание Саянской тайги.[3]

Далее идет рассказ о ели, сосне, кедре, пихте, лиственнице об условиях их произрастания и использовании человеком. Представление репродукции картины “В лесу графини Мордвиновой” (художник Шишкин И.И.)

Художник рассказывает о лесной тишине под покровом весенних сумерек, об умиротворяющей скромной красоте леса. Ощущается мягкость мха, нежная хрупкость молодой поросли, прохлада чащи. Сквозь пушистые еловые ветки пробивается золотистый вечерний свет.

Группа №2

Задание

Составьте характеристику природной зоны смешанных и широколиственных лесов.

Образец выполнения.

ГП. ПЗ смешанных и широколиственных лесов располагается южнее тайги. Не образует сплошной полосы, как тайга. Зона смешанных лесов занимает центральные районы Русской равнины, тянется по линии Псков – Москва – Нижний Новгород – Казань

Пермь. Далее простирается узкой полосой по южной части Западной Сибири. Зона широколиственных лесов представлена лишь в европейской части страны.

Климат. Находится в пределах умеренного климатического пояса. Получает 90 - 110 ккал/см2 солнечной радиации в год. Температура января от -80 С до -160 С, июля +180 …+190С, осадков 500-700 мм, на значительной территории увлажнение достаточное.

Климат теплее и менее континентальный, чем в тайге, зима со снежным покровом, но без сильных морозов.

Достаточно много рек, озер, болот. В целом водные ресурсы богатые.

Почвы в смешанных лесах дерново-подзолистые и серые лесные, в зоне широколиственных лесов – серые лесные и бурые лесные. Эти почвы более плодородные, чем дерново-подзолистые.

Классическим первозданным ландшафтом средней полосы России являются смешанные хвойно-широколиственные леса. К сожалению, сохранилось их немного, да и то в заповедниках и национальных парках. Мало остается и дубрав, которые в доисторические времена непролазной чащей расстилались преимущественно к югу от Москвы-реки. Теперь же это редкие островки. Южнее Тулы, в пределах тульской засечной черты (когда-то непроходимым заслоном встававшей на пути татарской конницы), еще есть значительные массивы дубовых лесов.

Кроны лесных красавцев дубов, а также сопутствующих им кленов, лип, ясеней, вязов и прочих широколиственных деревьев первого яруса поднимаются до 25-40м. Они густые, сомкнуты довольно плотно, но света хватает, и под пологом идет бурная жизнь. Во втором ярусе растут рябина, боярышник. В третьем – многочисленные кустарники, среди них раскидистая лещина. Четвертым ярусом стелется по земле травяной покров из сныти, папоротников, всевозможных злаков, осоки. Особенно красиво в дубравах ранней весной, когда цветут медуницы, первоцветы, ветреницы, гусиный лук, подснежник-пролеска, ландыш и др.

И все же для средней полосы характерны леса мелколиственные: березняки, осинники, ольшаники.” [4]

Далее идет рассказ о дубе, березе, липе, осине об условиях их произрастания и использовании человеком. Представление репродукции картины “Березовая роща” (художник Левитан И.И.)

Березы… Как хороши они в Плесе! Спускаются постепенно с крутых холмов, окаймляют их, словно в девичьем хороводе. На окраине города, в нагорной части, раскинулась старая березовая роща, где так любил бывать Левитан, где завершил картину “Березовая роща”



Группа №3

Задание

Составьте характеристику природной зоны муссонных лесов Дальнего Востока.

Образец выполнения.

ГП. Зона муссонных смешанных лесов находится на крайнем юге Дальнего Востока (юг Хабаровского и весь Приморский край). Эту территорию называют Уссурийским краем.

Климат. Находится в пределах умеренного климатического пояса в области муссонного климата. Получает 110 - 120 ккал/смсолнечной радиации в год. Температура января от -16С до -24С, июля +16…+190С, осадков 400-800 мм (с летним максимумом), на значительной территории увлажнение избыточное.

