Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Педагогическое взаимодействие с семьей
2 слайд
Школа XXI века определяется развитием в обществе следующих факторов:
- высокой технологии;
- информативности;
- интернационализации;
- антропологического подхода к формированию личности школьника.
2
3 слайд
Создание единого воспитательно-образовательного пространства "семья - образовательное учреждение".
Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи.
Кризисное состояние современной семьи - социальная проблема, требующая решения и социальная реальность, ждущая помощи.
3
Легович М.В.
4 слайд
Решение выдвинутых задач в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума.
Необходим комплексный, системный подход, а также программная форма организации и управления работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.
Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей.
4
Легович М.В.
5 слайд
Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей. В частности - на уровне общеобразовательного учреждения.
Это позволит воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого общеобразовательным учреждением.
5
Легович М.В.
6 слайд
Целями деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи названы:
содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей,
выработка единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
6
Легович М.В.
7 слайд
Модель взаимодействия школы и семьи:
определить основные направления данного взаимодействия школы и семьи;
разработать прогностическую модель выпускника школы, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов, прежде всего, вопросов преемственности воспитания в семье и образовательном учреждении с целью эффективного развития и образования учащихся;
определить уровни, на которых будет реализовываться модель взаимодействия школы и семьи;
определить возможные ее составляющие;
7
Легович М.В.
8 слайд
разработать этапы внедрения данной модели в практику образовательного учреждения;
выявить и ранжировать проблемы процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи, определить профессиональные, а также личностные запросы педагогов школы, родителей, учащихся;
спланировать методическую и научно-исследовательскую деятельность различных звеньев и структур школы, учреждений дополнительного образования по решению проблем и в соответствии с запросами школы и семьи;
разработать систему стимулов этой деятельности.
8
Легович М.В.
9 слайд
Современная школа ставит своей целью обеспечить:
доступность
эффективность
качество образования
развитие гармонической, разносторонне развитой личности, способной к самореализации, сотрудничеству с людьми разных мировоззренческих взглядов.
9
Легович М.В.
10 слайд
Прогностическая модель личности выпускника
Творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к самореализации.
10
Легович М.В.
11 слайд
Знания и умения
Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения образования
Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне
Грамотное и свободное владение устной и письменной речью
Экологическая грамотность, понимание взаимосвязи человека с природой
Знание основных достижений культуры
Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию
11
Легович М.В.
12 слайд
Здоровье
Здоровый образ жизни
Осознанное отношение к здоровью и физической культуре
Овладение антистрессовой защитой
Умение применять простейшие способы оказания первой помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуациях
12
Легович М.В.
.
13 слайд
Познавательная деятельность
Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования
Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их
Способность использовать знания на практике
Рациональная организация труда, самообразования, научно-исследовательской работы
Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем
13
Легович М.В.
14 слайд
Культура личности, жизненная и нравственная позиция
Гуманистическое мировоззрение
Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию
Правовая культура
Коммуникативность, культура общения
Духовная культура, бережное отношение к общечеловеческим ценностям
Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения
Оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей
Адекватная самооценка
14
Легович М.В.
15 слайд
Педагогический родительский всеобуч будет способствовать практической реализации данной модели личности выпускника,
будет вооружать родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей,
обеспечивать единство воспитательных воздействий школы и семьи,
обобщать и распространять положительный опыт воспитания,
предупреждать родителей от наиболее распространенных ошибок,
привлекать их к активному участию в воспитательной работе.
15
Легович М.В.
.
16 слайд
С учетом этих позиций разработаны вариативные программы всеобуча родителей. В форме вариативных программ представлена работа:
«Родительского университета»;
«Учимся вместе»;
«Школы семейной духовной культуры»;
«Консультационной службы образовательного учреждения»;
«Телефонной службы доверия «Учитель-родитель. Родитель-школа»;
«Родительского лектория»;
«Семейного клуба»;
«Материнской школы»;
«Семейной гостиной».
16
Легович М.В.
17 слайд
Назначение вариативных программ взаимодействия семьи и школы в том, чтобы создать такую аутентичную воспитательно-образовательную среду, где высокое качество воспитания и обучения сочетается с педагогически грамотным учетом возможностей каждого школьника и его семьи, его индивидуальных особенностей, где обеспечиваются условия для раскрытия способностей каждого ученика, его социальной адаптации к условиям сегодняшней реальности.
17
Легович М.В.
18 слайд
Создание вариативных программ и модели взаимодействия общеобразовательной школы и семьи:
Максимально отвечает своеобразию и условиям жизни в каждом конкретном регионе, районе, округе, муниципалитете и т.д.
Обеспечивает гибкое удовлетворение образовательных и воспитательных запросов и потребностей обучающихся и их родителей.
Обеспечивает реализацию идей, как базового образования, так и образования по возможностям, способностям, интересам обучающихся.
18
Легович М.В.
19 слайд
Создает психологическую, комфортную воспитательно-образовательную среду для общего, интеллектуального, нравственного развития личности, для самостоятельного, осознанного выбора в школе, в семье, в социуме в целом.
Учителя и родители учащихся средней общеобразовательной школы являются непосредственными субъектами образовательного процесса, а родители, кроме того, - еще и одним из заказчиков образовательных услуг.
19
Легович М.В.
20 слайд
В последнее время обострилась проблема взаимоотношений родителей и общеобразовательного учреждения (школы), это является, по мнению многих ученых-исследователей и педагогов-практиков, проявлением взаимодействия-конфликта между профессиональной (учителя, администратора) и непрофессиональной (родителей) частью педагогического сообщества
20
Легович М.В.
21 слайд
Различия во взаимодействии этих двух групп по отношению к воспитательному процессу определены и по характеру построения и отношения контроля и ответственности.
Педагоги отчитываются перед государством, и, фактически, перед родителями,
а родители, по существу, свободны от юридической и административной ответственности перед школой
21
Легович М.В.
.
22 слайд
педагогический коллектив школы, в первую очередь, заинтересован в успешности данного образовательного процесса в целом, в рамках класса и школы,
а родители заинтересованы в успешности, в первую очередь, своих собственных детей.
22
Легович М.В.
.
23 слайд
Отбор материала для всех предлагаемых программ родительского всеобуча подчинен ряду принципов:
1) родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, знание которых является несомненной ценностью для образования родителей;
2) материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей;
3) учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач;
4) программы родительского всеобуча предполагают вариативность использования.
23
Легович М.В.
.
24 слайд
Вариативность реализуется за счет:
- права выбора руководителем общеобразовательного учреждения той или иной вариативной программы (ряда программ) и технологии социально-педагогического сопровождения семей в вопросах воспитания;
- возможности создания собственной авторской программы занятий с родителями, исходя из потребностей и задач конкретного образовательного учреждения;
- содержания процесса повышения социально-педагогической компетентности родителей учащихся разных возрастных групп;
24
Легович М.В.
25 слайд
- построения программы каждой формы родительского всеобуча таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый учебный материал;
- использования различных форм образования родителей в условиях общеобразовательного учреждения;
- методики проведения учебных занятий родительского всеобуча, в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или отдельной встречи с родителями;
25
Легович М.В.
26 слайд
Для реализации разработанных программ обоснованы следующие технологии организации родительского всеобуча:
- непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка;
26
Легович М.В.
27 слайд
- привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях и клубной деятельности с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач;
- привлечение родителей к активной деятельности в рамках школьного самоуправления;
- активизация участия детско-родительской общественности в муниципальных и региональных интегральных просветительских и досуговых программах.
27
Легович М.В.
28 слайд
Вариативные программы и технологии социально-педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей могут использоваться в работе с четко определенным контингентом родителей
"Клуб молодой семьи", "Материнская школа" - в работе с родителями воспитанников дошкольной группы прогимназии, учащихся начальных классов;
"Школа "Учимся вместе" - для родителей детей, работающих по индивидуальным учебным программам в условиях семейного, надомного образования и экстерната.
28
Легович М.В.
29 слайд
"Родительский университет", "Родительский лекторий", "Семейная гостиная", "Школа семейной духовной культуры", "Консультационная служба» существуют и развиваются на протяжении всего времени пребывания ребенка в образовательном учреждении (с 1 по 11 класс).