Достаточно много рек, озер, болот. В целом водные ресурсы богатые.

Почвы в зоне муссонных смешанных лесов дерново-подзолистые и бурые лесные. Василий Поярков, один из русских землепроходцев, вот, что писал о приамурских землях “те землицы людны, и хлебны, и соболины, и всякого зверья много, а те реки рыбны, и государевым ратным в той землице хлебной скудности ни в чем не будет”.

Далее идет рассказ о растительном и животном мире Уссурийской тайги.

Группа №4

Задание

Дайте характеристику природных ресурсов лесной зоны.

Инструктивная карточка для учащихся:

  1. Используя карты атласа и текст учебника, соберите сведения и дайте оценку:

А) почвенных ресурсов;

Б) агроклиматических ресурсов;

В) охотничье-промысловых ресурсов;

Г) растительных ресурсов.

  1. Используя дополнительный материал, определите виды мелиоративных работ в освоенной человеком области лесной зоны. Какое значение они имеют для восстановления ресурсов лесной зоны, а также для жизни населения?

  2. Ответ оформите письменно.

Образец выполнения.

Виды природных ресурсов лесной зоны

  1. Почвенные. Подзолистые и дерново-подзолистые почвы содержат мало гумуса. Эти почвы малоплодородные. Преимущество этих почв - способность накапливать и удерживать влагу. При хорошем удобрении дают высокие урожаи. Необходимо известкование почв. Можно использовать для выращивания зерновых:

пшеницы, ржи, овса, ячменя и т.д. Серые лесные и бурые лесные почвы более плодородные.

  1. Агроклиматические. В тайге земледелие в теплое время года и очаговый характер. В северной части сумма температур воздуха с температурой выше +100С – 1000-1600, в южной части – 1600-2200. Агроклиматические ресурсы наиболее благоприятны для животноводства. В зоне смешанных и широколиственных лесов сумма температур воздуха с температурой выше +100 С – 2200. Здесь большие площади заняты под пашню.

  2. Растительные. Древесина. Заготовка лекарственного сырья, диких плодовых и ягодных растений, грибов. Наибольшие запасы древесины в восточных районах страны. Это слабо освоенные районы с суровым климатом. Заготовка древесины затруднена и обходится дороже, чем в европейской части. Но там леса значительно вырублены. Примерно половина древесины теряется в виде отходов – сучьев, пней, коры, все это бросается в лесу, захламляя его и мешая естественному росту. Значительны отходы лесопиления и деревообработки.

  3. Охотничье-промысловые. Наибольшую ценность имеют пушные звери (соболь, белка, лисы, куницы и др.). Охота на оленей, лосей кабанов ради мяса и шкур. Объектом охоты являются куропатки, тетерева и др. Необходимо регламентировать охоту, бороться с браконьерством.

  4. Рекреационные. Чистый воздух, наполненный ароматом трав и смол, и в целом красота лесного ландшафта радует, вдохновляет, успокаивает, бодрит, лечит.

3. Обучение в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы по 4-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и класса в целом достигается усвоение всего материала.


По окончании работы в группах каждая команда представляет свою работу всему классу. В конце работы проводится индивидуальное тестирование. Итогом урока является усвоение всеми обучающимися заданной темы.

4. Метод «пилы» применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты. Число фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Группа обычно включает 5-6 человек. Каждый участник назначается ответственным за свой фрагмент учебного материала. Его задача – изучить свой фрагмент и добиться, чтобы все участники освоили этот фрагмент. Затем эксперты из различных групп объединяются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. После возвращения экспертов в свои группы работа продолжается еще некоторое время, после чего организуется индивидуальная проверка знаний. Это может быть работа по карточкам или устный ответ на вопрос учителя, адресованный любому члену группы. Группа получает одну отметку на всех.