Весь корпус учебного материала в программах компонуется вокруг центральных проблем, основанных на закономерностях развития ребенка в разные периоды детства и соответственно распределенных по разделам (классам)
29
Легович М.В.
30 слайд
Такое построение программ обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психолого-педагогических знаний родителей. Также это обеспечивает формирование у родителей навыков:
педагогического взаимодействия с детьми,
анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции собственной родительской позиции при решении этих проблем, с целью профилактики девиантного поведения у детей и создания единого воспитательного пространства "семья - образовательное учреждение".
30
Легович М.В.
31 слайд
Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания необходимо вооружать родителей конкретными методами и приемами воспитательной работы с детьми с учетом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья.
Исходными для всех программ являются положения о том, что самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный климат.
Особую роль в этом плане приобретают такие категории как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.
31
Легович М.В.
32 слайд
Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности.
Поэтому во всех представленных вариативных программах делается акцент на необходимости организовывать воспитание с учетом психофизического развития и духовно-нравственного становления детей.
32
Легович М.В.
33 слайд
Обучение родителей включает в себя ряд этапов.
Во-первых, необходимо определить потребности в обучении и ресурсы для его организации.
Во-вторых, составить план и программу.
Затем - реализация учебной программы.
Оценка результатов.
33
Легович М.В.
34 слайд
Как же построить систему эффективного обучения родителей?
Образование родителей на базе средней общеобразовательной школы должно быть ориентированным на актуальные проблемы жизни семьи и ее взаимодействия со школой.
Родители обязательно должны понимать его задачи и цели.
34
Легович М.В.
35 слайд
Образование родителей должно проходить в активных формах.
эффективность занятий достигается там, где коллективные формы (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) сочетаются с групповой и индивидуальной работой (консультацией классных руководителей, учителей-предметников, психологов, специалистов-медиков, социологов, логопедов и др.), педагогическое просвещение - с активным включением родителей в воспитательную работу с детьми в школе и по месту жительства;
теоретические сведения должны обогащаться обменом опытом по семейному воспитанию, проведением педагогических практикумов, разбором конкретных педагогических ситуаций с родителями.
35
Легович М.В.
36 слайд
К активным формам такого обучения можно отнести родительские педагогические мастер-классы и мастерские, организуемые самими родителями, демонстрирующими передовой опыт семейного воспитания.
Обучение должно сопровождаться мотивированно-стимулирующим контролем и вознаграждением за успехи.
С этой целью администрация образовательного учреждения должна продумать, как поддержать стремление родителей к новым знаниям и применению их на практике воспитания детей.
36
Легович М.В.
37 слайд
Существует еще одна проблема: наличие специалистов, ответственных за проведение обучения родителей и контроль результатов обучения.
Для успешной организации обучения нужны люди, которые и будут проводить эту работу.
Это могут быть классные руководители определенных классных параллелей, председатель методического объединения классных руководителей, заместители директора по воспитательной работе, психологи, социальные педагоги, логопед, медики-специалисты.
37
Легович М.В.
38 слайд
Формы проведения занятий родительского всеобуча могут быть самыми разнообразными:
Лекции
Семинарские занятия
Конференции
Круглые столы
Мозговые штурмы
Деловые игры
Экскурсии
Индивидуальные беседы и консультации.
38
Легович М.В.
39 слайд
За управление процессом обучения родителей обычно отвечают директор и его заместители по учебной и воспитательной работе
39
Легович М.В.
40 слайд
Как же оценить результаты обучения и дальнейшие его перспективы?
Особая роль при любой форме организации родительского всеобуча отводится социологическим опросам, анкетированию и тестированию учащихся, педагогов и родителей.
Нужно регулярно проводить социологические и психологические исследования и изучать уровень достижений учеников.
Богатый материал по данным этих исследований поможет администрации школы понять необходимость коррекции движения в общей воспитательной работе (при формировании учебных программ, курсов, при осмыслении, на какую поддержку родителей можно рассчитывать).
40
Легович М.В.
41 слайд
Родители и педагоги совместно должны мотивировать выбор формы обучения, потребности в специализированном обучении, определить особенности восприятия учащимися школы и семьи как микросоциумов (можно проводить путем анкетных опросов).
41
Легович М.В.
.