Данный метод используется на обобщающих уроках в 6 классе. Например, на уроке «Гидросфера», класс делится на группы по 5-6 человек. Каждый участник группы получает свое задание.Задача каждого учащегося - повторить свое задание и добиться, чтобы все участники освоили его.

После совместной работы каждая группа освещает любой вопрос по выбору учителя. Оценка ставится одинаковая для всех участников группы.

Исходя из темы урока, уровня подготовленности обучающихся, задач, поставленных на определенном этапе урока, применяются различные приемы метода обучения в сотрудничестве, способствующие успешному усвоению учебного материала.

Прием «Мы уже знаем»

Учитель выдает ключевое слово изучаемой темы и предлагает каждой группе за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием.

Каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

В результате на доске формируется кластер, отражающий знания по данной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки класса, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала .

Прием «Лови ошибку»

Учитель раздает группам заранее подготовленные карточки с текстом, который содержит ошибочную информацию, и предлагает обучающимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из личного опыта и знаний;

  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Обучающиеся в ходе совместного обсуждения анализируют текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель, после выявления явных ошибок, предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Прием «Своя опора».

После объяснения нового материала учитель предлагает каждой группе создать по данной теме опорную схему. Ребята в ходе совместного обсуждения устанавливают и графически изображают логические связи между звеньями схемы.

Затем каждая группа по очереди представляет и объясняет свою схему. Под руководством учителя проходит анализ схем и при необходимости их доработка, корректировка.

Прием «Учимся сообща»

Текст, подлежащий изучению, делится на равные по объему фрагменты. При этом следует учитывать, что количество групп должно быть в два раза больше, чем количество фрагментов текста.

Первая группа получает отрывок текста, готовит выступление по данному фрагменту. Вторая группа готовит вопросы к тому же отрывку текста (3-5 вопросов). Таким же образом выступают следующие группы обучающихся. Учитель подводит итоги учебной деятельности.

«Учебный мозговой штурм»

В каждой группе выбирается ведущий, следящий за выполнением правил штурма, направляющий деятельность школьников, а также секретарь, фиксирующий предложенные идеи на отдельном листе бумаги.

Проводится первичное обсуждение и уточнение проблемы, требующей решения. Обучающиеся стараются предложить максимальное количество вариантов решения; все высказанные идеи группа рассматривает критически, стараясь найти в каждой рациональное зерно; отбирают от двух до пяти наиболее интересных решений, готовят на их основе ответ.

Ученики защищают и обсуждают предложенные ответы.


Прием «Пресс-конференция»

Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать «до раскрывающие вопросы», которые могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими. Группы могут работать над одним и тем же текстом, но составлять вопросы разных уровней. Ребята в группах составляют списки вопросов (3-5 вопросов).

Учитель все вопросы разбивает на три группы, комментируя свои действия:

  1. вопросы, на которые можно ответить на уроке;

  2. вопросы, требующие отдельного исследования;

  3. вопросы, ответов на которые, возможно не существует.

По желанию ученики отвечают на вопросы из первой группы. Некоторые вопросы из второй группы могут стать темами докладов обучающихся.
























































































































Педагогика в сотрудничестве на уроках географии
  • География
Описание:

Педагогика в сотрудничестве на уроках географии   

доклад

 

 

 

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде. 
 В новых социально-экономических условиях значительно повысились требования к членам современного общества. Известно, что во всех сферах производственной деятельности ценятся личности, имеющие высокий уровень внутренней культуры, нравственной воспитанности, а также личности, умеющие ставить перед собой цель, проявляющие инициативу и активность в ее достижении. Сосредоточенность и заинтересованность на процессе работы повышают ее качество.

 

        В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

 

        Вышеназванные компетенции успешно реализуются в рамках метода обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дьюи (1970г.), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р.Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона (Калифорния).

 

 

 

Автор Зайнетдинова Рамиля Шамиловна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 777
Номер материала 12005
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