42 слайд
На следующем этапе классными руководителями составляются социально-демографические характеристики семей учащихся.
Глубокое изучение полученных результатов стереоскопических опросников позволит сделать определенные выводы об успешности создания единой формирующей среды в школе и семье, определить ту форму родительского всеобуча, которая для данного учебного заведения является наиболее необходимой и оптимальной.
42
Легович М.В.
43 слайд
Выявленные в ходе таких социологических исследований запросы семьи соотносятся с основными направлениями научно-педагогического поиска школы в целом (в области воспитания и образования).
Формируется коллектив специалистов (включая социального педагога, психолога, логопеда, офтальмологов и других специалистов-медиков), которые могут охватить все возрастные группы учащихся и их родителей специальной и психолого-педагогической диагностикой, а, кроме того, компетентно и профессионально работать в дальнейшем с родительской аудиторией.
43
Легович М.В.
44 слайд
Психологическая служба школы проводит совместно с родителями диагностику стиля воспитания в семьях, осуществляет на основании полученных данных индивидуальные консультации для родителей (по проблемам взаимоотношений детей и родителей, учеников и учителей, родителей и педагогов) с целью реальной коррекции этих взаимоотношений во время учебных занятий с родителями.
Психологи школы ежемесячно должны проводить тематические практикумы для родителей, способствующие профилактике и преодолению психологических и педагогических проблем в семье и школе.
44
Легович М.В.
.
45 слайд
Функции школьных консалтинговых служб в процессе образования родителей и интегрирования семьи и школы заключаются в:
- квалификации школьных и семейных проблем;
- оценке состояния психических процессов ребенка и системы социальных связей, в которых он находится;
- во владении экспресс-методиками для диагностики и коррекции семейных отношений.
45
Легович М.В.
46 слайд
Ежегодно первые занятия с родителями детей всех возрастных групп (их можно проводить 1 сентября в День знаний) посвящаются изучению основных направлений модернизации образования, различных документов по вопросам образования, воспитания с учетом воспитания и обучения детей данного возраста в предстоящем учебном году.
46
Легович М.В.
47 слайд
Заключительные занятия родительского всеобуча рекомендуется провести в форме конференции, которая должны пройти под знаком дальнейшего совершенствования содержания и форм педагогического всеобуча, повышения роли семьи в воспитании детей.
Важнейшими задачами конференций являются обобщение опыта семейного воспитания, выявление путей его совершенствования в соответствии с обновленными требованиями к образованию и воспитанию, обсуждение результатов педагогического всеобуча и итогов работы школы за истекший период.
47
Легович М.В.
48 слайд
При подготовке к занятиям необходимо использовать рекомендованную литературу, инструктивно-методические письма Министерства образования РФ, публикации в журналах "Дошкольное воспитание", "Семья и школа", "Воспитание школьников", "Народное образование", в сериях брошюр по педагогике и психологии.
Рекомендуется сопровождать работу образовательного учреждения по родительскому всеобучу организацией выставок детских работ, игрушек, детской литературы, детских газет, проведением школьных детских спектаклей для родителей и вместе с родителями, туристических слетов с участием родителей и т.д.
48
Легович М.В.
.
49 слайд
Для проведения занятий с родителями составляется график занятий (расписание) с утвержденным директором школы определенным днем недели и временем проведения занятия для каждой избранной формы родительского всеобуча (ответственный за составление расписания занятий родительского всеобуча - заместитель директора по воспитательной работе).
Для индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных школьных служб можно выделить другие дни недели.
Консультационные часы также образовывают сетку расписания индивидуальных занятий и консультаций с родителями.
Проводить обучение надо в удобное для родителей время, не допуская дополнительных перегрузок.
49
50 слайд
Такая система взаимодействия школы и семьи позволит реально осуществить гуманистические личностно-ориентированные подходы в целостном воспитательном процессе.
50
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В данной презентации рассматриваются этапы взаимодействия семьи и школы, приведены примеры мероприятий, которые можно провести с родителями.
Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей. В частности - на уровне общеобразовательного учреждения.
Это позволит воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого общеобразовательным учреждением.
Современная школа ставит своей целью обеспечить:
6 665 124 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Легович Маргарита Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
7 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.